Первый бюджет нового правительства области: бюджет сохранения на плаву

Вот вам, уважаемые читатели ФЭБа, простая экономическая задачка: нужно сократить дефицит бюджета. Только при этом расходы сокращать нельзя, а пополнение доходов существенно не планируется. Уравнение всего с двумя неизвестными, а решить его – задача не из легких. Как быть? Впервые при слушании бюджета прозвучал и третий, альтернативный, путь: повышение эффективности бюджетных расходов.

Театр начинается с вешалки, а пленарное заседание — с повестки, ибо она, несомненно, является тонким инструментом воздействия на голосующих. В повестке дня пленарного заседания, состоявшегося 10 ноября 2010 года Законодательного собрания области, слушания по проекту бюджета числились 21-м пунктом! Ему отвели фиксированное время — с 14:30. А началось все, как это водится, и того позже. Не надо быть психологом и специалистом по научной организации труда, чтобы понять — не самые удачные часы для решения наиболее сложных и ответственных вопросов трудового дня. Видимо, решили с этим делом разобраться без лишних дискуссий. Но тонкий расчет не удался. Дискуссий избежать не удалось. Да еще каких! Бдения народных избранников Катасонова и Фролова были настолько эмоциональны, что депутат Государственной думы Александр Коган ушел, так и не дождавшись голосования, не в силах больше слушать «ЭТО».

С умиротворяющей ноты начал свой доклад и министр экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрей Ефремов. Он рассказал, что бюджет строился с учетом двух прогнозных сценариев социально-экономического развития области: консервативного и умеренно оптимистичного. Первый вариант прогноза (консервативный)  отражает развитие экономики области в условиях сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, медленного восстановления кредитной активности и незначительного роста спроса на производимую предприятиями области продукцию. Рост ВРП составит 104,3 % в 2011 году с последующей стабилизацией на уровне 103,2 % в 2013 году.

Второй вариант (умеренно оптимистичный) предполагает более быстрое восстановление экономики области за счет реализации инвестиционных программ естественных монополий, роста банковского кредитования, а также стимулирования экономического роста и модернизации. Одним из основных условий реализации данного варианта является повышение доступности кредитных ресурсов и рост реальных объемов кредитования. Рост ВРП составит 105,2 % в 2011 году, 104,5 % – в 2013 году. Какой вариант развития событий будет вероятнее, министр не уточнил. Предполагается, что ежегодные темпы прироста промышленного производства составят по первому варианту 2-2,5 %, по второму варианту – от 3 до 3,8 %. Темпы добычи нефти прогнозируются ежегодно по первому и второму вариантам на уровне 1–4,6 %, в связи с сокращением фонда простаивающих скважин и разработкой новых месторождений. Объемы добычи нефти превысят 22 млн тонн. В целом картинка получается достаточно радужная на фоне истекших двух лет. Но, как говорится, надеяться нужно на лучшее, а довольствоваться малым. Этим принципом и руководствовались составители областного бюджета-2011.

Итак, о бюджете на будущий год, принятом в первом чтении 10 ноября 2010 года. Все опрошенные нами эксперты согласны с тем, что бюджет получился социально ориентированным. Он фиксирует, что кризис кончился, а развитие еще не началось.

Принятые в первом чтении параметры бюджета 2011 года и прогноза на 20122013 годы таковы: поступление доходов в областной бюджет планируется: в 2011 году – 48,4 млрд рублей, в 2012 году – 50,4 млрд рублей, в 2013 году – 53,4 млрд рублей.

Расходы из областного бюджета: в 2011 году – 50,5 млрд рублей, в 2012 году – 50,5 млрд рублей, в 2013 году – 50,9 млрд рублей.

Таким образом, дефицит бюджета в 2011 году прогнозируется на уровне 2,1 млрд руб. В 2012 году он может сократиться до 0,1 млрд руб., а в 2013 году планируется выйти на профицит бюджета на уровне 2,5 млрд руб.

Сравним эти цифры с проектом бюджета на 2010 год и плановый период 2011-го и 2012-го после первого чтения в прошлом году. На 2010 год общий объем расходов областного бюджета предполагался в сумме 42,5 млрд рублей; на 2011 год в сумме 44,6 млрд рублей и на 2012 год – в сумме 47,2 млрд рублей. Как видно, рост, а, следовательно, и оптимизм нового областного правительства, налицо.

Детали первого «прочтения»

По основным разделам расходов картинка следующая. Раздел «Общегосударственные вопросы» на 2011 год предусматривает расходы в сумме 1,5 млрд рублей. Траты областного бюджета на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность включают в себя расходы на мобилизационную подготовку экономики, содержание органов внутренних дел, расходы на защиту населения и территории от чрезвычайных ситуаций, гражданскую оборону, обеспечение пожарной безопасности. На 2011 год указанные расходы прогнозируются в размере 2,2 млрд рублей.

