Виктор Сытежев, президент ТПП Оренбургской области в последнее время нередко подчеркивает, что новый состав министерства экономического развития и торговли Оренбургской области продуцирует оригинальные идеи. В этом он прав. Вот и на этот раз на заседании правления Торговой палаты был представлен проект создания интегрированного областного продовольственного центра. Идея вряд ли может кому-то не понравиться. Судите сами.
Рынок продовольствия ждут перемены
Идею развития отечественного продовольственного рынка выдвинул В. Путин. Она витала в умах многих россиян. Вот и первый заместитель министра экономического развития и торговли Оренбуржья (МЭРиТ) Эдуард Берлин обращает внимание на существенную зависимость регионального рынка продовольственных товаров от импорта – 43% объема продовольствия завозится в область. Эту ситуацию признана переломить в пользу местных производителей продуктов питания система областных продовольственных центров.
Парадоксальность ситуации отмечает и потребитель: судя по статотчетностям и программам развития агропромышленного комплекса, область явно самодостаточна в производстве продуктов питания – по крайней мере, если это касается молочной, мясной продукции, не говоря уж о хлебе насущном. Национальная программа развития АПК, судя по отчетам, способствует развитию малых форм хозяйствования. Поговаривают, что в частном секторе производится значительная часть животноводческой продукции – молока и мяса.
Правда, в глазах горожан картина нивелируется, и им как бы без разницы, кто продает мясо на Центральном колхозном рынке за 200 руб. кило – агропромышленный холдинг соседнего региона или местный сельский частник. А этот, последний, плачет: он продает перекупщикам выращенное на подворье мясо за 30 - 35 рублей кг, а на прилавках городских базаров оно продается аж за…
Помилуйте, за 200 рублей продается вырезка – это лишь малая часть коровьей туши, по цене она доступна хорошо обеспеченным гражданам. А большая часть коровьего веса реализуется по значительно меньшим ценам. Малоимущие, любители холодцов и супчиков из говяжьих ребер, владельцы собак находят вполне удобную нишу на этом рынке. Хватает и бездомным животным – ведь часть мослов просто выбрасывается в урны вокруг мясных павильонов и просто на территории Центрального колхозного рынка.
Продавцы мяса утверждают, что их доход с одного проданного килограмма составляет 1 – 3 рубля. Основная часть прибыли достается их хозяевам.
Эти «тонкости» ценообразования призвана, по замыслу авторов, также должна сломать система продовольственных центров. В ее задачи входит и изменение на более лояльное отношение к местным товаропроизводителям федеральных торговых сетей.
Но если эти центры – есть коммерческие структуры, нацеленные на прибыль, то чем они будут отличаться от традиционных скупщиков-коммерсантов или менеджеров крупных торговых сетей?
Когда две цели, можно промахнуться
МЭРиТ ставит цель – обеспечить жителей области качественными продуктами питания местного производства. Для сельхозтоваропроизводителей в этом случае создаются приоритеты в сбыте продукции. Как это сделать?
Министерство предлагает мелким, не монополизированным (даже на региональном рынке) товаропрозводителям прийти к единым стандартам качества и безопасности продукции, внедрить систему стандартизации и сертификации. С точки зрения потребителя – это очень актуально. А вот присутствующие на заседания правления ТПП товаропроизводители этот важный фрагмент проекта как бы не заметили.
Прийдя из успешного бизнеса, Эдуард Берлин предлагает сельским товаропроизводителям развивать логистику в виде раскручивания брендов, присвоения штрих-кодов на свою фирменную продукцию. Право же, чем мы хуже Европы или какой-то из Америк? И не важно, что уважаемый казак-фермер говорит о том, что сельский труженик на грани вымирания, что предлагаемые меры по развитию малых форм хозяйствования на селе явно недостаточны, а предлагаемые фьючерсные (биржевые? – ред.) контракты на поставку продукции продовольственным центрам его пугают по определению, в том числе и по элементарному незнанию этого механизма.
Не хотелось бы ерничать. Но предложенная система должна быть понятна и подхвачена снизу – от земли, от сельхозтоваропроизводителя. А этого пока не произошло. Что и продемонстрировала презентация проекта с приглашением возможных главных фигурантов – сельских потребительских кооперативов, фермеров, оптовых закупщиков продовольственных товаров, рестораторов.
