Число компаний, активно использующих услуги Интернет для целей бизнеса, составило 81 % от общего числа опрошенных. Наиболее активными пользователями являются предприятия таких отраслей, как: рекламные и полиграфические услуги; туризм, спорт и развлечения; машиностроение; услуги, сервис. Сегодня на рынке Интернет-услуг Оренбурга действует более десятка телекоммуникационных компаний, предоставляющих услуги доступа в Интернет. Более половины корпоративных пользователей Интернет нашего города (58%) покупают Интернет-услуги у ОАО «Волгателеком».
Сегмент услуг широкополосного доступа (ШПД) в интернет в России развивается опережающими темпами по отношению к отрасли в целом. На конец 2007 года, по предварительной оценке Мининформсвязи, количество широкополосных подключений выросло более чем на 50% по сравнению с предыдущим годом и составило почти 5 млн домохозяйств, что соответствует примерно 10%-ному проникновению. По некоторым прогнозам, в ближайшие несколько лет по стоимости безлимитного доступа мы сравняемся с развитыми странами, или цены, может быть, станут даже ниже.
Оренбургский рынок интернет-провайдинга переживает этап активной конкуренции. Наибольшими темпами растет сегмент широкополостного доступа в интернет для частных лиц: в активной борьбе за абонентскую базу операторы увеличивают мощности, внедряют новые технологии и снижают цены. При этом тарифы традиционных и альтернативных операторов на одну и ту же услугу могут отличаться в два раза. Эксперты прогнозируют, в ближайшие несколько лет на рынке останутся только крупные игроки.
ШПД шагает по Оренбургу
Большинство провайдеров, оказывающих услуги по широко-полосному доступу (ШПД) в Интернет, условно может быть разделено на три категории:
1. Провайдеры, предоставляющие доступ в Интернет по ADSL.
2. Провайдеры, предоставляющие доступ по выделенной линии Ethernet обслуживающие весь город или существенную его часть.
3. Провайдеры, предоставляющие доступ по выделенной линии Ethernet, обслуживающие территорию одного или нескольких районов или микрорайонов, домовые сети. Количество таких «локалок» достаточно велико, как велик и разброс их масштабов.
Оптоволоконные сети обеспечивают наибольшие на сегодняшний день скорости, что дает хороший повод к развитию технологий передачи данных по оптоволокну. Пропускная способность может достигать порядка Терабит (1000 гигабит) в секунду. Если сравнивать с другими способами передачи информации, то порядок величин Тбит/с просто недостижим. Еще один плюс таких технологий — это надежность передачи. Передача по оптоволокну не имеет недостатков электрической или радиопередачи сигнала. Отсутствуют помехи, которые могут повредить сигнал, и нет необходимости лицензировать использование радиочастоты.
Полностью оптоволоконные линии - это возможный, но на сегодняшний день абсолютно неоправданный по денежным затратам вариант. Дело в том, что использование волокна для конечной разводки по абонентам чрезвычайно дорого и имеет потенциальные возможности, которые абсолютно не будут востребованы.
Смешанные оптико-кабельные сети (чаще оптико-коаксиальные сети) (Hybrid Fiber-Coax, HFC) - наиболее совершенные в смысле пропускной способности в настоящее время широкополосные сети передачи данных. Оператор получает возможность предоставлять абонентам и стандартные базовые услуги (стандартные аналоговые ТВ-каналы), и такие кажущиеся очевидными и необходимыми сервисы, как платное аналоговое и цифровое телевидение, телефонная связь, доступ в Интернет. В этом случае оптоволокно прокладывается до группы домов, а далее до абонентов идет разводка коаксиальным кабелем. Сопрягаются эти части при помощи оптического распределительного узла.
Исследования интернет-аудитории Оренбурга показывают, что наиболее же распространенным (77 % способом подключения является широкополосный доступ преимущественно по ADSL, через домовую сеть или сеть кабельного телевидения со средней скоростью 128-512 Кб/с или 1 Мб/с. На долю коммутируемого доступа (Dial up) приходится лишь 12% подключений. Еще около 8% занимает беспроводной доступ с помощью WIFI, спутникового телевидения или мобильного телефона (смартфона). По сравнению с данными нашего аналогичного исследования в ноябре 2006 года, доля тех, кто использует дома коммутируемый доступ, сократилась почти в 2,5 раза.
Правительство загонит страну в Интернет?
Свою лепту для популяризации бродбенда и преодоления “цифрового неравенства” планирует внести отечественный регулятор. Правда те механизмы, которые он планирует использовать, рыночными никак не назовешь. До конца 2008 года Мининформсвязи намерено завершить разработку концепции программы “Связь в каждый дом”, которая, по сути, является вторым этапом развития проекта по оказанию универсальных услуг. Эта концепция, в частности, предусматривает проведение конкурсов в регионах России, победители которых на конкурсной территории обеспечат подключение домохозяйств к сети телефонной связи и ШПД. При этом планируется, что скорость доступа будет ограничена (64 Кбит/с или 128 Кбит/с), а цены на предоставление доступа в интернет будут устанавливаться государством. Убытки операторам по предоставлению этих услуг возмещаться из фонда универсального обслуживания. Такой механизм рассматривается в первую очередь для регионов, где отсутствует инфраструктура доступа в интернет.
За что боремся?
Потенциальная емкость Оренбурга оценивается специалистами в 100-120 тыс. домохозяйств. При этом емкость рынка широкополосного доступа для частных лиц составляет около 60 млн руб., а в корпоративном сегменте – 100 млн руб. Разница в объеме рынка между сегментами объясняется зависимостью от доходности услуг: в среднем ARPU (средний доход от абонента) для физических лиц сегодня составляет 400-500 руб., а для компаний – 3000-3500 руб.
