ФЭБ уже неоднократно писал о том, что с начала следующего года отменяются строительные лицензии и вступает в действие закон о саморегулировании в строительной отрасли. Активизировать новое законодательство в строительстве пытаются уже с 2008 г., но вступление в силу новых правил неоднократно откладывалось. Цели вводимых изменений задумывались как благие – борьба с коррупцией и повышение качества (и соответственно безопасности) возводимых строений. Однако сами строители при упоминании саморегулирования почему3то теряют самообладание…
Кому? Зачем?
Путь к саморегулированию был очень долог и мучителен. Еще 5 лет назад в первом чтении был рассмотрен соответствующий федеральный закон, к которому вернулись только в конце 2007 года, когда был принят базовый закон об общих принципах работы СРО № 315-ФЗ. Наконец в июле 2008 года вышел Федеральный закон № 148-ФЗ, создавший законодательную базу для саморегулирования в строительстве. В соответствии с Федеральным законом “О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ” от 22.07.08 г. № 148-ФЗ, ст. 55 прим. основными целями саморегулируемых организаций являются:
1) предупреждение причинения вреда жизни, здоровью или имуществу граждан, имуществу юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, культурному наследию (далее – вред) вследствие недостатков работ, влияющих на безопасность в строительстве, выполняемых членами саморегулируемых организаций;
2) повышение качества работ, влияющих на безопасность в строительстве, выполняемых членами саморегулируемых организаций.
Для реализации вышеуказанных основных целей (см. вышеуказанный закон от 22.07.08 г. № 148-ФЗ) саморегулируемая организация самостоятельно или через уполномоченное ею некоммерческое объединение саморегулируемых организаций разрабатывает и принимает:
а) требования к членству – условия вступления в саморегулируемую организацию;
б) стандарты саморегулирования – стандарты саморегулируемых организаций и (или) объединений саморегулируемых организаций, устанавливающие требования к работам, влияющим на безопасность строительства, и результатам этих работ.
Здесь возникает неопределенность в части, какие требования, к каким характеристикам, параметрамследует устанавливать. Особенно учитывая, что число работ, влияющих на безопасность здания, значительное и достигает 15 видов.
Кто в ответе?
При этом каждая саморегулируемая организация в строительстве обязана разработать и установить свои стандарты, правила строительной деятельности, которые обязаны соблюдать все члены данной саморегулируемой организации.
Такие стандарты, правила должны устанавливать требования, препятствующие нанесению ущерба потребителям и иным лицам, деловой репутации члена саморегулируемой организации и непосредственно самой саморегулируемой организации. Ущерб для потребителей строительной продукции выражается прежде всего в низком качестве, завышенной стоимости, опасности строительной продукции (квартиры в жилом новострое, объекты инфраструктуры и др.).
При этом за низкое качество,опасность строительной продукции отдельного строителя – члена саморегулируемой организации несут коллективную ответственность ВСЕ члены этой организации, независимо от того, кто допустил конкретный брак.
Кто-то должен уйти?
С введением саморегулирования в строительстве подавляющее число предприятий отрасли все еще рискуют остаться за бортом. В настоящее время в Оренбургской области зарегистрировано более 2000 строительных организаций, а в созданные «Альянс строителей» и «Альянс проектировщиков» вступило немногим более 200. Это в основном крупные и крупнейшие организации области: ООО “Лист”, ООО “СК “Ликос”, ЗАО “Оренбургнефтехиммонтаж”, МУП “УКС”, ГУП “Оренбургремдорстрой”, Государственное учреждение жилищного, коммунального и социального строительства Оренбургской области, ООО “УПСК”.
Но в отрасли очень много малых предприятий (почти 97%!), для которых сложности при вступлении в СРО возникают в связи с непомерно высокими взносами в страховой фонд: от 300 тыс. руб. до 1 млн руб. Причем эту сумму необходимо выплатить единовременно. Сегодня, когда стройки заморожены, оборотных средств катастрофически не хватает и вся отрасль пребывает в глубокой стагнации, выдернуть из своего бюджета такую сумму чрезвычайно непросто. В Государственную Думу РФ уже вносилась инициатива о понижении вступительного страхового взноса для малых предприятий до 150 тыс. руб., однако такая корректировка не прошла. По замечанию Алены Климовой, заместителя генерального директора НП «Альянс строителей Оренбуржья», уже было много попыток протолкнуть некоторые поправки в закон, но в большинстве своем они не пропускаются федеральными властями.
Дело в том, что внедрение новой системы госконтроля в строительной отрасли уже срывалось 4 раза, и видимо на этот раз Правительство РФ решило осуществить задуманное во что бы то ни стало, пользуясь в том числе такими, образно говоря, «кровавыми» методами.
Вот как комментирует ситуацию Александр Соляник, заместитель министра по строительству и градостроительной политике:
-Закон о саморегулируемых организациях в строительстве готовился давно. Такие правовые акты действуют во многих промышленно развитых странах, например США и Китае. Цель закона понятна – избавить рынок от непрофессионалов,организаций, которые прикрываясь строительными лицензиями, пытаются получить государственные контракты, вносят серьезный ценовой дисбаланс, не несут ответственности за выполненные работы.
Безусловно, закон еще сыроват, требует доработки, поскольку впервые применяется в нашей стране. Не случайно в последнее время на различных уровнях организованы совещания как с участниками рынка, так и с чиновниками, цель которых – до конца года внести изменения в закон, чтобы максимально адаптировать его к сегодняшней ситуации. Например, из закона была убрана деятельность по ремонту и отделке помещений, которую в основном осуществляют мелкие компании. По инициативе депутата Когана для организаций, ведущих строительство индивидуального жилья, было предложено снизить страховой взнос до 150 тыс. рублей. Пока это предложение не принято, но…
Само рассосется?
На круглом столе по вопросам функционирования строительных организаций в новых условиях, прошедшем 4 августа в ТПП Оренбургской области, было отмечено, что большинство строителей если будут вступать в СРО, то сделают это в последний момент. Поскольку, как уже отмечалось выше, затея, провалившаяся 4 раза подряд, и на 5-й энтузиазма не вызывает. В связи с этим в октябре-ноябре возможен сильный наплыв заявлений о вступлении в региональные СРО, так как строители до последнего будут надеяться: «само рассосется». Но в 2010 г. такого точно не случится, власть настроена очень серьезно. В этом убежден и Александр Коган, заместитель председателя Комитета по налоговой политике ГД РФ:
- Я уверен, что действие закона не будет ни приостановлено, ни отменено. Да, изменения в закон необходимы, ведь совершенству нет предела. Но концептуально ничего меняться уже не будет.
Уверен, что введение института СРО поможет остановить чиновничью коррупцию, ведь мало кто лучше самих участников рынка знает, кто и как работает. У нас в год выдавалось до 250 тыс. лицензий, сейчас останется тысяч тридцать организаций. Это и будут самые что ни на есть профессиональные участники рынка.
Президент ТПП Оренбургской области Виктор Сытежев в связи с этим даже предложил размещать рекламные баннеры по городу с призывом как можно скорее вступать в СРО. Однако даже пропаганда может не ускорить процесс, ведь некоторые организации сознательно пошли на этот шаг. Например, Сергей Луговой, генеральный директор ОАО «Оренбурггражданстрой», считает, что осенью вступать разумнее, поскольку полноценно оформленных и зарегистрированных СРО в Оренбурге еще нет (на момент проведения круглого стола, сегодня и «Альянс проектировщиков Оренбуржья», и «Альянс строителей Оренбуржья» имеют официальный статус СРО), а отдавать деньги неизвестно куда ни к чему. Ведь можно заплатить деньги, но в итоге не получить то, чего хотел.
Николай Токарев, генеральный директор НП «Строитель XXI века» настаивает на организации 2-3 СРО в области, поскольку строительных организаций в Оренбуржье много, и создавать всего одну СРО – неразумно. Тем, кто не успеет вступить в региональные СРО, придется подавать заявки в башкирские, московские организации, а там значительно выше членские взносы.
Не ломать - уже значит строить?
Принципиальным вопросом остается корректировка перечня работ, относимых к строительным. По мнению Игоря Ветлугина, генерального директора компании «Мехатроника», существующий перечень не выдерживает никакой критики. На данный момент у компании имеются 2 строительные лицензии, поскольку при выполнении основной деятельности, связанной с информационными технологиями, возникает необходимость прокладки кабелей и других систем электрокоммуникаций. Данный вид работ в настоящий момент отнесен к строительным, хотя очевидно, что такая классификация явно не оправдана. Дело в том, что перечень, указанный в законе, составлен по устаревшему ОКВЭД 1993 г., хотя новый классификатор, согласно которому подобные вспомогательные работы к строительству не относятся, уже принят. Почему в основу нового закона лег старый ОКВЭД - не понятно.
Если корректировки в перечень не будут приняты, то в СРО будут вынуждены вступить организации, не имеющие к строительству почти никакого отношения. Поскольку времени очень мало, Игорь Ветлугин предложил продлить срок действия лицензий до 2012 г. Представители СРО, в частности Алена Климова заявила, что ни Альянсу строителей, ни в целом рынку это невыгодно, подобные предложения уже были, однако они ни к чему не привели. То есть принимая во внимание, что за действия на основании просроченных лицензий предусмотрена уголовная ответственность, с 1 января 2010 г. в строительстве будет действовать принцип «кто не успел, тот и сел».
У проведенного круглого стола была четкая цель: сформировать круг проблем, которые сегодня мешают нормальному функционированию СРО и всего строительного рынка, оформить их в какой-то удобоваримый документ и представить в качестве предложений законодателям для внесения изменений в закон. Такой документ создан, вот только дойдет ли он до рук (а, главное, до умов) законодателей – пока вопрос. Власть в лице министра Куниловского в этом уверена, строители – в сомнении пожимают плечами…