Самое трудное время для предпринимателя – период становления бизнеса. До 90% малых предприятий распадается, не проработав одного года. Так как же выжить? Практика работы зарубежных и отечественных бизнес-инкубаторов показывает, что с их поддержкой успешно развиваются более 80% начинающих предпринимателей. Не избалованный вниманием журналистов Оренбургский областной бизнес-инкубатор в конце этого года отметит свое трехлетие. Цель нашумевшего в свое время проекта - в поддержке тех, кто не способен в одиночестве выжить в условиях рынка, и у кого, помимо гениальной идеи и желания ее реализовать, больше ничего нет. А еще - дикая конкуренция, непомерные налоги, огромная арендная плата... И, порой, незнание элементарных правил поведения на волнах бизнеса. Редакция «ФЭБа» выясняла, как инкубируемые цыплята превращаются в акул малого и среднего бизнеса.
Первый в мире бизнес-инкубатор возник еще в 1959-м: в США работники одной из закрывшихся фабрик, пользуясь тем, что брать арендную плату с них теперь некому, создали в ее помещениях свои предприятия. Но активно развиваться бизнес-инкубаторы начали лет 20 назад. За все это время в мире появилось больше тысячи таких структур. Между тем подобных теплиц по России не так много: около 80. Объясняется такая скромная цифра тем, что, хотя российскому движению бизнес-инкубаторов и исполнилось уже 10 лет, резкое повышение интереса к их созданию замечено только в последние 2 года. Наконец-то на всех уровнях власти осознали, что именно в бизнес-инкубаторе создаются оптимальные условия для старта, начального развития малого бизнеса, и результат такого отношения налицо: за 3 года из числа малых предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность, выживает только от 14% до 30%, в то время как в бизнес-инкубаторе - 85-86%.
Оренбуржье, один из первых регионов России, реализовало, можно сказать, пилотный вариант совершенно нового института развития малого предпринимательства. В 2005 году Оренбургская область выиграла тендер в министерстве экономразвития. 10 млн рублей на строительство бизнес-инкубатора выделил бюджет области, 10 млн - федеральный центр. Областной бизнес-инкубатор «Оренбургский» был открыт 16 декабря 2006 года как инструмент помощи для предпринимателей. Алексеем Чернышевым подписано распоряжение о создании на территории бывшего Аппаратного завода областного бизнес-инкубатора общей площадью 8,5 тысяч квадратных метров, в котором размещены 40 офисных (от 23 до 45 кв. м) и 20 производственных помещения (от 150 до 270 кв. м). Каждое офисное помещение оснащено мебелью, компьютерами, принтером, телефонами, доступом в Интернет. Предоставляется возможность использования факсимильных аппаратов, копировальной и другой необходимой офисной техники. Кроме материальных удобств через предоставление производственных, офисных и др. площадей для ведения хозяйственной деятельности, офисного обслуживания и сопутствующих бизнесу услуг, бизнес-инкубатор оказывает предпринимателям сервисную, информационную, маркетинговую, учебно-методическую поддержку. По желанию бизнесмена специалисты инкубатора помогут вести бухгалтерский, управленческий учет, аудит и правовое сопровождение его деятельности.
Министерство экономического развития и торговли Оренбургской области изначально сориентировало претендентов на место в инкубаторе: их деятельность должна быть связана с инновационным подходом к производству товаров или услуг, и срок их деятельности с момента госрегистрации не должен превышать 1 год. Именно с этой точки зрения шел и продолжает идти отбор претендентов. Они должны представить бизнес-планы, которые рассматривает экспертная комиссия. Она дает заключение, учитывая соответствие намерений молодых предприятий и ИП параметрам инновационности. Увы, этим требованиям соответствует не каждый претендент. Порой приходится получать и отказ.
Не менее строгий контроль действует и на второй стадии отбора - прохождение конкурсной комиссии. Чиновники и представители бизнес-сообщества области рассматривают отобранные экспертами проекты. Здесь тоже могут быть отказы. Представители власти и бизнес-сообщества стремятся выдержать заданную траекторию отбора претендентов.
Прошедшие жесткий отбор предприниматели получают шанс эксплуатировать помещения на льготных условиях. Максимальный срок размещения проектов в инкубаторе - 3 года - является вполне достаточным для того, чтобы бизнес смог доказать свою жизнеспособность. «Питомец» должен предоставить в течение данного периода технологические разработки, опытные образцы или услуги, пригодные для коммерческой реализации. Ограничения по сроку пребывания в бизнес-инкубаторе необходимы для стимулирования инкубируемых к быстрому получению результатов и переходу на самостоятельный уровень развития.
Предприниматель, успешно прошедший конкурс, получает место в бизнес-инкубаторе по льготной ставке аренды. В первый год предприниматель оплачивает 40% арендной платы, во второй год оплата составит 60%, а на третий – от 80 до 100%. В этот период бизнесмен не несет финансовых расходов по оснащению арендованных помещений средствами пожаротушения. У него есть рабочее место, все остальное – забота администрации бизнес-инкубатора. Хотя часть прибыли новичков по-прежнему продолжает съедаться коммунальными услугами. По этому пункту власти помощи не предусмотрели.
Несмотря на столь радужную, на первый взгляд, перспективу для новичков в бизнесе, инкубируемых здесь не так уж и много. Оренбургский проект, который так активно продвигало бывшее министерство экономического развития и торговли области, не заинтересовал начинающих предпринимателей. Может быть, и чрезвычайно заинтересовал, но помешали абсолютное отсутствие рекламы бизнес-инкубатора и приличный конкурсный отбор с множеством условий для желающих попасть в «теплицу». Хотя директор ООБИ Михаил Земляницын не считает условия вступления в ряды инкубируемых слишком сложными. Тем более перед самим конкурсом новичку готов помочь коллектив ООБИ. На 40 мест, обеспеченных оргтехникой и коммуникациями, с льготной арендной платой – 19 питомцев. Желающих, как признается начальник отдела инновации и развития производства ООБИ Николай Енин, хоть отбавляй. Но всех не позволяет принять ограниченность производственных помещений. А именно они сегодня наиболее востребованы со стороны начинающих бизнесменов. Да и само право пребывания в инкубаторе подразумевает способность к производству инновационного продукта. В офисе его сделать несколько проблематично.
Бизнес-инкубатор рассчитан на производственный бизнес или работу с программными продуктами. Но тут же у структуры со статусом «государственное учреждение» выплывает другая проблема – отсутствие ниточки между носителями гениальных идей и заявленным проектом. С целью повышения значимости инкубатора город и область пытаются хоть как-то прорекламировать инкубатор, при этом не вкладывая в это ни копейки. Некоторые городские чиновники аргументируют это так: мол, малый бизнес привык работать в тени, газет он не читает и не в курсе событий. Попросту, предприниматели не знают о проекте. Если и были какие-то единичные сообщения в СМИ, то они за один раз, естественно, не дошли до основной массы. А самородки и изюминки, как делятся своим опытом сотрудники бизнес-инкубатора, в оренбургской предпринимательской среде есть.
Еще одна причина, почему начинающие бизнесмены не стремятся в «теплицу», кроется в элементарном неверии в то, что они вообще в этот инкубатор могут попасть.
Сегодня бизнес-инкубатор заселен 19 представителями малого и среднего бизнеса, из которых реально работают только 12. Как они повзрослели за последние два с лишним года?
Инновационные технологии применило ООО «Оренбургское лакокрасочное предприятие» - краски не горят и не пахнут, имеют множество других преимуществ, которые позволяют соответствовать самым строгим санитарным требованиям и могут быть использованы для покраски внутренних помещений в детских садах, больницах, школах, столовых и кафе. Сейчас Николай Енин, начальник отдела инновации и развития производства ООБИ, ведет переговоры по закупкам этой экологически чистой краски оренбургскими школами.
Уникальную диагностическую рентген-установку разработали на предприятии ООО «Уралрентгенпром» - это тоже инновационный проект. В Оренбургской области такое предприятие единственное. Мобильная установка работает не только в удаленных от стационарных лечебных учреждений селах Оренбуржья, но и в других регионах России. Проект Ивана Кудрявцева удачно вписался в нацпроект «Здоровье», и это еще раз подтверждает, что выбор претендентов на получение места в бизнес-инкубаторе оказался оправданным и оптимальным. Директор ООО «Уралрентгенпром» Наталья Кудрявцева говорит, что, несмотря на высокую стоимость создаваемого ими продукта, потребность в нем в лечебных учреждениях не снижается даже в период кризиса.
То же можно сказать и о других предприятиях, развивающих свой бизнес под крышей инкубатора. Оренбуржцам уже стало знакомым предприятие «Окна Века». Оно работает не только с частными заказчиками, но и участвует в конкурсах и тендерах, которые объявляют областные и муниципальные власти. На орском участке государственной границы с Казахстаном ООО «Окна Века» участвовало в строительстве международного автомобильного пункта пропуска – это очень солидный заказ, очень ответственная работа, как признался молодой директор Сергей Яичкин.
ООО «Холодильная компания» может энергию холода превратить в энергию тепла. Особенно активны заказчики из газового сектора экономики, хотя в последнее время спрос на продукцию несколько снизился. Директор Иван Греднев признается, что администрация ООБИ помогает разрешать экономические вопросы, жалко, нет финансовой помощи, но это уже не входит в функции «бизнес-теплицы». «Предприятие через год выпустится из стен инкубатора и уверенно ступит в будущее», - заключил Иван Андреевич.
Гордятся в ООБИ компанией БСБ, проектирующей жилые и административные здания, стадионы. Это без пяти минут выпускник инкубатора. Уже пустился в большое плавание по бизнесу индивидуальный предприниматель Павел Ишутин, превращающий обычную мебель в необычную, оставив в подарок бизнес-инкубатору некоторые из своих произведений искусства.
В бизнес-инкубаторе помнят еще одного выдающегося выпускника – ООО «СтройДи», производящего стройматериалы и участвующего в реализации программы «Доступное жилье». В селе Ивановка предприятие вело строительство 20 домов.
Много слов благодарности мы услышали от предпринимателей в адрес администрации инкубатора. Но хочется надеяться, чтобы, выпустившись спустя 3 года из ООБИ, предприниматели ощущали на себе и дальше комплексную поддержку. Новая областная целевая программа развития малого и среднего бизнеса нацелена на совершенствование этого института господдержки. В проекте программы этому посвящена отдельная статья. Но как только дело доходит до реальных проектов, слова застревают на бумаге. Изначально задача местных властей по созданию бизнес-инкубатора была очень красивой, даже шикарной – помочь новичкам на старте, и даже намека не было на то, чтобы заработать на предпринимателях. Экономически успешным этот проект точно не назовешь. Извлечь прибыль не получилось, и избушка в лице бывшего министерства экономического развития и торговли потихоньку стала поворачиваться задом к проекту. Хотя, по оценкам экспертов, при умелом обращении «бизнес-теплица» может принести неплохой экономический эффект в денежном выражении - до полумиллиарда рублей за год работы.
Скоро бизнес-инкубатор отметит свое трехлетие. Новый директор Михаил Земляницын является шестым по счету. Сам Михаил Анатольевич искренне желает остаться надолго на своем посту, надеясь на расширение производственных площадей инкубатора в рамках создания оренбургского технопарка… В будущем речь должна зайти о комплексном развитии этих двух родственных по предназначению структур. Директор ООБИ Михаил Земляницын рассчитывает не только на государственную, но и частную финансовую поддержку инкубатора. Вся помощь необходима для обслуживания инженерных сетей здания инкубатора, формирования полноценного штата персонала (который, кстати, еще не утвержден – в ООБИ до сих пор нет электрика, уборщицы и секретаря), дополнительного развертывания системы обеспечения малого предпринимательства и расширения производственных площадей.
Существенные коррективы в работу и финансирование проекта внес кризис. Некоторым инкубируемым сегодня попросту не с чего платить даже за льготную арендную плату. Но администрация ООБИ идет на уступки... Есть среди прошедших отбор победившие, ни разу не появившиеся в бизнес-инкубаторе по неизвестным для администрации причинам, соответственно, не заплатившие плату за аренду и зря занимающие офис. А кто-то, кого отвергли, теперь думает о том, что «теплые местечки» давно оставлены для своих, и рассказывает об этом коллегам, ненароком распугивая потенциальных клиентов.
Сейчас кризис, и остается надеяться, что власти хоть как-то смогут оказать поддержку инкубируемым, столкнувшимся со снижением спроса на их продукцию. А то о какой помощи предпринимателям можно говорить, если в бизнес-инкубаторе скоро фактически некого будет растить. При этом мы постоянно слышим речи о малом бизнесе, как об эффективном средстве лечения оренбургской экономики в период кризиса.