«Итогами Года парков и скверов я доволен на 99 процентов», — говорит председатель комитета внешнего благоустройства Игорь Куляжев, который уже сейчас готовит «телегу» к новому сезону. В ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» он рассказал о том, в какие сроки должны чиститься от снега дороги, почему реагенты — меньшее зло по сравнению с песком, и о том, к чему приводит «заморозка» тарифов на содержание дорог.

«ВСЕ РАСПИСАНО В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИНТЕНСИВНОСТИ ОСАДКОВ»

Игорь Владимирович, начать хотелось бы с актуального — уборки снега... А вы вообще зиму любите?

И.К.: Во мне вечно борются два человека: один зиму обожает, потому что я люблю и беговые, и горные лыжи, пытаюсь заниматься сноукайтингом; а другой человек, который убирает снег, зиму ненавидит... (смеется).

В чем особенность нынешней зимы? До Нового года снега практически не было, и мы радовались за ваши службы...

И.К.: Лично я не радовался, потому что большего вреда для асфальта, чем частые перепады температуры от плюса к минусу, придумать сложно. Даже достаточно «свежие» дороги у нас подпортились. Да, снега не было, но МУПы не отдыхали — обработка дорог от наледи велась регулярно.

Январские снегопады рекордные или обычные?

И.К.: Уже не обычные, потому что норма января уже в два раза перекрыта. В текущем году мы уже вывезли порядка 250 тысяч тонн снега, из которых 150 тысяч — это за половину января. Норма января — 33 миллиметра осадков, а на 22 января снега уже выпало порядка 67 миллиметров. И еще впереди есть снежные дни. Каждую зиму мы вывозим примерно по 800 тысяч тонн снега, кроме 2010 и 2011 годов, когда снега было рекордно много, и мы вывезли почти 1,5 миллиона тонн.

Какая схема уборки снега в городе применяется при той или иной интенсивности снегопада? Тем более что прогноз погоды сегодня делают довольно точно на неделю вперед.

И.К.: Прогноз погоды и СМИ публикуют, и гидрометцентр РТ нам присылает, поэтому мы заранее готовимся к любым чрезвычайным ситуациям. Если гидрометцентр говорит, что снега выпадет больше 7 миллиметров, то мы заказываем дополнительную технику, потому что знаем, что силами существующей техники подрядных организаций весь снег вывезти невозможно. Дополнительная техника — это в основном самосвалы, и заказывать их на время снегопада гораздо эффективнее, чем держать у себя на балансе: не надо круглый год платить налоги, держать водителей.

Отмечу, что заказчиками работ по содержанию дорог являются районы города, и именно они торгуют во время тендера. А комитет внешнего благоустройства исполкома Казани выступает как координирующий и контролирующий орган. Мы делаем политику в этой сфере, а непосредственно содержанием территорий занимаются районы. У нас, конечно, есть рычаги влияния и на районы, и на подрядные организации. Мы можем повлиять на процесс, в том числе и с помощью рубля, если не выдерживаются стандарты и регламенты.

А какие регламенты существуют?

И.К.: Все расписано в зависимости от интенсивности осадков. Чем больше снега выпадает, тем больше времени дается на его вывоз: если снега выпало до 3 сантиметров, то его нужно вывезти в течение суток; если более 7 сантиметров — в течение трех суток. И, конечно, расписаны дороги, которые в первую очередь должны чиститься. Сначала чистятся дороги первой категории, где наибольшая интенсивность движения и проходят маршруты общественного транспорта. Затем чистятся заезды во внутриквартальные проезды и остановочные площадки этих дорог, внутриквартальные территории. Потом переходим к очистке дорог второй и третьей категории — это внутриквартальные и поселковые дороги. С поселковых дорог снег счищается, но не вывозится, а только отваливается на обочины. Так прописано по нашему регламенту, потому что просто нет возможности вывозить весь снег из Казани — это слишком дорого будет обходиться для бюджета.

Свой регламент есть и на последовательность действий. Операция первой очереди — просыпка дороги реагентом либо песчано-соляной смесью, через два-три часа, когда снег начинает подтаивать и образуется «каша», эта каша разметается и прижимается к обочине. Операция второй очереди — это поджим и вывоз снега, который осуществляется ночью. Если снегопад длительный, то подрядные организации выходят на дорогу до четырех раз в сутки.

«РЕАГЕНТ — ЭТО ЗЛО, НО ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ — ШАГ ВПЕРЕД»

Чем отличаются реагент и песчано-соляная смесь? Что более вредное для экологии, для обуви и шин?

И.К.: Наверное, реагент — это зло, но я считаю, что применение реагентов — это шаг вперед по сравнению с песко-соляной смесью. Во-первых, мы получаем более чистые дороги, во-вторых, не забивается ливневая канализация, в-третьих, более оперативно очищаются дороги от наледи и снега. Плюс к тому в реагенты добавляют ингибиторы, которые позволяют минимизировать негативное влияние реагента на металлические части автомобиля, на обувь и растения. Для сравнения: в Москве на тысячу квадратных метров в зимний период расходуется примерно 5 килограммов реагента, а у нас на такую же площадь — 300 граммов. То есть концентрация реагента у нас на дороге настолько мала, что его просто не заметно.

Этого количества хватает, или вы просто вынуждены экономить?

И.К.: Приходится экономить, к сожалению.

Сколько реагента вы закупаете и тратите за зиму? Дорогое это удовольствие?

И.К.: Мы тратим порядка 8 тысяч тонн реагента. Последние торги мы провели в прошлом году и закупили около 7 тысяч тонн на 100 миллионов рублей.

Все-таки хватает этого?

И.К.: Честно говоря, нет. Реагентом у нас обрабатываются только порядка 40 процентов дорог. А на остальных мы используем песчано-соляную смесь, которая менее эффективная и более вредная. С начала нынешнего зимнего сезона мы уже использовали 40 тысяч тонн противогололедного материала, из них только 3 тысячи тонн — это реагент, а остальное — песчано-соляная смесь. Если мы сыпем песок из расчета 200 - 400 граммов на квадратный метр, то реагента — от 30 до 90 граммов в сильный снегопад и гололедицу. Куда потом девается песок? На обочины, в ливневую канализацию, и после зимы все это надо убирать.

Может быть, дороги не чистить до самого асфальта, а на тротуарах оставлять только тропинку? Тогда и вреда экологии, и затрат будет меньше?

И.К.: Говорят, в северных странах так и поступают. Например, в Финляндии гололедицы не стесняются... А у нас требования другие, и мы будем их выполнять.

Какую площадь занимают дороги?

И.К.: Дороги и тротуары составляют 20 миллионов квадратных метров, из них дороги первой категории — 9 миллионов квадратных метров.

СОДЕРЖАНИЕМ ДОРОГ КАЗАНИ ЗАНИМАЮТСЯ ЧЕТЫРЕ МУПА

Помнится, в свое время Казань отказалась от услуг частных компаний и создала МУПы, закупила им технику на миллиард рублей. Это оказалось эффективнее?

И.К.: Да, это была программа реформирования, она и сегодня существует и будет продолжена. Напомню, это было в 2010 году, когда Казань завалило снегом — за зиму выпала 4-кратная норма. Все дороги города в то время были разделены на десятки лотов, и каждый участок дороги имел своего подрядчика, среди которых были и частные компании, и МУПы. Было порядка 40 подрядных и около 20 субподрядных организаций, и собрать всех в единый «кулак», чтобы провести грамотную политику по уборке дорог, было достаточно сложно.

Поэтому на первом этапе программы реформирования мы, во-первых, в каждом районе сделали по одному лоту, тем самым отсекли недобросовестных, случайных поставщиков услуг и позволили муниципальным предприятиям побеждать на торгах. Сегодня содержанием дорог занимаются четыре МУПа, которые имеют материально-технические базы в своем районе, что сокращает время на переброску техники. А раньше бывало так, что подрядчик базируется в Дербышках, а убирает дороги в Приволжском районе...

Второе, что было сделано на первом этапе, — закупка довольно большого количества техники — порядка 70 единиц. И это было сделано благодаря президенту РТ. Такое количество техники позволило сократить время обработки дорог и вывоза снега. Также были построены пять снегоплавильных пунктов, которых сегодня в городе 6.

В чем основной эффект от этих снегоплавильных пунктов? Экономичнее, поскольку не надо вывозить снег за город?

И.К.: Наверное, самый большой эффект — это минимизация негативного воздействия на окружающую среду, поскольку снеговая вода поступает в обыкновенную канализацию, которая имеет очистные сооружения. И уже чистая вода попадает в наши водоемы. А когда мы снег складируем, он в этих кучах тает до июня, и всеуходит в водоемы. Лично меня наказывали за то, что снежная свалка была устроена под мостом «Миллениум».

Планировали реализовать второй этап этой программы, но, кажется, его не было?

И.К.: Второй этап был, но в усеченном виде: мы приобрели подметальные машины, а на 50 единиц техники, приобретенной ранее, закупили поливомоечные рейки высокого давления и бочки для воды.

«МУПЫ ГОРАЗДО ЭФФЕКТИВНЕЕ, ПОТОМУ ЧТО ИМИ ПРОЩЕ УПРАВЛЯТЬ»

Как вы считаете, что эффективнее по качеству и экономике — МУПы или частники на подряде? (Виталий Алексеев)

И.К.: Безусловно, МУПы гораздо эффективнее, потому что ими проще управлять при организации уборки улиц. Но на дорогах работают не только МУПы — у них есть субподрядные организации. К примеру, частник имеет два трактора, и почему бы ему не дать возможность работать на определенных участках — на внутриквартальных проездах, в поселках.

Какой парк автотехники на балансе МУПов и сколько вы заказываете на стороне в случае сильных снегопадов?

И.К.: Когда мы за ночь вывозили 15-20 тысяч тонн снега, одновременно работала тысяча единиц техники. Это максимальное количество. А вообще, в наличии у подрядных организаций 566 единиц зимней техники. Если требуется больше, то дополнительно у дорожных предприятий и частных фирм заказываем и фронтальные погрузчики, но в основном все-таки самосвалы.

НА ТРОТУАРАХ И ВО ДВОРАХ ТРУДЯТСЯ 560 ДВОРНИКОВ

Очистка тротуаров — это чья зона ответственности?

И.К.: По тротуарам зона ответственности делится между подрядными организациями по содержанию дорог и управляющими компаниями. У нас ведь каждый дом имеет свой проект межевания, и те территории, которые отмежеваны за определенными управляющими компаниями, ими и убираются. Если же тротуар находится на «красной линии» улицы, то он содержится подрядной организацией. Еще есть организации торговли, которые ответственны за уборку прилегающих к магазинам территорий. У нас никто не отменял Административный кодекс.

Кто-нибудь ходит по тротуарам с инспекцией, проверяет, как они содержатся, например, убираются от снега?

И.К.: У нас регулярно проводятся проверки! В регламенте прописано, что мы обязаны совместно с заказчиком и подрядной организацией регулярно проводить проверки по содержанию дорог и тротуаров. У нас оплачивается фактически выполненная работа, а не отработанные часы. Есть норматив, что дорога должна быть очищена от борта до борта в определенные сроки, и если мы проезжаем и видим, что дорога не очищена, то деньги с подрядчика снимаются. То же самое по тротуарам. Проверка проводится комиссией из представителей комитета внешнего благоустройства, администрации района (заказчика) и подрядной организации.

И как часто комиссия проверяет результат работы? Каждый день, что ли, гуляет по улицам? Объемы-то большие...

И.К.: Не каждый день, но регламент такой есть.

В зимнее время большой проблемой становится уборка тротуаров. Сейчас используют механизированную уборку. Однако это не всегда возможно — магазинчики и учреждения строят лестницы, которые занимают большую часть тротуара, либо создают перепады уровня на тротуаре, и уборочная машина не проходит. Примеры: улица Гоголя между улицей Горького и Карла Маркса — ступеньки на половину тротуара; между улицей Карла Маркса и Большой Красной — перепад уровня, оледеневает, ступени не сформированы. Предполагается ли создание или уже есть законодательный акт, контролирующий доступность тротуаров для механической уборки? (Татьяна Лаптева)

И.К.: Действительно, проблема такая существует, особенно в исторической части города. Но так уж спроектирована и построена Казань, и сделать тротуары более доступными для механической уборки сегодня нельзя. Тротуар ведь не расширишь. Приходится убирать снег вручную. У нас сегодня в городе трудятся порядка 560 дворников, и основная их часть — именно в центральной части Казани. Да и снега больше половины всего объема вывозится из Вахитовского и Приволжского районов.

А вообще, в целом с проблемой доступности тротуаров для механической уборки мы работаем при проектировании новых дорог. Например, во время строительства дорог к чемпионату мира по водным видам спорта я сам столкнулся с тем, что проектировщики «ставят» опоры освещения так, как им удобно, и в итоге они оказываются на середине тротуара. И такие примеры у нас есть. Конечно, в таких случаях ни о какой механической уборке тротуара речи идти не может. Поэтому мы просим присылать проекты дорог нам на согласование.

Чем внутриквартальные проезды отличаются от дворовой территории с точки зрения их содержания?

И.К.: К этому вопросу тоже надо подходить с точки зрения межевания домовых территорий. Если отмежевано за домом, то это дворовая территория. А внутриквартальные проезды — это небольшие дороги между домами, которые не имеют названия и не отмежеваны за жилыми домами. И по этому принципу они делятся между управляющими компаниями и подрядными организациями по содержанию дорог.

Как простому гражданину понять, к кому обращаться в случае проблем на территории? У нас ведь зачастую организации любят «отфутболивать» от себя... Есть карта зон ответственности?

И.К.: Есть общедоступная кадастровая карта Казани, где нанесены границы отмежеванных земельных участков. Открыв эту карту и найдя свой дом, можно посмотреть границы межевания дома. Если в границы межевания дома территория не входит, то это зона ответственности района, а не управляющей компании. Думаю, большинство жителей знают границы участка своего дома. А если возникают спорные вопросы, их надо решать в администрации района.

Почему в сезон 2015-2016 годов при достаточно обильных снегопадах в городе не практикуется уборка внутриквартальных проездов с разделением работ по четной и нечетной сторонам дороги? Причем не один раз за зиму, а не реже двух-трех раз в месяц? И не только в местах, где размещаются государственные организации. (Волков Вячеслав Васильевич)

И.К.: Я не могу сказать, что в этот сезон внутриквартальные проезды у нас не чистятся. Мы так же следим за их очисткой, как и за очисткой дорог. Надо говорить о конкретных адресах. И такие вещи, как четная и нечетная стороны, мы практикуем до сих пор. Кое-где у нас даже сохранились соответствующие надписи, а вообще, бывает так, что при необходимости за сутки мы выставляем примерно такой аншлаг: «Следующей ночью будет очищаться проезжая часть, поэтому просим не оставлять свои автомобили на этой стороне дороги». Как правило, основная часть автомобилистов выполняет нашу просьбу.

ГОД ПАРКОВ И СКВЕРОВ: ГЛАВНОЕ — ИЗМЕНИЛСЯ ПОДХОД

В разгар зимы давайте вспомним прошедшее лето... Каковы главные итоги Года парков и скверов? Прорыв удалось сделать?

И.К.: Итогами Года парков и скверов я удовлетворен на 99 процентов, и они меня радуют. В 2015 году работы велись на 28 территориях. Где-то работы завершены, где-то только начаты. На эти цели из бюджета республики были выделены 310 миллионов рублей, частных инвестиций — около 600 миллионов.

Но главное — изменился подход. Наталия Фишман очень повлияла на эту ситуацию. Когда она мне рассказывала про точки активности в парках, я был не очень убежден, что мы за счет бюджетных источников финансирования сможем сделать парки привлекательными для людей. Программа по паркам у нас была, но она была такой, как существовала всегда. А Наташа сумела поменять нам мировоззрение на схему благоустройства парков, и я ей за это очень благодарен.

А разве вы раньше не видели парки в крупных городах мира, например, парк имени Горького в Москве? Президент республики выделил вам на парки огромные деньги...

И.К.: Я бы не сказал, что деньги были огромные. Но по сравнению с предыдущими годами они действительно были больше. Сам подход к вопросу у нас поменялся: если реконструкцию парков мы раньше не обсуждали с жителями, то в прошлом году в каждом парке мы провели по нескольку собраний.

Со стороны было такое ощущение, что эти собрания вы начали проводить только после скандала в парке имени Урицкого, когда спилили 100-летнюю иву. К тому времени проекты реконструкции парков были уже готовы, где-то уже и работы начались, а вы только начали бурные обсуждения под видеокамеры ...

И.К.: Там, где общественность хотела этого, проекты обсуждались. Обсуждение проходило активно, и проекты изменяли. Например, в сквере имени Тинчурина поменяли конфигурацию дорожек, перенесли туалет, переделали фонтан.

Сквер имени Тинчурина многие казанцы знают как место, где с рук можно купить книги, значки, какие-то сувениры. Наверное, можно было бы поставить там деревянные дешевые киоски для людей, которые продают. Что вам мешало это сделать?

И.К.: Ничего не мешало, первоначально такой проект и был: хотели поставить на этой площадке беседки, которые в обычные дни выполняли бы свое прямое назначение, а по выходным это были бы места для торговли. Но как только мы организовываем торговлю, сразу встает вопрос управления этим «рынком». Раньше этот рынок начинался с книг, монет и самоваров, а сегодня туда подтянулись и торговцы одеждой, саженцами. И постепенно это место превращается в «барахолку». Управляющего для этого места у нас просто нет, и мы были вынуждены отказаться от беседок.

На ваш взгляд, какой парк или сквер получился наиболее удачным? Наверное, парк Победы — наиболее масштабный проект?

И.К.: Да, парк Победы — проект масштабный и красивый, он пользуется популярностью у горожан, но лично мне нравится более компактный сквер Аксенова за кинотеатром «Мир». Получился такой камерный сквер, где можно погулять и отдохнуть, в то же время здесь можно проводить различные мероприятия. Также мне очень нравится детский парк «Континент» на улице Ямашева, который сделал «Унистрой». Здесь удалось воплотить первоначальную задумку.

А парк «Озеро Харовое»?

И.К.: Да, в этом парке осенью мы еще сосны посадили.

ПАРКИ: 80 МЛН. РУБЛЕЙ НА ТЕКУЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ И 250 МЛН. НА РАЗВИТИЕ

Кто будет заниматься текущим содержанием отреставрированных и созданных парков? Средства на это выделены?

И.К.: На сегодняшний день статья бюджета на текущее содержание парков увеличена примерно в 3 раза до 80 миллионов рублей, а в прошлом году было 25 миллионов.

Президент РТ сказал, что надо создать попечительские советы парков, чтобы они курировали эту работу. На каком этапе этот процесс?

И.К.: Пока попечительских советов парков как таковых нет. Прорабатывается вопрос создания единой дирекции парков, которая нужна не столько для содержания территории, сколько для наполнения этих парков жизнью: проводить мероприятия, привлекать туда торговлю, если это требуется, и тому подобное. В комитет внешнего благоустройства довольно часто обращаются различные организации с просьбой разрешить провести корпоративное мероприятие в том или ином парке, а этим должна заниматься управляющая компания. И чтобы все заработанные ею деньги оставались на текущее содержание, благоустройство и развитие парковых зон.

А какие средства выделены на развитие парков на 2016 год?

И.К.: Из республиканского бюджета запланировано выделить 250 миллионов рублей — это на Казань.

Спонсорские средства будут привлекаться?

И.К.: Пока мы только знаем, что Казанский вертолетный завод точно будет доделывать парк «Крылья Советов» в Соцгороде. Наверное, КОМЗ доведет до конца реконструкцию парка в Дербышках. Другие спонсоры пока не определены, мы над этим работаем. Пока только определяется и список парков, которые будем реконструировать в этом году.

Гражданскому обществу Казани и РТ известно, какие изменения в последние 20 лет произошли с любимым местом массового отдыха казанцев и гостей столицы — парком имени Горького и близлежащими территориями. Каковы перспективы сохранения и развития этой жемчужины природы и истории? (Рамиль Булатов)

И.К.: Парк имени Горького — вне конкуренции. Я надеюсь, что «Татнефть» продолжит работу по его развитию. А потенциал у этой территории огромный, если еще учесть так называемую «Русскую Швейцарию». Концепция развития этой территории будет разрабатываться вместе с концепцией дальнейшего благоустройства всей береговой линии Казанки. Но конкретики пока нет.

В этом году реконструкция парка «Черное озеро» будет проведена?

