21 февраля в Доме Советов состоялось первое в этом году заседание Координационного Совета по взаимодействию органов власти при рассмотрении вопросов о банкротстве предприятий и противодействии незаконному переделу собственности на территории Оренбургской области.
Открывая заседание, председатель Совета, министр природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области Константин Костюченко поблагодарил всех членов Координационного Совета за совместную работу в минувшем году и выразил надежду на дальнейшее успешное взаимодействие.
Участники заседания утвердили план работы Совета на 2013 год. Среди плановых мероприятий текущего года – рассмотрение вопросов:
- о практике привлечения арбитражных управляющих к административной ответственности за нарушение требований законодательства о несостоятельности (банкротстве);
- о причинах и эффективности процедуры банкротства на предприятиях, предоставляющих услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
- о работе арбитражных управляющих по погашению задолженности по заработной плате работникам предприятий, в отношении которых введена процедура банкротства;
- о проводимой УМВД России по Оренбургской области работе по выявлению и раскрытию фактов криминального банкротства предприятий области, в том числе «рейдерского захвата» имущества собственников;
- о ходе процедур банкротства отдельных организаций области и другие.
С докладом о нарушениях, допускаемых арбитражными управляющими в процедурах банкротства должников на территории области, а также об обжаловании их действий (бездействия) в установленном законом порядке выступил заместитель начальника отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства Управления Федеральной налоговой службы России по Оренбургской области Денис Квасов.
Он сообщил, что налоговые органы области неоднократно сталкиваются со злоупотреблениями и нарушениями закона со стороны арбитражных управляющих, которые существенно могут влиять на поступление денежных средств в бюджет. Допущенные нарушения в своей основе складываются из тех, которые не причиняют ущерб кредиторам, и тех, в результате которых кредиторы (в том числе и уполномоченный орган) терпят определенные потери.
Доля первых составляет не менее 90 % от числа выявленных. Как правило, это:
- нарушения периодичности проведения собрания кредиторов,
- неотражение в отчете о проделанной работе необходимой информации,
- непредоставление уполномоченному органу возможности голосования по заявленным вопросам.
Вторая же категория нарушений, приводящая к ущемлению имущественных прав уполномоченного органа, по мнению Дениса Квасова, заслуживает большего внимания и состоит из следующих необоснованных действий (бездействия) арбитражных управляющих:
- реализация имущества должника по заниженной цене;
- необеспечение сохранности имущества должника и неправомерное списание активов;
- необоснованное расходование денежных средств, в том числе выплата вознаграждения привлеченным специалистам за счет конкурсной массы (зачастую завышенная);
- непринятие мер по реализации активов.
Выступающий отметил, что кроме оспаривания действий арбитражных управляющих в процедурах банкротства налоговыми органами также предъявляются в суд иски о взыскании убытков. Так, в 2012 году с арбитражных управляющих в рамках поданных исков в соответствии с решениями судов взысканы убытки в сумме более 4 млн. рублей.
Данная тема вызвала бурное обсуждение членов Совета, итогом которого стало вынесение решения о необходимости усиления мер обеспечения надлежащего контроля за действиями арбитражных управляющих со стороны саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и контролирующих органов.