- У получателей бюджетных средств появится возможность для заключения долгосрочных государственных контрактов и повышения равномерности расходования средств, - прокомментировал председатель комитета Законодательного собрания области по вопросам бюджетной, налоговой и финансовой политики Владимир Киданов.
В Законодательном собрании и правительстве области уже подготовлены предварительные цифры. Доходы областного бюджета определились следующим образом: на 2009 год в объеме 52-х миллиардов 641 миллиона рублей, 2010 год - 58 миллиардов 608 миллионов рублей, на 2011 год - 69 миллиардов 933 миллиона рублей. Рост объема запланированных на 2009 год собственных доходов к учтенному бюджету 2008 года составляет 112% (в 2008 году рост объема доходов составил 21% !).
По словам Владимира Киданова, область обладает достаточными резервами, чтобы глобальный финансовый кризис не смог сказаться на изменении доходной части областного бюджета в сторону уменьшения. Это, в первую очередь, касается неналоговых поступлений и, прежде всего, использования имущества, находящегося в государственной собственности.
Основные расходы трехлетнего бюджета будут приходиться на образование, здравоохранение, реализацию мер поддержки социально незащищенных категорий населения, развитие инфраструктуры, финансовую помощь муниципальным образованиям. В 2009 году на эти цели предполагается выделить свыше 55 миллиардов рублей, а к 2011 году они должны составить уже около 70 миллиардов рублей.
Валерий Кухарев: «Темпы роста доходов и расходов нового бюджета понизятся»
Министр финансов Оренбургской области уверил нас, что снижение налогов планируется лишь по отдельным позициям бюджета, но по другим будет обязательный рост. В частности, по добыче нефти платежи в бюджет будут пониже.
- Каким Вы видите будущий главный финансовый документ Оренбуржья? Каковы приоритеты бюджета 2009 года?
- Приоритетом бюджетных расходов 2009 года является социальная сфера. Те приоритетные направления, которые были заложены в бюджете на 2008-й, да и на 2007 год, сохраняются и в главном финансовом документе 2009 года. Это относится и к поддержке легкой промышленности, машиностроения, производства строительных материалов и сельского хозяйства в виде субсидирования процентных ставок по краткосрочным (до 3-х лет) и долгосрочным кредитам (до 5-8 лет). За счет инвестиционных долгосрочных кредитов введены и строятся свиноводческие комплексы в Сакмарском районе, под Орском, молочный комплекс недалеко от Бугуруслана.
Кроме того, есть другая форма поддержки производителей, заключающаяся в предоставлении льготной налоговой ставки по налогу на прибыль. Те, кто подходят под определенные параметры, заключают инвестиционное соглашение, обязуясь выполнять определенные условия, и платят в бюджет области налог на прибыль по ставке не 17,5, а 13,5%. При этом платежи предприятия в бюджет не должны снижаться. Высвобождающиеся 4% предприятия обязуются направлять на расширение, модернизацию и обновление производства. Воспользовались данной формой поддержки в силу жесткости условий в этом году только 5 предприятий.
- Впервые бюджет планируют на 3 года. Что изменилось при формировании бюджета? Каковы особенности нового долгосрочного бюджета?
- Это совершенно правильное решение! Нововведение позволит получателям бюджетных средств, а не только нам, финансистам, видеть перспективу и рассматривать будущие возможности по распределению расходов. Но, конечно, такое планирование эффективно в условиях устойчиво действующей экономики. Неустойчивость может помешать! В случае нестабильности на экономическом поле надежды могут быть не оправданы.
Уже сегодня мы будем конкретно видеть прогноз на 3 года и что-то планировать: позволят ли деньги, которые предусмотрены в проекте на 2010-2011 годы, к примеру, сделать ремонт или совершить какие-то приобретения. Какие объекты будут строиться, какие – достраиваться, что делать с «недостроями» - на все эти вопросы будут ответы. Предполагаемые объекты строительства параллельно увязываются с деятельностью промышленных предприятий области. Если предусматривается строительство дорог, значит, нужен битум, щебень, песок и т.д. Выстраиваемая цепочка поможет нам поддержать местных производителей, что очень важно. Я не говорю о создаваемых для кого-то преимуществах, а имею в виду, что оренбургские предприниматели будут участвовать в развитии области, тем самым ощущая свою полезность, соответственно модернизируя или обновляя производство.
В какой-то степени мы возвращаемся к тем дальним временам, когда власть утверждала народнохозяйственный план на 5 лет. В советское время, правда, «пятилетка» была, а бюджетов на среднесрочную перспективу не было. Сейчас федеральный бюджет рассчитывают до 2015-2020 годов. Областной бюджет, по моему мнению, тоже к этому придет.
К сожалению, ничто не может быть идеальным. Подобное планирование бюджета налагает на всех участников большую ответственность.
- Как Вы оцените тот факт, что доходы бюджета на 2009 год несколько снижены по сравнению с 2008 годом? Связано ли снижение доходов будущего бюджета с мировым кризисом?
- Примерно 62 млрд рублей составит консолидированный бюджет области по доходам на 2009 год. По отдельным позициям бюджета планируется снижение налогов, но по другим предусматривается рост. Бюджет на месте стоять не будет. В частности, по добыче нефти платежи в бюджет будут пониже. Цена на нефть снижается не только в связи с кризисом. 140 долларов за баррель – неоправданно высокая цена. В целом поступление налогов на 2009 год планируется на уровне поступлений 2008 года (61-62 млрд рублей).
Планируемое перераспределение налогов (где-то поменьше, где-то побольше) позволит увеличить фонд оплаты труда, который будет расти по сравнению с 2008 годом. Заработная плата будет увеличиваться. Так мы перекрываем падение доходов в бюджет. Особенность бюджета 2009 года в том, что мы продолжаем последовательно увеличивать оплату работников бюджетных учреждений. В феврале 2008 года – на 14%, в сентябре – педагогам еще 16%, с 1 января 2009 года – на 15%. Мы практически по всем денежным выплатам на 2009 год увеличиваем расходы на детские пособия, единовременные денежные выплаты на проезд, опекунские и попечительские пособия, стипендию учащимся среднеспециальных заведений. Денежные выплаты по области в 2009 году в целом составят более 27 млрд рублей. На 2010-2011 годы также планируется увеличение денежных выплат и заработной платы. Это свидетельство того, что экономика работает и будет работать.
Налог на прибыль в 2009 году будет ниже уровня 2008 года. Но опять же он перекроется увеличением других налогов, к примеру, земельным налогом, налогом на имущество организаций. Темпы роста отдельных доходов и расходов 2009 года будут поменьше по сравнению с нынешними.
- Валерий Иванович, можете ли Вы назвать сегодняшнюю экономическую обстановку стабильной?
- В те годы, когда цена на нефть была высокой, наши доходы, соответственно, тоже были высокими. В 2007-2008 гг. прибыль от «нефтянки» составляла 30-35% к собственному доходу бюджета области. Это очень высокий показатель, скрывать нечего! Поэтому нынешнее снижение цен на нефть отразится на доходах бюджета. «Пляшущая» цена на нефть создает неустойчивость, но в скором времени все должно прийти в равновесие. Сегодня, оценивая бюджет, мы рассчитывали на определенную стабильность в будущем.
- Губернатор подписал пакет документов, направленных на стабилизацию экономики области в условиях кризиса на мировых финансовых рынка. Так какие конкретно меры предпримет министерство финансов в борьбе с кризисом?
- Алексей Чернышев подписал указ, направленный, в первую очередь, на исключение излишеств в расходовании бюджетных средств. Мы должны достигнуть равновесия в получаемых доходах и расходовании средств. Будут осуществляться мероприятия, направленные на применение режима экономии. Речь идет элементарно о том, чтобы меньше ездить в командировки, если в этом нет крайней необходимости. Решать, действительно ли нам нужно приобретать новые компьютеры и прочую технику. Сегодня принято решение приостановить укомплектование вакантных должностей в органах власти.
То есть будут уменьшены расходы бюджета, которые не являются первостепенными и связаны с обычной заменой. Эти расходы всегда были на особом контроле во избежание денежных излишеств.
- Бюджет 2008 года рассчитывался с дефицитом, а в итоге обнаружился профицит. Почему это произошло? Может ли повториться такое с бюджетом 2009 года?
- Итоги бюджета 2008 года подводить еще рано. До конца года осталось еще 2 месяца. Мы поставили перед собой цель – исполнить бюджет с профицитом как за счет дополнительных доходов, так и за счет экономии. Почему бюджет предполагался с дефицитом, а в итоге мы говорим о профиците? Это можно наглядно продемонстрировать на примере с нефтью. В начале года нефть стоила 70 долларов, потом поднялась до 140 долларов. Никто не ожидал столь резкого скачка цен. А сегодня рухнула до 60 долларов. Опять же никто не знал! Особенность нашей области заключается в том, что мы в достаточной степени зависим от цен на нефть и газ.
Другой пример, никелькомбинат в Орске. Значительная часть его продукции поставляется за рубеж. В прошлом году предприятие заплатило в бюджет области 1 млрд 600 млн рублей налога на прибыль. Это связано с резким возрастанием цены на никель на мировом рынке. В 2008 году цена на никель рухнула, соответственно, область получит в бюджет 200-300 млн рублей.
С одной стороны, когда цены на имеющуюся в области продукцию высоки, - это благо, никто этого и не скрывает, когда наоборот – это отражается на вливаниях в бюджет. Поэтому считаю: важна стабильность в экономике - условно говоря, пусть цена на нефть держится примерно на одном и том же уровне, конечно, не без колебаний, но не более плюс-минус 10%.
Недавно прошла встреча губернатора области с руководителями предприятий. Речь шла и о наполнении доходами бюджета. Конечно, мы не можем требовать от предприятий чего-то невыполнимого. В первую очередь, органы власти должны совместно с предприятиями помочь разрешить возникающие на производстве проблемы, чтобы в будущем это производство увеличивало доход бюджета.
Естественно, мы стремимся к профицитному бюджету. Сегодня мы даже ведем разговор не о дефиците и профиците бюджета, а о том, чтобы обеспечить выполнение финансирования всех мероприятий, намеченных бюджетом. Вот наша главная задача! Пути достижения этой задачи возможны за счет ряда принимаемых сегодня мер (в частности, экономия). Как бы нам трудно ни было, все намеченные приоритетные направления бюджета будут выполняться. Наша цель – превысить те доходы, которые обозначены. Мы говорим о том, что бюджет принимаем, значит, расходные обязательства должны выполнить. Амбициозные задачи оставим для будущего.
Текущий бюджет идет с профицитом
Вместе с тем, возможности увеличения доходов бюджета далеко не исчерпаны. Сохраняется высокой задолженность налогоплательщиков. По платежам долг в бюджет составляет 1,2 млрд рублей. По транспортному налогу долги более 150 млн рублей, земельному - 100 млн, от малого бизнеса - 60 млн Значительным остается число убыточных предприятий (119) с суммой убытков 0,8 млрд рублей (перерабатывающие, ЖКХ, торговли, транспорта).
Хотя в целом поступления платежей в бюджет, и в т.ч. налога на прибыль, увеличились, по отдельным предприятиям они сократились. От Южуралникелькомбината поступления налога на прибыль сократились в 5 раз, на 1070 млн рублей по сравнению с прошлым годом, при том, что объем выпуска продукции увеличился. Предприятия цветной металлургии - Гайский ГОК, Медногорский медносерный комбинат также снизили платежи в бюджет.
Из общей суммы налогов и сборов, уплаченных налогоплательщиками в бюджеты всех уровней, в областной бюджет зачислено 37%.
Расходы по консолидированному бюджету области составили 42,2 млрд рублей, на 12,4 млрд больше прошлого года. Финансирование расходов увеличилось как по областному, так и по муниципальным бюджетам.
Удовлетворительно исполняются бюджеты муниципальных образований по доходам, где также отмечается увеличение поступлений к 2007 году на 3,5 млрд (47,4%). Значительно увеличились доходы бюджетов городов: Оренбурга, Новотроицка, Бузулука, Бугуруслана, Оренбургского, Соль-Илецкого, Новосергиевского, Абдулинского районов.