Молодым везде у нас дорога

2009 год был объявлен Годом молодежи в нашей стране. Год закончился, но взор сильных мира сего по-прежнему обращен в сторону молодых и инициативных. Все чаще стали говорить о таком стратегическом направлении развития малого бизнеса, как молодежное предпринимательство. Первые, пока  робкие, шаги делаются в этом направлении и в Оренбургской области.

Судя по результатам исследования, представленного фондом “Общественное мнение” (ФОМ), у предпринимателя есть возраст. Чем моложе бизнесмен, тем он более активен и оптимистичнее смотрит в будущее. Именно в условиях неблагоприятной экономической ситуации многие представители молодых предпринимателей (27%) открыли свое дело или занялись индивидуальной трудовой деятельностью. Среди бизнесменов старше 30 лет эта доля ниже на 8%, что обусловлено меньшей рискованностью этого поколения. По данным исследования, проведенного ФОМ в 2009 году, более трети всех молодых людей в возрасте от 18 до 26 лет планируют создать свой бизнес. При изучении социально-психологических предпочтений потенциальных предпринимателей выявлено, что они считают ответственными за результаты своей деятельности только самих себя. По сравнению со всей молодежью в целом среди них больше доля инноваторов и меньше – консерваторов (рис.1). Соответственно, они ответственны, легки на подъем и решительнее идут навстречу своим мечтам (рис.2).

Причем около 12% от численности всей молодежи в указанном возрасте планируют стать владельцами бизнеса в ближайшие 1-3 года. То есть в идеале через три года среди молодежи 21-29 лет должно быть 12% предпринимателей. Но, судя пор данным исследований, реализовать свои идеи удается лишь каждому третьему из них. По результатам мегаопроса «ГеоРейтинг» среди молодежи 18-29 лет, только у 4% есть собственный бизнес. При этом, треть из них (примерно 29%) открыли свой бизнес в последние полгода. Примечательно, что среди молодых бизнесменов 18-29 лет выше доля тех, кто оценивает условия для развития малого бизнеса в своем регионе, как отрицательные.

А кто же в состоянии исправить ситуацию, и что для этого нужно делать? Об этом и другом шла речь на круглом столе на тему: «Вовлечение молодежи в малое и среднее предпринимательство», состоявшемся 29 апреля 2010 года. На встрече молодые предприниматели и студенты высших учебных заведений города Оренбурга получили возможность обсудить свои проблемы с заместителем председателя правительства Александром Куниловским, председателем Законодательного собрания Оренбургской области Дмитрием Кулагиным, заместителем министра молодёжной политики, спорта и туризма Ириной Останиной и другими представителями власти, общественных организаций и молодежных объединений. Главный вопрос, стоявший на повестке дня: «Какие основные элементы должна включать в себя система поддержки молодежного предпринимательства в нашей области?»

И молодежь ответила на этот вопрос: мотивация, информирование, предоставление возможностей, привлечение финансирования.

Российское предпринимательство в этом году отмечает свое официальное двадцатилетие. По сути, оно является ровесником тех, о ком мы сегодня говорим «молодые предприниматели». Еще двадцать лет назад подростки мечтали быть космонавтами, летчиками, пожарными. Сегодня все больше растет число тех, кто хочет быть независимым в своей деятельности. Но мотивация мотивации рознь. Молодой человек, вступая на тернистый путь предпринимательства, должен понимать, что это не просто легкие деньги, это ежедневный кропотливый и порой нескоро дающий плоды труд. Основной идеей мотивации должна стать популяризация занятия бизнесом, например, через общение с успешными бизнесменами, создание сетей начинающих молодых предпринимателей и включение в эти сети. Молодой человек должен быть убежден в том, что свой бизнес – это прибыльно, интересно и неопасно. Включение молодого предпринимательства в информационное бизнес-пространство является также немаловажным фактором. «Самая основная проблема - слабая информированность молодежи о потребностях сферы реальной экономики в реализации их предпринимательской активности, - говорит Ирина Останина, заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма. - Нет полной информации о возможностях создания и развития инновационных проектов, формах государственной поддержки. И конечно, пока у нас в регионе недостаточно развита инфраструктура поддержки проектов в производственной и технологической сферах, в том числе ориентированных на использование предпринимательской активности молодежи. Еще одна проблема - недостаточное развитие форм частно-государственного партнерства, ориентированных на развитие молодежных трудовых ресурсов». Несомненно, какой хорошей бы ни была программа поддержки, написанная черными буквами на белом листе, она является всего лишь бумагой, которая не принесет никакого результата, пока к решению проблемы не будут подключены все общественные институты: власть, вузы, общественные организации, «взрослые» предприятия, сами молодые предприятия. В Москве мероприятия по развитию молодежного предприятия реализуются с 2004 года. Даже сформирован Координационный совет при Правительстве Москвы по вопросам развития молодежного предпринимательства. Другой положительный опыт – создание Единой электронной молодежной торговой площадки города Москвы .Единая электронная молодежная торговая площадка, в отличие от крупной городской, предлагает небольшие заказы - максимально до 300 тыс. рублей. Т.е. это то, с чего можно действительно стартовать. Механизм работы ЕЭМТП прост. Это электронные торги, которые проходят в Интернете. Участники не видят друг друга, информация о каждом конфиденциальна. Ежемесячно на площадке размещаются заказы на сумму около двух млн рублей. В Санкт-Петербурге в 2008 году была открыта «Школа инвестиционного менеджмента». В ее рамках участники имеют возможность создать свои бизнес-проекты, которые потом выставляются на ежегодном Молодежном инвестиционном форуме.

Все эти мероприятия и представляют собой как раз еще один необходимый элемент поддержки – предоставление возможностей. Ведь момент появления желания попробовать себя в бизнесе – это только начало для молодого предпринимателя. Далее следует оформление бизнес-идеи, написание бизнес-плана. Где и как начинающий предприниматель может получить необходимые знания? Конечно, он все может попытаться сделать самостоятельно. Но после одной-другой шишки энтузиазма у молодых предпринимателей заметно поубавится. И многие из них предпочтут работу менеджера среднего звена в компании или устремятся в государственные служащие. А посему создаваемая программа поддержки должна быть не только источником необходимой информации, но и катализатором формирования круга единомышленников, а может быть, и наставников. Очень важно, чтобы молодой предприниматель в этот момент не испугался своих ошибок, не побоялся продолжать свое дело и не опустил руки, выбрав карьеру все того же «менеджера среднего звена». Александр Куниловский прокомментировал: «Только 10% людей могут самостоятельно определять вектор своего развития, реализуя свой бизнес. Из тех, кто начинал 20 лет назад, на плаву осталось процентов 7-8. Это называется естественный отбор. И молодежь, вступая на путь предпринимательства, должна быть к этому готова». Считается, что у начинающих бизнесменов первые три бизнеса являются провальными, и они на них “прогорают”. Только после них они оказываются способны вести успешный бизнес. Поэтому критически важно, чтобы молодые люди с самого начала вхождения в экономическую жизнь считали, что свой бизнес – это нормально, что это путь к личному успеху. Задача же государства, на наш взгляд, это создать инфраструктуру поддержки для молодых предпринимателей.

Что же делается в нашем регионе в этом направлении? На этот вопрос нам ответила Ирина Останина, заместитель министра молодежной политики, спорта и туризма: «Тема молодежного предпринимательства новая и актуальная. Опыта не так много. Но у нас много идей: мы планируем проводить различные школы для молодых предпринимателей, в ближайшей перспективе создание сайта по молодежному предпринимательству». Добавим, что сейчас уже на стадии согласования находится областная целевая программа «Молодежь Оренбуржья 2011-2015», в которой целый раздел будет посвящен молодежному предпринимательству. Среди мероприятий, которые планируется реализовывать: конкурсы предпринимательских и инновационных проектов; образовательные проекты; проведение молодежных инвестиционных форумов.

Что касается реализации образовательных проектов, то в ТПП Оренбургской области уже 2 года как создана Концепция образовательного проекта «Бизнес-щкола для инноваторов». Его ориентация на предпринимателей, уже начавших свое дело. Целью настоящего проекта является интеллектуальная творческая подготовка специалистов в предпринимательской и управленческой деятельности инновационной направленности. Предполагается, что в результате прохождения 4-месячного бизнес-курса молодые инноваторы оформят свои идеи в инновационный проект, научатся планировать свой бизнес от начала до продвижения инновационного проекта на рынок и внедрения инновации в серийное производство. А не так давно в области зародилась идея создания Молодежной школы предпринимательства. В отличие от предыдущего проекта, здесь усилия организаторов направлены на привлечение внимания широкой молодежной аудитории к возможности открытия и ведения бизнеса, а также приобретение молодежью навыков проведения переговоров, принятия управленческих решений, навыков грамотного оформления бизнес-идей. Проект направлен на повышение образовательного и информационного уровня молодых предпринимателей, содействие упрощению доступа к стартовому капиталу для начинающих предпринимателей. Инициаторами и непосредственными организаторами Молодежной школы предпринимательства выступили автономная некоммерческая организация «Точка роста» и ассоциация профсоюзных организаций студентов Оренбургской области. Цель проекта - помочь молодым, целеустремлённым людям добиться успеха в создании собственного предприятия и оказать поддержку на пути его продвижения. Подобные проекты уже реализуются во многих регионах России. Впервые подобная школа была открыта в Липецке в 2006 году. Данный проект, который в дальнейшем получил поддержку на федеральном уровне, был организован с целью обучения студентов вузов основам ведения предпринимательской деятельности. За время работы школы в ней прошли обучение более 150 липецких студентов. Лучшие бизнес-идеи, разработанные молодыми людьми, получили гранты в размере от 300 тысяч до 1 миллиона рублей, предоставленных ведущими сетевыми компаниями России.

А это огромный стимул, ведь самой важной проблемой, с точки зрения самих молодых предпринимателей, является проблема привлечения финансирования. Хотя, как отмечают «взрослые» предприниматели, эта проблема не ключевая. Потому как, во-первых, как правило, реалистичные проекты молодых предпринимателей находятся не в области производства, а в сфере услуг, и не требуют больших инвестиций. А во-вторых, как отметил Александр Куниловский: «Главное, чтобы была идея, а инвестор найдется. Для власти же поддержка деловой молодежи - это стратегическая задача, своего рода инвестиции в будущее области. Сегодня очень важно создать алгоритм, который позволил бы подготовить целое поколение молодых предпринимателей, а образ предпринимателя должен стать популярным, достойным подражания. И мы готовы помогать молодежи в этом».

От себя добавим, важно, чтобы власть не забыла со временем, что данный вид поддержки  это долгосрочная работа, которая в силу своей специфики – неопытности молодежи в бизнесе – принесет свои плоды только через определенный период. Успех в области развития малого молодежного предпринимательства зависит не только от финансовых инвестиций в данную сферу, а и от появления критической массы общественных организаций, ресурсных центров, от участия вузов в этом процессе.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий