ЭТО ЧТО, НОВОСТЬ?
Буквально перед сдачей номера в печать по каналам информагентств прошла информация, которая во многом определила стратегию развития нашей страны на дальнейший посткризисный период. Как ни парадоксально, она имеет прямое отношение к поднимаемой нами теме – перспективам развития дорожной отрасли. Выяснилось, что правительство нашей страны не связывает ее будущее (а также возможность выхода из кризиса) с развитием инфраструктурных проектов. Видимо, накачивать деньгами банковскую систему и обеспечивать спекулятивные покупки валюты гораздо выгоднее.
Вот текст этой новости:
«Россия – хороших дорог попрежнему не будет.
Российские власти решили повременить с избавлением нашей страны от одной из ее главных проблем. Ждать хороших дорог пока не стоит – по данным «Ведомостей», в условиях кризиса правительство решило сократить инвестиции в развитие транспортной системы аж в три раза. Причем больше всего пострадает именно автодорожная отрасль.
Ранее предполагалось, что в период с 2010-го по 2015 годы в развитие транспортной системы будет вложена рекордная сумма (4,65 трлн.руб.). Почти все эти деньги хотели потратить на строительство и капитальный ремонт автодорог – это позволило бы совершить качественный скачок в развитии всей нашей транспортной инфраструктуры, ведь сейчас 61,5% федеральных дорог в России не соответствуют нормативным требованиям.
Но, увы, у бюджета сейчас нет денег на дороги. Минфин предлагает сократить расходы на развитие транспортной системы в 2,3 раза, в 2011 году снизить финансирование на 66%, а в 2012 году уже на 70%.
При этом власти не откажутся от ремонта и строительства главных магистралей. К приоритетным проектам относятся следующие трассы:Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) вокруг Москвы, трасса M4 «Дон», трасса Джугба – Сочи, автодорога между Москвой и Петербургом. Однако денег на ремонт региональных дорог уже не останется».
Самое любопытное то, что буквально три месяца назад Владимир Путин на совещании в Санкт-Петербурге сообщил, что на развитие транспортной инфраструктуры России в 2009 году будет выделено 550 млрд рублей. «В этом году, несмотря на все сложности, мы все-таки не сокращаем, а увеличиваем ассигнования на развитие транспортной системы», - сказал премьер. Получается, заявления большого босса не совпали с реальными возможностями страны, которой он рулит? Видимо, после колоссальных вливаний в банковский колодец, а также финансирования ВАЗа, выяснилось, что деньги остались только на тропинки, по которым премьерский мерседес уже не проедет. Таким образом надежды, что Россия сумеет повторить пример Франклина Рузвельта, который во времена Великой депрессии в США начал массовое строительство дорог, чем существенно поднял экономику, или современного Китая, оказались мыльным пузырем. У нас свой, особенный путь.
Между тем, по мнению экспертов, китайская программа выхода из кризиса оказалась самой эффективной. Государство потратило менее 600 млрд долларов на поддержку экономики Китая в период кризиса. При этом ресурсы были направлены очень точно - в развитие инфраструктуры, строительство домов, дорог. Этим они поддержали спрос на металлы, транспортные услуги, что дало возможность всей экономике остаться на плаву. Темпы роста в Китае снизились, но рост есть более 6%. В России на преодоление кризиса потрачены существенно большие средства, но производство упало на 10%.
Еще один парадокс заключается в том, что страна за последний месяц пережила несколько крупных трагедий, произошедших на дорогах. Причем в качестве их причин назывался не только человеческий фактор, но и отвратительное состояние дорожного полотна. Даже президент Медведев заявил, что одна из причин высокой смертности у нас - дороги. Неужели для чиновников его слова пустой звук?
Нет, не пустой, просто государство не привыкло вкладывать там, где можно заработать. Зачем ремонтировать дороги (читай, вкладываться), когда можно опять штрафы поднять (заработать денег)? Казне (да и не только) будет прибыль…
Обратите внимание: московские проекты кризис не затронул. Там все эти кольца как строились, так и будут продолжать виться. Получается, что в годы СССР власть сделала себе хорошую жизнь, что сегодня ситуация повторяется: в Москве и дороги хорошие, и пенсии свои, и цены на многие товары ниже, и зарплаты выше, да и чиновники себя не обижают. А на остальную Россию им плевать, они не ездят по дорогам, а летают на самолете.
Что в этой ситуации можно сделать? Во-первых, должна проявиться воля. У людей, которые не готовы больше унижаться ездой по ухабам. Необходимо поставить на поток исковые заявления к ДРСУ по поводу качества дорог: пусть они меняют резину, диски, подвеску и компенсируют повреждения в ДТП. Может быть, тогда они начнут делать качественные дороги? Хотя верится с трудом... В последнее время идет четкий наезд на водителей от государства: типа много нарушаем, гибнут люди, а о том, что на важнейших транспортных артериях страны до сих пор не разделены встречные потоки, нет освещения, развязок, нормального покрытия, все как-то скромно умалчивают...
Российское государство переплачивает строителям десятки миллиардов долларов и упускает выгоду на еще большие суммы просто потому, что те, кто ассоциирует себя с государством, являются не «государственниками», а «кормящимися». Не будет преувеличением сказать, что российские инфраструктурные проекты в последние годы стали местом самого масштабного непрозрачного перераспределения богатства в мире (в 2006-2008 гг. здесь обернулось около 230 млрд без всякого видимого материального результата). Неудивительно, что этот рынок полностью закрыт для иностранных компаний, а себестоимость работ здесь растет на 25-40% ежегодно.
Вот данные статистики. Сегодня 1 км четырехполосной автострады обходится в Китае в 2,9 млн, в Бразилии — в 3,6 млн, в России — в 12,9 млн (для участка автодороги Москва — Санкт0Петербург с 15-го по 58-й км цифра составляет 134 млн за 1 км; для Западного скоростного диаметра Санкт-Петербурга — 142 млн за 1 км, для четвертого кольца Москвы — около 400 млн за 1 км). Себестоимость постройки складов и коммерческой недвижимости в России выше, чем во Франции или Германии, и превосходит бразильский показатель в 2,4, а китайский — в 3,2 раза. При этом на 1 кв. м площади жилых домов расходуется 0,9 куб. м бетона и 90 кг железной арматуры, хотя в развитых странах — в среднем в 2 раза меньше (в свою очередь, на производство 1 т цемента, из которого делается бетон, идет 210 кг условного топлива, а в ЕС — 125 кг). В Германии 65% автотрасс строится с укладкой бетонных плит, в КНР — 38%, в России — 0%. Ведь эти покрытия не нуждаются в ремонте по 20 и более лет, а на ремонт существующих дорог мы тратим в 5,5 раза больше средств, чем на прокладку новых.
Как ни странно, у нас в России есть практически все, чтобы строить хорошие дороги. И щебень у нас свой, и георешетки выпускаются на российских предприятиях. И дорожные битумы мы можем модифицировать термоэластопластами российского производства, и стоимость строительства дороги возрастает при этом только на 1%. И даже ГОСТ Р 52056-2003 на этот счет приняли. Но главное, что именно производители работ и не заинтересованы в качественном строительстве. А государству, т.е. нам с вами, нужно, чтобы те деньги, что вкладываются в ремонт, шли на строительство абсолютно новых автодорог, и поскольку будет уже не одна, а две дороги, то разрушаться они будут медленнее, и, значит, автомобили целее будут и на ямочный ремонт не будем тратиться. Но наши дорожники не верят в это. Искренне не верят, не думая при этом о собственном кошельке, хотя на строительстве новых трасс они заработают гораздо больше, чем на ремонте. Вот только убедить их в этом никак не получается, а жаль…. Причина банальна. Из федерального бюджета выделяются деньги на данный сезон, если администрация их не освоит, то на следующий сезон им дадут меньше. Поэтому и бывают такие случаи, когда шёл прямой приказ класть асфальт (для примера) и в дождь, и в снег (клали на 1,5-2 см свежевыпавший снег), чтобы по-любому закрыть как можно большие объёмы. Т.е. был ультиматум такой от заказчика: либо вы выполняете нам столько-то, либо на следующий сезон вы ничего не получите.
То, что финансирование в условиях кризиса можно и нужно сокращать - это ФАКТ! Но при этом необходимо ввести жесткие санкции и контрольные меры. И разгонять всех, кто набивает на строительстве дорог карман. А дальше сделать очень простую вещь. Называется она - ГАРАНТИЯ. Если полотно выполнено по ГОСТу, то и держаться оно должно 7 лет. Если не держится, егоь необходимо переделать... Только за счет тех бракоделов, которые это все «накосячили». Тогда вместо аульных узбеков и таджиков, которые лопату второй раз в жизни видят, на дороги выйдет современная строительная техника, которая дороги делает по микрометру. Выйдут инженеры, которые знают, как убрать воду с дорожного полотна. Страна миллиарды сэкономит!