В составлении бизнес-плана личное участие руководителя организации настолько важно, что большинство известных зарубежных банков и серьезных инвестиционных фирм вообще отказываются рассматривать деловые предложения и заявки на выделение необходимых средств, если вдруг становится известно, что требуемый бизнес-план, характеризующий новый бизнес с самого начала и до конца полностью был подготовлен профессиональным консультантом, приглашенным со стороны, а неопытным руководителем всего лишь подписан. Руководитель фирмы, вовремя включаясь в работу лично, как бы грамотно моделирует будущую свою деятельность, лично всесторонне проверяя и сам оригинальный замысел, и себя: насколько хватит у него физических и материальных сил обеспечить нужный успех проекту и двинуться дальше, развивая новый бизнес.
Нужно сразу отметить, что полноценный бизнес-план – перспективный документ и разрабатывать его настоятельно рекомендуется на два-три года, то есть приблизительно на предполагаемый период реализации реального стратегического проекта. Для первого же года все значительные показатели желательно представлять в четкой помесячной разбивке, а для второго – все деловые предложения - в квартальной, и только лишь с третьего года предоставляется возможность ограничиться годовыми показателями.
Специалисты и эксперты считают, что прежде чем начать заниматься кропотливым составлением бизнес-плана, непременно нужно собрать всю исчерпывающую исходную информацию, реально оценить предполагаемый спрос на товар или оказываемые услуги, четко понимать, что именно и конкретно кому будет реализовываться и почему люди это должны покупать. Не забывайте, что люди приобретают не просто какой-то продукт или какую-то услугу, они приобретают совокупность реальных и определенных преимуществ, разрешая свои личные потребительские проблемы. Эта самая совокупность преимуществ грамотно включает в себя четыре элемента – точные характеристики предполагаемого продукта, его ориентировочную цену, всестороннее поощрение спроса на данный продукт и деловые предложения по конкретному месту его реализации.
Главная суть центральной идеи известной теории полноценного маркетинга заключается в том, что существующий рынок включает в себя очень обособленные сегменты, составляющие новый бизнес. Каждый отдельный сегмент предъявляет свои специфические требования к той или иной продукции или осуществляемым услугам. Если новый бизнес приведет свою оригинальную продукцию или востребованные услуги в соответствии с этими обязательными требованиями и сможет сделать это намного лучше, чем другие конкуренты, то он полноправно сможет значительно увеличить свою долю участия на конкурентном рынке и, таким образом, увеличить свою прибыльность.
Самым важным, а иногда решающим обстоятельством при этом обязательно будет четкое определение будущих покупателей – например, каковы их повседневные запросы и как реально на них выйти, надежно довести до них производимую продукцию. Без нормального понимания существующих запросов покупателей или клиентов практически нельзя оценить как сильные, так и слабые стороны реализовываемой продукции и услуг.
Необходимые для этого, любые достоверные данные можно получить в соответствующих профессиональных организациях, или провести свои собственные, более реальные, исследования. Надежным источником нужной информации вполне могут стать всевозможные публикации разных отраслевых ассоциаций, ежемесячные правительственные отчеты, деловые предложения в научных журналах, огромное количество информации во всемирной паутине.