Усиление конкуренции между магистральными и розничными операторами приводит к снижению цен трафик-интернета. Именно поэтому, цены на услуги широкополосного доступа в интернет с прошлого года упали в среднем на 30-34%. В этом году почти все игроки рынка ввели безлимитные тарифы на услуги доступа в интернет.
Кроме того, эксперты полагают, что ценовая политика – основной инструмент в борьбе за абонентскую плату, поэтому провайдеры активно включаются в демпинговые войны. Особенно заметно цены падают на трафик для частных лиц. Для них цена – одна из главных критериев выбора провайдера. Для организаций важнее надежность связи и территориальный охват сети. Но, с другой стороны, если надежность не будет подтверждаться адекватной рыночной ценой, то клиент скорее всего сменит провайдера. Это подтверждают и результаты исследований рынка.
Получает развитие беспроводной доступ WIMAX не только для компаний, но и частных лиц. Основное преимущество беспроводных технологий – это доступность в любом районе города и местонахождении пользователя.
Как понять – кто лучше?
Критериями выбора интернет-провайдера являются:
- стоимость подключения (разового платежа за подключение и настройку оборудования, обеспечивающего клиенту доступ в Интернет);
- стоимость аренды канала (многие провайдеры взимают с клиентов плату за аренду канала связи, цена которой не зависит от интенсивности использования Интернета клиентом);
- стоимость траффика. Большинство провайдеров рассчитывают стоимость своих услуг исходя из объема траффика, потребляемого клиентом. Как правило, стоимость траффика измеряется в долларах за Гбайт;
- каналы связи, которыми располагает провайдер (пропускная способность и надежность каналов). При этом важны не только каналы, соединяющие, например, офис компании и интернет-площадку провайдера, но и каналы связи, которыми располагает сам провайдер для дальнейшей передачи и получения данных;
- коммуникационное оборудование, применяемое провайдером. Во многих случаях для подключения к Интернету по выделенной линии необходимо специальное (достаточно дорогое) коммуникационное оборудование. Некоторые провайдеры предоставляют это оборудование клиентам в аренду и продают его;
- надежность работы и защита информации;
- возможность увеличения пропускной способности канала без дополнительных затрат. Если компания планирует быстро развиваться, она должна учитывать возможное повышение нагрузки на свои каналы связи. При этом может возникнуть необходимость увеличить пропускную способность канала.
Одна из главных составляющих выбора вашего будущего «хранителя Интернета» – стоимость его услуг. Ворвавшись в виртуальный мир, позже многие с печальным изумлением подсчитывают суммы, затраченные на работу в Интернете. Несомненно, городские провайдеры всегда идут навстречу клиентам и стараются сделать свои услуги максимально доступными. Именно с этим учетом они разработали целый ряд самых разных тарифных планов. Стоимость соединения со Всемирной паутиной находится в прямой зависимости от того, когда мы выходим в Сеть, сколько времени пребываем там и сколько информации оттуда вынули..
Новые технологии решают проблемы
Одной из наиболее актуальных проблем коммуникаций является доставка данных конечному потребителю. Нехватка установленных физических линий, с одной стороны, и инвестиции, необходимые для развертывания сетей регионального уровня, а зачастую и объективные проблемы (климатические или топографические условия конкретного региона, неразвитость инфраструктуры и пр.) делают проблему «последней мили» (доведение кабельной разводки до каждой квартиры или учреждения) настоящей «ахиллесовой пятой» в развитии телекоммуникаций. Попытка решить задачу традиционными средствами (коммутируемые модемы, аренда физических линий, построение собственной сети передачи данных) требуют наличия налаженной инфраструктуры передачи данных на местном уровне либо создания таковой. Одним из подходов, позволяющих эффективно решить данную задачу, является использование беспроводных технологий. Наилучшее соотношение цена/качество достигается за счет обеспечения высоких скоростей подключения (свыше 10Мбит/с). Стоимость функционально аналогичного оборудования, не базирующегося на радиосетях в 2-2,5 раза выше. При беспроводном способе доступа возможно программное увеличение скорости передачи данных без замены используемого оборудования, что исключено при альтернативных вариантах подлючения. Кроме того, возможно изменение местоположения точки доступа пользователя с сохранением подключения.
Спутник нам не спутник
Спутниковый Интернет, конечно, выглядит очень привлекательно, но имеются нюансы, причем не всегда приятные. Да, спутник захватывает большую зону поверхности Земли, но надо смотреть, виден ли спутник провайдера, предоставляющего данную услугу в вашем регионе и под каким углом он виден, от этого зависит, какого размера спутниковую тарелку вам придется ставить. Кроме того спутниковый канал все же не очень быстр - лучшие из них обеспечиваю около 400 Кбит/с по направлению к пользователю (это для рядовых пользователей, конечно есть и более высокоскоростные варианты, но они на несколько порядков дороже). Пересылка же данных от пользователя к провайдеру осуществляется по телефону, таким образом, телефонная линия так же занята, как и при использовании Dialup модема. Спутниковые системы разных провайдеров имеют ряд общих недостатков, заключающихся в дороговизне используемого оборудования и сложности его установки и настройки.
ИТ-технологии давно и прочно вошли в нашу жизнь. И занимают в ней все более и более заметное место. Наш журнал не мог обойти вниманием столь серьезный сегмент бизнеса, тем более, что выбор соответствующей технологии существенно влияет на результат любой деятельности.
В этом номере мы попытались провести анализ состояния рынка интернет-провайдеров, опираясь на результаты исследования соответствующей аудитории. Получился этакий взгляд со стороны клиента. В следующих номерах мы глазами самих участников рынка оценим, насколько высока конкуренция, за счет чего провайдер сегодня может удержаться на рынке, кто и как планирует дальше развиваться. А потом сравним эти оценки.