Для эффективного ведения бизнеса малому предприятию нужна среда для его осуществления, а другими словами инфраструктура поддержки. Если крупные предприятия создают себе инфраструктуру сами (учебные центры, маркетинговые и юридические подразделения, коммуникационную инфраструктуру - подъездные пути, инженерные сети и прочее, открывают представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих), то малые предприятия так действовать не могут. Малый бизнес как основа экономического потенциала страны, как ни странно, также нуждается в «основе», то есть инфраструктуре.
Что это за зверь и кто его видел?
Что же представляет собой инфраструктура поддержки малого предпринимательства в Оренбургской области? В нашем понимании инфраструктура поддержки малого предпринимательства - это совокупность государственных, негосударственных, общественных, образовательных и коммерческих организаций, осуществляющих регулирование деятельности предприятий, оказывающих образовательные, консалтинговые и другие услуги, необходимые для развития бизнеса и обеспечивающие среду и условия для производства товаров и услуг.
Кстати, налоговая и торговая инспекция (или, по-современному, Роспотребнадзор), отдел регистрации мэрии также являются частью инфраструктуры, но не поддержки, а регулирования малого предпринимательства.
На федеральном уровне существует не менее десятка министерств и ведомств, которые в той или иной степени занимаются вопросами развития предпринимательской деятельности. Основные из них - это Федеральная антимонопольная служба, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по делам молодежи РФ и другие.
Аналогичные структуры действуют и на региональном уровне. К объектам инфраструктуры в широком смысле можно отнести и различные общественные предпринимательские организации, которые прямо или косвенно представляют и лоббируют интересы предпринимателей (либо содействуют объединению усилий для решения собственных проблем). Ассоциации,союзы, объединения, лиги и прочие образования зарегистрированы и действуют практически в каждом регионе РФ. Только на федеральном уровне в Торгово-промышленной палате РФ зарегистрировано более 50 таких объединений. Они призваны играть очень важную роль в защите интересов малых предприятий. Крупнейшей и наиболее авторитетной структурой на сегодня является Торгово-промышленная палата Российской Федерации, в состав которой входят более 110 региональных и городских торгово-промышленных палат.
В Оренбургской области вопросами поддержки малого предпринимательства в основном ведает соответствующий отдел Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области. Новым предприятиям оказывает поддержку и ГУ «Оренбургский областной бизнес-инкубатор», и специализированные фонды поддержки малого бизнеса. Помимо государственных структур в области действуют 16 общественных организаций, которые призваны защищать интересы малого бизнеса и поддерживать предпринимателей в самых разных облаcтях. Среди них - Оренбургское отделение Российской Академии Бизнеса и Предпринимательства, Фонд содействия инновациям «Паутинка», Оренбургское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», Торгово-промышленная палата Оренбургской области и др.
Если сравнить показатели развития малого бизнеса в Оренбургской области с аналогичными по Приволжскому региону (ПФО), а также в целом по России, то наш регион можно отнести к числу преуспевающих в данном вопросе.
Все на уровне
В целом, обобщая мнения оренбургских предпринимателей, следует сказать, что инфраструктура поддержки малого бизнеса в регионе скорее есть, чем нет. Степень развития различных ее элементов удовлетворяет не всех, однако не в ней малые предприятия видят свою главную проблему, о чем подробнее будет сказано чуть ниже.
Игорь Ветлугин, генеральный директор компании «Мехатроника», существующей инфраструктурой вполне удовлетворен: «Последние года два, на мой взгляд, проблем с инфраструктурой никаких нет: услуги связи, транспорт, консультанты и учебные деловые центры – все присутствует в достаточном количестве. Однако я об этом говорю с позиции своего предприятия (мы осуществляем деятельность уже около 20 лет), а как степень развития инфраструктуры оценивается с позиции новых коммерческих структур, я не могу сказать».
Очевидно, что инфраструктура поддержки как таковая в первую очередь необходима именно новичкам, тем, кто не располагает собственным опытом ведения бизнеса и посему нуждается именно в поддержке. «Мэтры» предпринимательства, в свою очередь, вполне способны самостоятельно удовлетворять потребности своего бизнеса и даже консультировать по этим вопросам «новеньких».
В ходе опроса представителей более молодых фирм выяснилось, что они не считают существующую инфраструктуру полностью удовлетворяющей их ожиданиям. Дмитрий Шейко, генеральный директор ООО «Коннект», например, среди негативных нюансов называет недоступность кредитования, недостаточную оперативность коммунальных служб, слабую известность консалтинговых фирм, а также монополизм на рынке городской рекламы. Сферы, которые, по его мнению, функционируют хорошо, – это связь, транспорт, оптовая и розничная торговля – к ним у предпринимателя претензий нет.
Что касается консалтинговых услуг, то здесь основная загвоздка заключается не в малом количестве таких фирм. «Их много, но найти консультанта чаще можно по рекомендации, а не по рекламе или вывеске», - констатирует Дмитрий Шейко. Недостаточная прозрачность рынка консалтинга в итоге снижает конкуренцию между фирмами и, следовательно, качество оказываемых услуг, а также затрудняет поиск консультанта для вновь созданных компаний.
Рекламных агентств также, по мнению предпринимателя, великое множество, в том числе профессионально работающих и имеющих хорошую репутацию: «Однако, есть и компании-монополисты (например, «Любимый город» в сфере наружной рекламы - перетяжек), которые не дают возможности выбирать рекламную компанию с более лояльными и гибкими для нас условиями».
Корень зла
Но не состояние инфраструктуры беспокоит предпринимателей больше всего, а старые бюрократические проблемы и проволочки. «В своей деятельности я, в основном, сталкивался лишь с бюрократическими трудностями в госучреждениях, а не с затруднениями в поиске необходимых услуг бизнес-инфраструктуры»,- поясняет Дмитрий Шейко. Согласно материалам мониторинга реализации Программы поддержки малого предпринимательства в 2006-2009 гг. по Приволжскому региону, в списке «невзгод» малых предприятий лидируют следующие.
Основная проблема малых предприятий - это нехватка собственных финансовых средств на развитие предприятия. Влияние этой проблемы на деятельность предприятия оценили как “сильно влияющую” 55,8 % респондентов.
Далее, по степени влияния, стоит проблема высоких арендных ставок на помещения. О ней упомянули 52% ответивших. Особенно остро стоят вопросы налогообложения субъектов малого бизнеса. Высокая налоговая нагрузка, нестабильность налогового законодательства и трудности с получением кредитов - эти проблемы на третьем месте по влиянию на деятельность МБ. Их указали от 30% до 40% опрошенных.
Никому не двигаться!
Одной из традиционных проблем малого предпринимательства продолжает оставаться недвижимость, а точнее, ее высокая стоимость и недоступность. Все опрошенные нами представители бизнеса отметили, что уровень арендной платы за последние несколько лет значительно увеличился. В некоторых сегментах темпы роста арендной платы в несколько раз превышали темпы роста инфляции. Для малых предприятий финансовая нагрузка в связи с увеличением арендной платы стала неподъемной. Дополнительно ситуацию усугубляет и тот факт, что нет достоверной и полной информации о предоставляемых в аренду производственных помещениях. Не обладая достаточно полной информацией, предприниматель не может ориентироваться в новых рыночных условиях.
Однако с приходом кризиса в экономику рынок коммерческой недвижимости начал плавное падение. "Дело в том, что вследствие строительного бума, имевшего место в минувшем году, в городе наблюдается перенасыщение торгово-офисными помещениями, и спрос на них упал, - поясняет Павел Гаврилов, генеральный директор ООО «Первое городское бюро недвижимости», - большие новые площади сейчас пустуют, а большинство организаций перебрались в небольшие офисы».
Изменение средней цены аренды на офисно-торговую недвижимость за 2008- 2009 гг. в Оренбурге (рублей с НДС).
Как можно видеть из приведенной таблицы, в 2009 г. арендные ставки упали во всех районах города. Особенно это заметно по категории наиболее дорогих площадей, расположенных в центре и на главных магистралях областного центра. В среднем же стоимость аренды снизилась на 32%. «Качество предлагаемых площадей для офиса и торговли достаточно высокого уровня, их стоимость к 2009 году стала более объективной по сравнению с завышенными арендными ставками 2007-2008 гг.», - заключает Павел Гаврилов.
В июне 2009 г. минимальная арендная ставка составила 180 руб./ кв. м. в месяц (Зауральный район). Максимальная арендная ставка зафиксирована в Центральном районе– 1000 руб./кв. м. в месяц. Средняя цена аренды 1 кв. м. офисной недвижимости в июне 2009 г. установилась на отметке 462 руб./кв. м. в месяц.
Арендная ставка производственных площадей в Оренбурге (по состоянию на июнь 2009 года) составляет 60-180 рублей за квадратный метр в зависимости от площади, сезона (летом помещения не отапливаются), состояния помещений, транспортной доступности. В арендную ставку 1 кв. м. производственных помещений входят коммунальные платежи, за исключением оплаты за электричество и телефон. В июне 2009 года стоимость аренды производственных помещений уменьшилась в среднем на 10% по сравнению с июнем 2008 года, при этом, как отмечают специалисты, стоимость аренды при заключении договора может быть снижена ещё на 5-10%. Количество предложений увеличилось на 10-15 % по сравнению с июнем 2008 года.
Основная масса объектов деловой сферы сконцентрирована на территории исторического ядра города и на крупных магистралях –улицах Чкалова – Гагарина, Победы, Цвиллинга, Парковом проспекте и ряде других улиц.
Поэтому основной проблемой размещения объектов общественноделовой сферы является чрезмерная концентрация этих объектов в пределах центрального ядра при дефиците их в периферийных районах.
В последние 5-7 лет необходимость в производственно-складских помещениях возросла в несколько раз в связи с увеличением предприятий по производству различных видов продукции как на территории города и области, так и в целом по России. Соответственно увеличилась необходимость в складировании этой продукции. Но, к сожалению, количество производственно-складских помещений, пригодных для размещения производства, не успевало за ростом этого производства. На сегодняшний момент 95% всех производственных площадей - это наследие советской эпохи производственного бума. Процент износа таких помещений составляет 35%-60%, а состояние неудовлетворительное и требует вложений для реконструкции. Таким образом, существует дефицит качественных производственных помещений.
Жить можно!
Примерно так звучит вывод, который можно сделать из проведенного исследования. Малые предприятия (с точки зрения их самих) обеспечены инфраструктуройв достаточном количестве и местами в достаточном качестве. У предпринимателей, конечно, есть некоторые претензии к работе тех или иных представителей инфраструктурных организаций, но это, скорее, пожелания и нюансы, чем принципиальные проблемы.
Весь набор обязательной инфраструктуры малого бизнеса в Оренбуржье присутствует, торговые и производственные площади имеются в избытке по приемлемым, благодаря кризису, арендным ставкам. Консалтинг, реклама, транспорт, связь, обучение кадров также не вызывают нареканий. Основная же головная боль всех предпринимателей, как уже отмечалось ранее, – поиск источников финансирования. Основным источником финансирования текущей деятельности предприятия и средствами на развитие по-прежнему остаются личные сбережения предпринимателей (31%) и собственная прибыль предприятия (54%). Средства учредителей, заемные и кредитные средства привлекаются в менее чем 20% случаев. Финансовая поддержка специализированных фондов и организаций привлекается крайне редко - менее 3%.
Хоть малый бизнес и не ждет помощи от властей, она ему, тем не менее, не помешает. В качестве первоочередной меры более 70% предпринимателей рассматривают необходимость уменьшения налоговой нагрузки и упрощения системы налогообложения. Существенным финансовым подспорьем для более 40% представителей малого бизнеса было бы снижение процентных ставок и создание системы долгосрочного кредитования.
Обременять, но не обрушивать
Малый бизнес, как показывают результаты областных исследований, чрезвычайно волнует проблема налогообложения. Законодательно установлено, что нормальным уровнем налоговой нагрузки, без учета организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, является уровень в 40-45%, но не более 50%.
При этом предприятие вправе проводить так называемую налоговую оптимизацию – организацию экономической деятельности таким образом, чтобы платить минимум налогов, манипулируя всем существующим законодательством(но, не выходя за его рамки). Провести грамотную налоговую оптимизацию может помочь квалифицированный финансовый менеджер, нанятый со стороны.
Специально для малых предприятий государство разработало ряд специальных налоговых режимов: упрощенная система (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).
По действующему законодательству (глава 26.2 части второй Налогового кодекса РФ) на упрощенной системе налогообложения имеют право работать предприятия, годовой доход которых не превышает 20 млн рублей, стоимость основных средств - 100 млн рублей, а численность работников – 100 человек. УСН предусматривает замену ряда налогов (НДС, налога на имущество, ЕСН и налога на прибыль) единым налогом. Кроме того, у предприятий появляется возможность вести упрощенный бухгалтерский учет. При этом упрощенная система налогообложения предполагает два способа уплаты налогов: либо разница между доходами и расходами облагается налогом по ставке 15%, либо доход без вычета расходов облагается налогом в размере 6%. Последнее выгодно предприятиям, у которых небольшие расходы.
Если предприятия оказывают какие-то услуги населению, а те, с кем они работают, не являются плательщиками косвенных налогов (в частности, НДС), им будет достаточно интересно перейти на более простой способ уплаты налоговых платежей. Так, на УСН вполне могут работать предприятия сферы розничной торговли или бытового обслуживания. Если же в своей деятельности компания взаимодействует с фирмами-плательщиками НДС, то применение УСН может поставить ее в невыгодные условия по сравнению с конкурентами, применяющими общую систему налогообложения. При покупке товаров ьили услуг у предприятия на УСН компания - плательщик налога на добавленную стоимость - не сможет принять НДС к вычету.
Если предприятие решило работать на УСН, то ему достаточно подать с 1 октября по 30 ноябрязаявление в налоговую инспекцию по месту регистрации, и он начнет работать на «упрощенке» с 1 января будущего года. То есть в данном случае применяется не разрешительный, а уведомительный порядок. При этом есть ряд действий, которые должен совершить налогоплательщик. Например, если до перехода на УСН он был плательщиком НДС, то часть этого налога, которую он успел взять к вычету, он будет вынужден вернуть.
При этом для работы на УСН установлено четкое ограничение. Если доходы предприятия за три квартала превысили 15 млн рублей (ежегодно к величине предельного размера доходов организации применяется индекс-дефлятор, увеличивающий ее в соответствии с инфляцией (на 2009 г. этот индекс составляет 1,538)), то оно будет вынуждено вернуться на общую систему налогообложения с пересчетом соответствующих налогов. То есть надо планировать ту выручку, которую предприятие получает по результатам своей деятельности.
Основным отличием другого специального режима - ЕНВД - от остальных является то, что размер уплачиваемого налога не зависит от экономических результатов предпринимательской деятельности налогоплательщика. Налогоплательщик уплачивает налог не с фактически полученного дохода за налоговый период, а с вмененного дохода, который определяется расчетным путем. Величина вмененного дохода определяется путем умножения базовой доходности за налоговый период на величину физического показателя и корректирующего коэффициента, которые устанавливаются законом представительного органа власти.
По мнению экспертов, одной из основных проблем в применении ЕНВД является отсутствие механизма объективного обоснования базовой доходности различных видов деятельности. Установленные ставки базовой доходности часто не соответствуют реальным доходам предпринимателей. Практика введения ЕНВД в субъектах РФ показала немало спорных моментов, что приводит к многочисленным судебным разбирательствам. Поэтому роль ЕНВД в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации незначительна.
При расчете относительного налогового бремени, возникающего на 3 разных режимах, - общем, УСН и ЕНВД – чаще всего наименьший показатель приходится на УСН, затем следует ЕНВД, далее – общий режим. Однако применение любого из них должно основываться на результатах проведения анализа последствий применения режима на конкретном предприятии. Такой анализ наиболее профессионально могут сделать специализированные финансовые (или налоговые) консультанты. Степень же их профессионализма, как мы уже выяснили, напрямую зависит от бизнес-инфраструктуры региона…