Торжественная передача платка 1958 года в коллекцию Оренбургского областного музея изобразительных искусств спонсорами музея В.С. Черномырдина

Весной 1958 года в столице Бельгии Брюсселе открылась Всемирная выставка «Экспо - 58». Это был первый крупнейший мировой форум достижений человечества после Второй мировой войны и после 18-летнего перерыва в проведении всемирных выставок. 

Выставка 1958 года проходила под девизом "Человек и прогресс. Центральное место на ней  занимало огромное сооружение “Атомиум” - символ века атома и стали. Это был гимн алюминию, новому, лёгкому металлу. Здесь же на выставке в 1958 году мир познакомился с пластмассой и техническими тканями из нейлона.

Советский павильон площадью около 22 тыс. кв.м. был одним из самых больших, однако смотрелся легко и современно благодаря, прежде всего, стеклу и алюминию, из которых был построен. Экспозиция павильона посвящалась теме “Мир и Труд” и включала 18 разделов. Число посетителей советского павильона превысило 30 млн. человек. Бельгийская пресса называла его “павильоном №1”, он был признан одним из лучших и за экспозицию был удостоен высшей награды – «Золотой звезды».

Главной изюминкой  нашей экспозиции были точные копии двух первых искусственных спутников Земли. Интерес к ним был таков, что в первые недели работы ЭКСПО у павильона выстраивались многочасовые очереди.


Большой успех в Брюсселе имела советская гражданская авиация. Гран-при получил только что вышедший на дальние трассы реактивный ТУ-114. До 1965 года  это был самый больший пассажирский самолет в мире. Конструкторское бюро Ильюшина получило золотую медаль за ИЛ-18. Гран-при был удостоен стенд Горьковского автомобильного завода, который    представлял легковую машину ГАЗ-21 - «Волга» и грузовик ГАЗ-52. Успех в Брюсселе не означал, конечно, что  наша «Волга» была признана лучшей машиной в мире, хотя бы потому, что американцы своих легковых автомобилей тогда не выставили. Зато европейская автоиндустрия была представлена в полном объеме. Таким образом, в 1958 году советский автомобиль ГАЗ-21 был признан лучшим легковым автомобилем Европы. Именно после Брюсселя 21-ю "Волгу" стали покупать у нас 75 стран.   

        
Оренбургская область была представлена знаменитыми  пуховыми платками. Изделия наших мастериц были настолько изящны, удивляли всех качеством пуха и сложностью ажурных узоров, что по решению международного жюри произведения оренбургских вязальщиц были удостоены Большой серебряной медали. Это важное для оренбургского пуховязального промысла событие  произошло   55 лет назад. К этой выставке оренбургские вязальщицы готовились с большим энтузиазмом. Если в 1955 году было выпущено 96 тыс. пуховых платков, то в 1958 – 196 тыс.!
  

В Брюсселе особым успехом пользовались произведения народных промыслов: вологодские и елецкие кружева, изделия с хохломской росписью, вышивки рязанских  мастериц. В праздничной красочной экспозиции выставки не потерялись белые и серые платки оренбургских мастериц. По решению международного жюри пуховязальщицы Оренбуржья за свои замечательные изделия получили Большую серебряную медаль. Сорок мастериц-вязальщиц платков нашей области получили премии на этой выставке.

Любопытный случай, подтверждающий высокий статус оренбургского платка, произошел на выставке. Советская делегация долго выбирала подарок для королевы Бельгии: золотая хохлома, георгины жёстовских подносов, миниатюрное письмо мастеров Палеха, Мстёры, Холуя - хотелось подарить что-то особенно близкое женскому сердцу. Наконец, остановились на пуховом платке, и не ошиблись. Королевской особе подарок очень понравился. Ажурная белая, как пена, оренбургская шаль была принята королевой с искренней благодарностью и со словами восхищения мастерством советских женщин.

На Всемирной выставке в Брюсселе наша страна получила более 520 призов и медалей, в том числе 100 по разделу «Культура».

