О болевых точках главного финансового документа

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
23 октября 2008 года в Оренбурге состоялось очередное заседание Политклуба регионального отделения ВПП «Единая Россия». Темой разговора стала работа над проектом областного бюджета «Бюджет развития или…».
 
Перетягивания бюджетного одеяла не было

На встрече присутствовали руководители разных политических партий, промышленных и сельских предприятий, представители бизнеса, научного сообщества, социальной сферы и СМИ. Поначалу могло показаться, что заседание превратится в ситуацию, описанную И. А. Крыловым в басне «Лебедь, рак и щука». Но перетягивания бюджетного одеяла удалось избежать, хотя попытки со стороны некоторых присутствовавших были. Организаторам удалось выполнить поставленную задачу и направить рассуждения в русло актуальных для области проблем формирования бюджета на 2009-й и плановые 2010-2011 годы.

Встреча носила довольно демократичный характер. Каждый желающий мог высказаться в любой момент. Да и когда еще появится такая возможность - перебить министра экономического развития или председателя Заксоба.

Заводилой разговора выступил Дмитрий Кулагин. В этом нет ничего удивительного, ведь как раз сейчас у депутатов Законодательного собрания идет горячая пора - обсуждение проекта бюджета. Председатель ЗС области в несколько несвойственной, как он признался, роли модератора в начале обсуждения  настоятельно попросил не зацикливаться на теме кризиса и творчески  подойти к заявленной теме обсуждения «Бюджет развития или…». Гостям были предложены такие варианты обсуждения: бюджет проедания, экономии, выживания  или суперразвития. И вопросы были под стать, к примеру, «Дефицит бюджета – добро или зло?». Каждый мог выбрать стратегическое направление бюджета, обосновав свой выбор, или ответить на волнующий вопрос.

О болевых точках финансового документа

Председатель комитета Законодательного собрания области по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики, член фракции «Единая Россия» Владимир Киданов затронул самые противоречивые моменты бюджета, заострив внимание на особо болевых точках:

- Есть две составляющие в бюджете. Первая представляет собой проедание. Кому бы это не нравилось, мы обязаны финансировать те расходы и обязательства, перед фактом которых нас ставит государство. Основной раздел  этих обязательств - социальная сфера. Но и даже здесь можно найти конструктив: в первую очередь, это капитальные вложения. Конечно, не такие большие по финансированию статьи, но они направлены на развитие экономики. Цель данного развития: как из одного рубля сделать несколько, то есть увеличить налоговые доходы предприятий через поддержку производства.

Многих из присутствующих волновало соотношение доходной и расходной части бюджета, дефицита и профицита. Президент банка «Русь» высказал  депутатскую точку зрения по этому поводу, приправив ее цифрами и фактами:

- Если рассмотреть цифры бюджетов на 2007-й, 2008-й и предполагаемый 2009-й годы, то они показывают планомерное развитие экономики области, о чем свидетельствует рост доходов. Хотя рост доходов на 2009 год составляет всего 12%, что меньше по сравнению с другими годами (2008 - 21%). Эта цифра может вызвать дискуссию. Но она будет уместна, особенно если учитывать происходящие сейчас в мире события. Когда в спокойной стратегически развивающейся экономике происходит сбой или кризис, то возникает определенный «экономический шок». Поэтому правительство области разумно заложило подобный невысокий рост доходов бюджета. Поэтому системно  с этой цифрой можно согласиться. Мы наблюдаем консервативный жесткий подход к расходам: они увеличены по сравнению с другими годами всего на 2% (в 2008 году рост расходов на 48%). Мы считаем, что это тоже правильно.

Одна из противоречивых тем вокруг  главного финансового документа касается дефицита бюджета. Дефицит бюджета является добром или злом? Дефицит бюджета нужен, может и должен быть использован в рамках конкретной цели или задачи, к примеру, на развитие экономики региона. Например, покрытие дефицита за счет размещения долговых обязательств для развития экономики, а не на решение каких-то социальных задач. Так делали в Самарской области, Краснодарском крае и других территориях. Получаемые ресурсы направляются в точечные проекты и отрасли экономики. За счет средств от развиваемого проекта происходит возврат заимствованных денег, и тем самым создается налоговая база. Это правильно! Но сейчас другая ситуация. Заимствовать сегодня очень дорого и рискованно. Сегодня, наоборот, надо подумать над тем, куда и сколько надо направлять.

Владимир Николаевич упомянул и о возможных последствиях мирового финансового кризиса на бюджет и экономику области. Им было выдвинуто одно из самых ярких предложений на заседании: заложить в бюджете области резервный фонд, так называемую «финансовую подушку безопасности» для устранения возможных последствий финансового кризиса и на случай чрезвычайных ситуаций и происшествий. Да и наличие профицита за 9 месяцев текущего года в сумме более 4 млрд рублей прямо толкает к такому поступку. В фонде, по мнению Владимира Киданова, надо концентрировать доходы от «природных благ».

Откуда есть бюджет будет? И для кого?

Оживленная беседа среди членов клуба развернулась вокруг вопроса об источниках наполнения бюджета. «Проблема в том, что доходная часть бюджета формируется по большей части только за счет налогов от «нефтянки», другие варианты почему-то упущены из вида. Почему, начиная с 2006 года, до сих пор нет других конструктивных решений и структурных сдвигов по наполнению бюджета?» - с возмущением высказалась Марина Солодкая, профессор Оренбургского института МГЮА, обращаясь к Владимиру Киданову. Последний парировал, что заседание посвящено не высказыванию претензий по поводу самого проекта бюджета ввиду отсутствия главного автора, а обсуждению и высказыванию, главным образом, проблем экономического и иного характера различными специалистами. «На некоторые вопросы мы еще сами не получили ответы», - признался Киданов.

Мысль Марины Солодкой продолжил Владимир Афанасьев, заведующий кафедрой статистики и эконометрики ОГУ, доктор экономических наук, профессор: «Нужна созидательная стратегия для развития бюджета!»

Владимиру Афанасьеву приходилось в прошлом году заниматься проектом областного бюджета. Он поделился с окружающими секретами: «Научности никакой! В игрушки играют». Он поведал, что небольшой дефицит создают искусственно, а заканчивают год с небольшим профицитом.

- Чтобы расширить доходную базу бюджета, нужно увеличить производство и оживить предпринимательскую деятельность. Почему у нас не развивается машиностроение и приборостроение? Всем ясно и понятно, что возрождение промышленности приведет к формированию налоговой базы бюджета, - ясно, как на лекции, высказался профессор.

Доктор экономических наук также обратил внимание всех на вопрос проработки механизма отношений с госмонополиями: «Мы говорим о рынке, которого нет. Везде нагло и бессовестно главенствуют монополии, чему способствует политика региональных и федеральных властей. Я бы посоветовал сравнить норму прибыли предприятий машиностроения и нефтяных и газовых «гигантов».

В последние годы совсем забыли про государственную собственность. Никакого контроля за государственной долей пакета акций не ведется. Пора уходить от разговоров, как любит говорить Сытежев, от «забалтываний», к реальным делам, иначе бюджет будет несерьезным».

Доктора наук частично поддержал Дмитрий Кулагин. Он рассказал, что программа поддержки машиностроения в Оренбуржье уже принята.

Андрей Шевченко, председатель Оренбургского горсовета, припомнил законы природы: «Законы экономики действуют как законы природы. В последние 4 года мы подзабыли эти законы и привыкли к тому, что доходная часть бюджета превышает расходную. Но оказалось, что этому быть не всегда». В качестве примера Шевченко привел доход бюджета МО «Оренбург», похваставшись независимостью от налогов «нефтянки» и высоким налогом на прибыль.

Но кризисная ситуация коснется, по его мнению, и муниципальных образований. Поэтому надо очень внимательно рассчитать базу доходов и расходов бюджета на 2009 год, заострившись на том, что наш бюджет является социально направленным. «Если деньги не тратить на людей, то они вообще не нужны. В этой ситуации мы должны понять, как заработать и как потратить эти деньги», - с беспокойством о народе заявил председатель горсовета.

Дмитрий Кулагин успокоил Андрея Шевченко, сказав, что на муниципальные образования выделят достаточную сумму средств с тем, чтобы они не перевешивали свои обязательства на шею государства.

Бюджет развития. Что это?

По мнению доцента кафедры факультета журналистики ОГУ Булата Калмантаева, говоря о развитии страны, нужно обсудить и понять само понятие «развитие». Развитие в его понимании не есть бесконечное расширение производств, посевных площадей и строительства заводов, оно, прежде всего, связано с человеческим потенциалом.

- Мы не должны забывать о таких важных понятиях, как производительность труда, развитие интеллектуального потенциала, вклад в человеческие ресурсы – вот на чем должна строиться политика государства, - заключил Булат Абдуллович.

Дмитрий Кулагин поддержал мысли Булата Калмантаева, заговорив метафорами: «Не хотелось, чтобы наш регион превратился в мусорную тележку. Мимо будут мчаться составы,  а нам будут кидать шкурки от бананов».

Павел Рыков, председатель ГТРК «Оренбург», связал развитие бюджета с развитием малых предприятий:

- Бюджет области держится на 5 китах: нефть, газ, энергетика, черная и цветная металлургия. Кризис затронул все эти отрасли, и начались проблемы. Наблюдается слабый рост предприятий малого и среднего бизнеса, что ненормально для рыночной экономики. Я связываю это с тем, что мы успокоились ввиду высоких цен на нефть, чего делать было нельзя.

Стратегия развития области и бюджет. Точки соприкосновения?

Социолог и политтехнолог Валерий Солодкий выделился среди гладких речей чиновников своими каверзными вопросами по соотношению проекта бюджета и программы стратегического развития области. А следом и Булат Калмантаев задался риторическим вопросом, к чему было потрачено столько интеллектуальных усилий для разработки и принятия некой концепции развития области, если она вообще не удовлетворяет председателя комитета Законодательного собрания области по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики. 
 
Естественно, что в разговор вмешался министр экономического развития и торговли Александр Мелихов, сообщив о том, что в настоящее время министерством разработана «Стратегия развития Оренбургской области до 2030 года». При этом не преминул задеть своих оппонентов: «Если люди искренне болеют за развитие области и сейчас задают прямые вопросы, то почему тогда, при составлении данной стратегии, наше местное научное сообщество выставило счета за помощь  в разработке? И никто не захотел становиться ответственным за идеи, заложенные в стратегии?». По нашим данным, вскоре стратегия будет представлена губернатором депутатскому корпусу.

Что касается бюджета, то, по словам Александра Мелихова, экономить на финансировании социальной сферы или развития инфраструктуры, подготовки кадров нельзя, эти сектора экономики тесно связаны с перспективами развития области. Третья часть расходов направлена на финансирование проектов. В случае дефицита надо будет экономить на них.
- Сами проекты не будут вычеркнуты из стратегических планов области: они будут просто приостановлены.

«Для того, чтобы бюджет области действительно был бюджетом развития, нужно вкладывать деньги в развитие областных целевых программ. Пока у нас этого нет. В текущем году реализуется 47 программ, но если детально по составу рассмотреть эти программы, то возникает вопрос: «Программы развития ли это в действительности?» До тех пор, пока не изменится подход к разработке этих программ, я бы с сомнением говорила о бюджете развития», - считает Александра Балтина, заведующая кафедрой финансов ОГУ, кандидат экономических наук.

Политклуб выступил площадкой мнений для представителей разных сфер, разных возрастных категорий. Именно поэтому ведущие не могли не дать слово самым молодым участникам обсуждений – представителям общественной организации «Молодой Оренбург». Их волновал вопрос финансирования молодежной политики. Дмитрий Кулагин заверил, что молодежь может рассчитывать на поддержку.

И все же без обсуждения влияния кризиса не обошлось. «Нельзя молчать по поводу кризиса и делать вид, что ничего не происходит и все хорошо», - призвал Сергей Апарин, вице-президент Альфа-Банка. Но предварительно успокоил всех заявлением, что местные банки выживут и проблем в этой сфере не будет.

Заседание политклуба завершилось приятным решением - ввести традицию в конце каждого обсуждения самому активному участнику преподносить сюрприз. Свинью-копилку под названием «Заначка» подложили министру экономического развития и торговли Александру Мелихову.
 
Дмитрий Кулагин, председатель Законодательного собрания Оренбургской области, замсекретаря Политсовета по идеологии ОРО ВПП «Единая Россия»:

- Я считаю, что разговор состоялся. Эта встреча уникальна в том плане, что неравнодушные гости из разных сфер деятельности высказали разные точки зрения по самым животрепещущим вопросам развития нашей экономики и финансовой сферы. Причем это были высказывания не обывателей, а профессионалов. У нас появился реальный материал, который в той или иной степени может быть использован для нашей практической работы. Это здорово! Звучала масса интересных предложений. Но для большинства высказанных идей необходимы серьезные финансовые вложения. Сегодня как раз мы и размышляли над тем, как пополнить доход областного бюджета.

Не все и не сразу может быть осуществлено. Я не уверен, что все прозвучавшие мысли будут учтены при составлении бюджета. Не надо тешить себя иллюзиями! Но даже если из десяти предложений будут реализованы хотя бы два, которые в итоге серьезно повлияют не только на финансово-экономическое, но и социальное положение людей, то это принесет оренбургскому обществу большую пользу, и мы с уверенностью скажем, что сегодняшний разговор провели не зря.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий