Владимир Миркитанов, заместитель секретаря Общественной палаты Оренбургской области:
«Сделать ставку на развитие отечественного рынка!»
«Сделать ставку на развитие отечественного рынка!»
- В условиях кризиса Правительство РФ не отказывается от социальных обязательств. Государство продолжает оставаться институтом солидарности нации. Но здесь на помощь государству должны прийти творческие качества каждого в отдельности взятого субъекта Российской Федерации. Такая нестабильность экономики, как сейчас, и поспособствует раскрытию внутреннего потенциала органов местного самоуправления.
Принимая антикризисные меры, мы должны делать ставку на развитие внутреннего рынка Оренбургской области. Именно конкурентоспособный продукт способен превратить внутренний рынок в локомотив экономики. При этом Россия по-прежнему не может отказаться от своего статуса глобального экспортера на мировой арене. Но импорт не должен стоять во главе угла российских экономических процессов. Иначе мы вновь ударимся в псевдополитику, вовлекшую нашу страну в кризис.
Юрий Калюжный, министр промышленной политики и инноваций Оренбургской области, заместитель председателя правительства:
«Больше нужно внутритерриториальных мер!»
- Нам необходимо вмешательство в экономику Оренбургской области. Сейчас промышленность региона в марте работает лучше, чем в феврале. К примеру, «УралСталь» выполняет 90% заказа от прошлогоднего объема; «Радиатор» уже загружен на 2/3. Угроза для экономики области в возможных неплатежах. И задача местного правительства – предотвратить таковые! Плюс речь должна идти об экономии. К примеру, меры внутри областного правительства позволят сократить 150 млн рублей расходов.
Виктор Сытежев, президент Торгово-промышленной палаты Оренбургской области:
«Четко поставить диагноз!»
- Антикризисная программа правительства не носит антикризисный характер. Непонятно, каковы приоритеты политики государства на 2009 год - они просто не обозначены. Программа гласит, что будет оказана поддержка только эффективным предприятиям. Но критерий определения этой эффективности не указан. Так как же стать эффективным, избавившись от дефектов?
Стимулирование инновационной политики и развития малого бизнеса - в зачаточном состоянии. Даже такая мера, как «налоговые каникулы», у нас не действует. Для предпринимателей в области создали Гарантийный фонд. Последний предъявляет к бизнесменам точно такие же требования, как и банки: процентная ставка, залог и т.д. А смысл такой меры, преподносимой в придачу, как антикризисная?
Населению в качестве поддержки предлагают субсидирование процентной ставки по кредиту. Но никто не задумывается, а возможно ли вообще сегодня получить кредит при условии, что процентная ставка взлетела до 29%. Кто может себе позволить подобную переплату? Если эффективная ставка не будет снижена, оживления в экономике не будет. Субсидирование - это не антикризисная мера, это «мертвая мера», но способная быть стимулирующей. Мы должны выступать за снижение ставки рефинансирования.
Складывается впечатление, что тот, кто писал данный документ, абсолютно оторван от реальной действительности и оперирует заоблачными материями. Я выступаю за прямое финансирование госзаказа и за замораживание тарифов естественных монополий и реструктуризации процентов по кредитам.
31 марта 2009 года нам надо сказать, одобряем ли мы программу антикризисных мер или нет. Я считаю, что наш ответ должен быть таков: «Поддерживаем, но…»
Олег Свиридов, ректор Оренбургского государственного института менеджмента:
«Говорим А, но не говорим Б!»
- Прочитав программу антикризисных мер РФ, я понял, что как таковой программы по сути нет. Документ лишен отправной точки - определения кризиса. Отсутствует стратегия развития. Авторы не поставили перед собой целей. Налицо только набор бессистемных мероприятий, добрая половина которых уже проводилась. Антикризисная программа нуждается в расстановке приоритетов. Мы должны четко понимать и знать, какие направления необходимо развивать, какие поддерживать, а какие на время оставить в покое. К примеру, только в экономике Оренбургской области насчитывается около 70 направлений, конечной целью развития которых выступит конкурентоспособный продукт.
По моему мнению, в программе необходимо обозначить несколько секторов развития экономики: отрасли, нуждающиеся в первоочередной поддержке со стороны государства; сферы, производящие продукт, конкурентоспособный на региональных рынках; отрасли, не нуждающиеся в помощи государства.