По разделу «Национальная экономика» в областном бюджете предусмотрены ассигнования на поддержку сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, отдельных видов транспорта, дорожного хозяйства и ряда других направлений. Общий объем ассигнований по указанному разделу предусмотрен в сумме 5,9 млрд рублей, что на миллиард с лишним больше, чем в первом варианте бюджета-2010.

Объем ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2011 год по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» составляет 2,4 млрд рублей.

По подразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» учтены ассигнования на развитие и поддержку малого предпринимательства в рамках реализации областной целевой программы (ОЦП) в объеме 163,3 млн рублей.

Бюджетные ассигнования на поддержку предприятий легкой промышленности предусматриваются в рамках ОЦП «Развитие легкой промышленности Оренбургской области на 2010–2012 годы» (на 2011 год предусмотрено 6 млн рублей). Предприятия машиностроительного комплекса будут получать поддержку также в рамках ОЦП «Модернизация машиностроительного комплекса области» на 2011–2014 годы (на 2011 год предусмотрено 10 млн рублей).

Указанные бюджетные ассигнования будут направляться на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлекаемым предприятиями на техническое перевооружение, модернизацию производства, внедрение новых технологий и расширение действующих предприятий. Мягко говоря, не густо для поставленной на всех уровнях цели модернизации экономики.

Это касается и бюджетных инвестиций. Расходы на реализацию областной адресной инвестиционной программы (ОАИП) предусмотрены в объеме 2,3 млрд рублей. При этом проблема приумножения недостроя по-прежнему растет и множится. Несмотря на то, что в проекте ОАИП присутствуют 83 объекта незавершенного строительства, в него включены еще 11 новых объектов. Старый «гордиев узел» так и не удается разрубить: строить по-крупному и быстро, но только самые важные объекты или распыляться по мелочам и плодить незавершенку?!

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство на 2011 год в областном бюджете предусматриваются в сумме 2,6 млрд рублей. Будет продолжено переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, на что планируется направить 275 млн рублей. Поддержка коммунального хозяйства будет осуществляться посредством выделения субсидии муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта объектов коммунальной инфраструктуры в рамках областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008–2011 годах» (126,7 млн рублей), а также строительство и модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры муниципальной собственности в рамках адресной инвестиционной программы (409,8 млн рублей).

А вот расходы на социальную сферу увеличились в разы. Расходы на образование на 2011 год в областном бюджете предусмотрены в объеме 9,8 млрд рублей против 3,4 млрд в проекте бюджета 2010 года после первого чтения. Предусмотрены средства на проведение ремонтных работ в детских дошкольных учреждениях в сумме 300 млн рублей, что для областного бюджета является новым расходным обязательством.

Расходы на физическую культуру и спорт теперь выделены в самостоятельный раздел. Их объем на 2011 год составляет 656 млн рублей, из них 109 млн рублей планируется направить на развитие массового спорта, 242 млн рублей – на развитие спорта высших достижений.

Инвестиции на строительство спортивных объектов в 2011 году запланированы в сумме 255 млн рублей.

На финансирование социальных программ и мероприятий в областном бюджете предусмотрены средства на 2011 год в сумме 10,8 млрд рублей. Также предусмотрены ассигнования на приобретение жилья для молодых семей (711 млн рублей), а также ассигнования на обеспечение жильем молодых специалистов, работающих в сельской местности (124,5 млн рублей).

Расходы на культуру и кинематографию в бюджете на 2011 год предусмотрены в объеме более 722 млн рублей.

Для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений муниципальным районам области из областного Фонда компенсаций только в 2011 году будут выделены средства в сумме 1,7 млрд рублей.

В свою очередь, для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов в составе областного бюджета также предусматриваются значительные финансовые средства. Их объем на 2011 год составляет 3,0 млрд рублей.

Общий объем нецелевых межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям, предусмотренных в составе расходов областного бюджета в 2011 году, оценивается в размере 5,2 млрд рублей. Для оказания дополнительной финансовой поддержки муниципальных образований сформирован Фонд софинансирования.

Посмотрим, какие же расходные статьи претерпели наиболее заметные изменения. Сравнивать проект бюджета с фактическим 2010 года мы посчитали методологически неверным. Поэтому сравнения производятся по некоторым разделам проекта бюджета 2010 года, принятого в первом чтении.

Если посмотреть на динамику изменений, можно увидеть, что расходы на образование, здравоохранение и социальную политику резко возросли, одновременно с тем, что в разы уменьшились межбюджетные трансферты. Как??? Могут зароптать муниципалы. Утешим. Просто те межбюджетные субсидии и субвенции муниципальным образованиям, которые раньше учитывались по разделу «Межбюджетные трансферты» теперь «сидят» в отраслевых разделах. И ни о каком значительном увеличении расходов на социальную сферу говорить не приходится.

Что касается доходной части бюджета, то здесь карты разложились следующим образом. Они, кстати сказать, почти не изменились с прошлого года. В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета, объем которых на 2011 год планируется в размере 39,4 млрд рублей, попрежнему наибольший удельный вес занимают четыре доходных источника: налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налоги на имущество и акцизы. Их совокупная доля в общем объеме налоговых и неналоговых доходов составляет 95,9%.

Поступление налога на прибыль в бюджет в 2011 году прогнозируется в сумме 18,0 млрд рублей, что почти на 4 млрд больше, чем по прогнозу бюджета 2010 года. Поступления по налогу на доходы физических лиц чтены в размере 9,9 млрд рублей и превышают всего на 300 млн рублей сумму, прогнозируемую при первом чтении в прошлом году. Поступления налога на имущество организаций в 2011 году прогнозируются в сумме 5,5 млрд рублей.

А вот на безвозмездные поступления в областной бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2011 году возлагаются большие надежды. Они ожидаются в сумме 7,3 млрд рублей, в то время как в прошлом году от бюджетов других ровней ждали всего 2,5 млрд рублей.

Председатель бюджетного комитета Заксоба области Владимир Киданов отметил, что проект бюджета на 2011-2013 годы отличается профессиональной подготовкой, детальными обоснованиями и расчетами. «Можно с уверенностью сказать, что проект бюджета на 2011-2013 годы соответствует современному состоянию экономики региона и перспективам ее развития, – заявил он. - Кроме того, проект бюджета на 2011-2013 годы, как и бюджеты предыдущих лет, является социально ориентированным».

Высказал свое мнение и председатель Счетной палаты Оренбурсгкой области Борис Погорелов. «Законопроект представлен вовремя и в полном объеме, - заявил он. – Но есть над чем работать. Прежде всего, это доходная часть. Несмотря на сбалансированный и очень сложный бюджет, резервы имеются. Нужно провести тщательный анализ по налоговым льготам, есть проблемы по НДФЛ, увеличение страховых взносов несет риски сокрытия заработной платы, необходимо работать и с акцизами. Что касается расходной части, то она спланирована очень выдержанно, по принципу жесткой экономии».

На этом официальные доклады закончились. Казалось бы, вот и все. Можно голосовать. Не тут-то было: подуставшие, но не растерявшие оппозиционный запал, депутаты оживились. Посыпались вопросы и замечания. Кстати сказать, некоторые из них своей сутью подтверждали, что многие наши народные избранники крайне далеки от бюджетного процесса в регионе. Скажем, вопрос «почему использовался двухвариантный прогноз социально-экономического развития области», поверг разработчиков финансового документа в полнейшее недоумение.

Были и реплики, что бюджет не решает стратегических задач, стоящих перед регионом. Однако, Владимир Киданов в своем докладе четко оппонировал на этот счет. «В 2011 году предполагается существенное сокращение объема дефицита областного бюджета, – прокомментировал Владимир Николавич. - Если в текущем году он составляет 7,6 млрд рублей, то проектом областного бюджета на 2011 год предусматривается 2,1 млрд рублей, в 2012 году – в сумме 89,8 млн рублей, а в 2013 году – профицит в сумме 2,5 млрд рублей. Сокращение планового дефицита в 3,5 раза – это революционная задача. Все это является частью стратегии развития региона, так как профицит бюджета в дальнейшем планируется направить на инвестиционное развитие региона. Законодательное собрание совместно с правительством области работает над повышением эффективности инвестиционной политики области, совершенствуя как механизм предоставления пониженной ставки налога на прибыль организаций, так и механизм субсидирования процентных ставок предприятиям легкой промышленности и машиностроения. Совместно с правительством области проводится работа по упрощению механизма получения льгот по налогу на прибыль для предприятий, осуществляющих инвестиции в экономику области, направляемых на развитие производства, что в свою очередь повлечет увеличение налогов, новые рабочие места и т. д.».

Но, тем не менее, факт остается фактом. Несмотря на то, что федеральный центр нацеливает на формирование бездефицитных бюджетов, существующая настоятельная необходимость не снижать бюджетную поддержку не позволила сформировать областной бюджет на 2011 год без дефицита. Поэтому, как отметила министр финансов Татьяна Мошкова, повышение эффективности при расходовании бюджетных средств, рациональное их использование должны стать ключевыми задачами всех органов власти области.

Подводя итоги, эксперты отметили, что есть основания считать бюджет-2011 лучшим за последние 3 года: в нём сделана попытка удержать расходы сообразно экономической ситуации, урезать аппетиты лоббистов, выколачивающих ежегодно из казны деньги на свои проекты и нужды.

И все-таки, подводя итог, так и напрашивается необходимость с другого ракурса взглянуть на создавшуюся ситуацию. Да, социалка важна, и от роста расходов на нее нам не уйти, но нужно вкладывать деньги не только в социальную сферу, но и в экономику. Если производство не будет развиваться, то со временем большое количество людей постепенно перейдет в разряд безработных и малоимущих, которыми придется заниматься той же «социалке».

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий