Губернатор Юрий Берг: в настоящих условиях эффективность управления бюджетом становится для муниципалитетов одной из главных задач

Губернатор области Юрий Берг провел заседание Правительства, где обсуждались вопросы повышения эффективности бюджетных расходов и Стратегия инвестиционного развития региона до 2020 года. Открывая заседание, Юрий Берг напомнил, что еще в июне Глава Минфина России Антон Силуанов прогнозировал снижение налога на прибыль в наиболее сильных промышленных регионах страны, экономика которых базируется на металлургии и нефтегазодобыче. В этом списке – десять регионов-доноров в том числе Оренбургская область. Снижение доходов бюджета грозит неисполнением социальных обязательств. Выход здесь один – бережно тратить то, что есть, то есть повышать эффективность бюджетных расходов.

- Вопрос эффективного расходования бюджетных средств в нашей области всегда на повестке дня, - подчеркнул Губернатор. - Но сегодня, в условиях спада мировой экономики, он обретает особую актуальность. Достаточно сказать, что он недавно понимался на Государственном совете при Президенте России. А там, как вы понимаете, обсуждаются только самые значимые для жизни страны процессы и явления.

Глава региона считает, что каждый управленец должен твердо усвоить – любая копейка общественных финансов должна быть потрачена с умом – то есть принести максимальную пользу людям. - Качество управления государственными и муниципальными финансами – ключевой вопрос государственного управления. За этим стоят интересы оренбуржцев – всех вместе и каждого в отдельности. Все расходы должны быть обоснованы и тщательно просчитаны, - потребовал Губернатор. 

Юрий Берг также отметил, что бюджетный процесс этого года как никогда сложен.

- Мы намерены подготовиться к грядущим макроэкономическим изменениям насколько это возможно на региональном уровне. И спроектировали бюджет с учетом негативных факторов. Рассчитываем и на сформированный федеральным центром пакет предложений по оказанию финансовой помощи регионам, - пояснил Губернатор. – Параллельно нам придется много работать над увеличением доходной части. Тем более что кризис как раз то время, когда конкуренция ослабевает и стоит приложить усилия и превратить конкурентные преимущества в активные точки роста.

Для этого Правительством области выработан проект Стратегии инвестиционного развития, одобренный Экспертной группой Оренбургской области по внедрению инвестиционного стандарта АСИ, представителями бизнеса, науки, власти и представленный главам муниципальных образований.

Губернатор заметил, что Оренбургская область не обделена ресурсами, обладает развитой промышленностью и сельским хозяйством. Всем этим богатством надо только правильно распорядиться. И предложенная главам территорий к обсуждению Стратегия – инструмент для формирования инвестиционной культуры.

Подробно о мерах повышения эффективности бюджетных расходов рассказала министр финансов области Татьяна Мошкова.

Она похвалила муниципалитеты, которые «задают тон» в этой работе. По итогам ежегодного Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование в сфере управления общественными финансами» сразу два представителя Оренбургской области – Соль-Илецкий район и город Орск вошли в число победителей.

Татьяна Мошкова уверена, что это один из результатов реализации Программы реформирования региональных финансов, итогом которой стало вхождение Оренбургской области в число лучших субъектов РФ по качеству управления общественными финансами.

Как следует из доклада министра, в направлении повышения эффективности бюджетных расходов сделано многое. Созданы механизмы оценки потребности в предоставлении государственных услуг, разработаны стандарты качества предоставления государственных услуг, подготовлена правовая основа для внедрения программно-целевых методов в повседневную практику организации деятельности органов исполнительной власти области, разработаны механизмы, направленные на обеспечение текущей и среднесрочной платежеспособности областного бюджета, а также механизмы оценки качества управления финансами на уровне муниципальных образований и главных распорядителей средств областного бюджета.

Координирует совершенствование бюджетного процесса Правительственная комиссия под руководством первого вице-губернатора и вице-губернатора по экономическим и финансовым вопросам. Для работы с территориями созданы три методических центра, за каждым закреплено 12 – 14 муниципальных образований. Они осуществляют методическое сопровождение в реализации бюджета, ориентированного на результат, разработку модельных актов, организуют обмен опытом и проводят обучающие семинары.

В этой работе сделан акцент на повышение квалификации работников финансового сектора не только государственного, но и муниципального уровня. Установлен жесткий финансовый контроль со стороны министерства финансов и лично Губернатора, что привело к отсутствию кредиторской задолженности по областному бюджету и снижению этого показателя по муниципальным образованиям со 150 до 26 млн. рублей.

Постоянно проводится мониторинг качества управления финансами и повышения эффективности бюджетных расходов в муниципальных районах и городских округах. За два предыдущих года средняя оценка по всем муниципалитетам возросла с 38 баллов до 52. Лучшими стали Медногорск, Орск, Оренбург, Бузулук, Бугуруслан, Новотроицк, Гайский, Новосергиевский, Ташлинский и Светлинский районы. Эти муниципальные образования получат финансовую помощь - 6,0 млн. рублей на 10 муниципальных образований ежегодно.

– Сумма невелика, но это дополнительный стимул для проведения дальнейших преобразований и реальные деньги для решения организационных вопросов, которые, чаще всего, откладываются «на потом», - прокомментировала Татьяна Мошкова.

Мотивирующим фактором министр финансов назвала и субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям, реализующим собственные программы повышения эффективности бюджетных расходов, а также финансовая помощь тем, кто достиг наилучших показателей эффективности деятельности органов местного самоуправления.

- Ежегодно на эти цели мы выделяем значительные средства: в 2012 году – 31,5 млн. рублей, в 2013 году – 39,5 млн. рублей.

Направлениями повышения эффективности бюджетных расходов стало внедрение программно-целевого принципа финансирования и уход от сметного финансирования на финансирование услуг по всей бюджетной сети.

- Переходный период реализации 83- ФЗ в области пройден на полгода раньше срока, определенного федеральным центром. В результате реформ из 2931 государственных и муниципальных учреждений 2296 стали бюджетными учреждениями нового типа, 426 – автономными и только 209 – казенными. То есть большая часть учреждений области функционирует на основе заданий, что заставляет руководителей этих учреждений работать именно на результат, - считает Татьяна Мошкова. 

Реформирование продолжается в бюджетной сети, подведомственной министерствам социального развития, здравоохранения и образования. В муниципальных районах области сокращаются мелкие и неэффективно работающие учреждения социального обслуживания, взамен создаются межрайонные и зональные учреждения. Ожидаемый экономический эффект от реформирования системы социального обслуживания и социальной поддержки населения только в текущем году составит около 98 млн. рублей, но за этим стоит повышение качества оказываемых услуг. Для оптимизации организационных расходов минсоцразвития создан центр по выплате и предоставлению мер социальной поддержки населению всей области, сократились траты на содержание чиновников. Создан электронный социальный регистр граждан, имеющих право на социальную поддержку, что исключает случаи их повторного предоставления одним и тем же лицам.

В муниципалитетах подготовлены планы сокращения неэффективных расходов общеобразовательных школ на 2013 – 2015 годы.

- Но оптимизация отнюдь не помешала образовательному процессу, а наоборот, улучшила качество образовательных услуг, - разъяснила Татьяна Мошкова. - В прошлом учебном году Оренбургская область заняла 12-е место в России по результатам ЕГЭ, поднявшись сразу с 67 места! Высокие результаты учеников - следствие мотивирующего воздействия ежегодного поощрения лучших учителей. А значит эффективности этих бюджетных расходов.

Отметила министр и роль государственно-частного партнерства.

- Инвестиционные проекты на этих принципах уже реализуются в области. Это обновление инженерных систем и объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области, курорт «Соленые озера», создание многофункционального театрального центра для детей и молодежи, дворца водных видов спорта, центра музыкальных искусств, строительство роддома в Кувандыке.

По мнению Татьяны Мошковой, качество управления финансами существенно повысила автоматизация и информатизация управления бюджетным процессом, позволяющая полностью контролировать все его стадии.

Также в целях ограничения расходов на управление в муниципальных образованиях Правительством области ежегодно устанавливаются нормативы формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, а также муниципальных служащих. - Постоянный контроль за их соблюдением позволил добиться их беспрекословного исполнения, - оценила результат министр. - Кроме того, в области проводится работа по укрупнению муниципалитетов. На сегодняшний день уже завершены мероприятия по объединению 49 сельских поселений в 17 муниципальных районах.

Прозрачности бюджетного процесса способствуют публичные слушания, освещение данных вопросов в СМИ и Интернете. Для населения организуются дни финансовой грамотности, в настоящее время идет работа над проектом «Открытый бюджет – бюджет для граждан».

Татьяна Мошкова подтвердила, что мониторинг движения кассовых потоков денежных средств, эффективная долговая политика позволили своевременно и в полном объеме профинансировать все денежные обязательства, не допустить возникновения просроченной задолженности по долгам области и сократить расходы по обслуживанию долга в 2012 году на 276,5 млн. рублей. При этом показатель госдолга Оренбургской области (37,5 % от собственных доходов по состоянию на 1 сентября) остается низким относительно объемов заимствований большинства субъектов РФ.

Тем не менее, она считает, что проблем еще немало.

– Сегодня некоторые нормативно-правовые акты лежат мертвым грузом, а нередко просто отменяются. Такое положение дел сводит весь процесс к формальности, - выразила сожаление министр. - Еще в прошлом году Губернатором области был утвержден перечень из 22 госпрограмм. Прошел почти целый год, а в областном бюджете на 2014 год и на плановый период учтены расходы только по 10 госпрограммам. Следующий год у нас – Год культуры, а программы по культуре нет. Мы говорим о проблемах здравоохранения – программы нет. Важные вопросы региональной политики, защиты населения от неблагоприятных факторов, физическая культура и спорт, энергоэффективность, управление имуществом, инфраструктурное развитие и информационное общество сегодня находятся вне комплексного подхода, - обеспокоена Татьяна Мошкова. 

Актуальна и проблема равномерности расходов в течение года.

- В четвертом квартале наши расходы возрастают на 50 %, по сравнению с тремя предыдущими кварталами. Аналогичное положение и в муниципальных образованиях, - констатировала министр.

Беспокоит руководителя минфина отсутствие увязки объемов оказания услуг с объемами бюджетных ассигнований: - Это ведет к нерациональному и неэффективному использованию средств областного бюджета. Правительство области не устраивает ситуация, когда на лицевых счетах подведомственных учреждений возникают постоянные остатки денежных средств, в то время, как дефицит бюджета ограничивает ресурсы.

- Графики перечисления субсидий на выполнение госзадания подведомственным учреждениям необходимо составлять в увязке с объемами оказания услуг и реальной потребностью в приобретении товаров, работ, услуг, - потребовала она. - Мы привлекаем кредиты и на федеральном уровне, и в коммерческих банках. А в это же время на счетах учреждений собираются колоссальные остатки. При этом совершенно законно из-под контроля главных распорядителей и финансовых органов выводятся немалые суммы доходов от предпринимательской деятельности, которые также должны идти на текущую деятельность, - обозначила проблему Татьяна Мошкова и призвала задуматься еще раз о том, что государство посредством субсидий осуществляет софинансирование деятельности, а не ее полное финансирование. - Часть средств учреждение должно зарабатывать само, а для стимула к тому государство создает условия, чтобы эти суммы можно было расходовать в упрощенном порядке. Лишь часть должна поступать из бюджета. А мы пока  продолжаем ежегодно индексировать расходы на содержание сети, обеспечивая стопроцентное покрытие всех потребностей учреждений. И проблема в том, что многие руководители учреждений расценивают доходы от предпринимательской деятельности, как свои кровные, а само учреждение, как собственную вотчину, – упрекнула она. – Кстати, на федеральном уровне расходы на госзадания не увеличиваются на протяжении ряда последних лет, а в проекте федерального бюджета на 2014 год даже сокращены на 2%.

Министр финансов также напомнила, что по закону сэкономленные средства организации могут тратить на достижение уставных целей. - Тем не менее, большинство учреждений не использовало эту возможность и избавилось от остатков средств, израсходовав в декабре около 20% годового расхода. А это отнюдь не признак эффективности – подчеркнула она

Татьяна Мошкова также выразила озабоченность тем, что лишь 77% учреждений выполнили задания в полном объеме, составил.

– Сразу возникает вопрос насколько внимательно относятся учреждения и их учредители к показателям в задании. Невелик, на взгляд министра и процент учреждений, для которых в заданиях установлены санкции за невыполнение показателей – всего 12 %. Министр финансов также выразила сожаление о том, что только 82 % расходов учреждений социальной сферы (минздрава, минобразования, минкультуры и минфизкультуры) рассчитываются по установленным нормативам.

- Нормативно-подушевое финансирование – самый оптимальный вид расчета бюджетных расходов, - уверена она. Пока такой опыт есть только у министерства образования области. Со следующего года к нему присоединится минздрав - распространяя опыт системы ОМС на госзадание для подведомственных государственных учреждений здравоохранения, не работающих в ней.

Беспокоит и то, что в социальной сфере установаются индивидуальные нормативы для каждого учреждения даже по однотипным услугам. Расчет ведется, как правило, от имеющего в учреждении штата работников, индивидуальных расходов на связь, материальных затрат и т. д.

- Это неверно, - убеждена Татьяна Мошкова. - Такой подход не позволяет обеспечить равные финансовые возможности различных госучреждений при оказании госуслуг. Еще большие проблемы порождает бездумное закрепление недвижимого и особо ценного движимого имущества за учреждением. Нормативные затраты на единицу однотипной услуги отличаются по плану в три и более раз. Поэтому нормативное планирование сегодня так и остается, по сути, сметным планированием, - отметила Татьяна Мошкова. 

При условии, что в дальнейшем услуги социальной сферы будут заказываться на конкурсной основе, государственные и муниципальные учреждения могут оказаться неконкурентоспособными. В то же время негосударственные организации на потребности населения реагируют гибко, на что неспособны государственные (муниципальные) учреждения.

- Некоторые факты повлекли за собой нарушения порядка применения бюджетной классификации. По этой причине было отклонено платежных документов на сумму 32,4 млн. рублей, внесено изменений в закон об областном бюджете и в показатели кассового плана на сумму 22,9 млн. рублей, уточнено кассовых расходов на сумму 0,6 млн. рублей и уточнено расходов бюджетных (автономных) учреждений на сумму 55,4 млн. рублей.

Все это говорит о формальном отношении к формированию, исполнению и контролю за исполнением заданий, а, в конечном счете – о низкой эффективности использования бюджетных средств.

Непростая ситуация с финансовым обеспечением исполнения указов Президента по увеличению заработной платы работников учреждений образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания объясняется тем, что при всех существующих различиях применен один поход. Получается, что средняя заработная плата категорий работников уже достигла параметров, установленных в «дорожных картах», и превысила их - например, по учреждениям культуры вместо 56,3 % к средней заработной плате по экономике достигла 84,1%. Тогда как в муниципальных районах зарплата сильно отстает (44,4%). Получается, что по городским округам стремиться к достижению показателей не нужно, а муниципальным районам достичь этих показателей невозможно. Это приводит к тому, что в целом по области необходимые показатели средней заработной платы не выполняются.

Президент России поставил задачу довести среднюю заработную плату определенных категорий работников социальной сферы до установленных параметров средней заработной платы по экономике не в каждом учреждении и не в каждом муниципальном образовании, а в целом по субъекту федерации. Это дает возможность дифференцированно подходить к размерам ее повышения в государственных и муниципальных учреждениях и привязывать ее к качеству и объему оказываемых услуг, для чего необходимо внедрять «эффективные контракты».

- А у нас сложилась ситуация, когда по городским округам заработная плата бюджетников достигла или превысила параметры, установленные в дорожных картах, а в муниципальных районах это сделать невозможно. И в целом по области средняя заработная плата работников остается ниже, - разъяснила проблему Татьяна Мошкова. 

Она также предложила обратить внимание на острую проблему эффективного управления государственной и муниципальной собственностью и активами.

- Такая конструкция, как ГУП или МУП, в качестве основной цели создания, предполагает извлечение прибыли. А что на практике? Зачастую бюджетные вложения значительно превышают их доходность, - задалась вопросом министр.

По словам министра, хромает и финансовая дисциплина. Только за период с января по сентябрь этого года установлено нарушений бюджетного законодательства на общую сумму 48, 3 млн. рублей, в том числе незаконные расходы денежных средств и материальных ценностей на 30,3 млн. рублей, неправомерное использование бюджетных средств при реализации национальных проектов – на 2,6 млн. рублей, неправомерная выплата заработной платы, премий, пособий, командировочных расходов – на 15,4 млн. рублей.

Нарушения законодательства о закупках привели к неэффективному использованию бюджетных средств на общую сумму 9,4 млн. рублей.

Рассмотрено 106 дел об административных правонарушениях в сфере размещения заказов, по итогам рассмотрения привлечено к административной ответственности 65 должностных лиц, сумма уплаченных штрафов составила – 1,14 млн. рублей.

- Все эти проблемы характерны и для муниципального уровня, но я боюсь, что там они носят еще более масштабный и системный характер, - сделала вывод Татьяна Мошкова. 

Она особо подчеркнула, что ей непонятно, почему объем передаваемых средств в местные бюджеты из областного бюджета растет, полномочия у муниципалитетов сокращаются, а финансовые проблемы никак не решаются и даже становятся еще острее.

- Сколько бы средств не перечислили, все равно возникают еще какие-то потребности, решение которых, по мнению глав, должна взять на себя область. Доходит до того, что мы финансируем до 95 % расходов по инвестпроектам местных бюджетов. Федеральный центр критикует наш регион за низкую самообеспеченность муниципальных образований. А на самом деле увеличение безвозмездной помощи снижает долю собственных доходов, хотя фактически их объем увеличивается.

После доклада министра финансов области на заседании правительства выступили руководители профильных министерств и главы муниципальных образований, обозначившие проблематику и текущие задачи.

Губернатор особенно поддержал министра социального развития Татьяну Самохину, очень обстоятельно и детально проанализировавшую ситуацию с многодетными семьями.

– Разве можно представить, что в XXI веке многодетные семьи живут без воды и тепла? От кого мы должны узнавать о таких случаях? Из СМИ? От прокуратуры? Мое требование – разобраться по каждой ситуации и в кратчайшие сроки отчитаться, что сделано, - потребовал Юрий Берг.

Стратегию инвестиционного развития представила собравшимся заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли области Наталья Струнцова.

По ее словам, Стратегия дает ответ на вопрос, какие отрасли региона имеют наибольший инвестиционный потенциал, какие площадки привлекательны для инвесторов, на каких направлениях нужно сосредоточить объекты формирующейся в Оренбуржье инновационно-инвестиционной инфраструктуры.

Для достижения поставленных целей ежегодный средний прирост инвестиций в основной капитал должен составлять 5%. Этот показатель коррелируется с прогнозом социально-экономического развития и проектом областного бюджета на 2014 и плановый период 2015-2016 годов.

Задачи Стратегии - активизация инвестиционной деятельности по приоритетным направлениям экономики; организация эффективной системы государственной поддержки; минимизация административных барьеров; формирование высокотехнологичных производств конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимостью, развитие человеческого капитала.

Наталья Струнцова привела анализ конкурентных преимуществ региона, а также рисков и ограничений в развитии. Она сообщила, что в ходе экспертных обсуждений поступило множество предложений, и они также будут внесены в итоговый документ

Столь подробная презентация понадобилась для того, чтобы вовлечь в обсуждение глав муниципальных образований. Как позднее подчеркнула вице-губернатор - заместитель председателя Правительства области по финансово-экономической политике Наталья Левинсон, очень важно, чтобы в работе над Стратегией муниципалитеты участвовали активно. Поскольку от активизации инвестиционных процессов в территориях зависит успех второго этапа реализации Стратегии.

– Сам документ содержит массу направлений, которые хорошо вам известны и востребованы в территориях, - обратилась к главам Наталья Левинсон. – Например, одно из ключевых – переработка сельхозпродукции, которая так нужна в районах.

Вице-губернатор также призвала руководителей муниципального уровня проявлять больше инициативы и привела в пример Соль-Илецк и Соль-Илецкий район, где главы начали продвигать инвестиционный проект самостоятельно и добились поддержки и включения в федеральную программу.

По итогам заседания Правительства области была принята резолюция, а Губернатор Юрий Берг предложил одобрить проект Стратегии инвестиционного развития и доработать его с учетом поступивших предложений.

Город: 
Короткий адрес: 
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий