Кризис, как считают многие, - это время, когда ни у кого нет денег. Однако это не совсем так. Ведь деньги – они как энергия – никуда не исчезают, а просто перераспределяются. То есть, если у кого-то сейчас денег нет, это значит только одно - они перешли к кому-то другому. Кто же эти счастливчики?
Кто в лес, кто по дрова
Разные группы товаров по-разному реагируют на изменение финансово-экономической ситуации. Это понятно: положение на рынке той или иной товарной группы (и соответственно производителей и продавцов этих товаров) определяется соотношением спроса и предложения. Как правило, спрос быстрее реагирует на негативные изменения в экономике. Потребители, почувствовав пустоту в карманах, начинают экономить.
При этом и покупателей, и товары можно условно разделить на несколько типов. Начнем с покупателей. Можно обозначить две укрупненные группы, в зависимости от их намерения сокращать свои расходы: тех, что намерены урезать бюджет, и тех, кому это не то чтобы очень необходимо. Первые – среднестатистические граждане с соответствующими доходами, вторые – очень богатые граждане.
Далее товары можно разделить по степени надобности в период кризиса на 3 группы: необходимые, не очень необходимые, совсем не необходимые, но очень престижные. Движение спроса на указанные типы товаров происходит в разных направлениях. На первые - повышается, на вторые – падает, на третьи – практически не меняется. Как это связано с активностью вышеозначенных групп покупателей? Товары первых двух групп находятся, в основном, в поле интереса первой группы покупателей, поэтому при наступлении тяжелых времен рационально мыслящие граждане со средним доходом начинают сокращать потребление тех товаров, без которых они в принципе могут обойтись, и наращивать потребление товаров первой необходимости, в том числе и запасаясь ими в прок. Что касается второй группы покупателей, то очень богатые граждане все равно остаются очень богатыми даже в период кризиса и изменять своим привычкам вряд ли станут. Поэтому спрос на люксовые товары почти не претерпевает изменения.
А теперь обо всем по порядку.
Экономия превыше всего
Почувствовав ветер перемен (а также ветер в карманах) рационально мыслящий потребитель несколько переориентирует свои приоритеты. Каким же образом? Очевидно, что если средствами он располагает меньшими, а жить дальше как-то нужно, то под нож первыми попадут необязательные, второстепенные статьи расходов. В первую очередь, к этой группе относятся услуги дизайнеров самых разных мастей, сфера развлечений, магазины подарков и сувениров, услуги фитнес-центров и танцевальных студий, то есть все то, без чего вполне можно прожить, и в обычное время деньги на это тратились просто, потому что они оставались. Теперь не остаются, тут бы на необходимое хватило…
Кому же из оренбургских предпринимателей в связи с вышеизложенным придется затянуть пояса? Организаций, оказывающих услуги по дизайну, всего зарегистрировано 74, однако у подавляющего большинства из них данная услуга идет как сопутствующая, это различные рекламные, строительные, мебельные и прочие компании. Таким образом, волноваться по поводу падения спроса на дизайн особо не стоит (если это не единственное направление деятельности компании).
Что касается организации развлечений, то в Оренбурге насчитывается порядка 20 компаний, оказывающих подобные услуги, а также около 16 фитнес-центров и школ танца. В подобных заведениях часто существует предварительная оплата абонемента, действующего определенный период (до 1 года), то есть на данный момент дефицита клиентов не наблюдается, так как люди все еще посещают оплаченные ранее тренировки, но вот расширения продаж абонементов, тем более долгосрочных, пока, скорее всего, не предвидится.
Дабы не потерять существенную часть дохода, обеспечивающегося за счет приходящих на обед деловых людей, все больше ресторанов и кафе объявляют о скидках в 10-15% в обеденное время.
Урезав все не необходимые расходы, потребитель все же должен решить, что делать с оставшимся бюджетом. Поскольку средств, несмотря на проделанные маневры, все равно остается немного, а потребности, по сути, остаются теми же, покупатель стремится, не снижая уровень потребления, снизить суммарные расходы на это потребление. Каким образом это можно сделать? Достаточно просто, переведя потребление в более низкий ценовой сегмент, так как любой товар, как правило, представлен сразу в нескольких ценовых группах. То есть, например, если раньше потребитель предпочитал дорогие швейцарские йогурты к завтраку, то теперь он может перейти на более дешевые отечественные. Этот же прием работает во всех сферах потребления.
В связи с этим поток покупателей в ближайшее время может хлынуть к дешевым магазинчикам, недорогим салонам красоты и аналогичным закусочным.
Кстати о закусочных. По всей Европе сейчас наблюдается настоящее второе рождение сети ресторанов быстрого питания, таких как “Макдоналдс”. В Великобритании были опубликованы официальные цифры продаж по стране: за предыдущий финансовый год они выросли на 5,7% и составили 1,71 млрд фунтов - рекордная сумма за все годы существования сети. Компания ожидает еще больший рост продаж, поскольку в период кризиса потребители изыскивают способы сэкономить и переходят с привычного дорогого сэндвича и кофе из “Старбакса” на дешевый и демократичный гамбургер и быстрорастворимый кофе из “Макдоналдса”. В текущем финансовом году в связи с кризисом армия посетителей ресторанов “Макдоналдс” увеличилась на 2 млн человек по сравнению с минувшим годом. Кроме того, компания с учетом финансовой ситуации намеревается создать дополнительно 4 тыс. рабочих мест. Так что выходит не всем во время кризиса становится хуже.
Если говорить, например, о текстильных товарах и одежде, то в этой сфере следует ожидать роста продаж секонд-хендов и дешевых вещевых рынков. Кроме того, граждане начали вспоминать про совсем уже было забытых с советских времен ателье и частных портных. Но если раньше к услугам по пошиву одежды прибегали в основном из-за дефицита, то теперь о такой возможности вспомнили как о потенциальном способе сэкономить. Если снижение дохода грозит вам в перспективе посещением рынка «Локомотив» вместо ТД «Сити-Плаза», то этот вариант может показаться вам более привлекательным.
Вообще с углублением кризиса рядовые потребители становятся все более готовыми поступиться своим комфортом и удобством, за которые в благополучные времена согласны были переплачивать. Например, заказать костюм портному и ждать какое-то время, пока он будет сшит, дойти до более дешевого и отдаленного магазина за продуктами и отстоять в нем очередь, чем получить все быстрее, но дороже.
Хочешь – не хочешь, а купишь
Ещё в XIX веке английский статистик Роберт Гиффен обратил внимание на странное явление - во время экономического кризиса, когда у населения нет денег на покупки и спрос падает, появляется группа товаров, продажи которых не только не сокращаются, а, наоборот, существенно увеличиваются … даже несмотря на их подорожание. К этой группе товаров относятся: продовольствие, медикаменты и некоторые другие товары первой необходимости, которые в трудных условиях становятся особенно важными и незаменимыми. Если полтора века назад «эффект Гиффена» распространялся преимущественно на хлеб и картофель, то сегодня, в информационную эру, им на смену могут приходить те или иные высокие технологии. Что, например, наблюдается в нефтяной сфере.
Не секрет, что в последнее время добывающие компании сталкиваются с серьёзными проблемами - запасы в традиционных нефтеносных регионах уже сильно истощены, а выход в новые провинции связан с высокими издержками. К тому же начавшийся финансовый кризис и наметившееся снижение цен на «чёрное золото» наверняка негативно отразятся на нефтяном бизнесе - эксперты не исключают возможности стагнации производства. Но есть сектор, в котором ожидается не спад, а, наоборот, рост. Речь идёт о нефтегазовом сервисе. Действительно, экономить на нём - себе дороже. Ведь и повышение нефтеотдачи в «старых» районах, и освоение новых требуют проведения огромного количества нефтесервисных операций, и если от них отказаться, то временный кризис неизбежно перерастёт в катастрофический обвал... Но это уже специфика.
А общий вывод, таким образом, будет таков: средний ценовой сегмент проседает, в то время как низший наращивает продажи, то есть в период кризиса в плюсе останутся организации, работающие именно в этом ценовом сегменте, каких в нашем городе довольно много. Например, если говорить о продуктовых супермаркетах, то сравнительно большей популярностью на фоне снижения доходов населения будет пользоваться недорогая «Полушка», нежели «Патэрсон». В связи с этим открытие в Оренбурге не просто большого, а крупнейшего в России гипермаркета последней упомянутой торговой сети выглядит как-то неестественно и нелогично, скорее всего, сейчас не самое лучшее время для этого. Если только в глобальной перспективе…
Учитывая устойчивый спрос на лекарства, довольно демократичная аптечная сеть «Фармакор» имеет на сегодня хорошую перспективу, учитывая существенный рост цен в наиболее популярных «Вита+» и «36.6».
Люкс он и в кризис люкс
По теории кризисов, торговые предприятия класса luxury покупателей не теряют и оборота не сбавляют. Так как состоятельные покупатели в качестве антикризисных мер готовы разве что сократить некоторые «необязательные» расходы, о серьезно менять свой образ жизни они не станут, тем более переходить в более низкий ценовой сегмент. То есть если состоятельный клиент посещал самый дорогой в городе салон, то он так и будет его посещать, несмотря не кризис. А в качестве экономии он может, например, реже посещать казино, если раньше часто проводил досуг в подобных заведениях.
Таким образом, магазины, торгующие люксовыми товарами, а также организации, оказывающие вип-услуги, во время кризиса мало что потеряют.
Антикризисное Вуду
Как ни странно, некоторые эксперты предполагают существенный рост доходов у представителей такой необычной сферы услуг, как магия и гадания. Ведуньи, гадалки, колдуны и маги всегда имеют определенный спрос, но, как известно, чем туманнее становится перспектива, тем активней люди желают предугадать свое будущее. Вспомним хотя бы 90-е…
Кроме того, еще одной специфической сферой, где может наблюдаться оживление, являются охранные предприятия. Поскольку в период массовых сокращений и безработицы бывшие рабочие могут решиться на отчаянные шаги. Да и рост преступности всегда сопровождал периоды кризисов. Поэтому те, кому есть что охранять, скорее всего, позаботятся о дополнительной охране.
Представитель одного из крупнейших охранных предприятий Оренбурга «Цезарь» сообщила о том, что на данный период роста заявок не зафиксировано, однако массовое высвобождение рабочих рук с незаконченных строек, по ее мнению, вполне может привести эти руки к чужому добру. «Но и безработные гаст-арбайтеры в период кризиса - не единственная угроза», - заключает представитель охранного предприятия.
В дополнение к этому серьезно возрастет роль коллекторских агентств. Не случайно еще пару лет назад серьезные юридические конторы и охранные предприятия пошли на затраты и создали в рамках своего бизнеса подразделения, ответственные за возврат долгов. Сегодня, когда неплатежи увеличились в несколько раз, их услуги придутся как нельзя кстати.
«Здесь будет город заложен»
Примерно так может звучать надпись на ломбарде в период кризиса, поскольку это заведение становится практически единственным местом, где можно получить живые деньги. Зарплату не дают, у банка денег не допросишься, в долг тоже никто не займет, остается одно – заложить что-нибудь в ломбард.
В некоторых ломбардах прирост клиентов за последние месяцы составил около 50%.
При этом часть ломбардов заметно повысили ставки. В настоящее время ставки в ломбардах колеблются от 10% до 21% в месяц, а в некоторых она повысилась до 60%. Как правило, средняя сумма ссуды не превышает 15 тысяч рублей.
Но подобные заведения могут столкнуться (и уже сталкиваются) с участившимися случаями невыкупа залога, кроме того, сложившаяся тяжелая экономическая ситуация может не позволить перешедший в руки ломбарда залог выгодно реализовать. Показателен недавний пример мошенничества со стороны клиента ломбарда. В Оренбурге женщина регулярно закладывала в ломбардах большое количество золотых украшений, которые, однако, после более тщательной проверки оказывались дешевыми безделушками с золотым напылением. Мошенницу уже задержали, но прецедент вряд ли станет единственным.