Татьяна Юлаева и фотокорреспондент Иван Анисимов в составе группы оренбургских журналистов, примкнувших к московским ученым-палеонтологам, на один день стали участниками экспедиции, искавшей в наших степях останки доисторических животных. Представьте себе: пяти-шестиметровые травоядные ящуры дицидонты, этакие слонопотамы тучными стадами бродят по речным долинам среди могучих папоротников, срезая мощными клювами и выдирая из земли громадными клыками вкусные толстые столбы корневищ хвощей, в пышных субтропических зарослях их поджидали на свой обед другие ящуры – хищные наземные быстробегающие крокодилы с длинным черепом теронозавра, в теплых прибрежных водах в ожидании добычи сидят зубастые и клыкастые хвостатые лягушки - лаберинтонодты с метровой головой и пятиметровым телом… И все это не где-нибудь в дальних странах, а буквально в нескольких десятках километров от Оренбурга! Правда, 200 - 250 миллионов лет назад!
- Оренбуржье тем и замечательно, что здесь сохранились отложения красных глин, песков древних периодов нашего континента, - рассказывает один из членов экспедиции, старший научный сотрудник Московского палеонтологического института, кандидат биологических наук Андрей Сенников. - Подобные отложения известны только в Южной Африке и Китае. Особо уникальный район – Соль-Илецкий. Он по нашему предложению включен в предварительный список кандидатов на международный геологический памятник ЮНЕСКО наряду с Московским Кремлем и Петербургским Эрмитажем. Так что, как выясняется, не только хлебом, солью, нефтью, газом, сталью, медью, но и уникальными палеонтологическими находками славен наш степной край.
Маленькая площадь в районе реки Бердянки в Соль-Илецком районе во время экспедиций 80-х годов XX века дала сразу около 20 удивительных находок, в том числе до того не известных животных и потому особенно интересных для мировой науки. Под станицей Рассыпной был обнаружен череп крокодилообразного, названного паратазухусоренбургензис, в просторечье паратазух оренбургский. Были свои открытия и у Андрея Сенникова, и немало.
В районе Петропавловки, это Сакмарский район, ему на глаза попался кусок мергеля с каким-то пятнышком. На всякий случай он поднял его и увидел на нем череп маленького ящура, а когда перевернул камень, то увидел и позвонки. Оказалось, что это целый скелет, правда, без задних ног и хвоста. Но все равно это была уникальная находка. Обычно же встречаются отдельные кости, куски костей, ценность которых понятна только специалистам. А вот сами открытия и исследования палеонтологов представляют весьма широкий и глубокий интерес отнюдь не только в рамках изучения прошлого планеты, но и ее будущего.
- - - Очень важно извлечь уроки из прошлого, - считает заведующий крупнейшим в мире музеем палеонтологии (его экспозиция занимает 5000 квадратных метров, а ее ядром являются оренбургские находки) в Москве, кандидат геолого-минералогических наук Игорь Новиков. - За время существования жизни на Земле было несколько экологических катастроф. Полное вымирание динозавров – только одна наиболее известная. Но был еще более страшный кризис – массовое вымирание древних ящуров больших размеров. Их место заняли маленькие ящерицы тупиляказавры, похожие на саламандру, и маленькие лаберинтонодты, пережившие вымирание. Затем наступает послекризисное восстановление экосистем. Животный мир вновь становится разнообразным, опять появляются крупные, до пяти-шести метров длиной особи… К концу периода – вновь однообразие. И так раз за разом. Пришла пора, когда однажды мелкие млекопитающие вышли из своих норок и обрадованно сказали: «Это все наше! Теперь мы будем владеть этой планетой!» Начался новый мир, мир млекопитающих, в котором живем мы. Так вот, чтобы однажды не произошло очередное вымирание экосистемы, наша задача – выяснить, что послужило поводом для нарушения экосистемы и как она потом восстанавливалась. Эти фундаментальные знания будут полезны для преодоления экологического кризиса в будущем. Так что наша отвлеченная наука на самом деле отвечает на самые актуальные вопросы современности: что нужно сделать, чтобы нам не зайти в тупик и не вымереть, как динозаврам.Тем не менее на организацию экспедиций у института палеонтологии нет денег.
- Мы очень благодарны «Оренбургэнерго», - говорит Андрей Сенников. – Благодаря ему мы имеем возможность за короткое время охватить большую территорию поисков. И поставить для себя новые задачи. На сей раз нам повезло. За эти несколько дней мы нашли много интересных останков животных и спланировали работу на будущее. Так что мы с Оренбуржьем не прощаемся. А мы - с палеонтологами, которые ищут прошлое ради будущего. Вымирать-то, как это раньше случалось с доминирующими видами, не хочется…
- Палеонтологи вели поиски доисторических животных сначала в Самарской области. Им в этом помогало руководство ОАО «Самараэнерго», еще дореформенное. Потом, когда их интерес переместился в Оренбуржье, наши соседи-энергетики попросили нас взять ученых под свой патронаж. Что мы, собственно, и сделали. Предоставили им автотранспорт с водителем, место для проживания, обеспечили питанием. Мы считаем, что помогать ученым в изучении нашего края – дело благородное. Если они здесь найдут то, что ищут, может быть, это будет кость динозавра или какого-то другого древнего животного, возможно, до сих пор не известного, и в его названии будет так или иначе звучать слово Оренбург, мы будем очень горды и счастливы.
31.07.2007