И.К.: Да, будет, но концепция пока все еще обсуждается. Для реализации проекта требуется под 200 миллионов рублей. Эскизный проект есть, а смета и все остальное будет дорабатываться. Наверное, будет честно, если в реконструкции этого парка поучаствует и бюджет, потому что нагрузка на одного инвестора слишком большая даже с учетом того, что он там построит ресторан.

Смогут ли казанцы принять участие в обсуждении проекта парка «Черное озеро»? (Альфия)

И.К.: Конечно! На сайте www.park.tatar можно посмотреть любой проект и направить свои замечания и предложения.

Какова дальнейшая судьба парка за бывшим кинотеатром «Комсомолец» на танкодроме, который так «успешно» купировали в Год парков и скверов? (Павел Купцов)

И.К.: План развития этой территории есть, но пока не знаю, когда он будет воплощаться — в этом году или позже.

Будет ли благоустроена зеленая территория берега Казанки, где раньше проводился Сабантуй, вдоль улицы Гаврилова? (Кулеев Фуат Измайлович)

И.К.: В текущем году в связи с ограниченностью финансовых средств работы по благоустройству зеленой зоны в районе улицы Гаврилова не запланированы.

Обсуждалась ли возможность материального участия граждан в реконструкции парков и скверов? Некий благотворительный фонд по развитию парков?

И.К.: Мы как орган муниципальной власти не имеем права агитировать за создание таких фондов. Но если есть желающие поучаствовать в реконструкции парков, они найдут способ, как это сделать.

Через дорогу, напротив парка имени Тинчурина, находится сквер, который в советские времена обязаны были содержать нынешние РЖД. Нельзя ли и в настоящее время обязать выделять РЖД финансы на благоустройство близлежащих к железной дороге территорий и конкретно этого сквера? В очень плохом состоянии он, туда сливают воды с мойки машин (мойку тоже закрыть давно надо), а через этот сквер на железнодорожный вокзал очень многие гости Казани проходят. Очень стыдно за этот сквер. (Нина)

И.К.: Действительно, эта территория сквера имени Тинчурина нуждается в работах по комплексному благоустройству. По причине того, что данная территория находится в муниципальной собственности, обязать ОАО «РЖД» выделить финансы на благоустройство мы не можем. Факт слива воды с мойки машин будет проверен, и будут приняты соответствующие меры.

Благоустройство сквера будет рассматриваться в увязке с концепцией по благоустройству набережной от речного порта до пляжа «Локомотив».

«ГОД НАЗАД НАЧАЛАСЬ ПАСПОРТИЗАЦИЯ ЗЕЛЕНЫХ НАСАЖДЕНИЙ»

В последнее время городскими властями уделялось большое внимание озеленению города, но до сих пор нет полноценного учета зеленых насаждений в Казани и долгосрочной программы развития благоустройства/озеленения города. Появится ли нечто подобное в ближайшее время? Почему вся деятельность, направленная на придание городу лоска и красоты, несистемна и носит скачкообразный характер, как правило, связана с крупными мероприятиями, проводимыми в городе? (Дамир)

И.К.: Год назад началась паспортизация зеленых насаждений, и уже на 100 процентов паспортизированы Кировский и Московский районы. То есть мы знаем, сколько деревьев, какого возраста, состояния и породы имеется, их координаты привязаны по GPS. В этом году планируем паспортизацию Советского района, для чего объявляем конкурс. Если будем идти такими же темпами, то, думаю, года через два-три эту работу по городу мы закончим.

Что касается «долгосрочной программы развития благоустройства/озеленения», то нельзя ее рассматривать в отрыве от генерального плана развития города, над чем сегодня архитекторы трудятся. И подразумевается, что долгосрочная схема благоустройства и озеленения будет заложена в генплане Казани.

Какова приживаемость вновь посаженных деревьев в Казани?

И.К.: Приживаемость — 90 процентов. А все, что не приживается, подрядчики меняют за свой счет.

Кто и зачем в очередной раз снес все деревья с Ленинской дамбы?! Вот куда деньги уходят: сажают и выкапывают, сажают и выкапывают!.. (Марина К.)

И.К.: Подрядчик Ленинской дамбы — ПСО «Казань», и они пока этот объект не сдали, деревья на баланс города переданы не были. Засохшие деревья будут ими заменены в рамках гарантийных обязательств.

В рамках программы «Зеленый рекорд» перед нашим домом (Курчатова, 2) было «воткнуто» в землю 14 деревьев, из них, вопреки всему, прижились 5, да и те вот-вот сломаются под напором заботы местных коммунальных служб. Ответьте, пожалуйста, насколько данная ситуация соотносится с официальной статистикой приживаемости и реестром зеленых насаждений города Казани? (Павел Купцов)

И.К.: Указанные факты будут проверены специалистами комитета внешнего благоустройства исполкома Казани, при подтверждении будет дано предписание о замене поврежденных деревьев за счет средств виновной организации.

7 МЛН. ЦВЕТОВ ВЫСАДИЛИ В КАЗАНИ В ПРОШЛОМ ГОДУ

Горводзеленхоз ежегодно высаживает огромное количество цветов по всему городу. Рекорд какой?

И.К.: В прошлом году в городе высадили почти 7 миллионов цветов! Но это не только силами Горводзеленхоза, цветы высаживают и коммерческие компании, и предприятия. Я уже сегодня, среди зимы, начинаю задумываться о весенне-летнем сезоне... По отзывам знаю, что цветочный фестиваль, который проходил у нас возле театра кукол «Экият», очень популярен у горожан. Думаю, в этом году мы этот фестиваль расширим, пригласим к участию в нем соседние регионы и коммерческие дизайнерские фирмы.

Идею фестиваля мы переняли у Москвы. Там к участию приглашаются ведущие мировые специалисты в сфере ландшафтного озеленения, которые рассказывают и показывают современные тенденции в этой сфере. Тем самым организаторы привлекают на мероприятия фестиваля большое количество посетителей. Нечто подобное хотим сделать и в Казани.

Горводзеленхоз рассаду цветов сам выращивает или закупает?

И.К.: У Горводзеленхоза есть свое тепличное хозяйство, и порядка 70 процентов рассады они выращивают сами. А когда требуются большие объемы, они закупают в соседних регионах.

В цветочном оформлении тенденция меняется: если раньше весь город мы в основном оформляли петуньей, то сегодня переходим на многолетние цветы. Такова мировая тенденция. Да, изначально они подороже, но зато в последующие годы будет экономия сил и средств. Многолетними цветами уже оформлены парк у «АК БАРС» Банка, сквер Аксенова, аллея ветеранов в Советском районе.

К весне открываю свою компанию (ООО) — планирую деятельность по озеленению города. Хочу подружиться с вашим комитетом для плодотворного и успешного сотрудничества. К кому конкретно в комитете мне обратиться для начала переговоров? (Ольга Борисовна)

И.К.: Если человек решил создать фирму по озеленению, он должен обратиться в генеральную подрядную организацию, которая имеет большие заказы. По крайней мере, нашему Горводзеленхозу хорошие руки всегда нужны. Всегда! Это тот вопрос, которым стоит заниматься.

