Сергей Горшенин, заместитель председателя правительства области: «Мы сконцентрируем усилия на оказании содействия внешнеторговым и инвестиционным проектам»

Приграничный статус Оренбургской области накладывает серьезный отпечаток на региональную экономику. И в условиях продолжающегося экономического кризиса экспортная и сырьевая ориентация производства может стать как серьезным тормозом в стимулировании развития остальных отраслей, так и серьезным подспорьем. Во многом разрешение такой неопределенности будет зависеть от действия региональных властей. Мало того, от позиции областного правительства в вопросах информирования жителей региона и потенциальных партнеров о ситуации в Оренбуржье зависит, как скоро нам удастся выбраться из кризисной ямы. О том, есть ли у власти взвешенные и продуманные шаги по нивелированию последствий кризиса, в том числе и на информационном поле, мы попросили рассказать заместителя председателя правительства области, министра информационной политики, общественных и внешних связей Оренбургской области Сергея Горшенина.

- Сергей Георгиевич, во-первых, с прошедшим Вас днем рождения. Расскажите, какие главные задачи стояли перед Вашим ведомством в 2008 году? Удалось ли их решить?

- Геополитические преимущества естественным образом определяют приоритеты и обуславливают динамику международных отношений региона. Мы делали акцент на развитие торгово-экономических связей со странами СНГ, расширение приграничного сотрудничества с Республикой Казахстан, обустройстве оренбургского участка российско-казахстанской границы, продвижение крупных инфраструктурных проектов. В частности, утвержден маршрут прохождения скоростной автомагистрали «Санкт-Петербург – Казань – Алма-Ата – Хоргос» через Актюбинскую и Оренбургскую области с точкой входа в многостороннем автомобильном пункте пропуска «Сагарчин». Министрами транспорта Республики Казахстан и Российской Федерации подписан соответствующий меморандум. Продолжены совместные консультации по созданию межгосударственной структуры по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал.

Делегация Оренбургской области участвовала в работе Международной научно-практической конференции по изучению экологических, социально-экономических и гуманитарных проблем бассейна р. Урал в г. Уральске и выездном заседании комитетов по вопросам экологии и природопользованию, экономической реформе и региональному развитию Мажилиса парламента Республики Казахстан. В июле на территории Оренбургской области в среднем течении реки Урал работала XII российско-казахстанская профильная историко-культурная экологическая экспедиция. На V Форуме руководителей приграничных регионов России и Казахстана с участием президентов двух государств в г. Актобе губернатор Оренбургской области вновь привлек внимание участников к вопросу обеспечения экологической безопасности. На следующем форуме в 2009 году, который в новом, межрегиональном формате пройдет в Оренбурге, планируется подписание документов по этому и другим важнейшим направлениям российско-казахстанского сотрудничества.

Отмечу, что опыт Оренбургской области в укреплении отношений с Казахстаном, странами СНГ, изложенный в докладе губернатора, должным образом был оценен участниками декабрьского совместного заседания Совета Безопасности и Госсовета Российской Федерации «О политике Российской Федерации на пространстве СНГ». В прошедшем году Оренбургская область была активным проводником внешней политики России в отношении стран Центральной Азии. Это значительное достижение для региональной дипломатии. Финансовый и экономический кризис жестко продемонстрировал необходимость укрепления и расширения взаимодействия на едином экономическом пространстве, освоения новых рынков сбыта. Ярким позитивным примером международной интеграции служит проект создания совместного российско-казахстанского предприятия по переработке газа Карачаганакского месторождения на мощностях Оренбургского газзавода. Нарастание объемов переработки газа создает условия для строительства завода по выработке полиэтилена и полипропилена. А это появление новых рабочих мест, что является одним из важных условий преодоления последствий кризиса.
 
По оценке, объем внешней торговли Оренбургской области с Республикой Казахстан по итогам 2008 года возрос на 26% и достиг 1,8 млрд долларов США, что составляет 9,0% объема внешней торговли России с Казахстаном.
 
- 2009 год будет достаточно сложным для региона и его экономики. В связи с этим произойдет ли корректировка основных задач министерства, методов их реализации?

- Действовать придется в антикризисном режиме и условиях жесткого бюджетирования расходов. Многие замыслы будут отложены до лучших времен. Мы сконцентрируем усилия на оказании содействия и поддержки внешнеторговым и инвестиционным проектам. Это особенно важно, так как именно внешнеэкономический комплекс производит четверть объема валового регионального продукта. Среди крупнейших экспортеров области – металлурги, машиностроители, нефтяники, производители химической продукции и др., чья доходность зависит от колебаний конъюнктуры мирового рынка. В условиях кризиса они столкнулись с рядом проблем - частичной потерей рынков сбыта, задержкой оплаты за поставленные товары и услуги. По этим причинам предприятия вынуждены сокращать объемы выпуска продукции либо полностью останавливать производство. В связи с этим правительством области активизирована работа по содействию оренбургским товаропроизводителям в поисках новых рынков сбыта, в том числе в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока (Таджикистан, Китай, Япония, Индия и др.), Латинской Америки.
Ведется работа с посольствами и торговыми представительствами России за рубежом и иностранных государств в России по вопросам развития внешнеторгового сотрудничества региональных предприятий с зарубежными партнерами.

На государственном уровне в целях поддержки российских компаний используются различные регуляторы – экспортные пошлины, таможенно-тарифная защита, инструменты стабилизации цен. Сегодня уже принят ряд постановлений, снижающих тарифные ставки на экспорт никеля, меди, проводятся закупочные интервенции по сельхозпродукции. На региональном уровне мы также будем проводить политику протекционизма по отношению к предприятиям-экспортерам. Мы предложили обратиться в ФТС с инициативой рассмотреть вопрос снижения экспортных пошлин для продукции ОАО «Уральская Сталь». Планируем создание Совета по внешнеэкономической деятельности и приграничному сотрудничеству при Правительстве Оренбургской области. Считаем, что определенную роль сыграет ослабление налоговой нагрузки на предприятия в регионе.

- Так является ли экспортная ориентированность экономики области тормозом для ее развития? Вообще, насколько верна идея ориентации экономики на экспорт?

- Одна из самых успешных стран зоны ЕС- Германия – имеет самую экспорто-ориентированную экономику и стабильно лидирует по объемам экспорта. Почему? Потому что экспортоориентированные отрасли формируют спрос на наукоемкие технологии, на внедрение их в производство, стимулируют развитие фундаментальной науки. Именно они способствуют укреплению позиций нашей страны в мире. Конечно, российский экспорт с его высокой сырьевой составляющей отличается от машиностроительного и высокотехнологичного Made in Germany. Однако в структуре регионального экспорта на протяжении последних лет доля продукции ТЭК неуклонно снижалась в пользу машиностроения, металлургии. И если Россия контролирует значительную часть мировых энергетических ресурсов, то это ее конкурентное преимущество, а не недостаток.

- Граница – это головная боль или ресурс развития области? Если так, то насколько полно сегодня мы его используем? Какие проблемы наиболее актуальны в вопросах развития приграничного сотрудничества, хватит ли сил у региональных властей их решить?

- Статус приграничного региона, уже привычный для нас сегодня, наравне с проблемами трансграничной преступности создает определенные экономические преимущества. Обустройство границы – это приток государственных инвестиций, обеспечивающих развитие инфраструктуры и занятость населения. Если есть граница – значит, есть пункт пропуска, дорога к нему, там работают люди, получают зарплату от государства. Вопросы развития приграничного сотрудничества, относящиеся к компетенции правительства области, решаются оперативно. Другое дело, что большинство таких вопросов находится в ведении федеральных властей, с которыми работаем в режиме диалога. Приграничные регионы давно ожидают принятия законодательства о приграничном сотрудничестве, в рамках которого им будут предоставлены различные преференции. Это станет настоящим импульсом для развития территорий.
 
Примеры других стран, например, Китая, в 1992 году в статусе зон приграничного экономического сотрудничества открывшего внешнему миру тринадцать приграничных городов, наглядно демонстрируют, каких успехов можно добиться на этом пути. Что актуально? Необходима система государственных мер по развитию приграничных регионов, стимулированию приграничного и межрегионального сотрудничества. Требуется ускорить принятие пакета законов «О приграничном сотрудничестве», «О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий РФ». Для создания благоприятного режима развития приграничного сотрудничества нужно завершить международно-правовое оформление государственной границы Российской Федерации со странами СНГ, унифицировать нормы национального законодательства, внедрить механизм совместного контроля в пунктах пропуска. Другой значимый аспект – совместная реализация крупных международных проектов: газового, транспортного. Мы считаем, что дорожная инфраструктура в приграничных районах должна быть передана в федеральную собственность. Это автодороги «Оренбург – Соль-Илецк – Акбулак – граница Республики Казахстан» и «Оренбург – Орск – Шильда - Бреды – Карталы – Троицк – Челябинск».

- В 2008 году министерство активно занималось вопросами позиционирования региона. Можно ли говорить, что здесь совершен прорыв, или мы в начале пути?

- Наряду с участием в различных деловых мероприятиях, мы шире использовали возможности информационного позиционирования. В итоге, по показателям присутствия в СМИ за прошедший год, в числе других субъектов РФ наш регион занял 35-е место в информационном рейтинге. Среднемесячное число сообщений об Оренбургской области в СМИ всех категорий составило более 3.5 тыс. единиц. В определенной степени это прорыв, связанный с трансформацией информационной среды. Качественные и количественные исследования зафиксировали не просто рост числа сообщений, а изменения их характера, появление новых резонансных тем. Если же говорить о создании бренда региона, то мы только вступили на этот путь, впереди большая работа.

- Для чего нужно позиционирование?

- Жителям Оренбургской области это нужно для того, чтобы реализовывать свои интересы. Сейчас все много говорят о кризисе. Если есть кризис, значит, правительству нужна стратегия оказания помощи. Кому помощь оказывать? Наиболее известным регионам, причем позитивно известным. Именно такой регион будут усиливать, вкладывать в него средства, приводить всем в пример и тиражировать его опыт. И тогда в регион приходят инвестиции – иностранные, государственные, частные. Экономика развивается, люди живут хорошо. Например, здесь есть соленые озера, которые в федеральном информационном поле никому не известны. А если представить это как бренд «русское мертвое море», то можно привлечь средства под строительство солидного курорта. Есть у нас уникальные природные объекты – национальный парк “Бузулукский бор”, который в федеральном поле тоже неизвестен, и многие другие. Результатом позиционирования может стать приток рабочей силы, если она нужна, туристов, если они нужны, инвестиций, если есть во что их вкладывать. Наши пока малоизвестные бренды - оренбургский арбуз, оренбургский каравай... Бренд должен работать на наших производителей, продвигать их продукцию на рынках. Нашее». Так для кого же все это, как не для жителей Оренбургской области? Нам что, ничего не надо? Ни денег, ни туристов, ни благоустройства?

Есть и другая проблема. Любой серьезный региональный негатив в федеральном информационном пространстве представлен больше, чем в региональном. Если ничего другого в сообщениях нет, то те же инвесторы или потенциальные туристы думают «да что же за регион такой, то горит, то взрывается, то самолет падает...»? Отсюда другая задача – балансировать, уравновешивать этот фон, чтобы отражать реальную действительность.

- Насколько важно было пригласить московских специалистов. Почему отказались от услуг местных?

- Конкурс на проведения информационного аудита и разработку информационной стратегии выиграла одна из старейших на этом рынке компания «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг». Аудит проводился за период с октября 2007-го по октябрь 2008 года. Было учтено около 44 тыс. единиц материалов СМИ, хранящихся в базе данных информационно-аналитической системы «Integrum». Поскольку мы говорим о стратегии внешнего позиционирования, то привлечение внешних специалистов неизбежно – на этапе исследований нужна объективная, независимая оценка. Мне рассказали, как редактор одной районной газеты на семинаре сказал, что их газета много и хорошо пишет об области, широко ее позиционирует. Если бы этот специалист измерял информационное поле, он бы, наверное, его по-другому измерил. Поэтому на этом этапе привлечение внешних специалистов необходимо.

А вот реализация стратегии будет происходить с участием местных специалистов, ведь информационная политика должна проводиться скоординированно. Мы планируем создать совет, который займется ее планированием и координированием, потому что еще один важный вопрос состоит не в том, что делать надо, а чего делать не надо. В результате проведенных исследований был сформирован набор информационных акцентов. И любой журналист, любое СМИ должны знать, что расставлять их надо всегда, в каждом случае. Это – приоритеты, которые обеспечат позитивное информационное позиционирование региона, то есть будут способствовать реализации наших общих экономических интересов.

- Ваш прогноз, как будет развиваться Оренбургская область в 2009 году? С какими трудностями столкнется? Как их преодолеет? За счет чего?

- Сильнее ударит кризис по регионам-донорам, но они быстрее преодолеют его последствия. Будут определенные трудности. С наполнением бюджета, например. Но свою социальную направленность он сохранит. В условиях кризиса это обеспечит покупательную способность населения. Меры регулирования, предпринимаемые руководством страны, позволят удержаться на плаву как предприятиям, так и региональной банковской системе. Конечно, возможны различные слияния и объединения. Выживут самые мобильные, способные приспособиться к условиям кризиса и извлечь из этой ситуацию пользу, завоевав, например, освободившиеся рыночные ниши. Оздоровить экономику помогут стратегические отрасли, например, строительство, особенно если они будут поддержаны государством.
 
За 9 месяцев 2008 года объем региональной внешней торговли возрос к уровню соответствующего периода 2007 года на 32,4% и преодолел рубеж в 5,0 млрд долларов США. Объем экспорта составил 3,7 млрд. долларов (рост – 132,5%), объем импорта – 1,3 млрд долларов (рост – 133,0%). По объему внешнеторгового оборота Оренбургская область заняла 17-е место в Российской Федерации и 5-е место в Приволжском федеральном округе РФ. По оценке, в 2008 году объем внешней торговли достиг 6,0 млрд долл. США.
Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий