31 марта в Доме Советов прошло очередное заседание Правительства Оренбургской области. Чиновники были озабочены обсуждением двух насущных вопросов: антикризисные меры сегодня и их проекция на бюджет 2009 года. В заседании приняли участие члены Совета Федерации Николай Долгушкин и Николай Пожитков, депутаты Государственной думы Елена Афанасьева и Виктор Нефедов, а также депутаты Законодательного собрания области, руководители предприятий, организаций области и др.
Главное – поддержать занятость
Первым в повестке дня стоял вопрос обсуждения антикризисной программы, предложенной федеральным правительством на текущий год, и внесение в нее умных предложений и дополнений.
Губернатор Оренбургской области Алексей Чернышев подчеркнул, что принимаемые доселе меры по стабилизации экономики в части поддержки финансовой системы, реального сектора и малого бизнеса дали определенный результат, однако в сегодняшних условиях масштабность мероприятий необходимо существенно расширить. Пакет антикризисных мер, предлагаемых федеральным центром, предусматривает в первую очередь выполнение в полном объеме всех социальных обязательств перед населением, поддержку модернизации производственных мощностей, построение сильной собственной финансовой системы, для чего необходимо всеми способами стимулировать рост сбережений. Кроме того, губернатор отметил, что на поддержку регионов в федеральном проекте заложены немалые средства, и задача правительства области – деньги эти получить в максимально возможном объеме.
Специальный план Правительства Оренбургской области, начавший реализовываться еще в ноябре прошлого года, за 3 прошедших месяца несколько смягчил напряженность в экономике, однако падение производства остановить все равно не удалось. За 2 месяца 2009 г. спад составил 12,6%.
Тем не менее, несмотря на кризисные явления в отраслях, ориентированных на внутренний спрос, сохраняется положительная динамика. Так, объем производства продукции сельского хозяйства за 2 месяца 2009 года составил 2,8 млрд рублей, или 103,2% к январю-февралю прошлого года, производство пищевых продуктов - 101,3%, оборот розничной торговли - 107,4%. За счет капитальных вложений предыдущего года ввод жилья обеспечен в объеме 76 тыс. кв. метров, что составляет 107,8 % к соответствующему периоду прошлого года.
Одна из главнейших задач антикризисной программы – экономия бюджетных средств. Местные чиновники запланировали сэкономить на самих себе: на 10% сокращаются аппаратные расходы, временно запрещено приобретение служебного транспорта, снижен лимит пробега транспорта – в целом снижение расходов по году составит 150 млн руб.
Главные последствия кризиса для оренбургской экономики, по мнению губернатора, - это снижение спроса на продукцию местных производителей, а точнее платежеспособного спроса, поскольку зачастую за уже отгруженную продукцию просто не расплачиваются, и как следствие – повышение безработицы и снижение доходов населения.
Согласно последним статистическим данным, безработица в регионе находится на уровне 1,6%, и, несмотря на то, что это не самый высокий показатель по сравнению с другими регионами, цифра все равно критическая. Дело в том, что безработица растет пугающими темпами: за 3 месяца 2009 г. она увеличилась ни много ни мало в 2 раза! Вопрос сохранения занятости – один из важнейших в числе антикризисных мер. На поддержку безработных и граждан, находящихся под угрозой увольнения (всего около 20 тыс. человек) областной программой предусмотрено около 20 млн руб.
С докладами к итоговому обсуждению федеральной антикризисной программы выступили первый вице-губернатор Сергей Грачев и министр труда и занятости Оренбургской области Вячеслав Кузьмин. В своем докладе Сергей Грачев подчеркнул, что программа антикризисных мер в целом глубоко продумана и разработана с учетом стратегии развития РФ до 2020 г. Документ отражает 7 основных приоритетов антикризисной политики России на ближайший год. Во-первых, одним из важнейших пунктов программы значится недопущение необратимых процессов в экономике, подрывающих социально-экономическое положение населения. На обеспечение социальных обязательств и поддержку населения будет направлено в общей сложности более 1 трлн руб. Вторым важным моментом является сохранение промышленного и технического потенциала страны, главным образом, за счет инновационной сферы, а также проведения масштабной работы по повышению энергоэффективности. Кроме того, все инфраструктурные объекты, запланированные ранее к возведению в 2009 г., должны быть именно в этом году построены, несмотря на кризис.
Следующим существенным моментом выступает совершенствование налоговой системы в сторону более эффективного переложения налоговой нагрузки, ослабления налогового пресса на предприятия и малый бизнес. С целью поддержать малый бизнес, который должен выступить одним из локомотивов выхода из кризиса, отдельным пунктом выделяется проведение работы по пресечению административных барьеров. В частности теперь, чтобы начать свое дело в одном из 13 выделенных самых массовых видов деятельности (торговля, бытовые услуги и т. д.), достаточно будет направить просто уведомление об этом в госорганы. Вводятся также льготные тарифы на технологическое присоединение: например, подключение к электросетям мощностью до 15 кВт будет стоить всего 550 руб., от 15 до 100 кВт - оплата за подключение проводится в рассрочку при первом взносе 15%.
Одной из важных мер также выступает расширение финансовой системы, проведение санации банков и повышение доступности кредитов, особенно для представителей малого и среднего бизнеса. Помимо этого, существенным моментом в правительстве считают также максимально возможное удешевление кредитов для предпринимателей и повышение доверия к национальной валюте.
И последний момент – это проведение антикризисных мер на региональном уровне местными администрациями самостоятельно, с учетом специфики и потребностей каждого региона. Как уже говорилось, на эти цели федеральным правительством предусмотрены значительные средства, направляемые в первую очередь на поддержание бюджетной системы каждого региона, выполнение обязательств перед гражданами, содействие занятости.