ГОДОВОЙ БЮДЖЕТ БЛАГОУСТРОЙСТВА КАЗАНИ — 2,4 МЛРД. РУБЛЕЙ

Какие средства направляются на благоустройство Казани, сколько денег тратится по каждому направлению? (М. Ушакова)

И.К.: Годовой бюджет благоустройства Казани — порядка 2,4 миллиарда рублей. Основная доля этих средств (1,2 миллиарда) идет на текущее содержание дорожной сети — на уборку дорог, мостов, пешеходных переходов, то есть всех объектов транспортной и пешеходной схемы. Если считать вместе с реагентами, то это 1,3 миллиарда рублей. Другая большая часть средств идет на уличное освещение — 330-350 миллионов рублей. Сюда входит плата за электроэнергию и содержание светоточек — замена лампочек, ремонт опор и т. п. На содержание зеленых насаждений улично-дорожной сети, парков и скверов, цветочное оформление города идет порядка 120 миллионов рублей. Также финансируется содержание общественных туалетов, фонтанов, водной акватории, ливневой канализации и т. д.

По внешнему виду Казани можно сделать вывод, что финансирование ее благоустройства сегодня держится на достаточном уровне. Это так?

И.К.: Действительно, нас услышали, и в этом году финансирование благоустройства Казани из бюджета Республики Татарстан больше, чем это было раньше. Каждый раз в начале года нам выделяли примерно 600 - 700 миллионов рублей, а потом в течение года за счет дополнительных доходов Казани добавляли такую же сумму. В этом же году на содержание города сразу дали 1,2 миллиарда. В прошлом году мы плотно поработали над паспортизацией объектов благоустройства и представили паспорта в ЦЭСИ (центр экономических и социальных исследований при кабмине РТ — прим. ред.), поэтому нам удалось увеличить сумму на содержание.

Но останавливаться на достигнутом нельзя, потому что мы входим в полосу, когда требуется продолжение реформы отрасли благоустройства и содержания. Дело в том, что срок службы дорожной техники составляет порядка 7 лет, ведь она работает круглосуточно зимой и летом. К тому же в последнее время техника приобреталась в небольшом количестве — по одной-две единицы в год на каждый МУП. И на сегодняшний день мы идем к тому, что увеличивается срок уборки дорог. Если в начале реформы, когда мы приобрели новые «КАМАЗы», одновременно на смену выходили по 200 КДМ (комбинированные дорожные машины — прим. ред.) и в течение 3 - 3,5 часов убирали город, то сейчас количество этой техники уменьшается, поэтому уборка занимает пять часов. Пока машина метет в одном конце города, другой конец уже засыпало снегом... Эта проблема есть, и о ней забывать не надо.

Кроме того, тарифы, которые установлены для подрядных организаций по уборке улично-дорожной сети, не изменялись уже пять лет. Как их установили в 2010 году, так они и действуют по сей день.

Будто бы в этом секторе инфляции нет...

И.К.: Выходит так. И зарплату мы вынуждены держать на прежнем уровне. И, несмотря на то, что ГСМ подорожали, мы тоже их учитываем по старым ценам... Поэтому я буду настаивать на том, что реформирование нам надо продолжать, бюджет благоустройства увеличивать. Если в вопросе содержания города мы остановимся, то придем к тому, от чего ушли. Через 10 лет мы можем остаться с 50 «КАМАЗами» на весь город, а остальная техника будет списана... Если останемся с минимальными тарифами, с небольшой зарплатой, то люди начнут разбегаться. И так непросто найти механизатора, который готов работать в таком «рваном» режиме — и ночью, и днем, и по «продленке».

ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Каждый, кто хочет вырубить в Казани дерево, должен будет заранее повесить об этом плакат, чтобы местные жители были в курсе и могли предпринять меры. Ввести такой регламент в самое ближайшее время пообещал председатель комитета внешнего благоустройства Казани Игорь Куляжев в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online». Также он рассказал, на что пойдут 200 млн. рублей, выделенные Казани в рамках Года водоохранных зон, и 1 млрд. — в рамках программы ремонта дорог.

«НАШИ ВОДНЫЕ ПРОСТОРЫ НЕДООЦЕНЕНЫ»

Игорь Владимирович, сколько денег выделяется на мероприятия Года водоохранных зон в Казани?

И.К.: Программа Года водоохранных зон скоро будет принята. На ее реализацию из бюджета выделено 200 миллионов рублей. Самый масштабный проект — концепция развития озера Кабан. Как вы знаете, в прошлом году был проведен конкурс, по результатам которого выбран победитель — российско-китайский консорциум Turenscape + МАП architects с концепцией под названием «Эластичная лента: Бессмертное сокровище Казани». Сегодня они приступают непосредственно к проектированию. Думаю, в этом году рабочий проект должен появиться.

Это только концепцию мы увидим. А что-то более конкретное сделано будет?

И.К.: Объема выделенных денег хватит еще либо на водно-болотный комплекс парка Победы, либо на благоустройство зоны отдыха около озера Лебяжье и карьера «Изумрудный».

Наверное, ответ на вопрос, какому варианту отдать предпочтение, есть в этом совете нашего читателя: «В связи с известной ситуацией вокруг Турции и Египта, а также высоким курсом рубля нынче значительно больше казанцев будут проводить отдых дома. Поэтому приведите в порядок местные пляжи, и не так, как в предыдущие годы, а существенно качественнее и масштабнее. Удачи» (Чека).

И.К.: К сожалению, вода на Казанке и на Волге в районе пляжа «Локомотив» практически всё лето непригодна для купания по биологическим показаниям. Пляжи для отдыха пригодны, а вода нет. А в карьере «Изумрудный» вода все лето пригодна для купания. Подъездные пути и место для стоянки автомобилей здесь тоже есть. Единственная причина, почему МЧС каждый раз запрещает организовывать там пляж, — рельеф дна не подходит по безопасности, там слишком круто обрывается дно. Его надо будет выравнивать.

Вообще, наши водные просторы очень недооценены. Одно из моих увлечений — парусный спорт. Спорт — это, может быть, громко сказано, но я пару раз выезжал в Турцию, где прошел обучение, у меня есть удостоверение рулевого дневного плавания. Парусники, яхты — это те же дачи, только на воде, ни к чему не привязанные. Можно путешествовать по реке, ночуя в разных местах. Просто надо наладить систему аренды этих яхт, сеть заправок для них — питьевой водой, электричеством, оборудовать места для зимнего хранения. У нас есть огромная Волга, и, думаю, в дальнейшем водный туризм начнет развиваться. Тенденция развития береговой зоны очень важна для внутреннего туризма.

ТАИФ РЕАБИЛИТИРУЕТ ОЗЕРО ЛЕБЯЖЬЕ?

Проект создания парка около озера Лебяжье есть?

И.К.: Есть концепция развития в целом особо охраняемой лесопарковой зоны Лебяжье. Первая очередь — это благоустройство территории непосредственно вокруг озера. Там уже решена проблема парковки, дальше будем устанавливать «точки активности» — выполненные в природном стиле кафе и места торговли, площадки для активного отдыха.

Помнится, администрация Кировского района, когда ее возглавлял Александр Сергеев, рапортовала, что вода из Лебяжьего озера больше уходить не будет: якобы проведены дноукрепительные работы и т. п. Но вода опять дырочку нашла... А все дело, по-моему, в том, что выкопали карьер около Юдино, в который вода из Лебяжьего и перетекла. Планируется исправлять этот казус? (Казанец со стажем)

И.К.: По вопросу реабилитации самого озера Лебяжье мы ведем переговоры с ТАИФом. Нельзя однозначно сказать, куда утекает вода из озера: там сработало сразу несколько факторов. Что касается того, что вода из озера утекла из-за карьера — это бытовое мнение, которое не соответствует истине, потому что вода исчезла не одномоментно, а озеро усыхало потихоньку в течение нескольких лет. На этот процесс в первую очередь повлияло строительство Горьковского шоссе и железной дороги, вследствие чего была уменьшена площадь водосбора. А по берегам начал вырастать лес, а деревья корнями выбирают воду из грунта. Еще при проектировании дорог надо было учесть этот момент.

И какой выход, чтобы оживить озеро?

И.К.: Лично я вижу только один вариант: проложить трубу, поставить насосную станцию и из карьера перекачивать воду в озеро, как это раньше и делалось. Просто в лихие 90-е это перестали делать, трубы распилили и растащили на металл. А в карьере вода стоит на уровне Волги, поэтому из озера она туда никак не могла перетечь.

«ДЕРЕВЬЯ — ЭТО НЕ ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ!»

Прошлым летом было немало скандалов по поводу вырубки деревьев. А вообще, спилить дерево — это сложная процедура в Казани?

И.К.: На этот счет есть утвержденный Казгордумой регламент. За снос деревьев определена компенсация. Но на сегодняшний день эти правила тоже нуждаются в уточнении и развитии. Например, мы поняли, что есть необходимость обсуждения этих вопросов с населением. В ближайшее время нашим комитетом будет принят нормативный документ, который будет обязывать подрядчиков вывешивать плакаты до проведения вырубки деревьев, чтобы люди, проживающие рядом, были в курсе дела и могли повлиять на эту ситуацию. Мы ужесточим контроль за вырубкой зеленых насаждений, то есть будем присутствовать непосредственно при выполнении этих работ.

Где найти баланс между сохранением зеленых насаждений и необходимостью развития города? Под застройку неминуемо надо сносить деревья...

И.К.: Баланс заключается в том, что наряду со сносом деревьев должны существовать такие программы по озеленению, как «Зеленый рекорд», Год парков и скверов. Должен работать закон о компенсации зеленых насаждений. У нас в каждом распоряжении по сносу зеленых насаждений прописано: за одно снесенное дерево надо посадить как минимум одно, а чаще — два новых дерева.

Два новых деревца, которые то ли приживутся, то ли нет...

И.К.: Не деревца, а деревья высотой 4-5 метров и охватом ствола не менее 15 - 20 сантиметров. Тот, кто посадил эти деревья, должен в течение года их содержать, а потом он их передает на баланс администрации района либо управляющей компании, если дерево растет во дворе.

А если территория находится в частной собственности у строительной компании, она тоже должна согласовывать снос деревьев и компенсировать срубленные?

И.К.: Конечно. Согласно правилам благоустройства, компания обязана пригласить специалистов для оценки ущерба от сноса зеленых насаждений и для определения объема компенсации. Если снос не согласован, то вступает в силу Административный или Уголовный кодексы, в зависимости от размера причиненного ущерба.

Разве деревья на частной территории не являются частной собственностью?

И.К.: Деревья не являются частной собственностью, точно так же, как нефть, найденная на частном участке земли.

И что, могут не разрешить сносить деревья под строительство дома?

И.К.: Могут и не дать разрешение. Есть случаи, когда на этапе отвода земельных участков нас просили оценить ущерб окружающей среде, и наши специалисты посчитали, что этот ущерб несоизмеримо больший по сравнению с пользой строящегося объекта. И мы отказывали согласовывать и возвращали эти участки.

Очень часто компенсационная высадка деревьев ведется не рядом, а совсем в других местах. Насколько это оправданно, ведь страдает экология именно там, где срублены деревья?

И.К.: К сожалению, не всегда есть возможность посадить дерево там, где его срубили. Посадка деревьев — это тоже достаточно серьезный процесс, ведь город напичкан инженерными коммуникациями, и на месте их пролегания деревья сажать нельзя. Но все-таки территориальная принадлежность деревьев закреплена постановлением: если дерево снесли в Советском районе, в этом же районе должны посадить новое.

Убрать высохшие деревья во дворе — это забота управляющей компании?

И.К.: Аварийность дерева определяют инспекторы комитета внешнего благоустройства, которые имеют специализированное образование. По заявке управляющей компании или директора учреждения они выезжают на место для осмотра деревьев. Если они действительно аварийные, то наши специалисты выдают акт об их сносе. За снос аварийных деревьев компенсация не требуется, но работу по самому сносу надо оплатить.

«НА ДОРОГИ НАДО МИЛЛИАРДОВ 6»

Текущий ремонт дорог входит в зону компетенции комитета внешнего благоустройства? Или это совсем другие люди и другие деньги?

И.К.: В республике сложилась определенная схема ремонта дорог. Заказчиком ремонта дорог Казани, как правило, выступает ГКУ «Главтатдортранс» — подразделение министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ. Титулы на ремонт улично-дорожной сети формирует администрация районов по обращениям жителей, запросам депутатов и в соответствии с фактическим состоянием дорог. Сформированные титулы передаются в комитет внешнего благоустройства, где мы их объединяем и передаем заказчику — «Главтатдортрансу» — для организации торгов. После того, как в результате торгов определяются подрядчики, начинается ремонт дорог.

Благодаря президенту РТ, каждый год на ремонт дорог направляются значительные средства, хотя даже они, к сожалению, не покрывают потребности города. Например, в прошлом году на ремонт дорог, в том числе во дворах и в поселках, было израсходовано 3 миллиарда рублей, мы отремонтировали 3,5 миллионов квадратных метров. А чтобы войти в норматив по ремонту дорог, нам надо ежегодно ремонтировать примерно 5-6 миллионов квадратных метров. То есть нам требуется примерно в два раза больше средств — миллиардов 6. Я исхожу из того, что срок службы дорожного полотна в зависимости от интенсивности движения и качества асфальта составляет примерно пять лет. Москва вообще каждый год меняет верхний слой дорог, но мы с ней тягаться не можем. Во дворах асфальт служит дольше, потому что интенсивность движения там меньше.

