Старший научный сотрудник НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Денис Денисов при грантовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) и правительства Оренбургской области работает над полным описанием истории монастырей края от зарождения первых монашеских общин в 30-е годы XIX столетия до их массового закрытия советскими властями в 20-е годы XX века.
Коллектив НИИ истории и этнографии Южного Урала ОГУ на протяжении многих лет занимается исследованиями истории и современного положения конфессий в Оренбургском регионе. На 2016 год сотруднику НИИ Денису Денисову был выделен грант в размере 200 тысяч рублей (от 25.03.2016 № 08-1119/085) для реализации проекта «Монастыри Оренбургского края во второй трети XIX – первой трети XX вв.».
Благодаря ему стали возможны научные командировки в архивы Санкт-Петербурга и Самары, ведущие библиотеки страны. Это позволило собрать уникальные неопубликованные документы, редкие дореволюционные издания, фотографии, архитектурные планы и чертежи, раскрывающие историю оренбургских монастырей.
Исследование ученого охватывает все 11 обителей, существовавших в современных границах Оренбургской области в дореволюционный период.
Оно даст полное, комплексное описание их возникновения и развития, строительства и архитектурного облика, почитаемых святынь, быта, социального служения через открытие школ, библиотек, приютов, богаделен, больниц и лазаретов.
Работа по проекту раскрыла ранее неизвестную часть истории Оренбуржья. Например, Денису Денисову удалось установить личность безымянного прежде в краеведении старца Бузулукского Спасо-Преображенского монастыря Алексея Глухова (в монашестве Алипия), которому довелось пообщаться с великим русским писателем Львом Толстым, переживавшим острый духовный кризис и искавшим в общении со священником ответы на животрепещущие вопросы жизни христианина.
- Первый раз Лев Толстой приехал в Бузулук после кумысолечения летом 1871 года, - рассказывает Денис Николаевич. – И чтобы развеяться, посетил проходившую в городе крупную Петровскую ярмарку. Позже его шурин вспоминал, что в Бузулуке они посетили старца-отшельника, который жил около монастыря в пещере. Лев Николаевич только внимательно слушал старца, говорившего исключительно о Священном Писании. Этот неизвестный подвижник произвел на писателя такое впечатление, что он посетил его и в 1875 году. Сын Льва Николаевича вспоминал, что, выйдя из подземной кельи, отшельник гулял по саду, показывал посетителям яблоню, посаженную им 40 лет тому назад, под которой он любил сидеть, принимая богомольцев, свое пещерное жилище, гроб, в котором он спал, и большое распятие, перед которым он молился.
В 1881 году Толстой, уже вставший на антиклерикальный путь, в третий раз встретился с бузулукским отшельником, который сам пришел к писателю. Но ни одно воспоминание не называло имени старца.
Денис Денисов обратился к послужным спискам Бузулукского Спасо-Пребраженского мужского монастыря и выяснил, что к 1881 году на послушании при пещерах состоял рясофорный послушник Алексей Глухов (в монашестве Алипий). Следовательно, он и был неведомым прежде собеседником великого писателя.
По результатам проведенного исследования в 2017 году ученый планирует выпустить одноименную книгу «Монастыри Оренбургского края во второй трети XIX – первой трети XX вв.», интерес к которой проявили Оренбургская митрополия Русской Православной Церкви и Оренбургская духовная семинария.