В предыдущем номере ФЭБа мы подняли проблему энерго- и ресурсосбережения. Сегодняшнее состояние экономики делает актуальным любые мероприятия, направленные на снижение затрат. При этом в эффективном использовании энергоресурсов заинтересованы даже сами их производители. Как отмечают сами энергетики, у них «заинтересованность – прямая: эффективное использование располагаемых мощностей ведет к увеличению отпуска энергоносителей при меньших собственных затратах. И здесь нет каких-либо противоречий». Но почему при всеобщей заинтересованности в области энергоэффективность не стала «региональным» проектом?
По мнению руководителя программы энергосбережения, начальника информационно-аналитического отдела исполнительной дирекции ОСПП Антонины Пеньшиной, «основной причиной высокого потребления энергии является неэффективное ее использование во всех секторах экономики. Прежде всего, в энергетическом, промышленном и жилищно-коммунальном, а также в организациях, финансируемых из бюджетов всех уровней». По словам руководителя Центра стратегического планирования и развития Оренбургской области Вячеслава Кузьменко, «в Оренбургской области можно выделить три основных направления энергосберегающих мероприятий, которые необходимо проводить в бюджетной сфере. Это объекты социальной направленности, предприятия ЖКХ, транспорта, дорожного строительства и благоустройства. Несмотря на различие объектов по структуре энергосбережения, общим для них является низкое качество и ненадежность услуг по теплоснабжению, низкая эффективность использования энергии и высокая степень износа систем энергоснабжения, отсутствие приборов учета и средств регулирования энергоресурсов».
Сейчас энергосберегающие технологии внедряются во многих субъектах Федерации, где действуют соответствующие центры. В результате достигается существенная экономия. Так в Магаданской области в результате перевода котельных на газ (что также является одним из способов энергосбережения) было сэкономлено 19 тыс. тонн условного топлива, а в Ленинградской области установка 82 мини-котельных позволила закрыть 103 энергоемкие котельные, законсервировать 174 км теплотрасс (как известно, из-за сильной изношенности теплотрасс наибольшие потери тепловой энергии происходят как раз в них).
После общения с рядом экспертов, занимающихся проблемами анализа и внедрения принципов энергоэффективности в Оренбургской области, нам удалось выявить достаточно стандартный, но небезынтересный список мероприятий. Так вот, основными стратегическими мероприятиями, направленными на решение энергетических проблем Оренбургской области, являются:
1. Инвентаризация существующих и прогнозируемых энергетических ресурсов области, включая углеводородное сырье, потенциал ветроэнергетики, гелиоэнергетики, биоэнергетики.
2. Подготовка энергетического баланса с учетом инвентаризации энергетических ресурсов, прогнозируемых поставок энергоносителей в другие регионы и страны, формирования стратегических резервов, вовлечения топливных ресурсов в процесс глубокой переработки.
3. Подготовка проекта «Энергетическая безопасность Поволжья и Урала» с вкладом Оренбургской области как энергетического донора на период до 2015 года, стабильного поставщика энергоносителей в регионы–партнеры и производителя технических средств для альтернативной энергетики, а также возможного предоставления площадки для строительства атомной электростанции.
4. С целью формирования единой энергетической политики, включая тарифную и политику энергосбережения на период до 2015 г., проведение кластеризации действующих структур, связанных с производством и распределением электрической и тепловой энергии, с формированием энергетического консорциума Оренбургской области, как широкого государственно-частного партнерства, включив в него:
- ОАО «Ириклинская ГРЭС» и ОАО «Оренбургская теплогенерирующая компания»;
- электросетевые организации, промышленные предприятия области, производящие для энергетики оборудование, передаточные устройства;
- исследовательские, конструкторские и проектные организации, учреждения и организации по подготовке и переподготовке кадров, экспертные и консалтинговые организации.
5. Организация массового производства оборудования для альтернативной энергетики и формирование процесса ее использования в малых поселениях Оренбургской области.
6. Организация массового процесса энергосбережения, включая создание соответствующего нормативно-правового обеспечения.
7. Создание фонда стабилизации тарифов.
Итак, набор есть (впрочем, он существовал и несколько лет назад, когда мы первый раз поднимали проблему энергосбережения на страницах нашего издания). Осталось оценить, насколько предлагаемые меры будут эффективны, и насколько они реалистичны.
Как проинформировала нас руководитель программы энергосбережения, начальник информационно-аналитического отдела исполнительной дирекции ОСПП Антонина Пеньшина, «реализация мер по энергоресурсосбережению требует дальнейшей активизации и должна носить системный характер. Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 г. № 889 «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики» поставлена задача к 2020 году снизить по отношению к 2007 году энергоёмкость ВВП на 40%.
В Оренбургской области утверждена областная программа “Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области” на 2005 - 2010 годы, принят закон «Об энергосбережении в Оренбургской области» от 20 июня 2008 г. № 2293, начато построение прогнозного топливно-энергетического баланса на основе комплексного прогнозирования спроса и предложения на энергоресурсы с учетом тенденций развития ТЭК и показателей социально-экономического развития региона; осуществлен «пилотный» проект ОАО «Оренбургэнергосбыт» по проведению энергоаудита ЖКХ пос. Светлый».
Это то, что сегодня область имеет. Как это работает – нам выяснить не удалось. По крайней мере взвешенных, экономически обоснованных оценок эффективности «энергоэффективности» нам никто из экспертов не дал. Не по причине жадности, а вседствие того, что оценок в масштабах области просто нет. Что уж говорить, если даже специалисты «Оренбургской ТГК», к которым мы обратились за комментариями, отметили, что «для оценки реальной эффективности программ энергоэффективности и энергосбережения нет достаточных данных». По их мнению, сегодня идет недостаточное освещение в СМИ проблем энерго- и ресурсосбережения. СМИ обращаются к этой теме только при внедрении отдельных мероприятий на отдельных объектах: как правило, на средних и крупных предприятиях.
При этом в СМИ, как правило, звучат оценки компаний - заказчиков работ (следовательно, и публикаций), которые априори не могут быть объективными. Другой оценки реализуемых проектов нет. Как считает руководитель Центра стратегического планирования и развития Оренбургской области Вячеслав Кузьменко, «основным оцениваемым результатом инновационных проектов должно быть повышение уровня энергоэффективности, хотя должны, несомненно, учитываться все виды эффектов: экономические, социальные, бюджетные, экологические, научные».
Мы допускаем, что ряд инвестиционных программ не нуждается в оценке со стороны. Например, основные технические мероприятия прошлого года – это модернизация турбоагрегата №4 Сакмарской ТЭЦ с увеличением мощности на 5 МВт и 10 Гкал/ч и повышением КПД на 1%, что снизило удельный расход условного топлива на выработку электроэнергии на 4 г/кВтч и на выработку тепла на 0,4 кг/Гкал; реконструкция градирни №5 Орской ТЭЦ-1, улучшившая вакуум в конденсаторе на 2,45%, что снизило удельный расход условного топлива на 4,25 г/кВтч.
Установка современного оборудования на котельных и ЦТП позволяет значительно снизить потребление газа и улучшить экологическую обстановку в городе. С этой целью «Оренбургской ТГК» совместно с администрациями Оренбурга и Медногорска разработаны и утверждены программы «Комплексного развития коммунальных систем теплоснабжения муниципальных образований до 2011 года.
С другой стороны, подобные работы ведутся энергетиками за счет инвестиционных составляющих в тарифах (то есть за наш счет), и, как минимум, должен быть независимый аудит качества проектов. Главное, чтобы такие проекты были. А их мало, так как переворот в поведении собственников еще не произошел.
Вот как оценивает перспективность укоренения политики энергоэффективности в нашей области генеральный директор компании «СПЕКТР-ГРУПП» Алексей Комаровских: «Я думаю, осознание необходимости применения энергосберегающих технологий придет к руководителям производств в нашей стране только лишь лет через десять. На Западе нет такого безграничного количества ресурсов, в том числе энергетических, они уже давно стали заложниками своей ресурсной бедности. Большая часть электроэнергии ими импортировалась. Как в таких условиях добиться стабильного энергоснабжения? В таких условиях применение энергосберегающих технологий – единственно правильное решение. И они стали делать ветряки, мини-ГЭС, они стали более эффективно распределять электроэнергию. И пока Россия не будет в таких условиях, нам будет крайне тяжело перейти на энергосбережение не на словах, а на деле. У нас даже среди невозобновляемых источников энергии есть огромнейшие ресурсы. Например, попутный газ, получаемый в ходе нефтедобычи. Перейдя на технологии переработки попутного газа можно решить три задачи: во-первых, генерация дешевой электроэнергии, во-вторых, выработка теплоэнергии и, в третьих, решение экологических проблем нефтяной отрасли».
А вот у других энергетиков прогноз на развитие программ энергоэффективности в нашем регионе – позитивный. По их мнению, сегодня пришло время для пересмотра собственных затрат (финансовых, МТР и т.п.) – насколько эффективно они используются (применяются). По результатам анализа и будет вестись разработка перспективных энергосберегающих программ с учетом располагаемых ресурсов.
В начале апреля этого года на базе ОСПП состоялось расширенное заседание секции развития ТЭК, участники которого всерьез озаботились пробуксовками с реализацией программы энергосбережения в нашей области. В результате бурных дискуссий был определен ряд направлений, которые считаются приоритетными:
1. Формирование Энергетической стратегии Оренбургской области, концепции областной целевой программы «Повышение эффективности энергопотребления и энергоресурсосбережение в Оренбургской области» на период 2011-2015 гг. включающих:
- внедрение адресных эффективных энергоресурсосберегающих инвестиционных проектов при осуществлении государственной поддержки;
- совершенствование методической и методологической базы реализации комплексных энергоэффективных проектов и программ, обеспечивающих энергетическую безопасность территориально-административных образований;
- снижение дисбаланса между возрастающим спросом на энергоносители и состоянием основного оборудования предприятий и организаций топливно-энергетического комплекса.Применение альтернативных источников энергии;
- формирование областного инновационного рынка энергоресурсосберегающих технологий и оборудования;
- развитие сети демонстрационных объектов энергоресурсосбережения, переработки отходов производства, возврата вторичных материальных ресурсов в сферу производства;
- внедрение стандартов управления ресурсами и экологического менеджмента.
С этим пунктом все очень просто и понятно. Без реализации подобных мероприятий в общем-то и говорить не о чем. А вот третий раздел вызывает несколько вопросов.
3. Обращение в Правительство Оренбургской области в целях решения следующих вопросов:
Активизация работы по повышению энергоэффективности в сфере ЖКХ, включающей в себя:
- разработку муниципальных программ энергоресурсосбережения (это логично);
- разработку рекомендаций по структуре и процессу реализации проектов энергосбережения, формированию эффективных механизмов управления жилищным фондом в рамках программ реформирования ЖКХ на уровне регионов (и здесь все понятно);
- подготовку реестра профессиональных исполнителей работ в рамках внедрения систем энергосбережения во избежание низкого качества поставляемого оборудования, оказываемых услуг и недобросовестности подрядчиков в процессе реализации энергосберегающих проектов. Рекомендовать надежных подрядчиков и субподрядчиков (а вот здесь вопрос: участники заседания просят «пролоббировать» правительство их интересы? А как же рынок, честная конкуренция, деловая репутация, реклама? Ведь это они должны выявить лучших и надежных, а не чиновники. Да и критерии добросовестности и профессионализма ой как размыты. Лоббизм, конечно, дело хорошее, но методы его должны быть… ну тоньше, что ли);
- выделение в муниципальных бюджетах по отдельным статьям целевых расходов на финансирование программ энергоресурсосбережения (и вот это также маловероятно. Нет у областного правительства права определять направление расходования средств муниципалитетов – власти разные. И пока сами муниципальные образования не захотят заниматься энергоэффективностью, ничего не поменяется. К сожалению, большинство муниципалитетов таким желанием не горят. Как заявил в неформальной беседе со мной один из глав районов: «У меня денег нет ремонт в детсаду сделать и посевную закончить, а ты про лампочки. На новые лампочки денег нет!» (речь шла о дорогих лампах с большим сроком службы);
- утверждение инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, действующих на территории Оренбургской области, контроль за применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и урегулирование споров по вопросам технологического присоединения к электрическим сетям (к сожалению, такие организации погоду на рынке не делают. Нет уже компаний, в которых есть доля области. А если речь идет о федеральной власти, то очень слабо представляю, как министр областного масштаба будет заставлять федералов принять инвестиционную программу по нашему региону. Понятно, что будет так: программу примут, а потом с ней ознакомят наших чиновников. Ну, может быть, прислушаются к каким-либо поправкам. То, что энергетики свои программы будут строить исходя из экономической целесообразности – факт, который нужно принять как данное. И искать механизмы взаимодействия исходя из этого посыла. Власть должна установить такие правила игры на территории Оренбургской области, чтобы энергоэффективность стала панацеей, фетишем, модной необходимой штучкой. А не пытаться вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов при определении кто, кому и как должен заплатить за техприсоединение. Это, скорее, дело суда, а не власти, ведущей системную работу.
Вячеслав Кузьменко считает, что энергоэффективность вообще можно использовать как один из показателей оценки качества управления территорией: «При решении задач управления энергоэффективностью в деятельности конкретных предприятий и организаций, расположенных на одной территории, необходимо учитывать и обеспечивать тесное взаимодействие партнеров (участников) по энергетическому рынку в целом, а это, прежде всего, требует применения инновационных подходов и технологий. Иными словами, следует рассматривать уже ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ как интегральный показатель качества управления, отражающий достигнутый уровень производства, передачи и использования электрической и тепловой энергии на территории, в том числе и энергобезопасности территории»).
Небольшой вывод. То, что ОСПП в рамках секции развития ТЭК всерьез озаботился энергосбережением, факт отрадный. Именно в тот момент, когда весь оренбургский «крупняк» начнет «двигать» энергосбережение, могут произойти реальные сдвижки в этом направлении. Но, пока не будут прописаны конкретные (!!!) механизмы: что нужно сделать, в каком объеме, кто за это отвечает (и самое главное - чем), кто, когда и в каком объеме даст денег, какой бонус за внедрение, какой штраф за отказ «экономить» - то есть пока не будут описаны правила игры, ничего не изменится. Будут лишь красивые слова на бумаге (как это произошло с предыдущей программой энергосбережения) и разрозненные действия отдельных предприятий. Выгодна «Газпрому» энергоэффективность – он будет работать в этом направлении (см. интервью с главным энергетиком ООО «Газпром добыча Оренбург» Владимиром Шугаевым). В этой связи хочу отметить, что перспектива возглавить движение «бережливых» есть именно у малого бизнеса, что и подтверждают наши эксперты. Вот мнение генерального директора компании «СПЕКТР-ГРУПП» Алексея Комаровских: «К сожалению, мы пока не привыкли задумываться о завтрашнем дне. Те затраты, которые необходимо понести на переход к генерации энергии из возобновляемых источников, окупятся лишь лет через пять. Нашим предприятиям это не надо. У нас на многих предприятиях, работающих еще с советских времен, все распределительное оборудование давно устарело. И 10-20% потерь электроэнергии происходит только из-за устаревшего оборудования. Но мало кто задумывается о необходимости переоборудования. Для этого во главе предприятия должен стоять эффективный собственник, а не временщик». А основные собственники сегодня сосредоточены в малом бизнесе. Им есть, что терять, им есть что экономить. Но у них есть огромная проблема – малый бизнес не обременен лишними деньгами, и дорогостоящие «бережливые» технологии не по карману. Опять же – нужен стимул, льгота, посыл со стороны государства...
В России пока еще не выработаны рыночные механизмы, которые могли бы оказывать должное влияние на отношение общества к проблеме повышения эффективности использования энергоресурсов. В организации и осуществлении энергосберегающей политики по-прежнему особенно велика роль государства.
Так что есть большое подозрение, что все прекрасно понимают, что экономить на электро-, тепло- и иной энергии нужно, даже программу отличную мероприятий разрабатывают, но к реальной жизни это отношения не имеет. Энергоэффективность – дорогая штука, и когда приходит понимание этого, то в списке приоритетных проектов она сразу скатывается на «надцатые» места.
«Обратить внимание руководителей предприятий и организаций на норму федерального закона «Об энергосбережении» прямого действия, которая позволяет предприятиям (организациям) получить на законных основаниях освобождение от платы за недоиспользование энергоресурсов в случае реализации плана или программы организационно-технических мероприятий по энергоресурсосбережению:
Потребители энергетических ресурсов – юридические лица в случае использования энергетических ресурсов не в том объёме, который предусмотрен договорами с энергоснабжающими организациями, освобождаются от возмещения расходов, понесённых указанными энергоснабжающими организациями, если недоиспользование энергетических ресурсов является следствием осуществления мероприятий по энергосбережению».