На заседании был рассмотрен вопрос об организации работы администрации города Оренбурга по реализации Федерального закона №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Закон вступил в силу 1 января 2014 года. При этом отдельные его положения вступят в силу в более поздний срок. Полностью Закон о контрактной системе начнёт действовать с 1 января 2017 года.
Администрация города Оренбурга является уполномоченным органом на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комитет муниципального заказа администрации города Оренбурга исполняет функции уполномоченного органа на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков муниципального образования "город Оренбург".
Процесс осуществления заказчиками закупки товаров, работ, услуг начинается с этапа планирования. Особенности, которые добавились в процесс планирования в 2014 году, с одной стороны, незначительны, но основная проблема, с которой столкнулись заказчики при подготовке планов-графиков закупок, – заблаговременное определение требований к предметам закупки и к участникам размещения заказа (ранее эта работа проводилась на этапе подготовки документации к размещению).
Учитывая требования Закона о контрактной системе, для качественного осуществления закупок Заказчиками МО "город Оренбург" были созданы контрактные службы или назначены контрактные управляющие (в зависимости от совокупного годового объема закупок). К их функциям относится обслуживание всего цикла закупок – от планирования до приёмки товаров, работ, услуг по выполненным контрактам, за исключением процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), который осуществляет уполномоченный орган в лице комитета муниципального заказа.
- Контрактная система расширяет линейку способов определения поставщика и предусматривает новые способы размещения заказов. К уже известным конкурсу, аукциону в электронной форме и запросу котировок добавятся двухэтапный конкурс и конкурс с ограниченным участием, - рассказал председатель комитета муниципального заказа города Оренбурга Ярослав Моисеев. - Двухэтапность допускается, например, при заключении энергосервисного контракта или проведения конкурса на научные и творческие работы, проектные работы, поставку инновационной продукции. На первом этапе участники закупки предоставляют первоначальные заявки, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений по цене контракта. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники. По результатам первого этапа двухэтапного конкурса заказчик вправе уточнить условия. На втором этапе только участники, которые подавали первоначальные заявки, вправе подать окончательные заявки с указанием цены контракта с учётом уточнённых после первого этапа конкурса условий закупки. Процедура конкурса с ограниченным участием, иначе говоря, с предварительным квалификационным отбором среди участников допускается при определении подрядчиков, которые будут выполнять технологически сложные работы, список которых утверждён Правительством РФ. В этом случае к участникам конкурса с ограниченным участием предъявляются не только единые, но и дополнительные квалификационные требования, - подчеркнул Ярослав Моисеев.
Законом о контрактной системе предусмотрен и совершенно новый способ определения поставщика — запрос предложений. Эта процедура схожа с конкурсом, но максимально упрощена. Использование запроса предложений тоже ограниченно. Этот способ закупки может использоваться только в определённых случаях, предусмотренных законом.
За 2014 год комитетом муниципального заказа было размещено 1 163 процедуры закупок на общую сумму 2 146,8 млн. руб.
Из них:
- 747 аукционов в электронной форме, что составляет 64,2% от общего количества объявленных процедур на общую сумму финансирования 1 612,4 млн. руб. (7% от общей суммы объявленных процедур);
- 43 процедуры совместных торгов в форме электронного аукциона, что составляет 3,7% от общего количества объявленных процедур на общую сумму 240,8 млн. руб. (11% от общей суммы объявленных процедур);
- 6 открытых конкурсов или 0,5% от общего количества объявленных процедур на общую сумму финансирования 45,2 млн. руб. (2% от общей суммы объявленных процедур).
Члены Совета старейшин выразили озабоченность ситуацией, сложившейся в сфере закупок: оренбургские сельхозтоваропроизводители, несмотря на высокое качество выращиваемой продукции, в конкурсах практически не выигрывают.
Городское управление сельского хозяйства пояснило, что все крупные местные сельскохозяйственные предприятия, специализирующиеся на выращивании картофеля и овощей, а именно ООО "АФ Краснохолмская", ООО "АФ Промышленная", СССПК "Союз", ИП Михайлов С.Н., на торговой площадке зарегистрированы. Но не все они принимают участие в конкурсах.
Основная причина кроется в снижении цен на овощи и картофель участниками конкурсов, не являющимися производителями этой продукции. Кроме того, местные сельхозпроизводители не всегда могут выполнить требования, предъявляемые к тому же картофелю или моркови. Так, например, овощи, поставляемые в дошкольные учреждения, должны быть свежими полуфабрикатами очищенными, охлаждёнными, в вакуумной упаковке, фасованными по 1-3 кг, срок хранения таких овощей не более 5 суток при температуре от 2 до 6 градусов.