В Оренбуржье около 400 педагогов-лауреатов президентского гранта

Александр Ковалев: «Нам есть чем гордиться!»

Каждый из нас считает День Учителя особенным праздником. Ведь в этот осенний день в памяти всплывает одна и та же картинка – самый любимый учитель с улыбкой и букетом цветов. А потому и людей, равнодушных к процессам, происходящим в сфере образования, нет и быть не может. Накануне праздника об успехах и перспективах развития образовательной системы Оренбуржья рассказывает министр общего и профессионального образования области А. В. Ковалев.

- Профессиональный праздник – это всегда своеобразное подведение итогов. С какими результатами подошла система образования Оренбуржья к очередному Дню учителя?

- С удовлетворением отмечу, что имеющийся потенциал, опыт проведения ЕГЭ, активное пополнение материальной базы и строительство новых объектов позволили нашему региону подойти подготовленным к процессу модернизации образовательной системы, ее приоритетных направлений, сформулированных в областной целевой программе «Образование Оренбуржья на 2007-2010 годы». Модернизация непременно повлечет за собой значительное увеличение объемов финансирования, активизирует работу по законодательному и нормативно-правовому обеспечению, даст старт широкому кругу экспериментов по обновлению содержания образования. С этой целью в рамках поддержки и развития региональной системы образования в Оренбургской области уже реализуются 8 целевых программ, направленных на теплоэнергосбережение, обеспечение безопасности и здоровья педагогов и их воспитанников и многие другие аспекты деятельности.

Очень важным является и то, что второй год в нашей области, как и во всей России, ведется активная работа по реализации приоритетного национального проекта «Образование».

- Насколько изменил ситуацию национальный проект «Образование»?

- Первое, что необходимо отметить – это открытость системы образования перед обществом. Общественность представляет школы и учителей на конкурс, дает экспертную оценку их деятельности. Более 40 экспертов от 12 общественных организаций участвовали в прошлом году в экспертизе конкурсных документов, более 400 государственно-общественных объединений представили свои образовательные учреждения и педагогов на участие в конкурсах. Все это свидетельствует о том, что представители гражданского общества стали более активными участниками реализации масштабного проекта.

Кроме того, в рамках реализации проекта второй год обеспечивается поддержка инновационных программ, поощряются лучшие учителя и школы, выплачиваются гранты талантливой молодежи – то есть делается ставка на лидеров и распространяется их опыт. Я не буду останавливаться на цифрах: они уже много раз были озвучены. Скажу только, что поддержка оказывается тем, кто хочет и может эффективно и качественно работать, чья деятельность наиболее полно отвечает современным требованиям и социальным запросам. При этом главный критерий для нас – не цифры и графики, а реальное улучшение качественных показателей.

Отрадно также отметить, что Оренбуржье является в стране одним из лидеров в сфере информатизации и развития информационно-коммуникационных технологий. В настоящее время в школах области насчитывается свыше 10 тысяч компьютеров, более 200 интерактивных досок и планшетов, более 100 мультимедиапроекторов. Свыше 1200 школ уже подключены к высокоскоростному Интернету. Создана Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов для учреждений общего и начального профессионального образования. А в новом году в образовательные учреждения области мы планируем приобрести и внедрить 100 программно-технических комплексов «Электронная учительская».

Радует то, что возможности компьютерных технологий уже используются в каждодневной работе и педагогов, и учащихся.

- Что, по-вашему, можно и нужно доработать в нацпроекте «Образование»? - Я считаю, что, во-первых, необходимо расширить спектр участников конкурсов в рамках реализации проекта. Поощрение за качественный труд должно быть предусмотрено и для административных работников образовательных учреждений, и для педагогов дополнительного образования, и для персонала коррекционных учреждений и детских садов, и для мастеров производственного обучения профтехучилищ. Одним словом, ни одно направление образования не должно остаться без внимания государства.

Кроме того, нужно разработать систему коэффициентов, выравнивающих возможности различных общеобразовательных учреждений, участвующих в конкурсном отборе. Например, необходимо ввести коэффициент для сельских школ. Это позволит им участвовать в конкурсном отборе на равных условиях с городскими. В воздухе витает также идея возможности поощрения экспертов гражданских экспертных организаций, участвующих в экспертизе конкурсных материалов.

- Как Вы считаете, президентские гранты для лучших учителей и школ в рамках нацпроекта не уменьшили значимости и престижа конкурсов «Учитель года» и «Школа Оренбуржья»?

- Думаю, что нацпроект «Образование» как бы включил конкурсы в свои рамки. Ведь согласно приказу Министерства образования России о порядке проведения всероссийского конкурса «Учитель года» с 2006 года участвовать в этом профессиональном состязании могут только педагоги, победившие в конкурсном отборе в рамках нацпроекта. Соответствующая поправка внесена и в положение об областном конкурсе работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья». А с этого года и в порядок проведения Всероссийского конкурса «Лучшие школы России» внесены изменения, согласно которым участниками конкурса также могут стать только те общеобразовательные учреждения, которые стали победителями в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках нацпроекта. Сейчас разрабатывается проект нового положения областного ежегодного конкурса «Школа Оренбуржья», в который возможно будет внесена соответствующая поправка. Таким образом, областные конкурсы «Учитель Оренбуржья» и «Школа Оренбуржья» теперь ориентируются, прежде всего, на требования нацпроекта и как бы входят в его орбиту.

- Многие жители нашей области, особенно маленьких сел, связывают нацпроект с закрытием малокомплектных школ. Прокомментируйте, пожалуйста, этот факт… - Современное развитие системы образования связано, в первую очередь, с назревшей в обществе необходимостью повышения интенсивности и качества образования, но одновременно сопряжено со значительными переменами для жителей, их привычного уклада жизни. А потому, как все новое, может быть достаточно болезненным. Закрытие и приостановление деятельности школ, изменение их статуса вызывают много споров и мнений. Я считаю, что основой всех изменений должно стать повышение качества образования. Ведь ни для кого не секрет, что сегодня результаты выпускников сельских школ ниже, чем результаты городских ребят. Сказываются и минимальные образовательные возможности некоторых сельских школ, и невысокий образовательный уровень части родителей. К сожалению, не всякая сельская школа пока может предоставить выпускникам возможность для получения необходимого качественного образования и подготовки их для поступления в вуз.

Но при любой реструктуризации родители должны быть уверены, что их ребенок действительно получит в другой школе более качественное образование, потому что условия там гораздо лучше, гарантированы безопасность и комфорт. Немаловажно и то, что в новой школе - разнообразная современная материальная база обучения, Интернет, многие другие возможности, которых рядом с домом нет. Кроме того, родители обязательно должны быть спокойны и за то, как ребенок добирается до школы, как питается. А когда все перечисленные условия созданы, мамы и папы сами просят обеспечить доставку детей в соседнюю школу, где есть высококвалифицированные преподаватели, а не один преподаватель ведет несколько предметов.

- Насколько необходима и эффективна акция «Подари книгу школьной библиотеке», организованная депутатами областного парламента и исполкомом партии «Единая Россия»?

- Согласно информации, полученной из территорий, в школьные библиотеки области в рамках благотворительной акции поступило 141 899 книг. Библиотекари радуются тому, что фонды существенно пополнились художественной и классической литературой, учебно-методическими пособиями, справочниками и энциклопедиями. Школьные библиотеки Абдулинского, Асекеевского, Сакмарского районов получили литературу на татарском языке.

Стоит отметить так же огромную объединяющую роль проведенной акции. В нее включились и политики, и представители бизнеса, и общественники, и рядовые выпускники. Более 70 книг школьным библиотекам Абдулинского района и более 40 – библиотекам Бугурусланского района подарил председатель комитета Законодательного собрания области по вопросам образования, науки, культуры и спорта Геннадий Михайлович Аверьянов, около 80 экземпляров передал родной школе в селе Кумак Новоорского района заместитель министра информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области Алексей Николаевич Лихтин. Денежные средства для закупки учебной и художественной литературы в фонды школьных библиотек Курманаевского района были перечислены филиалом «ТНК – ВР Оренбург», библиотеки Ясненского района получили книги от компании «Уральская сталь». Исполком Всемирного конгресса татар подарил библиотеке Бакаевской школы Северного района 205 книг, региональное отделение общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» закупило книги для школьных библиотек Гайского района на сумму 17 000 руб.

По-моему, результаты ярче всего говорят о востребованности и актуальности акции. - Все-таки главное назначение системы образования – обеспечение учащихся качественными знаниями. Насколько высоко это качество в Оренбургской области в сравнении с другими российскими регионами?

- На сегодняшний день имеются две процедуры, позволяющие дать независимую оценку качеству образования получаемого школьниками. Это единый госэкзамен для выпускников 11-х классов и итоговая аттестация выпускников 9–х классов, проводимая независимыми муниципальными комиссиями. Так вот анализ результатов, полученных школьниками на ЕГЭ, показывает, что выше российского наши результаты по математике, литературе, физике, химии и географии. Лучших результатов - 95–100 баллов в первой волне 2007 года добились 67 выпускников, 13 ребят из них – выпускники сельских школ. Показателем качества знаний можно считать и предметные олимпиады. В 2006-2007 учебном году, например, олимпиада проводилась по 20 учебным предметам. В состязаниях приняли участие около полутора тысяч учеников из всех районов и городов нашей области. По результатам проверки работ жюри определило 149 победителей и призеров. Более 10 из них получили президентские гранты.

Оренбургские школьники достойно представляют наш регион на межрегиональных и всероссийских олимпиадах. В 2007 году в них приняли участие более 60 учащихся из Пономаревского и Тюльганского районов, городов Орска, Новотроицка и Оренбурга. Ребята завоевали 20 дипломов различных степеней. Кстати, у нас в Оренбуржье стало доброй традицией вручать выпускникам 11 классов, занявшим призовые места в областных олимпиадах, сертификаты, дающие право льготного поступления в региональные вузы.

- Чем и кем может гордиться образование Оренбуржья?

- Ну, конечно, в первую очередь, людьми. Теми 93-мя тысячами работников образования, на которых держится и благодаря которым развивается образовательная система региона. У нас в области 490 заслуженных учителей, около 400 педагогов-лауреатов президентского гранта, свыше 4000 тысяч отличников народного образования, более 900 обладателей областной премии. Свыше 6000 тысяч педагогов области награждены государственными и ведомственными наградами. Именно они своим беззаветным трудом, творческой самоотдачей приобщают юное поколение к современным знаниям, высоким нравственным понятиям, культуре и творческому подходу к жизни. Огромная благодарность и низкий поклон им за это. Мы гордимся тем, что в нашей области живет и работает признанная в в 2007 году лучшим директором России, руководитель средней школы № 10 города Бузулука Татьяна Владимировна Белоногина.

Можно гордиться и нашими лучшими школами, среди которых такие уникальные учреждения, как Губернаторский многопрофильный лицей для одаренных детей Оренбуржья, Европейский лицей (Ассоциированная школа ЮНЕСКО), Ибрагимовская средняя школа Кувандыкского района, Павловская школа Оренбургского района, Красногвардейская средняя школа №2 Красногвардейского района и много других прекрасных учебных заведений.

Хотелось бы также отметить достаточно высокую материально-техническую оснащенность образовательной системы области, на которую только из областного бюджета за последние 5 лет выделено свыше 300 млн. рублей. Много еще можно говорить о том хорошем, что сделано в системе образования области, также как и о проблемах, которых тоже немало, и все их предстоит решать. В общем, образовательная сфера региона активно живет, развивается и реформируется, как и все наше общество.

Пользуясь случаем, хочу от всей души поздравить педагогическую общественность да и все население региона с Днем Учителя и пожелать крепкого здоровья, творческих взлетов, искренней любви и всяческих жизненных удач.
Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также