Сотрудники отдела по делам несовершеннолетних г.Оренбурга и УФСКН Росси по Оренбургской области проверили, как живут дети, родители которых состоят на учете в наркологическом диспансере или осуждены за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, с отсрочкой отбывания наказания.
Межведомственные рейдовые мероприятия проходят регулярно. Очередной визит прошёл в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Здоровый образ жизни», направленного на профилактику и выявление употребления несовершеннолетними спиртосодержащих напитков, табачных изделий, наркотических и одурманивающих веществ, предупреждение правонарушений и преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения, в том числе, в группах негативной направленности во время проведения межведомственного месячника по профилактике алкоголизма, токсикомании, наркомании, табакокурения среди детей и подростков с 30 апреля по 10 мая на территории г.Оренбурга.
Не было ничего удивительного в том, что назначенный для рейда день выдался пасмурным. На фоне яркой весенней зелени, пробуждающейся природы, теплого солнышка и синего чистого неба, жилища тех, к кому наведывались гости в погонах, выглядели бы особо убого. Хозяевами этих людей, что живут в подобных условиях, назвать сложно, ведь любой хозяин стремится к уюту, комфорту, улучшению бытовых условий…
Первый адрес. Центр города. Частный дом, не особо и выделяется на фоне остальных построек старого Оренбурга: с облупившейся на стенах краской, поржавевшими воротами, деревянными рамами, выкрашенными давно белой краской, серые стёкла от пыли и грязи не блестят. Стучимся в железные ворота. Никто не открывает. Обошли дом с торца. Оказывается вход там. Дверь деревянная, выкрашенная рыжей краской, открывается наружу. Нас встречает паренёк, на вид лет 12. За дверью – деревянная лестница, уходящая вниз. Половину ступенек еще освещает дневной свет, проникающий через дверной проём, однако дальше – темнота. Включив фонарик, благо в составе группы люди опытные и знающие, куда им предстоит зайти, двигаемся дальше. Внизу лестницы сразу спотыкаемся о чью-то обувь. Привыкнув к электрическому свету от тусклой лампочки в небольшом – буквально в 1 квадратный метр – коридорчике, глаза начинают выхватывать детали: вот детская обувь, разбросанная по полу, не новая, ношеная, в нормальном состоянии, дальше завешанный ситцевой шторкой вход в коридор– он же кухня. Здесь нас встречает хозяйка, невысокая женщина лет 45 - возраст угадывается не точно, скрывается за следами длительного запойного образа жизни. К подобным визитам относится спокойно, не первый раз приходят с проверкой. Сама начинает экскурсию, показывает: «вот, на плите кастрюля с супом – только что сварили», в холодильнике разнообразия не в изобилии, но необходимый набор продуктов имеется: молоко, хлеб, масло сливочное и растительное, зелень. В комнате прибрано. Дети в школу ходят. Нет, не работает, но уже ходила на биржу труда, встала на учёт, проходит комиссию, оформляет санитарную книжку, собирается вернуться работать поваром, по специальности.
Такие положительные изменения только радуют, говорит старший инспектор ОДН отдела полиции №4 г.Оренбурга Елена Сергеевна Каштанова. Еще пару месяцев назад в доме было невозможно находиться. Из подвального помещения и без того не выветривается сырость и затхлость, так еще жилище было захламлено грязными вещами. Хозяйка была пьяна и не могла внятно ответить, где её дети.
В том, что в этом адресе, и в самом деле, произошли положительные изменения, и это не самый худший вариант, мы убедились, посетив следующий дом, но уже в промышленном районе областного центра. В доме двое детей – старшая ходит в первый класс, младшему исполнилось 7 месяцев. Мама осуждена за хранение наркотиков, получила отсрочку наказания до достижения детьми совершеннолетия.
Первое, на что обращаем внимание, заходя во двор частного дома – ванночка, в которой замочены ползунки и пелёнки. Часть уже выстирана и развешена на верёвке. Из дома тянет чем-то горелым. Оказалось, сбежало молоко и теперь ребёнка нечем кормить. Холодильник пуст, дома грязно. По полу ползает чумазый малыш, держа в руке обмусоленный пряник. Почему дома грязно, на что живёт и на многие другие вопросы хозяйка так и не смогла внятно ответить.
Старший инспектор ОДН отдела полиции № 4 г.Оренбурга Елена Каштанова говорит, что в подобных ситуациях связываются «…с социальной защитой, чтобы помощь оказали. Проводим беседу, что необходимо должным образом исполнять родительские обязанности. Особенно, тем родителям, которые имеют отсрочку и находятся на свободе, благодаря своим детям и должны создать им условия для жизни».
В других квартирах бытовая ситуация была где-то чуть лучше, где-то чуть хуже. Но, стоит отметить, что во время проверки ни один родитель не находился в состоянии наркотического опьянения. В настоящий момент в Оренбурге на учете отдела по делам несовершеннолетних состоят более 400 семей, которые входят в группу риска по алкоголизму и наркомании. Речь идет также о подростках, стоящих на учете в наркодиспансере. В одном Промышленном районе таких семей более 100. Во многих мамочки осуждены по статье «хранение наркотиков» с отсрочкой отбывания наказания.