Антикризисный план области требует пересмотра
Сергей Грачев также отметил, что кризисные тенденции в экономике региона продолжают преобладать, причем наибольший удар пришелся на машиностроение, представляющее базу всех обрабатывающих производств. С целью поддержания предприятий машиностроения в областном бюджете выделено 20 млн руб. на субсидии для отрасли, за 1 квартал текущего года уже выдано более 1 млн руб.
Одним из факторов потенциального банкротства предприятий является нарушение договорной дисциплины покупателями, и как следствие - рост дебиторской задолженности. Поэтому в целях ликвидации долгов и пополнения оборотных средств предприятий запланировано проведение работы с покупателями, размещение большого числа госзаказов, а также проведение совместно с таможенной службой еженедельного мониторинга ставок таможенных пошлин и состояния расчетов по возврату НДС. Вице-губернатор подчеркнул, что на сегодняшний день задолженности по возмещению НДС у государства нет.
На субсидирование АПК выделено около 530 млн руб., еще 6,7 млрд запланировано влить в отрасль при реализации различных проектов. Госгарантии в сумме 10 млн руб. получили торговые сети, выставляющие на полках продукцию преимущественно местных сельхозтоваропроизводителей. Заработал также Гарантийный фонд для субъектов малого предпринимательства, кроме того, государство намерено компенсировать 2/3 расходов на повышение квалификации персонала, на что выделяется более 250 млн руб.
Резюмируя, Сергей Грачев отметил, что итоги реализации специального плана антикризисных мер в Оренбургской области за прошедшие 5 месяцев требуют внесения определенных корректив с учетом проведенной работы и выявленных недостатков. В частности, следует добавить в план новый раздел – это повышение социальной защиты населения. А наибольшее содействие, по мнению первого вице-губернатора, необходимо оказывать системообразующим предприятиям области.
Вячеслав Кузьмин сообщил, что на поддержание занятости в регионе запланировано выделить 428 млн руб., на данный момент уже введены в действие первые 160 млн. Главная цель проведения всех мероприятий – это оставить людям работу. Для этого будут использоваться различные механизмы, такие как: общественные работы, стажировка персонала, опережающее профессиональное обучение и др. Кроме того, будет стимулироваться и самозанятость населения. В целом реализация программы должна обеспечить рабочими местами более 19,5 тыс. человек.
В качестве меры борьбы с безработицей на селе решено оказать поддержку ЛПХ. Уровень безработицы в сельской местности оказался даже выше, чем в целом по региону, и составляет сегодня 4%. Для такого положения, по мнению Алексея Чернышева, нет никаких оснований, поскольку ресурсов на селе достаточно и продукция ЛПХ пользуется высоким спросом.
А вот конструктивного обсуждения не получилось. Топ-чиновники, как и подобает профессионалам, заявили, что все предложения по изменениям в антикризисный план правительства, которые потенциальные участники обсуждения уже сгенерировали и направили местным властям, будут без купюр и в полном объеме переданы наверх. Тем самым выбив у желающих покритиковать (поверьте, изъянов в программе федерального правительства более чем) всю почву из-под ног. Мало того, чиновники продемонстрировали небывалую тактическую мудрость: избежали всеобщего «одобрямс» (глупого, ибо одобрять особо нечего) и в тоже время не дали большим московским начальникам усомниться в собственной лояльности.
Экономить надо даже на бумаге
Второй вопрос, требовавший обсуждения, касался исполнения консолидированного бюджета в 2008 г. Алексей Чернышев отметил, что доходы консолидированного бюджета сократились на 2 млрд по сравнению с предыдущим годом. Главными факторами такого снижения выступили налог на прибыль организаций (сокращение поступлений на 36%), налог на добычу полезных ископаемых (снижение на 50%). Но возросли поступления акцизов на 100 млн руб., а также НДФЛ.
В целом же доходы упали на 20%, а расходы сократились только на 3%, из чего губернатор сделал вывод о том, что область «проедает запас» и необходимо существенно сокращать расходы бюджета. В первую очередь, требуется активизировать работу по региональным налогам, играющим большую роль в доходах бюджета: это земельный налог, транспортный налог, а также НДФЛ. Следует отложить до лучших времен ряд проектов капитальных вложений, сократить организационные расходы и экономить буквально на всем, в том числе на расходных материалах.
Кроме того, губернатор обратил внимание правительства на крайне неэффективное расходование средств на малокомплектные школы. Так, например, в некоторых сельских школах обучаются 2 ученика, при этом их обслуживают 4 преподавателя и 2 сторожа, а в год на каждого ученика тратится около 220 тыс. руб. По мнению Алексея Чернышева, эта цифра явно завышена, и содержать малокомплектные школы сегодня крайне расточительно. Следует формировать более многочисленные образовательные учреждения, в том числе предоставляя транспорт для перевозки детей в соседние школы.
Валерий Кухарев, министр финансов Оренбургской области, охарактеризовал прошедший финансовый год как положительный (несмотря на резкое снижение доходов в последнем квартале). К примеру, налог на прибыль в ноябре 2008 г. поступил в размере 200 млн руб. (при обычном ежемесячном поступлении – 1,9 млрд руб.). В целом в 4 квартале прошлого года получено только 19% годовых поступлений доходов вместо 25%.
В основе доходной базы консолидированного бюджета области находятся по-прежнему налог на прибыль и НДФЛ, причем за перечислением последнего, по мнению министра финансов, необходимо усилить контроль, поскольку участились случаи удержания налога из зарплаты работников, но неперечисления его в пользу доходов государства.