Расходную часть всех бюджетов сокращают из-за кризиса. Коснется ли сокращение статьи на ремонт дорог? На какую сумму вы рассчитываете? (Ильгизар Зарипов)

И.К.: Если цена нефти упадет еще больше, то сокращение, наверное, коснется всех статей расходов. Но в начале года президент РТ подтвердил сумму, выделяемую на Казань, — 1 миллиард рублей. Из них 500 миллионов рублей пойдет не ремонт дорог, 300 миллионов — на дворы, 200 миллионов — на поселки.

А в прошлом году было три миллиарда...

И.К.: Не надо забывать, что прошлый год у нас отличался от всех остальных: мы принимали чемпионат мира по водным видам спорта.

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ — МАРШРУТАМ «ШКОЛЬНЫХ АВТОБУСОВ»

Дороги каких улиц планируете отремонтировать в 2016 году? Обращаете ли вы внимание на мнение водителей и общественности в этом вопросе? (Иванова Альбина)

И.К.: Предварительный перечень дорог уже есть, сейчас он согласовывается. Когда он будет до конца согласован, мы опубликуем его на портале Казани. В первую очередь выбираются те магистрали, где ходит общественный транспорт. И в этом году самое пристальное внимание будет обращено на те маршруты, по которым ходят школьные автобусы в поселках.

Что касается мнения водителей и общественности, то они учитываются обязательно. Свои предложения можно направлять в администрацию районов или в комитет внешнего благоустройства Казани, а также через интернет-ресурсы. При этом надо учитывать, что в первую очередь любой житель города будет просить отремонтировать ту улицу, где он живет и по которой ездит. Но на этот вопрос надо смотреть с точки зрения логистики и маршрутов общественного транспорта.

За строительство развязок, мостов, пешеходных переходов отвечает тоже ваш комитет?

И.К.: Да, тоже мы. Для нас было большой победой, когда мы доказали необходимость финансирования и построили новый мост через Ноксу. В Дербышках провели капитальный ремонт моста.

Планируется ли устройство пешеходного перехода в районе въезда в «Солнечный город» (напротив дома по ул. Баки Урманче, 1)? (Артур)

И.К.: Надо посмотреть дорожную ситуацию в этом месте. Если там можно обойтись плоскостным переходом — зеброй, то его можно выполнить за небольшие деньги. Если потребуется надземный переход, то это несколько сложнее. К этому дело и идет. У нас есть фонд безопасности ГИБДД, который тоже строит на территории Казани надземные переходы.

Дороги во дворах будут ремонтироваться?

И.К.: Точно так же формируется программа капитального ремонта дворовых территорий: сначала ремонт сделаем там, где в 9-этажном «корабле» проживает 15 тысяч человек, а не там, где в хрущевке проживают всего три тысячи. Сначала крупные объекты, потом более мелкие, что мы и делаем. В 2010 году по федеральной программе «Дороги городов России» на условиях софинансирования регионов из российского бюджета нам дали 500 миллионов рублей, столько же добавила республика. За пять лет отремонтировано 1,2 тысячи дворов, это одна треть от всех. Мы считаем, что в Казани требуют ремонта еще порядка трех тысяч дворовых территорий. Еще пять лет, и мы, дай Бог, придем к хорошему состоянию дворов.

Сколько в среднем стоит ремонт одного двора?

И.К.: Абсолютно по-разному: может стоить и несколько сотен тысяч, и 5 миллионов. Мы же делаем ремонт не по факту «от поребрика до поребрика», как двор был запроектирован много лет назад — с узкими проездами, по которым может проехать только одна машина. При ремонте мы стараемся расширять проезды, делать парковочные места. Но таким образом, чтобы не страдали детские площадки, тихие и спортивные зоны.

На какую сумму отремонтировали эти 1,2 тысячи дворов?

И.К.: В 2010 году у нас был миллиард рублей и еще три года по 500 миллионов. За пять лет — 2,2 миллиарда рублей.

Разве дворы тоже входят в зону компетенции комитета внешнего благоустройства?

И.К.: Так сложилось, что ремонт дворов закреплен за нами, потому что заказчиком работ является «Главтатдортранс», а параллельной им городской структурой является наш комитет. Все, что связано с асфальтом, курирует комитет внешнего благоустройства.

Когда наведут порядок во дворах, что рядом с ЗАГСом Кировского района? Там вроде бы есть уборщица и дворник, но они просто не в состоянии справиться с таким объемом работы. Летом возле Кировского ЗАГСа вечно фантики и прочее валяются, а зимой не заедешь на стоянку. Снег на дорожке, которая ведет к автостоянке, не чистят. За что такое тем, кто приезжает регистрировать свой брак? (Дима)

И.К.: Текущее содержание сквера у ЗАГСа осуществляется подрядной организацией в соответствии с планом работ в объеме выделенного финансирования. К сожалению, низкая культура поведения отдельных граждан иногда не позволяет в ежедневном режиме поддерживать территорию сквера в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем подрядной организации, обслуживающей данный сквер, поручено повысить качество его содержания.

«ТАМ, ГДЕ В ОСНОВАНИИ ДОРОГИ ЛЕЖИТ БЕТОННАЯ ПЛИТА, КОЛЕЯ, КАК ПРАВИЛО, НЕ ОБРАЗУЕТСЯ»

Кто контролирует качество и сроки выполнения дорожных работ?

И.К.: Контроль качества ведут службы технического надзора «Главтатдортранса» и Казани. Они следят за качеством укладываемого асфальта и щебня, за правильностью уклонов дороги, за обеспечением доступной среды. Сроки контролируют заказчик и комитет внешнего благоустройства как курирующий орган.

Почему у нас через год-два новые дороги начинают крошиться, появляется колея? В чем причина? Технологии не соблюдают? Материал дешевый используют? Воруют много? Вы задумывались над этим вопросом? Это ж какие деньги закапывают!.. Кто, наконец, начнет контролировать этот процесс и строго спрашивать за брак? (В. Акишин)

И.К.: Прошлой весной президент РТ сделал серьезное замечание по поводу колейности дорог, был подключен институт дорожного строительства для проведения лабораторного анализа причин. Выскажу свое личное мнение по этой проблеме. Там, где в основании дороги лежит бетонная плита, колея, как правило, не образуется. А в центральной части города дороги проектировались и прокладывались по другим нормативам, когда интенсивность движения транспорта была в десятки раз меньше и грузоподъемность транспорта была гораздо меньше.

Нормативы с тех пор не изменились?

И.К.: Дело в другом — основания дорог заложены по старым нормативам. Мы же во время ремонта дороги заменяем верхний слой асфальта, а основание оставляем прежним. Да, сегодня асфальт стал более прочным, появились новые смеси — так называемый ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон — прим. ред.), который выдерживает большие нагрузки. Но основание-то дороги мы оставили старым! Щебень как был 20 сантиметров, так и остался, да еще за это время он мог раствориться и провалиться. Поэтому чтобы получить качественную дорогу, надо начинать с основания. Наверное, это первая и основная причина появления колеи после ремонта. Но чтобы перейти к капитальному ремонту дорог с заменой основания, требуются огромные деньги, а мы вынуждены жить по средствам.

Конечно, есть и ряд других причин. В настоящее время «Главтатдортранс» и министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ занимаются этой проблемой. Появилось множество химических добавок, которые позволяют улучшить прочность асфальта. Практика показывает, что при использовании асфальтовой смеси ЩМА-20 вместо ЩМА-15 (с более крупной фракцией щебня) колея не образуется.

Но тем не менее те подрядные организации, которые допустили образование колеи на своих улицах, за счет собственных средств дорогу отремонтировали по новой. Пример — проспект Победы. Все это делается в рамках гарантийных обязательств.

«КАЗАНЬ ОБЕСПЕЧЕНА ЛИВНЕВКОЙ ЕСЛИ НЕ НА 100 ПРОЦЕНТОВ, ТО НА 90 ТОЧНО»

Как в Казани решается проблема ливневой канализации? Видел, что что-то делали вдоль Булака. А как на остальных проблемных участках? В Год водоохранных зон надо бы повнимательнее отнестись к вопросу попадания загрязненных сточных вод в наши водоемы. (Булат Ахметович)

И.К.: Раньше ливневая канализация была бесхозной, но три года назад мы ее приняли в муниципальную собственность Казани. Сегодня мы очень внимательно следим за колодцами и ливнеприемниками, занимаемся прочисткой ливневки. Из 365 километров ливневой канализации, которые приняли на баланс, уже половину прочистили — 170 километров. Более того, мы устранили множество провалов ливневой канализации, откопали из-под асфальта более сотни ливнеприемников и ливневых колодцев.

Казани хватает существующей инфраструктуры ливневой канализации?

И.К.: Казань обеспечена ливневкой если не на 100 процентов, то на 90 процентов. У нас примерно 30 процентов дорог имеют сети ливневой канализации. Как правило, это основные магистрали, к которым стекаются более мелкие дороги. Больше ливневки и не надо! Во время дождя вода по уклону с узких дорог уходит на основные магистрали, где есть ливневка, скапливается в больших коллекторах, а дальше — через очистные сооружения сбрасывается в водоемы.

Другой вопрос — у нас есть несколько больных точек, которые надо привести в порядок. Одна из них — недавно построенное Танковое кольцо, которое постоянно подвергается затоплению. К сожалению, нас тогда не привлекли к работе. А причина затопления очень простая — проектировщики ошиблись с количеством ливнеприемников. Когда была Универсиада и пошел ливень, я сам там ходил... Трава забивала ливнеприемники, и вода не успевала уходить. И надо-то было просто оттолкнуть эту траву. Но если бы ливнеприемников было больше, то проблемы такой не было бы.

Еще одна болевая точка — пересечение проспекта Универсиады и улицы Эсперанто (ныне улица Назарбаева — прим. ред.). Здесь проблема в том, что на верхней дороге есть неасфальтированные куски, с которых стекает грязь, песок, ветки, и они засоряют ливнеприемники.

А вдоль Булака что проложили?

И.К.: Дополнительные сети ливневой канализации. В прошлом году мы имели печальный опыт, когда после дождя из-за переполнения воды смыло берега Булака, поэтому мы были вынуждены построить дополнительные ливнеприемники.

Что касается в целом ливневой канализации, то я считаю, что мы сделали значительный шаг. В прошлом году мы также ввели в эксплуатацию три очистных сооружения на сетях ливневой канализации, которые позволяют очищать от грязи стекающую с города воду. Причем очищать до степени рыбохозяйственной деятельности, то есть в водоемы будет уходить практически чистая вода. Еще три очистных сооружения, которые были построены в рамках подготовки к Универсиаде, нам передаст управление капитального строительства. Еще одно сооружение мы проектируем, плюс — будут запроектированы очистные в «Салават Купере». Я хочу сказать, что экологическая проблема неочищенных ливневых стоков с территории Казани постепенно начала решаться. Это очень важно.

А это большие деньги?

И.К.: Это очень серьезные деньги. Если говорить о прочистке ливневой канализации, то два года назад на это выделили 100 миллионов рублей, в прошлом году — 200 миллионов. В этом году на прочистку и ремонт ливневой канализации нам обещают дать еще 200 миллионов.

После ремонта дорог летом 2015 года в центре города были уничтожены ливневки. Причем даже существующие ливневки были закатаны асфальтом. Намереваются ли сооружать ливневые стоки и восстанавливать те, что закатали асфальтом? Ведь эти ливневки работали! (Лаптева Татьяна)

И.К.: На время укладки асфальтобетонного покрытия технологией производства дорожно-строительных работ предусматривается демонтаж решеток и закрытие дождеприемных колодцев железными листами с обозначением их местоположения. После завершения дорожных работ эти железные листы извлекаются и дождеприемные колодцы приводятся в нормативное состояние. Если читатель обладает сведениями об адресах, где дождеприемные решетки были заасфальтированы и не восстановлены, просим сообщить их в комитет внешнего благоустройства исполкома Казани (kvb.kzn@tatar.ru).

«ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЗДАН ГОРОД ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ. ЭТО ВАЖНО!»

Вы уже пять лет руководите комитетом внешнего благоустройства Казани. У вас есть удовлетворение от результатов работы?

И.К.: Начну с нематериальных результатов. Когда я пять лет назад только начинал работу в исполкоме Казани, очень остро стоял вопрос воровства цветов и вандализма. Я даже на деловом понедельнике об этом докладывал... Сегодня видно, что отношение жителей города к благоустройству меняется: практически перестали воровать цветы и портить скамейки в парках. Такие факты сегодня скорее исключение, чем правило. Это стало возможным, наверное, потому, что человек видит, что вокруг него образуется какая-то другая среда, красивая, которая на него влияет положительно. Считаю, это огромный результат нашей общей работы.

А образ будущего Казани у вас есть в голове? О чем вы мечтаете?

И.К.: Образ будущего двумя словами обрисовать невозможно... Сегодня мировая тенденция заключается в том, что город должен быть комфортным для проживания. Это значит, что люди должны получать удовольствие от того, что они в этом городе находятся. Я, например, вижу будущее Казани в том, чтобы было больше пешеходных зон, причем и в центральной части города, и в спальных районах. В принципе, должен быть создан город для пешеходов. Это важно! Это и общение, и просто удовольствие от прогулки. И видно, что люди в этом нуждаются: как только появляется благоустроенный парк, он становится популярным у горожан. Даже в морозные дни в парке имени Горького народу столько, что не протолкнешься!

Говорят, там даже белки есть...

И.К.: Белки сегодня по всей Казани бегают! Они уже живут в Лядском саду, появились в сквере на улице Чехова.

Белки в городе — это хороший знак... Игорь Владимирович, спасибо за обстоятельный разговор. Успехов всей вашей команде!

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий