В прокуратуре Оренбургской области состоялась коллегия по вопросам общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования

Вчера, 6 октября 2011 года, под председательством прокурора области Игоря Ткачева состоялось заседание коллегии прокуратуры Оренбургской области на тему: «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования в Оренбургской области».

Статистика свидетельствует о том, что количество образовательных учреждений в области ежегодно сокраща­ется. За последние пять лет в области закрылось 205 школ (с 1234 до 1029). Из общего их количества зна­чительное сокращение (на 50,4%) произошло на ступени начального обра­зова­ния. В основном закрываются малокомплектные школы.

Прокурорской проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения об­щедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей установлены факты несоблюдения требований законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений.

Повсеместно прокурорами выявляются незаконные положе­ния уста­вов, локальных актов учреждений, в том числе по вопросам приема на обуче­ние, организации деятельности учреждений, привлечения вне­бюджетных средств.

В Соль-Илецком районе в уставах Боевогорской, Григорьевской, Шахт­ной, Линевской, Кумакской, Маячной, Трудовой, Дружбинской, Казанской школ, а также в Лицее и городских школах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 на родителей незаконно возлагались обязанности по «обеспечению ликвидации обучающи­мися академической задолженности» и по «оказанию помощи в ремонте учеб­ных кабинетов на добровольной основе».

В уставах школ № 18, 25 г. Орска содержались незаконные по­ложения о проведе­нии собеседований с детьми при поступлении их в первый класс. При приеме обучающихся во 2-9, 10-11 классы в числе других докумен­тов требовалось предоставление дневников с годовыми оценками и справок о месте прожива­ния.

В уставах школ №№ 4, 58, 62, 68 г. Оренбурга в нарушение требований ст. 19 Закона РФ «Об образовании» на год (с 15-ти до 14-ти лет) снижен воз­раст, с которого допускается исключение обучающегося из образовательного учреждения за совершенные неоднократные грубые нарушения устава.

Помимо этого, положения, не отвечающие требованиям законодатель­ства, выявлены прокурорами Александровского, Сорочинского, Абдулин­ского, Бузулукского и других районов.

Имеют место факты нарушения гарантированных законодательством прав на общедоступность и бесплатность всех видов об­щего образования.

В г. Оренбурге выявлен факт безоснователь­ного и немотивированного отказа директора школы № 3 г. Оренбурга в приеме ученика в 4-класс, мать которого дважды обращалась по вопросу принятия её сына в порядке перевода из другой школы по окончании 3 класса. Несмотря на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности зачисления ребенка в 4-й класс данной школы, в том числе по медицинским показаниям, в приеме было отказано.

Не в полной мере и не на должном уровне реализуется закрепленный зако­нодательством Российской Федерации принцип доступности общего обра­зования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвали­дов.

В Бугурусланском районе на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии 33 ре­бенка, пятеро из которых имеют инвалидность, должны обучаться по программам VII и VIII вида. Дети посещают 18 образова­тельных учреждений района, которые лицензий на право ве­дения образовательных программ по обучению детей с ограниченными воз­можностями в развитии по коррекционно-развивающей программе VII вида (12 школ) и специальной (коррекционной) программе VIII вида (6 школ) не имеют. В результате этого образование детям представляется по трудно усваи­ваемым для них общим программам. Специальные методики образования к ним не применяются.

Аналогичные факты имеют место и в других территориях области (Сорочинский, Асекеевский, Красно­гвардейский, Матвеевский, Беляевский, Гайский и другие районы).

В нарушение требований пп. 6.1 п.1 ст. 29 и ст. 50 Закона РФ «Об образовании» из областного бюджета в достаточном количе­стве не выделяются средства на приобретение учебников. В результате закре­пленные федеральным законодательством полномочия органов государствен­ной власти (в данном случае Правительства Оренбургской области), в значи­тельной части приходится выполнять родителям учащихся.

К примеру, в школе № 1 г.Орска на 2010/2011 учебный год потребность в учебниках составляла 4810 экземпляров, фактически же было получено 1674, что составляет 34,8% от требуемого количества. На 2011/2012 положение с обес­печением учебниками значительно ухудшилось - из заказанных 8210 экземп­ляров получено только 270 (3,3%).

Потребность в учебниках для лицея № 1 г. Орска на 2010/2011 учебный год составляла 3707 экземпляров, фактически получено 591 (15,9%), на 2011/2012 учебный год заказано 2732 экземпляра, получено - 253, что состав­ляет 9,3% от заказанного количества.

Недостающая часть учебников приобретается за счет средств родителей. Так, в гимназии № 2 г. Орска в 2010 году за счет средств родителей было приобретено 2123 экземпляра учебников на общую сумму 361 756 рублей.

Руководством министерства образования Оренбургской области неодно­кратно заявлялось, в том числе в средствах массовой информации, о бесплат­ном обеспечении учебниками учащихся первых классов в 2011/2012 учебном году. В то же время, в нарушение требований законов региональное министерство в пись­мах к руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, указывало на то, что закупать учебники за свой счет при­дется родителям, дети которых обучаются в общеобразовательных учрежде­ниях, осуществляющих реализацию программ повышенного, инновационного и специального уровня (гимназии, лицеи, профильные классы и т.д.). В связи с этим, к примеру, в гимназии № 3 г. Орска роди­тели вынуждены были организо­ванно собрать по 1 тыс. рублей на приобретение учебников для своих детей-первоклассников.

Прокурорские проверки свидетельствуют о распространенности нару­ше­ний со стороны общеобразовательных учреждений по привлечению пожерт­во­ваний и иной добровольной помощи.

Установлено, что администрации школ в завуалированной форме понуж­дают родителей к сбору средств на приобретение недостающих учебников, хо­зяйственные нужды, ремонт школ и другие потребности учреждений. Заключаемые между родителями и общеобразовательными учрежде­ниями дого­воры об оказании благотворительной помощи либо добровольных пожертво­ваниях, однотипны. Как правило, они содержат фиксированные суммы сборов, что прямо противоречит принципу добровольности пожертвований и их индиви­дуальности.

В г. Оренбурге по расчетам городского Управления образования потребность образовательных учреждений на содержание зда­ний и сооружений на 2011 год составляет более 433 млн. рублей. В бюджете города Оренбурга, утвержденном решением Оренбургского городского Совета № 62 от 27.12.2010, на указанные цели выделена сумма 60 млн. рублей, что составляет 24% от потребности образовательных учреждений. Недостаточ­ное финансирование местным бюджетом содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений является причиной сбора де­нежных средств с родителей учащихся, которые используются на ремонт каби­нетов, приобретение мебели, замену окон и др.

О принудительном сборе денежных средств с родителей свидетельст­вуют их обращения в различные инстанции. В Управление образования г. Оренбурга неоднократно поступали жалобы на действия руководства школы № 51. По результатам проверок за сбор денежных средств от физических лиц директору школы Усковой Е.А. приказом Управления образования объявлен выговор. Аналогичные жалобы поступали от ро­дителей школ № 3, 11, 83. На телефон доверия администрации г. Оренбурга в августе 2011 года поступила жалоба по поводу принудительного сбора денег от родителей учащихся гимназии № 5.

Подобные факты распространены не только в городах области, но имеют место и в сельских районах.

В Абдулинском районе в 18 школах руководителями учреждений плани­ровалось провести ремонт за счет средств «добровольных пожертвований» ро­дителей.

Помимо этого в школах выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпи­демио­логическом благополучии населения. Не во всех образовательных учреждениях созданы надлежащие условия для органи­зации питания обучающихся, их медицинского обслуживания.

Особого внимания требует вопрос соблюдения безопасности при пере­возке детей, посещающих образовательные учреждения за пределами шаговой доступности. Прокурорская проверка выявила распространенность нарушений требований Федерального закона «О безопасности до­рожного движения». Из 456 школьных автобусов 87 не отвечают требованиям ГОСТ Р51160-98. По каждому факту про­курорами принимаются меры реагирования.

Повсеместно органами прокуратуры выявляются нарушения прав уча­щихся на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравствен­ному и духовному развитию. Так, проверки в общеобразовательных учре­ждениях Оренбурга, Орска, Переволоцкого, Новоорского, Абдулинского, Тюльганского и других районов области выявили свободный доступ со школьных компьютеров на сайты, содержащие сведе­ния об изготовлении взрывных устройств, наркотических и психотропных ве­ществ, информацию, внесенную в федеральный список экстремистских мате­риалов, эротические и порнографические материалы, а также иную информа­цию, причиняющую вред психическому и нравственному развитию несовер­шеннолетних. Данные факты стали возможными ввиду от­сутствия на персональных компьютерах, используемых в учебном процессе, системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания.

Всего по итогам проведенной проверки прокурорами внесено 126 пред­ставлений, принесено 9 протестов, возбуждено 5 административных произ­водств, в суды заявлены 19 исков, объявлено 2 предостережения, в органы му­ниципаль­ной власти направлено 2 информации.

Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий

Читайте также