Сегодня мы должны развивать экономическую активность населения, вкладывая средства в развитие малого и среднего бизнеса и выходя из кризиса потребления (т.е. высокой инфляции). Люди сейчас тратят на себя незаработанные деньги, провоцируя дальнейшее развитие кризиса. Причина тому - однонаправленная политика государства (1 человек кормит 4 иждивенцев). Россия вошла бы в стадию кризиса и без коллапса США. Так как нет инвестиций в развитие бизнеса и профессиональных кадров. Зато постоянно финансируют госкорпорации и вкладывают деньги в сырье.
Александр Медведев, генеральный директор ОАО «Завод бурового оборудования»:
«Это не формулировка государственного документа!»
- С удовольствием прочитал программу антикризисных мер. Красивые факты, цифры и суммы… На первый взгляд! На деле - отсутствие целевых установок. В программу включен ряд мер, действующих с начала этого года. Это сделано для объема документа? Ряд отраженных мер не имеет механизмов проработки. О каких тогда мерах может вообще идти речь, когда сейчас нашему предприятию не по силам выплатить несколько миллионов долларов, т.к. мы не отказались от внедрения и развития инновационных процессов? Некоторые формулировки программы ставят под сомнение весь ее антикризисный характер. Уж если российское правительство взялось за составление такого серьезного документа, то пусть делает это серьезно и написанное доводит до конца.
Виктор Денисов, генеральный директор ОАО «Уралэлектро»:
«Ускорить возврат НДС!»
- В Белоруссии возвращают НДС в течение 30 дней. Батька сказал, батька сделал. В нашей стране никак не могут ускорить данный процесс. А если на предприятии висит кредит? Тогда оплата последнего становится вопросом жизни и смерти для деятельности компании. Сегодня на рынке появилось много суррогата в связи с экономической нестабильностью: малоликвидные векселя, бартер… Чтобы избежать массового распространения этого суррогата, я предлагаю прибегнуть к факторингу, т.е. комплексу услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа.
Борис Портников, генеральный директор ФГУП «Оренбургские авиалинии»:
«Освободить от таможенных платежей!»
- Отсрочка выплаты таможенных пошлин на 6 месяцев для нашей компании – это не антикризисная мера, а ничто. Эти деньги в любом случае возвращать! С чего? Нам необходимо освобождение от таможенных платежей хотя бы на эти полгода. В «Orenair» работают 2200 человек, которым надо платить зарплату. В аэропорту находятся 10 самолетов, чьи двигатели нуждаются в починке. Стоимость данного ремонта достигает 3 млн долларов. Мы вынуждены были взять кредит в Москве, т.к. в Оренбурге местные банки отказались нам помочь.
Юрий Самойлов, председатель правления банка «Оренбург:
«Поддержать региональные банки!»
- По моему мнению, сегодня срочно необходим механизм реализации программы по поддержке региональных банков. Процесс выдачи кредитов региональным банкам должен быть максимально упрощен. Это, в свою очередь, позволит брать кредиты предприятиям области и, соответственно, позволит держаться им на плаву в условиях кризиса. Когда у местного банка будут деньги, мы сможем потянуть конкретные проекты. Конечно, выделение госсредств на реальные проекты тоже не помешает.
Также в Оренбурге я предлагаю открыть филиал комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики (под руководством первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова) для стратегического развития области.
Итого…
Участники обсуждения программы антикризисных мер правительства РФ и правительства Оренбургской области на 2009 год решили, что данный документ нельзя назвать государственным. Сплошные высказывания типа «Правительство вправе…» Или не вправе? А кто решит, как? Единогласное мнение: российская программа антикризисных мер на 2009 год – сплошная декларация чьих-то намерений. Надо! Будем! Обязаны! Обещаем! Ни цели, ни критериев, ни механизмов действии предлагаемых шагов для борьбы с кризисом, ни конкретики, ни ответственных лиц… Большинство мер, заявленных как антикризисные, по сути таковыми не являются, а скорее могут быть причислены к разряду обычных и плановых. Часть из них уже реализуется с 1 января 2009 года, соответственно, была продумана заранее. Другая половина смотрит в перспективу до 2020-го. Сама же программа посвящена 2009 году, т.е. речь должна идти о том, что должно быть принято и введено в действие уже завтра для ликвидации последствий кризиса. К примеру, снижение тарифов тех же естественных монополий на 1 рубль поспособствует увеличению внутреннего спроса. Но, к сожалению, есть подозрение, что в итоге областное правительство скажет: «Мы одобряем!», несмотря на несогласие общественности нашего региона. Признать некомпетентность федералов никто не решится! Слишком дорого это может стоить в политическом и экономическом смыслах…