В июне 2009 г. делегация представителей региональных торгово-промышленных палат России побывала в Южной Корее. Поездка была организована ТПП РФ и корейским палатами с целью изучения опыта поддержки малого бизнеса.
История с географией
История палат в Корее насчитывает более 100 лет, однако страна получила независимость только в 1953 году, и тогда ее экономический потенциал был сравним с нашим 30-х годов прошлого века. Экономика страны была целиком основана на сельском хозяйстве.
Однако, получив независимость, Корея начала развиваться ускоренными темпами, и большую помощь ей оказали в этом США. Основные отрасли экономики – судостроение, автомобилестроение и электронная промышленность. Единственное полезное ископаемое, которое есть в недрах, – уголь. Остальные ресурсы – ум, предприимчивость и труд.
Первые впечатления
Прекрасные дороги, экспрессы, развивающие скорости до 300 км в час. Инфраструктура транспорта: вокзалы, порты, аэропорты - высочайшего уровня развития. Все суперсовременно, ухожено, для людей.
Люди много работают, зарабатывают, хоть и меньше, чем, к примеру, в Норвегии, но в результате неплохо живут.
Вместо привычного для нас приветствия «как дела?», корейцы встречают друг друга словами: «Как покушали?» И в этом память народа о голодных годах времен колониального господства японцев и периода разрухи. Конечно, сегодня в стране не голодают, но кухня корейцев имеет свои индивидуальные черты. Пища примерно на 40 % состоит из трав, кореньев, всего растущего, что не ядовито. Еще 40 % рациона составляет все, что плавает в воде, в море, что не ядовито и пригодно в пищу. Следующие 10% – рис, остальное – мясо. Его корейцы едят очень мало, и эта ориентация на растительную пищу и морепродукты способствует, по-видимому, тому, что женщины там живут в среднем до 80 лет, а мужчины – до 77-78. На пенсию выходят, соответственно, в 63 и в 65 лет. Полных людей мы там не видели, а самыми упитанными были члены нашей делегации.
Заслуживает внимания и манера подачи блюд. Стол полностью уставляют маленькими тарелочками с блюдами, а также травами, специями и т.п., и все это в небольших количествах - от чайной до столовой ложки. Есть предлагается палочками, а когда ешь палочками, то аппетит как-то сам проходит, наступает насыщение. Вроде бы ничего еще не съел, а уже сыт.
О поддержке малого и среднего бизнеса
В Корее в общей сложности 99 % всех фирм – это малый и средний бизнес, по численности работающих – до 300 человек. На этих предприятиях занято 88% всей рабочей силы, и 50% роста национальной фабрично-заводской продукции приходится на МСП. Предприятия МСП «закрывают» всю инфраструктуру, сферу услуг, занимаются производством и торговлей.
Несмотря на то, что малый и средний бизнес достаточно развит и производит значительную долю общего объема ВВП, он поддерживается государством. Главное – чтобы люди были заняты, были рабочие места, выдавались и брались кредиты… Есть специальные программы поддержки, в том числе по линии торгово-промышленных палат. Палаты занимаются примерно тем же самым, что и в России, решают главную задачу осуществления моста между предпринимателями и правительством, лоббируют интересы малого бизнеса, оказывают традиционные для торгово-промышленных палат услуги в сфере организации экспорта-импорта, профессионального обучения и переподготовки, повышения квалификации для специалистов. Причем не в формате 1-20-дневных семинаров, как у нас, а пo программам обучения до 2 лет. Платят за обучение частично правительство, частично – корпорации.
Кроме того, есть агентства поддержки малого бизнеса, которые учреждены правительством. У этих агентств тоже имеются специальные программы поддержки МСП как финансовые, так и другие – консалтинг, маркетинг, организация тренингов для персонала, информационные услуги, помощь в международном сотрудничестве для усиления мировой конкурентоспособности МСП.
Финансовые программы предоставляют капитал там, где он больше всего нужен, - это кредиты под 4%. Поддержка ведется по направлениям:
1. Финансирование рисков при открытии фирм и их начальном развитии.
2. Помощь во внедрении интеллектуальной собственности.3. Обеспечение конкурентоспособности промышленности и предприятий, развивающихся на основе высоких технологий.
4. Сельская промышленная программа развития по поддержке местных МСП.
5. Стабилизация менеджмента, предоставление разнообразных ресурсов для инвестирования в рабочий капитал и на текущие нужды.
6. Регулирование промышленной структуры и реструктуризации предприятий для предоставления МСП лучших возможностей для адаптации в современных условиях.
7. Прямое финансирование МСП с внутренних и международных рынков капитала.
8. Микрофинансирование для начинающего бизнеса и его инновационного менеджмента.
Нефинансовые программы поддержки малого бизнеса направлены на развитие связей и компетенции. Это – консалтинг инноваций в сфере сервиса и бизнеса, маркетинговая поддержка, тренинги, информационные услуги и продвижение IT-технологий, программы международного сотрудничества.
В стране осуществляется поддержка экспортно-ориентированного бизнеса. Банки кредитуют предприятия под 5-6%, причем это – долгосрочные кредиты. Хорошо поставлена работа служб безопасности, предоставляющих руководству всю информацию о заемщике. Если банк решает, что можно кредитовать, то кредитует без залога. На наш вопрос, нужны ли залоги, представители экспортно-импортного «КореяЭксимБанка» ответили: «Нет, залоги не нужны, мы и так все знаем о тех, кому выдаем кредиты!»
Кое-что из этого в той или иной мере присутствует и работает в России, только в Корее все по-деловому, более системно и денежно, т.к. значительны определенные дотации от правительства для этих агентств.
Экономика
Территория страны меньше Оренбургской области, ее население превышает наше в 22 раза, а валовой продукт Кореи больше нашего в десятки раз. Объем валового национального продукта Кореи в 2008 г. составил 928,7 млрд долл., инфляция не превышает 7%. Страна сильно зависит от экспорта и импорта. Экспортируются, главным образом, полупроводники, дисплеи, мобильные телефоны, автомобили, морские и прочие суда. Автомобили «Хундай» продают в 200 стран мира, эта марка держит 7% американского авторынка и по объемам производства занимает 5 место в мире.
Импортируется продукция сельского хозяйства и сырье для электроники, судостроения, автомобилестроения, то есть то, чего в Корее нет, и в чем промышленность нуждается постоянно. Страна сильно зависит от стабильности поставок и цен на мировом рынке. Не имея сырьевых ресурсов, Корея по золотовалютным резервам занимает 5 место в мире (после Японии, Китая, Тайваня, России).
Сотрудничество
Инвестиции Кореи в Россию в 3-4 раза больше, чем в обратном направлении, но инвестиций сравнительно мало. Почему корейцы недостаточно вкладывают денег в экономику России? Потому что мало информации о стране, уровне развития бизнеса, существуют сложности таможенного оформления, визового режима, есть и другие проблемы, настораживающие деловые круги (в том числе проблема скинхедов), препятствующие развитию корейского бизнеса в России.
Тем не менее в Корее очень заинтересованы в развитии серьезных торговых отношений с Россией, настрой к российскому бизнесу позитивный, в нас видят стратегического партнера. Деловые круги выходят на уровень региональных палат, чтобы сотрудничать с малым и средним бизнесом на местах. Большие инвестиции вкладываются в Сахалинское месторождение, корейцы рассчитывают получать оттуда газ.
В Оренбуржье их также интересует сырье – нефть, газ, металл. Возможны варианты открытия у нас производственных мощностей по изготовлению (отверточной сборке) техники. Сегодня такие сборочные заводы работают по всему миру, и бизнес Кореи заинтересован в переносе производств на другие территории. Конечно, для этого нужна развитая логистика. Под Санкт-Петербургом строится завод «Хундай», «Самсунг» выпускает электронику под Москвой; сборочные производства располагаются под Петербургом, Москвой, в Калининграде не случайно – там развита логистика, существует разветвленная сеть ж/д транспорта, современные порты. И пока в разговоре с корейскими бизнесменами, отвечая на вопрос: «Оренбург? А как к вам добраться?», мы не можем указать экономически эффективный путь. Возможно, со строительством транспортного коридора Китай – Западная граница России, который по проекту пройдет через Оренбург, и с продолжением Транссиба в страны Азии и Дальнего Востока положение дел изменится. В Корее бизнесмены ждут этих событий и открывающихся в связи с этим возможностей.