Вчера, 6 октября 2011 года, под председательством прокурора области Игоря Ткачева состоялось заседание коллегии прокуратуры Оренбургской области на тему: «Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования в Оренбургской области».
Статистика свидетельствует о том, что количество образовательных учреждений в области ежегодно сокращается. За последние пять лет в области закрылось 205 школ (с 1234 до 1029). Из общего их количества значительное сокращение (на 50,4%) произошло на ступени начального образования. В основном закрываются малокомплектные школы.
Прокурорской проверкой исполнения законодательства в сфере обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования детей установлены факты несоблюдения требований законодательства в деятельности общеобразовательных учреждений.
Повсеместно прокурорами выявляются незаконные положения уставов, локальных актов учреждений, в том числе по вопросам приема на обучение, организации деятельности учреждений, привлечения внебюджетных средств.
В Соль-Илецком районе в уставах Боевогорской, Григорьевской, Шахтной, Линевской, Кумакской, Маячной, Трудовой, Дружбинской, Казанской школ, а также в Лицее и городских школах №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 на родителей незаконно возлагались обязанности по «обеспечению ликвидации обучающимися академической задолженности» и по «оказанию помощи в ремонте учебных кабинетов на добровольной основе».
В уставах школ № 18, 25 г. Орска содержались незаконные положения о проведении собеседований с детьми при поступлении их в первый класс. При приеме обучающихся во 2-9, 10-11 классы в числе других документов требовалось предоставление дневников с годовыми оценками и справок о месте проживания.
В уставах школ №№ 4, 58, 62, 68 г. Оренбурга в нарушение требований ст. 19 Закона РФ «Об образовании» на год (с 15-ти до 14-ти лет) снижен возраст, с которого допускается исключение обучающегося из образовательного учреждения за совершенные неоднократные грубые нарушения устава.
Помимо этого, положения, не отвечающие требованиям законодательства, выявлены прокурорами Александровского, Сорочинского, Абдулинского, Бузулукского и других районов.
Имеют место факты нарушения гарантированных законодательством прав на общедоступность и бесплатность всех видов общего образования.
В г. Оренбурге выявлен факт безосновательного и немотивированного отказа директора школы № 3 г. Оренбурга в приеме ученика в 4-класс, мать которого дважды обращалась по вопросу принятия её сына в порядке перевода из другой школы по окончании 3 класса. Несмотря на отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о невозможности зачисления ребенка в 4-й класс данной школы, в том числе по медицинским показаниям, в приеме было отказано.
Не в полной мере и не на должном уровне реализуется закрепленный законодательством Российской Федерации принцип доступности общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
В Бугурусланском районе на основании заключений психолого-медико-педагогической комиссии 33 ребенка, пятеро из которых имеют инвалидность, должны обучаться по программам VII и VIII вида. Дети посещают 18 образовательных учреждений района, которые лицензий на право ведения образовательных программ по обучению детей с ограниченными возможностями в развитии по коррекционно-развивающей программе VII вида (12 школ) и специальной (коррекционной) программе VIII вида (6 школ) не имеют. В результате этого образование детям представляется по трудно усваиваемым для них общим программам. Специальные методики образования к ним не применяются.
Аналогичные факты имеют место и в других территориях области (Сорочинский, Асекеевский, Красногвардейский, Матвеевский, Беляевский, Гайский и другие районы).
В нарушение требований пп. 6.1 п.1 ст. 29 и ст. 50 Закона РФ «Об образовании» из областного бюджета в достаточном количестве не выделяются средства на приобретение учебников. В результате закрепленные федеральным законодательством полномочия органов государственной власти (в данном случае Правительства Оренбургской области), в значительной части приходится выполнять родителям учащихся.
К примеру, в школе № 1 г.Орска на 2010/2011 учебный год потребность в учебниках составляла 4810 экземпляров, фактически же было получено 1674, что составляет 34,8% от требуемого количества. На 2011/2012 положение с обеспечением учебниками значительно ухудшилось - из заказанных 8210 экземпляров получено только 270 (3,3%).
Потребность в учебниках для лицея № 1 г. Орска на 2010/2011 учебный год составляла 3707 экземпляров, фактически получено 591 (15,9%), на 2011/2012 учебный год заказано 2732 экземпляра, получено - 253, что составляет 9,3% от заказанного количества.
Недостающая часть учебников приобретается за счет средств родителей. Так, в гимназии № 2 г. Орска в 2010 году за счет средств родителей было приобретено 2123 экземпляра учебников на общую сумму 361 756 рублей.
Руководством министерства образования Оренбургской области неоднократно заявлялось, в том числе в средствах массовой информации, о бесплатном обеспечении учебниками учащихся первых классов в 2011/2012 учебном году. В то же время, в нарушение требований законов региональное министерство в письмах к руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, указывало на то, что закупать учебники за свой счет придется родителям, дети которых обучаются в общеобразовательных учреждениях, осуществляющих реализацию программ повышенного, инновационного и специального уровня (гимназии, лицеи, профильные классы и т.д.). В связи с этим, к примеру, в гимназии № 3 г. Орска родители вынуждены были организованно собрать по 1 тыс. рублей на приобретение учебников для своих детей-первоклассников.
Прокурорские проверки свидетельствуют о распространенности нарушений со стороны общеобразовательных учреждений по привлечению пожертвований и иной добровольной помощи.
Установлено, что администрации школ в завуалированной форме понуждают родителей к сбору средств на приобретение недостающих учебников, хозяйственные нужды, ремонт школ и другие потребности учреждений. Заключаемые между родителями и общеобразовательными учреждениями договоры об оказании благотворительной помощи либо добровольных пожертвованиях, однотипны. Как правило, они содержат фиксированные суммы сборов, что прямо противоречит принципу добровольности пожертвований и их индивидуальности.
В г. Оренбурге по расчетам городского Управления образования потребность образовательных учреждений на содержание зданий и сооружений на 2011 год составляет более 433 млн. рублей. В бюджете города Оренбурга, утвержденном решением Оренбургского городского Совета № 62 от 27.12.2010, на указанные цели выделена сумма 60 млн. рублей, что составляет 24% от потребности образовательных учреждений. Недостаточное финансирование местным бюджетом содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений является причиной сбора денежных средств с родителей учащихся, которые используются на ремонт кабинетов, приобретение мебели, замену окон и др.
О принудительном сборе денежных средств с родителей свидетельствуют их обращения в различные инстанции. В Управление образования г. Оренбурга неоднократно поступали жалобы на действия руководства школы № 51. По результатам проверок за сбор денежных средств от физических лиц директору школы Усковой Е.А. приказом Управления образования объявлен выговор. Аналогичные жалобы поступали от родителей школ № 3, 11, 83. На телефон доверия администрации г. Оренбурга в августе 2011 года поступила жалоба по поводу принудительного сбора денег от родителей учащихся гимназии № 5.
Подобные факты распространены не только в городах области, но имеют место и в сельских районах.
В Абдулинском районе в 18 школах руководителями учреждений планировалось провести ремонт за счет средств «добровольных пожертвований» родителей.
Помимо этого в школах выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Не во всех образовательных учреждениях созданы надлежащие условия для организации питания обучающихся, их медицинского обслуживания.
Особого внимания требует вопрос соблюдения безопасности при перевозке детей, посещающих образовательные учреждения за пределами шаговой доступности. Прокурорская проверка выявила распространенность нарушений требований Федерального закона «О безопасности дорожного движения». Из 456 школьных автобусов 87 не отвечают требованиям ГОСТ Р51160-98. По каждому факту прокурорами принимаются меры реагирования.
Повсеместно органами прокуратуры выявляются нарушения прав учащихся на защиту от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Так, проверки в общеобразовательных учреждениях Оренбурга, Орска, Переволоцкого, Новоорского, Абдулинского, Тюльганского и других районов области выявили свободный доступ со школьных компьютеров на сайты, содержащие сведения об изготовлении взрывных устройств, наркотических и психотропных веществ, информацию, внесенную в федеральный список экстремистских материалов, эротические и порнографические материалы, а также иную информацию, причиняющую вред психическому и нравственному развитию несовершеннолетних. Данные факты стали возможными ввиду отсутствия на персональных компьютерах, используемых в учебном процессе, системы исключения доступа к Интернет-ресурсам, несовместимым с целями и задачами образования и воспитания.
Всего по итогам проведенной проверки прокурорами внесено 126 представлений, принесено 9 протестов, возбуждено 5 административных производств, в суды заявлены 19 исков, объявлено 2 предостережения, в органы муниципальной власти направлено 2 информации.