На последней выставке «Меновой двор» один из директоров рассказывал, как уговаривал своих коллег – членов Союза молокопереработчиков не депинговать, а установить единую минимальную отпускную цену на молочную продукцию. Его не поддержали. Он намерен выйти из Союза – какой толк от такого профессионального объединения, которое не хочет защищать себя от внешних конкурентов, и зачем объединяться с теми, кто в открытую конкурирует с тобой?
Пока предприниматели обеспокоены лишь собственным выживанием во что бы то ни стало, то, чем они занимаются, трудно назвать цивилизованным бизнесом. Идея областного продовольственного центра основана на добровольном взаимодействии сотен хозяйствующих единиц. Как быстро и найдут ли они друг друга?
Центру виднее
Одна из основных задач проекта – создание логистического распределительного центра со складами, транспортом в крупных городах области – Оренбурге, Орске, Бузулуке. Эти центры должны управлять товарными потоками от товаропроизводителей до первичной переработки продукции. Речь идет о молокоприемных пунктах, которые могут поконкурировать в производстве простейших продуктов питания из молока с нынешними предприятиями, тем самым заставив их перейти к производству более сложных, технологичных молочных продуктов. В систему первичной переработки должны войти и убойные цеха, первичная переработка овощей. А дальше распределительный центр будет направлять потоки продуктов питания (в зависимости от их степени переработки, качества, цены) или в собственную розничную сеть, или в комбинаты питания, или государственные, муниципальные учреждения, или на рынки.
К примеру, в Бузулуке планируется создать (или присоединить к проекту уже существующие) 10 собственных магазинов розничной сети, один комбинат питания. В Оренбурге этих структур будет в пять раз больше.
Проект планирует реализовать идею магазинной «шаговой доступности», что особо важно для малоимущих слоев населения.
Действующие лица и исполнители
Региональная власть отводит себе роль разработчика стратегии реализации проекта и его сопровождение, а также координацию действий всех участников проекта.
А все остальное – дело бизнеса. В его задачи входит инвестиционное и финансовое обеспечение проекта, его практическая реализация.
Наука должна помочь инновационными разработками в сфере производства сырья и реализации продукции и, конечно, разработать единые стандарты качества всего процесса «от поля до потребителя».
Понятно, что если бизнес не примет активное участие, то проект не состоится. При оптимистическом стечении обстоятельств Э. Берлин пообещал, что министерство будет добиваться некоторого инфраструктурного финансирования из федеральных источников. Это добрый сигнал для умных людей, которые умеют договариваться, а не конкурировать.
Рынок продовольствия ждут перемены
Идею развития отечественного продовольственного рынка выдвинул В. Путин. Она витала в умах многих россиян. Вот и первый заместитель министра экономического развития и торговли Оренбуржья (МЭРиТ) Эдуард Берлин обращает внимание на существенную зависимость регионального рынка продовольственных товаров от импорта – 43% объема продовольствия завозится в область. Эту ситуацию признана переломить в пользу местных производителей продуктов питания система областных продовольственных центров.
Парадоксальность ситуации отмечает и потребитель: судя по статотчетностям и программам развития агропромышленного комплекса, область явно самодостаточна в производстве продуктов питания – по крайней мере, если это касается молочной, мясной продукции, не говоря уж о хлебе насущном. Национальная программа развития АПК, судя по отчетам, способствует развитию малых форм хозяйствования. Поговаривают, что в частном секторе производится значительная часть животноводческой продукции – молока и мяса.
Правда, в глазах горожан картина нивелируется, и им как бы без разницы, кто продает мясо на Центральном колхозном рынке за 200 руб. кило – агропромышленный холдинг соседнего региона или местный сельский частник. А этот, последний, плачет: он продает перекупщикам выращенное на подворье мясо за 30 - 35 рублей кг, а на прилавках городских базаров оно продается аж за…
Помилуйте, за 200 рублей продается вырезка – это лишь малая часть коровьей туши, по цене она доступна хорошо обеспеченным гражданам. А большая часть коровьего веса реализуется по значительно меньшим ценам. Малоимущие, любители холодцов и супчиков из говяжьих ребер, владельцы собак находят вполне удобную нишу на этом рынке. Хватает и бездомным животным – ведь часть мослов просто выбрасывается в урны вокруг мясных павильонов и просто на территории Центрального колхозного рынка.
Продавцы мяса утверждают, что их доход с одного проданного килограмма составляет 1 – 3 рубля. Основная часть прибыли достается их хозяевам.
Эти «тонкости» ценообразования призвана, по замыслу авторов, также должна сломать система продовольственных центров. В ее задачи входит и изменение на более лояльное отношение к местным товаропроизводителям федеральных торговых сетей.
Но если эти центры – есть коммерческие структуры, нацеленные на прибыль, то чем они будут отличаться от традиционных скупщиков-коммерсантов или менеджеров крупных торговых сетей?
Когда две цели, можно промахнуться
МЭРиТ ставит цель – обеспечить жителей области качественными продуктами питания местного производства. Для сельхозтоваропроизводителей в этом случае создаются приоритеты в сбыте продукции. Как это сделать?
Министерство предлагает мелким, не монополизированным (даже на региональном рынке) товаропрозводителям прийти к единым стандартам качества и безопасности продукции, внедрить систему стандартизации и сертификации. С точки зрения потребителя – это очень актуально. А вот присутствующие на заседания правления ТПП товаропроизводители этот важный фрагмент проекта как бы не заметили.
Прийдя из успешного бизнеса, Эдуард Берлин предлагает сельским товаропроизводителям развивать логистику в виде раскручивания брендов, присвоения штрих-кодов на свою фирменную продукцию. Право же, чем мы хуже Европы или какой-то из Америк? И не важно, что уважаемый казак-фермер говорит о том, что сельский труженик на грани вымирания, что предлагаемые меры по развитию малых форм хозяйствования на селе явно недостаточны, а предлагаемые фьючерсные (биржевые? – ред.) контракты на поставку продукции продовольственным центрам его пугают по определению, в том числе и по элементарному незнанию этого механизма.
Не хотелось бы ерничать. Но предложенная система должна быть понятна и подхвачена снизу – от земли, от сельхозтоваропроизводителя. А этого пока не произошло. Что и продемонстрировала презентация проекта с приглашением возможных главных фигурантов – сельских потребительских кооперативов, фермеров, оптовых закупщиков продовольственных товаров, рестораторов.
На последней выставке «Меновой двор» один из директоров рассказывал, как уговаривал своих коллег – членов Союза молокопереработчиков не депинговать, а установить единую минимальную отпускную цену на молочную продукцию. Его не поддержали. Он намерен выйти из Союза – какой толк от такого профессионального объединения, которое не хочет защищать себя от внешних конкурентов, и зачем объединяться с теми, кто в открытую конкурирует с тобой?
Пока предприниматели обеспокоены лишь собственным выживанием во что бы то ни стало, то, чем они занимаются, трудно назвать цивилизованным бизнесом. Идея областного продовольственного центра основана на добровольном взаимодействии сотен хозяйствующих единиц. Как быстро и найдут ли они друг друга?
Центру виднее
Одна из основных задач проекта – создание логистического распределительного центра со складами, транспортом в крупных городах области – Оренбурге, Орске, Бузулуке. Эти центры должны управлять товарными потоками от товаропроизводителей до первичной переработки продукции. Речь идет о молокоприемных пунктах, которые могут поконкурировать в производстве простейших продуктов питания из молока с нынешними предприятиями, тем самым заставив их перейти к производству более сложных, технологичных молочных продуктов. В систему первичной переработки должны войти и убойные цеха, первичная переработка овощей. А дальше распределительный центр будет направлять потоки продуктов питания (в зависимости от их степени переработки, качества, цены) или в собственную розничную сеть, или в комбинаты питания, или государственные, муниципальные учреждения, или на рынки.
К примеру, в Бузулуке планируется создать (или присоединить к проекту уже существующие) 10 собственных магазинов розничной сети, один комбинат питания. В Оренбурге этих структур будет в пять раз больше.
Проект планирует реализовать идею магазинной «шаговой доступности», что особо важно для малоимущих слоев населения.
Действующие лица и исполнители
Региональная власть отводит себе роль разработчика стратегии реализации проекта и его сопровождение, а также координацию действий всех участников проекта.
А все остальное – дело бизнеса. В его задачи входит инвестиционное и финансовое обеспечение проекта, его практическая реализация.
Наука должна помочь инновационными разработками в сфере производства сырья и реализации продукции и, конечно, разработать единые стандарты качества всего процесса «от поля до потребителя».
Понятно, что если бизнес не примет активное участие, то проект не состоится. При оптимистическом стечении обстоятельств Э. Берлин пообещал, что министерство будет добиваться некоторого инфраструктурного финансирования из федеральных источников. Это добрый сигнал для умных людей, которые умеют договариваться, а не конкурировать.