Игорь Удовиченко, главный федеральный инспектор по Оренбургской области: «По большому ряду вопросов мнение полпредства является ключевым»

50 дней – достаточный срок, чтобы разобраться в ситуации и дать первые оценки. Именно из этого исходили мы, когда обратились с просьбой к новому главному федеральному инспектору по Оренбургской области прокомментировать положение дел в нашем регионе с точки зрения «государева ока», а также обозначить первоочередные шаги и задачи в ранге главного федерального чиновника Оренбуржья.

- Игорь Александрович, очень интересно узнать, каковы в Вашем понимании функции ГФИ?

- Если говорить простым языком, главный федеральный инспектор – это «око государево». Я напрямую подчиняюсь полпреду Президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорию Раппоте, а он, в свою очередь, Дмитрию Медведеву.

В мои задачи входит надзор за соблюдением федеральных нормативных актов на территории Оренбургской области, координация деятельности федеральных структур, работающих на территории нашей области, претворение кадровой политики президента в субъекте федерации, а также оценка эффективности работы органов власти в Оренбуржье.

- Эти полномочия достаточно широки? С учетом особенности региона, все ли их удается реализовать?

- Мое глубокое убеждение, что только плохой руководитель ссылается на отсутствие полномочий. Та вертикаль власти, которая выстроена в стране, позволяет в полном объеме выполнить тот функционал, который возложен на ГФИ. А вот с точки зрения возможностей – тут пусть оценку моей деятельности и ее эффективности дают другие. В любом случае, самоудовлетворенности от своей работы я не испытываю, и, наверное, когда испытаю, это будет самое плохое событие за все время моей деятельности.

- Еще пять-десять лет назад были очень серьезные противоречия между исполнительной властью на местах и федеральными органами власти. Сегодня эта конфронтация не так сильна (по крайней мере, спала напряженность риторики). И все же, есть ли реальные проблемы во взаимоотношениях? Пусть не антагонистические, хотя бы разные взгляды на развитие территории?

- Нужно всегда исходить от простого человека. Для него власть воплощена всего в двух людях: губернаторе Оренбургской области и президенте РФ. И мы все – и федеральные чиновники, и региональные - получаем зарплату из тех налогов, которые платят простые люди, и мы должны эту зарплату отрабатывать. Мое жесткое убеждение в том, что жителей области абсолютно не интересует, как с точки зрения функционала разделена власть. Для них власть едина. И задача всей вертикали власти сегодня, чтобы каждый житель области жил, как минимум, не хуже, чем вчера. И если ухудшение происходит, то мы должны разработать и предложить компенсацию.

Мое убеждение, что и я сам, и мой аппарат должны быть в постоянном контакте с правительством области, вести с ним конструктивное обсуждение и находить консенсус. Это одна из моих важнейших задач. Да, у нас есть расхождение мнений, но это и замечательно. У нас по некоторым вопросам идет очень живой диалог, а в нем рождается истина.

- Вы часто совершаете ошибки в управленческих вопросах, в своих решениях?

- За то недолгое время, что я на этом посту, таких фактов нет.

- А случаи серьезного нарушения федеральных законов были? Насколько они часты сегодня?

- А вы помните, что в 2000 году, когда создавался институт полпредства, его главной задачей было приведение всего регионального законодательства в федеральное русло. Эта задача почти выполнена, и я лично не сталкивался с ситуацией, когда региональный закон противоречил федеральному.

- А что Вы можете сделать в возникшей гипотетической ситуации?

- Я обязан проинформировать полномочного представителя в ПФО, а затем, используя соответствующие федеральные структуры, добиться отмены незаконного решения.

- Вы говорили, что Ваш аппарат ведет серьезный мониторинг ситуации в регионе и ее анализ…

- Да, это важный аспект моей работы. Еженедельно проходит видеоконференция ГФИ округа с полпредом, на которой мы обсуждаем положение дел в регионах. В последнее время основными темами подобных совещаний стал финансово-экономический кризис и борьба с его последствиями. Мы уже изучали положение дел в автомобилестроении (а в Оренбургской области 6 радиаторных заводов) и банковской сфере. В ближайшее время будем говорить о сельском хозяйстве.

Также постоянно ведется анализ социально-экономической ситуации в области, отчет о которой передается в окружной аппарат полномочного представителя президента.

- А Ваше мнение, Ваши оценки являются ключевыми при принятии того или иного решения на уровне округа или администрации президента РФ? Или они лишь одна из составляющих спектра?

- Несомненно, самый точный ответ вам дадут в администрации президента. Но я думаю, что по большому ряду вопросов мнение полпредства является ключевым. Например, в сфере кадровых назначений.

- Довольны ли Вы темпами реализации национальных проектов? Ваше мнение особенно интересно с учетом того, что Вы были председателем экспертного совета при Вашем предшественнике.

- С точки зрения количественных показателей в Оренбургской области все «в ажуре». Проекты реализуются высокими темпами. Тем более что они сейчас переходят в разряд государственных программ, что, на самом деле, неплохо. Госпрограммы прописываются в бюджете и имеют более стабильное финансирование. А самое главное, в них понятно, кто и за что отвечает.

Сейчас, мне кажется, пришло время перестать рассматривать нацпроекты с точки зрения количественных показателей. Пора оценить их эффективность. Например, по нацпроекту «Здоровье» мы подняли зарплату ряду работников, мы укомплектовали больницы и поликлиники оборудованием. Теперь надо оценить: а стало ли лучше от этого  больным? Меньше ли они стали сидеть в очередях? Или все осталось по-прежнему? Наверное, сокращение потерь времени на бесцельное сидение в очередях – это тоже задача национального проекта, вернее, его эффективности.

- Это задача региональных властей или инициатива должна идти сверху?

- Движение должно быть обоюдным. Есть масса вопросов, которые власти на местах совершенно спокойно могут решить без указки сверху и лишних понуканий.

- Президент России Дмитрий Медведев заявил, что одной из главных задач власти станет снижение административных барьеров для бизнеса вообще, а для малого и среднего – в особенности. Есть ли сегодня в Ваших руках механизмы, которые позволят эту задачу решить?

- Есть. При ГФИ создана рабочая группа по этой тематике. В ней участвуют и представители федеральных структур, и общественных организаций, призванных защищать интересы бизнеса. Например, ТПП Оренбургской области или Союза промышленников и предпринимателей. На мой взгляд, работа идет нормально. Единственно, чего бы хотелось, чтобы она шире освещалась. Чтобы предпринимательское сообщество понимало, что у нас есть полномочия и мы будем защищать его от произвола контролирующих органов. Но это не значит, что предприниматели получают индульгенцию на несоблюдение законодательства. Защиту получат те, кто чист перед законом. Проверки будут, но в рамках, установленных законом.

- Можно ли напрямую выйти на ГФИ для консультаций или получения помощи?

- При аппарате ГФИ каждый день работает общественная приемная. Ее задача именно в этом и заключается: как можно быстрее довести проблемы, волнующие граждан и предпринимателей, до меня и полпреда президента. Любое заявление будет рассмотрено в кратчайшие сроки.

Мало того, я планирую вести приемы и сам лично, и буду привлекать для этой работы руководителей и специалистов региональных управлений федеральных служб.

- Вы сами вышли из бизнеса. На Ваш взгляд, в какой сфере сегодня сосредоточены наибольшие противоречия между бизнесом и властью?

- Основная проблема – это удаленность бизнеса и власти друг от друга. Причем за 20 лет они отошли друг от друга значительно. На мой взгляд, сегодня власть должна прикладывать максимальные усилия для сближения с предпринимательством, в том числе через демонстрацию своей открытости. Нельзя забывать, что бизнес – это та деятельность, в которой платятся основные налоги, на которые государство осуществляет социальные функции и содержит армию чиновников. Поэтому власть от бизнеса не должна закрываться ни в коем случае.

Бизнес, со своей стороны, должен в полном объеме исполнять законодательство, тем самым повышая экономическое благосостояние нашей страны.

- 2009 год предстоит достаточно сложным и для жителей страны, и для всех ветвей власти. Ваш прогноз: как будет развиваться ситуация, и как в этой ситуации должны вести себя власть и бизнес?

- Власть должна быть с народом честной. Она не должна впадать ни в одну из крайностей: нельзя замалчивать проблемы и нельзя кричать «все пропало». Ситуация сложная, но она не критическая. Власть должна объяснять жителям, в чем сложности и какие меры она принимает для того, чтобы эти сложности снивелировать. Это самое главное.

Бизнес должен в этой ситуации проявить максимальную социальную ответственность. Например, прежде чем увольнять людей, каждый собственник и директор должен десять раз оценить необходимость подобного шага. Ведь если государство те деньги, которые накопило за последние годы, начинает тратить на поддержку экономики, в том числе и частных предприятий, то, наверное, и бизнес может найти ресурсы для того, чтобы эту экономику поддержать. А не тратить полученную прибыль на покупку очередных предметов роскоши.

И еще. Бизнес в этой ситуации должен доводить до власти любые здравые идеи, направленные на улучшение ситуации и поддержку экономики.

Что касается прогнозов, то считаю, что сложной ситуация будет оставаться весь 2009 год. В конце года начнется небольшой подъем, который станет трамплином для роста экономики в 2010 году.

 

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий