Рост тарифов в 2009 году на жилищно-коммунальные услуги в России не должен превышать уровня годовой инфляции. Особенно это актуально в период кризиса. Увеличение тарифов на услуги ЖКХ в стране в этом году ограничено уровнем в 25%. Конкретную же ставку регионы России определяют сами. Согласно решению Департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов предельные индексы изменения размера платы за жилое помещение в области могут составлять 119%, за коммунальные услуги - 126,2%. В итоге стало понятно, что в Оренбурге рост коммунальных и жилищных тарифов прошел по максимуму.
«Большинство регионов, конечно, установило предельные показатели. Жаль, но ранее выдвинутая Минрегионразвития инициатива о максимальном росте тарифов ЖКХ в год не более, чем на 5%, не нашла поддержки. Нынешняя планка в 25% кладет на плечи населения непомерную нагрузку, которую оно не должно нести», - считает депутат Госдумы Галина Хованская.
Оренбург - не Москва, но использовать удачный опыт столицы можно же - там введена норма: плата за жилищные и коммунальные тарифы не может превышать 10% от совокупного семейного дохода. «Мы сейчас внесли предложение в правительство о том, чтобы эту норму распространить на все субъекты РФ. Если этого не сделать, то уже к осени в регионах будет нарастать социальная напряженность по поводу непомерной нагрузки в отношении платы за ЖКХ», - подчеркнула Галина Хованская. Тарифы на ЖКХ не должны существенно дорожать в 2009 году еще и ввиду того, что многие ресурсы для этой сферы в связи с кризисом подешевели. Однако этот фактор почему-то не учитывается в расчетах.
Поражает еще и мягкотелость местных властей касаемо самого их отношения к сложившейся ситуации. Мягкотелость эта выражается в полном бездействии чиновников высшего и среднего звена… По мнению ряда депутатов, монополисты - поставщики оренбургского рынка (как минимум пятерка «занимающих доминирующее положение на рынке» предоставляет услуги населению) «заряжают» непомерно высокие цены за свои услуги, а высшие круги местных эшелонов власти остаются не при делах, своим равнодушием опустошая карманы населения. Чиновники «тарифного» департамента, в частности руководство администраций муниципалитетов, потворствуют процессу, особо не разбираясь, обоснована та или иная цифра в квитке. Нет, не так. Разбор ведется, вот только аргументы о бедственном положении монополистов перевешивают аргументы о бремени для населения. Да и сама методика расчетов – от затрат – не способствует желанию разобраться. Говорят, чтобы просчитать экономически обоснованные тарифы ЖКХ города, одному человеку нужно около 90 лет. Понятно, что даже 20 сотрудникам департамента по тарифам и ценам при всем желании никаких рабочих дней не хватит, чтобы разобраться в структуре затрат отрасли. Да и желания при таком объеме работы никто и не демонстрирует.
Вот в итоге и дают добро, подписываясь под максимально утвержденным тарифом на услугу. Мэр Оренбурга списывает все на инфляцию (якобы она дает 12-13% к росту тарифов) и рост цены на топливо (т.е. газ, цена на который растет быстрее, чем инфляция, и дает еще 7-8% к росту тарифов). По мнению работников ЖКХ, горожане стали обеспеченнее и вполне способны без большого ущерба перенести подорожание услуг. Раньше, по их мнению, применять такие расчеты мешала плохая платежеспособность населения. Может и правда, в период кризиса благосостояние оренбуржцев выросло, особенно на фоне всеобщих сокращений и отпусков без содержания, а все тревожные сообщения областного правительства и предприятий – не более чем оправдание нежелания платить по увеличенным тарифам?
Горсовет, администрация, ЗС, правительство, мэр и губернатор, ЖКХ… Всех этих товарищей мы выбрали сами, подразумевая под ними наших заступников и гарантов наших прав и свобод. Но в итоге получили лишь грамотно сработанный рекламный ход - плакат с портретом чиновника - выполняющий свою функцию: запечатлеть в нашем с вами сознании его образ. И это сработало! Но поддержка народа в несколько тысяч брошенных в урну бюллетеней - ничто для бюрократа по сравнению с битвой за власть и деньги.
Виталий Соколов, как член рабочей группы Общественной палаты Оренбургской области, считает, что тот же Оренбургский городской совет мог не согласиться с окончательными цифрами тарифов на некоторые жилищные услуги, в частности, плату за жилое помещение и за его составляющие. Но… почему-то не сделал этого… Если говорить о решении горсовета языком цифр, то рост платы за наём жилья составил 15%: в 2008 год плата за наём составляла 0,28 руб. за кв.м., в 2009 году она составила 0,32 руб. за кв.м. Содержание и ремонт жилого помещения выросло на 19,3 %, в 2008 году плата составляла 10,06 руб. за кв.м., в 2009 – 12,00 руб. за кв.м. Предельный индекс, утвержденный департаментом по ценам и регулированию тарифов правительства области, и рост не должены превышать 19 %. Казалось бы, формально требования соблюдены, но прикиньте по своей платежке, на сколько выросли ваши расходы на вывозку того же мусора в этом году или плата за лифт?
Мусорит… квадратный метр
Существенные изменения цен на содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома связаны с включением в плату расходов на содержание и техническое обслуживание лифта, а также вывоз твердых бытовых отходов, т.е. мусора. Данные услуги отныне рассчитываются на 1 кв. метр общей площади жилого помещения. Ранее плата, включая 2008 год, за лифт и вывоз твердых бытовых отходов взималась с 1 человека в месяц.
С 2009 года дан ход еще одному новшеству - сегодня жители первого и второго этажей многоквартирных домов обязаны платить за пользование лифтом. Жилищный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 2005 г.) гласит, что лифт является частью общей долевой собственности помещения в данном доме частью дома, т.е. частью нашей с вами собственности. А пользуетесь вы этой собственностью или нет, уже никого не волнует, можете возмущаться, сколько душе угодно. Причём обратите внимание на дату принятия указанного документа. Получается, что до нынешнего года местные чиновники его прочитать не смогли или не успели.
Ситуация с мусором напоминает комические куплеты в оде маразму. Раз оплата за утилизацию бытовых отходов высчитывается с квадратного метра, то логика, значит, следующая - чем больше у вас квартира, тем обильнее вы мусорите. Подобный абсурд, под которым подписался мэр города, еще можно было принять и объяснить, если бы в оренбургских домах пользовались мусоропроводами. Тогда бы население платило за обслуживание мусоропровода как части общего имущества собственников жилья. Но такой практики пока в нашем городе нет.
Абсурд доходит до того, что жители соседних домов платят разную стоимость за вывоз мусора: одни - 98 коп., другие – 2,39 рубля с квадратного метра при условии, что идти до бака и тому и другому 5 минут, и их мусор вывозит одна и та же машина. По каким нормам и с каких потолков взяты эти данные, кем они проверены, умалчивается. К слову, в Жилищном кодексе, по словам Соколова, о вывозе ТБО не сказано ни слова, но его трактователи и (как мы подозреваем) авторы тоже исходят из логики, что раз в перечне коммунальных услуг он не значится, значит, относится к содержанию жилья. Но какая, по большому счёту, разница в тех отходах, которые уходят через канализацию и тех, что мы несём к мусорным бакам?
Депутат Оренбургского городского совета Виталий Соколов всерьез обеспокоен сложившимся бедственным положением жителей бывших общежитий. На них, как говорится, «оторвались по полной». Проживая в условиях гораздо худших, чем в обычных многоэтажках, их жильцы вынуждены оплачивать жилищные услуги чуть ли не по удвоенным тарифам. Уж какие преимущества муниципалитет усмотрел в бывших общежитиях, остается загадкой, при условии, что при двойных расходах жильцов обслуживание и ремонт данных объектов в зачаточном состоянии.
Собрание жильцов рулит!
Для собственников жилья размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается на общем собрании жильцов! Но не все знают об этом! Управляющие компании, ТСЖ должны организовывать собрания с обсуждением принимаемых тарифов. Т.е. все мы, как собственники нашего жилья, и должны сами решать, сколько нам платить за ту или иную услугу, предоставляемую управляющей компанией или ТСЖ. Но, как показывает практика в Оренбурге, большинство этих жилищных организаций берут установленные для нанимателей тарифы за основу расчетов и в массе своей не созывают никаких общих собраний, что является нарушением жилищного законодательства и ущемляет права собственников. Кстати, нас и не стремятся информировать об этих правах.
П. 1 ст. 44 Жилищного кодекса гласит, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом, а не ТСЖ, не управдом. Ст. 45 рассказывает о порядке проведения общего собрания собственников. Собственники обязаны проводить общее собрание ежегодно. Внеочередное общее собрание имеет место быть и может быть созвано по инициативе любого. Тот, по инициативе которого созывается собрание, обязан сообщить собственникам жилья в данном доме о проведении собрания не позднее, чем за 10 дней до даты его проведения. Но юридически верной практики в Оренбурге как не было, так и нет. Скорее, наоборот: к вам могут постучаться сотрудники ТСЖ с просьбой подписаться под решением общего собрания, на котором вы не были, и соответственно, ничего не решали. Причем времени изучить подписываемый документ вам не дается. Пенсионерам и вовсе не разобраться, под чем они подписываются. Т.е. нас вынуждают самих же ущемлять свои права. Вывод - никогда не ставьте подпись в документе, в котором вы не уверены, внимательно изучайте текст договора на предмет решения собрания, на котором вас не было и т.д., избегая ситуации «Без меня меня женили!»
Причины такого произвола кроятся в организации управляющих компаний и ТСЖ и закостенелости системы ЖКХ. По сути, реформа ЖКХ толком ничего не изменила, если только форму, но суть оставила прежней. В итоге бывшие сотрудники ЖЭУ и стали возглавлять ТСЖ и управляющие компании. А согласно законодательству, собственники жилья обязаны выбирать эти кадры сами и по сути заключать с ними гражданско-правовой договор на оказание услуг, если они избрали способ управления домом посредством управляющей компании, ТСЖ или иным специализированным потребительским кооперативом. Но практика такова, что все эти нахлебники, кормящиеся за счет средств населения и пытающиеся стянуть лишнюю копейку с каждого, работают по трудовому договору. Вспомните, вы заключали с кем-то договор с указанием перечня обязанностей и услуг, осуществляемых управляющей компанией, и их стоимости? Основным преимуществом непосредственного управления многоквартирным домом является отсутствие расходов на содержание штата ТСЖ или расходов связанных с привлечением к управлению управляющей компании. Управление в этом случае осуществляется непосредственно инициативными собственниками дома.
Абракадабра тарифа
Что касается структуры тарифов и порядка ценообразования, то здесь сплошная абракадабра. Горадминистрация повесила мнимую разъяснительную работу на «Систему «Город», хотя она лишь выполняет предписания управляющих компаний. Служба не справляется с наплывом посетителей. Александр Ковалев считает, что виновниками очередей являются поставщики коммунальных услуг. Никто из оренбуржцев до сих пор так и не может понять политику ценообразования. Отвечать на вопросы горожан по суммам в квитанциях могли бы и в ТСЖ. Сами же жители города уверены - им просто морочат голову.
Владимир Горьков, Директор департамента Оренбургской области по ценам и регулированию тарифов, уклончиво отходит от вопроса ценообразования, объясняя это запутанностью процесса. Мол, Федеральная служба по тарифам так решила. Действительно, с декабря 2005 года тарифы на ЖКХ регулируются приказами ФСТ. Каждый год эта служба утверждает предельные уровни тарифов (или предельные уровни роста тарифов) на очередной год. Выше этих уровней «прыгать» нельзя! Но «предельность» уровней не означает, что повышать нужно обязательно по максимуму. Кстати, одни из наиболее высоких пределов повышения тарифов по ПФО зарегистрированы в Оренбургской области – 135,2%, Чувашской республике – 134,5% и Республике Марий Эл – 129,3%.
В итоге все эти максимумы легли на плечи населения: пополнение доходов бюджета, оплата издержек и рисков монополистов, содержание персонала поставщиков услуг, управляющих компаний и ТСЖ, оплата услуг охранных предприятий, ремонта, арендной платы и налогов, здесь же идет речь о неплательщиках. Все затраты суммируются, индексируются с учетом роста цен и тарифов на потребляемые товары и услуги и делятся на объем реализованных услуг. В четкой замкнутой системе сращения власти и монополии за счет нас с вами компенсируют все - и это на фоне кризиса. Не пора ли поумерить аппетиты?