Группа молодых ученых ОГУ под руководством заведующего кафедрой общей психологии и психологии личности ОГУ Людмилы Зубовой получила грант Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) на проведение исследований по теме «Индивидуально-личностные особенности асоциальных проявлений современных школьников: типология, риски возникновения, профилактика».
Как рассказала Людмила Викторовна, изучением проблем асоциальной личности она занимается более 20 лет. За это время защитила кандидатскую и докторскую диссертации, создала собственную научную школу.
- Я объединила всех своих учеников-аспирантов, защитившихся в Москве по этой теме, и грант РГНФ, который мы получили, будет использован в их дальнейших научных исследованиях, - рассказала ученый.
Как пояснила психолог, с годами тема не теряет актуальности. Если 10 лет назад асоциальным считался каждый 10-й школьник, то сейчас – каждый 6-й. Ученые насчитывают более 120 видов девиантного поведения, одно из новейших - шопоголизм. При внешней безобидности он приводит к паразитизму детей-ониоманов на близких, стремлению получать быстрые легкие деньги со всеми вытекающими последствиями.
На первое место по количеству подверженных пагубной привычке выходит интернет-зависимость, но она волнует общественность пока не в той мере, как многие другие. Наиболее болезненными для социума остаются наркотическая зависимость, воровство, вандализм, агрессивность, бродяжничество, суицидальные наклонности.
- Прежний диагностический инструментарий, методики, применявшиеся 10-20 лет назад, устарели. Нужно создавать другие, которые будут эффективны при работе с новым поколением. Этим мы и займемся, – поясняет Людмила Зубова.
Ученые ОГУ будут тесно сотрудничать с министерством образования Оренбургской области, Региональным социально-психологическим центром «Ресурс», отдельными школами, чтобы вместе нащупать «болевые точки».
Грант рассчитан на 3 года. За это время ученые на базе эмпирического исследования детей и подростков Оренбургской области планируют создать региональную модель профилактики асоциальных проявлений современных школьников. Также они собираются разработать психолого-педагогическую концепцию для основы образовательных программ по специальности «Психология и педагогика девиантного поведения». Человек, получивший такую специальность либо специализацию, сможет работать инспектором отдела по делам несовершеннолетних, реабилитационным или коррекционным педагогом, социальным или специальным психологом, специалистом в органах социальной защиты населения.