На декабрьском круглом столе «Перспективы авторитейла, или Как и на чем будем ездить?», организованном силами ТПП Оренбургской области и делового журнала «Финансово-экономический бюллетень», у участников зародилась идея организовать кружок автолюбителей. 5 февраля 2009 года в стенах Торгово-промышленной палаты владельцы местных автосалонов начали воплощать желаемое в действительное: большинство собравшихся предложили объединиться в ассоциацию. Обращаем внимание на то, что гости второй встречи не присутствовали на круглом столе. Видно, посленовогодние изменения на авторынке не понаслышке коснулись собственников и учредителей автосалонов. Да так сильно, что они готовы внести любой членский взнос, лишь бы их проблемы скопом решались общественной организацией.
Во встрече приняли участие владельцы следующих автосалонов: Торговый дом «Автосалон 2000», ООО «Восток-авто», ООО «Автосалон «Евразия», ООО «Интертрейдинг-Оренбург», ООО «Оренрольф», ООО «Автосалон «Реном», холдинг «Лада-лидер». Горячее обсуждение собственников автосалонов началось с проблемы «потребительского экстремизма». По их мнению, данная разновидность «терроризма» чуть ли не процветает в Оренбурге. Сложилось ощущение, что едва ли не каждый покупатель, воспользовавшись новой машиной, тотчас же пытается всучить ее обратно продавцу. Собственники оренбургских автосалонов утверждают, что причины возврата «железных коней» ничтожны, как-то: ржавые болты на днище машины, незаряжаемые аккумуляторные батареи, резина и др. Некоторые из присутствовавших на встрече действительно сталкивались с данной проблемой. Но речь идет о 5-10 автомобилях в год у каждого собственника – не более! За 2008 год в Оренбурге было продано около 15 000 иномарок.
Некоторые «продвинутые» владельцы салонов, ссылаясь на погрешности перевода сервисных книжек, решили прописывать условия гарантии автомобилей непосредственно в договорах купли-продажи. Подпись топором не вырубишь! Но даже такая практика, по мнению собеседников, бесполезна для местного ареопага, всегда якобы занимающего сторону потребителя. Владельцы автосалонов настолько на пределе, что готовы развязать войну с потребителями даже в убыток себе. В итоге было составлено прошение для судей с просьбой более осознанно и с пониманием подходить к принятию решений, касающихся возврата машин клиентами. Служителей фемиды постращали «черным списком», который планируют составить автоучредители, и включать в него нерадивых стражей правосудия, недобросовестных клиентов и «нечистые» заправки.
Последние подсыпают соли на незаживающие «экстремистские» раны оренбургских автоучредителей, подкармливая время от времени «железных коней» некачественным бензином (в частности, разбавленным). Некоторые клиенты, как показывает оренбургская практика, просто оставляют неисправный новый автомобиль с ключами в автосалоне со словами: «Я подаю на вас в суд». А дело-то в бензине! Но бороться с заправками практически невозможно – необходимо не просто сохранять чек, но и каким-то образом фиксировать на камеру, что ты залил (некачественный, как оказалось) бензин именно на этой заправочной станции. Эта видеозапись и поможет привлечь к судебной ответственности продавца разбавленного топлива.
В итоге местные дилеры решили организовывать встречи с блюстителями закона для обсуждения проблем насущных. В ответ клиенты автосалонов могли бы составить, в принципе, подобное же прошение с ничуть не меньшим количеством жалоб на продавцов. Возражений от самих автовладельцев хоть отбавляй! Продавцы неоднократно пытаются спихнуть с себя всю ответственность на плечи завода-производителя или заправочной станции.
Недовольны учредители салонов и малым, по их словам, количеством автоэкспертных бюро в городе Оренбурге. Криминалистическая лаборатория вообще одна одинешенька! Это может создать предпосылки для некачественной экспертизы и, соответственно, неверного судебного решения, то бишь не в их пользу.
Кружок дилеров поставил перед собой цель бороться и с антирекламой. Виталий Михайлов (ООО «Автосалон «Реном») припомнил баннер Nissan напротив своего «детища». Сейчас такие случаи не повальные, как раньше, но встречаются. Вторая проблема местных дилеров - в нехватке квалифицированных специалистов. В реальности это выливается в то, что автосалоны переманивают друг у друга ценные кадры. В частности, к такой практике прибегали когда-то представители Toyota в Оренбурге.
Автолюбители подняли актуальный на сегодня вопрос паркинга и стоянок. Оренбург еще не докатился до столичной практики оставлять четырехколесных друзей во дворах под окнами, создавая неудобства для жителей и пешеходов. Но немного погодя, если не принять нужных мер, город заполонят в прямом смысле машины. Руководители местных автосалонов предложили внедрять подземные парковки для разгрузки улиц областного центра и создавать муниципальные стоянки, в какой-то степени переложив ответственность с частников на плечи властей.
Вскользь дилеры коснулись и проблемы автокредитования в современных условиях – кредита на покупку машины со ставкой меньше 25% сегодня не найти. Видно, эта цифра нипочем для собственников оренбургских автосалонов - слово «кризис» ни разу не упоминалось ими на состоявшейся встрече; намеков на снижение прибыли не прозвучало, как и самих разговоров. В принципе, короли оренбургского авторынка настроены более-менее оптимистично… Учитывая их шутки, типа: «Восемьдесят процентов населения или ездят на «Жигулях», или мечтают ездить на них».