Мировой финансовый кризис с осени начал оказывать существенное негативное влияние на многие товарные рынки, в том числе и автомобильный. Глубина этого кризиса пока не ясна. Изменения, произошедшие в мировой экономике, привели к значительному снижению темпов продаж легковых автомобилей. Россия не стала исключением - по отдельным маркам в октябре-ноябре специалистами регистрировалось сокращение объемов реализации на 20-30%.
Продажи иномарок упали
За первые 3 квартала 2008 года в России было продано немногим более 2 млн 141 тыс. новых легковых автомобилей. Доля отечественных марок в общей структуре продаж при этом продолжала снижаться, и по состоянию на начало октября оценивалась специалистами компании «Автостат» уже в 25% (533,8 тысяч авто). Однако никто из динамично растущих иностранных конкурентов по-прежнему не в силах соперничать с LADA по общему объему реализации: владельцами новых автомобилей тольяттинской марки в рассматриваемый период времени стали 492,8 тысяч человек (23%). По итогам года доля тольяттинской марки может даже немного подрасти - продажи составят порядка 665 тысяч машин из суммарных 2 млн 850 тысяч.
Наилучший результат среди зарубежных брендов в рассматриваемый период времени продемонстрировал Chevrolet: его доля на российском рынке достигла 8,2%, а продажи превысили 175 тысяч единиц. Ближайший преследователь, Hyundai, значительно отстает с результатом в 160 тысяч авто и долей в 7,4%. Замыкает тройку лидеров иностранных марок Toyota (144,5 тысяч штук).
Активный рост российского рынка легковых автомобилей продолжает приносить зарубежным компаниям объемную прибыль. Наиболее успешной в этом плане по итогам прошедших девяти месяцев остается Toyota: ей удалось реализовать на российском рынке около 145 тысяч машин средней стоимостью 36743 доллара США. Лидер рынка иномарок (Chevrolet) значительно уступает японской марке (2969 млн USD): популярность доступных Aveo и Lacetti привела к тому, что средняя цена одного автомобиля не превышает 17 тысяч долларов. Среди иномарок ниже данный показатель только у Renault, Daewoo Fiat и Chery – данные марки на российском рынке сделали ставку на свои доступные модели.
Продажи автомобилей иностранных марок в России впервые по сравнению с предыдущим месяцем сократились в октябре на 5,7% до 169,1 тыс. машин. Отечественные автодилеры опасаются, что теперь производители откажут им в бонусах и скидках, которые давали раньше за почти 30-40-процентный рост местного рынка. Для сравнения: в сентябре рынок вырос по отношению к августу на 2,2%, а по отношению к прошлогоднему сентябрю - на 22%.
Общее количество реализованных за десять месяцев иномарок выросло на 36% относительно продаж в январе-октябре 2007-го: с 1307,1 тыс. автомобилей до 1780,8 тыс. Свой прогноз по объему всего российского авторынка по итогам 2008 года снизило агентство «Автостат» - с 3,16 млн до 2,9 млн автомобилей. Падение объемов продаж иномарок в октябре иллюстрирует таблица «Объем продаж топ-20 автомобильных марок в России».
Два выхода
Вмешавшийся в активный рост российского рынка легковых автомобилей мировой финансовый кризис заставил игроков в срочном порядке пересматривать свои стратегии и планы. Говорить о скором достижении годовыми продажами машин в РФ отметок в 4 и 5 млн единиц (2009 и 2011 годы соответственно) и выходе страны на лидирующие позиции по объемам реализации в Европе в условиях сильнейшего дефицита ликвидности и обвального снижения цен на нефть уже не приходится. Крупнейшими мировыми автопроизводителями средства изыскиваются уже не для продвижения продукции и технологических инноваций, а для продолжения функционирования. Российский рынок не стал исключением - значительное ужесточение условий кредитований напрямую отразилось уже на осенних объемах продаж легковых автомобилей. Отметку в 3 млн проданных авто в текущем году покорить уже вряд ли удастся.
В настоящий момент специалистами рассматриваются два варианта выхода страны из сложившейся ситуации. При первом, наиболее легком, уже к середине следующего года на мировых финансовых рынках произойдет смена тренда, связанная с активными действиями нового президента США и итогами встреч «Большой двадцатки». На мировых финансовых рынках снова начнут преобладать оптимистичные настроения, что позволит реальному сектору (в том числе авторынку) относительно безболезненно пережить возникшие осложнения. При таком варианте развития специалисты компании «Автостат» ожидают в следующем году продаж на уровне 2,6 млн автомобилей в год. В краткосрочной перспективе возможно возобновление роста и достижения рынком отметки в 3 млн авто в 2010 году, а следующего рубежа (4 млн штук) - в начале 2012 года.
Существует и более пессимистичный прогноз развития сложившейся ситуации. Согласно ему, страна сейчас находится в начальной стадии кризиса, который продлится еще порядка 2-х лет. При таком варианте развития событий специалистами не исключается возможность множества серьезных структурных изменений в мировой и российской экономиках. Происходить все это будет на фоне снижения темпов роста ВВП у развивающихся стран и жесткой рецессии в развитых государствах, сопровождаясь ростом безработицы, остановкой многих крупных предприятий и значительным снижением уровня платежеспособности населения. При таком варианте развития ситуации аналитики компании «Автостат» не исключают возможности «отката» в следующем году уровня годовых продаж до отметок 2006 года: 2,1 млн автомобилей с последующим инерционным снижением ниже значения в 2 млн единиц.