Рынок образовательных услуг в Оренбурге еще совсем молод. «В настоящее время практически не осталось компаний, сотрудники которых не знают, что такое семинар или тренинг. Хотя пять лет назад, когда мы пришли на рынок бизнес-образования, тренингов/семинаров было мало и ориентированы они были на психологический аспект», - рассказывает Оксана Мокроносова. Сегодня же, по ее словам, на этом рынке очень много игроков, но очень мало из них являются действительно профессионалами.
Культпросвет
Кто же чаще всего посещает образовательные курсы и с какой целью? Во-первых, следует отметить, что образовательные центры предоставляют услуги двум основным категориям обучающихся: это индивидуальные и корпоративные клиенты. Очевидно, что представители этих двух групп преследуют разные цели: первые – личное саморазвитие, вторые – развитие корпоративное, первые садятся за парту потому, что они так хотят, а вторые – потому что надо.
Сегодня к профессиональной подготовке руководителей предъявляются высокие требования. «Клиентами образовательных центров становятся компании, руководители которых не на словах, а на деле занимаются развитием бизнеса, понимая, что без постоянного получения информации быстро «теряет форму» не только руководитель, но и сотрудники», - считает Оксана Мокроносова. То есть для компаний повышение квалификации сотрудников сродни обновлению основных фондов, рассматривается как процедура, необходимая для развития бизнеса и победы в конкурентной борьбе.
Что касается физических лиц, то здесь контингент, конечно, гораздо более пестрый: от любопытных студентов до активных пенсионеров. «Американские психологи любят оперировать понятием «синдром топ-пенсионера». Речь о человеке, который, привыкнув выкладываться на работе, неожиданно оказывается не у дел и пытается хоть чем-то себя занять», - рассказывает Татьяна Перко. Хотя услугами образовательных центров пользуются не только еще или уже безработные граждане, но и занятые на основном рабочем месте. Основной целью работающих граждан является дополнительное извлечение дохода, который они могут получить, обладая знаниями о фондовом рынке, например. Помимо этого, немаловажным фактором, способствующим пополнению армии слушателей образовательных курсов, является наличие избытка свободного времени у потенциальных студентов. За парту садятся в том числе и те, кто раньше об этот вовсе не задумывался, пока ситуация на рынке труда не изменилась: «Посещение наших курсов - довольно частое решение для тех, кто остался в кризис без работы. Желающих учиться даже больше, чем в «спокойные» времена», - комментирует Татьяна Перко.
Рынок бизнес-образования в России: текущее состояние и перспективы
В августе 2008 г. агентство DISCOVERY Research Group завершило очередное исследование рынка бизнес-образования в России.
Экспертные оценки объема рынка по итогам 2007 г. колеблются в диапазоне от 1 до 1,5 млрд долларов. Столь значительный разброс в оценках вызван, в первую очередь, закрытостью тренинговых компаний, не желающих озвучивать свои подлинные обороты.
Что касается территориального распределения оборота компаний, предоставляющих услуги бизнес-образования, то от 50% до 70% приходится на Москву, около 15% – на Санкт-Петербург и 15-20% – на другие города. Вместе с тем, региональный рынок бизнес-тренингов растет намного более высокими темпами, чем столичный.Не столяры мы и не плотники
Какие направления обучения в основном предлагаются деловыми центрами? Самые популярные остаются неизменными - экономическое, финансовое, юридическое и т. п. В сфере экономики наращивают популярность курсы, посвященные фондовому рынку, операциям с ценными бумагами, поскольку клиенты бизнес-школ рассматривают эти направления как потенциально прибыльный вид деятельности, не требующий практически никаких финансовых вложений.
Таким образом профиль бизнес-школ – отрасли знаний, связанные с движением денежных, кредитных и финансовых ресурсов, что, по сути, представляет собой поле деятельности экономиста. Однако, как замечает Татьяна Перко, в настоящее время на рынке труда наблюдается переизбыток специалистов данного профиля. Это вызвано, конечно, не столько активностью бизнес-школ, сколько мощными социальными тенденциями, существовавшими в конце 1990-х - начале 2000-х годов, когда образование в сфере экономики и юриспруденции считалось более предпочтительным, чем техническое.
Тем не менее по прошествии времени мы имеем существенный перекос предложения на рынке труда в сторону гуманитарных профессий, а спроса – в сторону технических. «По статистике наблюдается 25-30-процентное сокращение количества поступивших на программы МВА в России. Сократился спрос и со стороны корпораций, и со стороны частников. Возникшую проблему бизнес-школы решают по-разному. Одни расширяют продуктовую линейку, увеличивая количество специализаций. Другие вводят укороченные программы», - оценивает ситуацию Татьяна Перко.
Кроме того, по замечаниям другого нашего эксперта Оксаны Мокроносовой, в области бизнес-образования настало время переоценки стандартов. Привычная система обучения, которая ранее воспринималась как норма (часто обучение сводилось к полезному развлечению), теперь становится избыточной и неэффективной. На сегодняшний день краткосрочных разовых тренингов недостаточно, необходимо формирование более долгосрочных программ и внедрение образовательных проектов, включающих многократные семинары и тренинги в течение длительного периода времени.
Что почем и зачем
Информацию о стоимости курсов обучения деловые центры, как правило, не предоставляют, но можно предположить, что комплексное обучение каждого специалиста обойдется компании в сумму, исчисляемую десятками тысяч рублей.
Ценообразование на рынке краткосрочного бизнес-обучения в России базируется на нескольких факторах: происхождение тренера, тематика курса, тип клиентов, уровень платежеспособности в конкретном регионе, уровень в организационной иерархии участников, место проведения тренинга, форма организации тренинговой компании и не в последнюю очередь, умение вести переговоры по поводу цены.
В оренбургских центрах обучения стоимость также определяется несколькими факторами. По мнению Оксаны Мокроносовой, в этот перечень входят следующие пункты: предварительное изучение бизнес-процессов заказчика, его кадровых потребностей, уровня подготовки обучаемого персонала, оценка эффективности от проведенного тренинга, а также условия, созданные во время работы.
· Финансы, бухучет, аудит – 16,39;
· маркетинг – 13,66;
· логистика — 8,74;
· управление людскими ресурсами — 8,47;
· сервис (гостиничный, ресторанный, туристический) — 7,92;
· электронная коммерция — 7,1;
· международный менеджмент, ВЭД — 6,01;
· общий менеджмент — 6,01;
· стратегический менеджмент — 5,46;
· менеджмент информационных технологий — 4,64;
· экономика — 4,64;
· торговля (коммерция) —3,28;
· другое — 7,65.
ктивная региональная экспансия тренинговых компаний на сегодняшний день является одной из основных тенденций тренингового рынка. По структуре проводимых тренингов региональная ситуация напоминает столичную 2-3 года назад: лидирует обучение продажам, за ним по популярности следуют тренинги менеджерских навыков, тренинги по командообразованию и специализированные курсы. При этом структура спроса становится все более сложной: расширяется продуктовая линейка, к обучению привлекаются новые группы персонала. Обучение менеджеров среднего звена и руководителей отделов – одно из наиболее интенсивно развивающихся направлений бизнес-тренингов.
Ученье – свет?
Сегодня некоторые специалисты от образования заговорили о так называемом «проклятии компетенции». Это относительно новое явление, проявившееся в последние годы, которое заключается в том, что современные программы бизнес-обучения фактически взращивают шаблонных специалистов, не способных решать нестандартные задачи и действовать в форс-мажоре.
Примером тому служит распространенный бизнес-курс МВА. Не секрет, что корочка об окончании МВА в современном мире стала своеобразным пропуском в ведущие компании. Специалисты с этим дипломом могут претендовать на лучшие должности, лучшие зарплаты и большее количество льгот. И это в какой-то степени закономерно: полученное образование (по крайней мере в знаменитых американских школах бизнеса) гарантирует, что выпускник обладает солидным багажом знаний. А в наш век информации кто владеет знанием, тот владеет миром.
Специалисты, получившие лучшее образование, обладающие большим опытом работы и много лет успешно продвигающиеся по карьерной лестнице, в какой-то момент начинают сами верить в свою непогрешимость. И в этот момент они как никогда уязвимы. Яркий пример: согласно западной статистике, пожарные десантники чаще всего погибают или получают увечья на десятый год работы. Именно тогда они начинают думать, что видели все.
Также и современные управленцы. Через несколько лет успешной работы они с легкостью решают задачи, с которыми сталкиваются постоянно, но при этом становятся менее восприимчивыми к новой информации. И когда происходит непредвиденное, они просто теряются: на бизнес-курсах подобные ситуации не рассматривались, а принимать рискованные решения в условиях неопределенности они уже давно разучились, всегда действуя по проверенному шаблону.
МВА - бесспорно, “раскрученный” бренд или даже культовый символ мирового рынка образования. В западной предпринимательской среде данная аббревиатура символизирует “головокружительный карьерный рост и умопомрачительный успех” (так описывается эта программа на сайте одной из западных бизнес-школ). Оттуда же: “Безработный выпускник МВА - это нонсенс. Выпускник MBA, прозябающий на плохой, низкооплачиваемой должности, - еще больший нонсенс”. На Западе распространена легенда о том, что выпускник хорошей бизнес-школы уже на своей первой (после получения диплома МВА) работе получает не менее 100 тыс. долларов в год.
Заметим, как и в случае с любым другим брендом, связанные с MBA ассоциации далеко не всегда соответствуют действительности. Бесспорно одно: данная программа во всем мире считается высшей ступенью бизнес-образования, открывающей возможности для развития карьеры. По сути, МВА - магистратура для людей, ранее получивших высшее образование и ставших менеджерами, минимум, среднего звена. Эта программа дает дополнительное образование, знания и навыки в области менеджмента, финансов и маркетинга. На ее занятиях учат грамотно принимать управленческие решения и выстраивать стратегию бизнеса. У MBA есть еще одна особенность, которая, собственно, и отличает ее от других программ бизнес-образования, - метод case study, то есть детальный разбор реальных ситуаций, в которых оказывались разные компании.
Кризис в образовании или… из-за образования?
В феврале в Москве прошла конференция «Экономическое и бизнес-образование в России: проверка практикой», участники которой отметили, что данные направления образования не соответствуют требованиям времени. При этом в ближайшие годы эксперты прогнозируют изменение содержания образовательных программ. Изменение экономической ситуации требует от системы образования коррекции существующих программ обучения с учетом текущих обстоятельств. Однако в реальности любая система образования достаточно инертна, и процессы формирования программ обучения практически идут с задержкой. С другой стороны, экономические кризисы не новы, и известны классические методы подготовки управленцев в таких ситуациях. Сейчас процесс подготовки и переподготовки кадров становится значительно более динамичным.
Особенностью российской школы экономического образования является стремление научить студентов понимать сущность экономических процессов и их последствия, и лишь затем - пользоваться неким инструментарием, в то время как в западных школах именно инструментарию уделяют слишком много внимания. Экономическое образование, по мнению некоторых экспертов, сродни прецедентному праву. Именно ошибочное применение ограниченного количества экономических моделей привело к всеобщему краху финансовой системы. При использовании только эконометрических моделей для анализа и оценки перспектив развития финансового рынка, что является характерной чертой западных экономических школ, эти прогнозы становятся похожими на метеопрогнозы. Причем прогнозисты иногда забывают смотреть в окно.
Рассматривая тенденции экономического образования в перспективе 2009-2015 гг., эксперты считают вероятным возврат интереса к антикризисному управлению. Скорее всего, перечень специальностей и их названия не изменятся, но может измениться содержание образовательных программ по этим специальностям. Это сопряжено, во-первых, с новыми требованиями времени, а во-вторых, в связи с приобретением вузами некоторой академической свободы с принятием новых образовательных стандартов.