На огромной сцене перед нашим павильоном выступали все, кто составлял тогда гордость отечественного искусства: балет Большого театра с Галиной Улановой, ансамбль народного танца Игоря Моисеева, скрипач Давид Ойстрах, хор Советской армии под управлением Бориса Александрова, лучшие коллективы союзных республик, Московский цирк с популярнейшим Олегом Поповым. Именно тогда  бельгийская королева Елизавета назвала его "солнечным клоуном". А в брюссельских кинотеатрах как раз во время выставки шел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", только что удостоенный Золотой пальмовой ветви в Каннах.

На родине для искусных мастериц оренбургский композитор Алексей Фёдорович Цибизов, какое-то время руководивший хором русской народной песни на Оренбургской фабрике пуховых платков, и сотрудник областной газеты М.Г. Трутнев  написали песню "Оренбургский сувенир". Близкая к народным интонациям, светлая, лирическая  она сразу полюбилась вязальщицам.

          Носят в  холод и метели
          В зимний вечер-вечерок
          Премированный в Брюсселе
          Оренбургский наш платок.
         
           И ненастною порою,
           Где  туманы нелегки,
           Носят в Лондоне зимою
           Оренбургские платки.

           Паутинки снеговые
           Для девчат и молодиц
           Вяжут руки золотые
           Оренбургских пуховниц.



Международные победы, конечно же, воодушевляли оренбургских вязальщиц, поддерживали дух плодотворного сотрудничества и соревнования. Каждой хотелось, чтобы платок, связанный ее руками, соответствовал заслуженной славе оренбургского промысла. 

Сотрудникам музея удалось найти платок легендарного 1958 года. Его владелица — Колодынска Лариса Леонидовна.


Колодынская Лариса Леонидовна  1941 г.р. Родилась в Оренбурге. Училась в школе №33, затем в Пединституте. Преподаватель английского и немецкого языков. С 1979-99 учитель   1-ой школы на ул.Народной. В настоящее время  пенсионер, активный участник Центра польской культуры «Вавель». Была в Польше, Англии. Муж Колодынский __ - военный, участник Тоцких событий., сын Станислав - военный.  Дед Колодынской Л.Л.— Алиманов, писарь Оренбургского казачьего войска, проживал в селе Благословенка, Оренбургского района.  В семье хранят память о вязальщице из Нежинки, Оренбургского района, Мордвинцевой Анне Дмитриевне (1911г.р.),  к которой постоянно обращались за  ажурными и теплыми платками. Она была подругой матери. Жила в Оренбурге, затем в Риге.

История экспоната: по воспоминаниям Л.Л.Колодынской платок был приобретен ее матерью  Алимановой Клавдией Михайловной (1912г). в Москве, сразу после Всемирной выставки в Брюсселе.  Клавдия Михайловна Алиманова была Главным Государственным инспектором Оренбургского Управления Государственной инспекции по качеству товаров  и торговле. Должность высокая и очень авторитетная в любой области, связанной с торговлей. Платок был куплен, в командировке в Москве, за  500 рублей (в то время зарплата – 300-800 рублей). 

Платок хранили в картонной фирменной коробке. В коробке лежали и коконы тутового шелкопряда, возможно для подтверждения натуральности шелковой нити.  Л.Л. помнит, как разматывала  с кокона тонкую как паутинка нить, было очень интересно. Большие  размеры  не позволяли использовать платок  в повседневной жизни, его только  примеряли перед зеркалом и снова убирали в коробку. Может быть, два-три раза в нем выходили из дома.  К платку в семье относились бережно как к дорогой вещи, позже как памятной реликвии. Из средств защиты использовали остро-пахнущее индийское мыло, которое лежало рядом с платком в коробке.

Были  приложены все силы для убеждения Ларисы Леонидовны Колодынской продать платок в музейную коллекцию. Платок был приобретен в феврале 2013года при финансовой поддержке   Генерального директора музея В.С.Черномырдина Андрея Александровича Сорокина.  Это его личное пожертвование.  И 12 февраля 2013 Андрей Александрович Сорокин передал платок в фонд Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Город: 
Темы: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий