Кризис уже не так остро сказывается на нашей повседневной жизни, как это было еще, к примеру, полгода назад. Его последствия частично удалось преодолеть, частично мы просто адаптировались к его требованиям. Быть может, поэтому люди стали гораздо более спокойно относиться к решениям, принимаемым в этот период. Вернее, не к решениям, а к последствиям, которые они могут повлечь. Мы уже не взвешиваем все на весах по несколько раз, уже не так остро ощущаются судьбы людей за каждым шагом властей или руководителей бизнеса. Стало понятно, что кризис – это система дополнительных условий, своевременная адаптация к которым способна принести дополнительные дивиденды. Надо только вовремя поставить ее на служение своим целям. И неважно, чьи это интересы: государства, крупных корпораций или отдельно взятых личностей. Талантливая манипуляция ситуацией (или ее информационным сопровождением) способна дать огромную отдачу.
Депутатская «забота»
Первым опомнилось государство. Когда стало понятно, что всяких фондов благосостояния, развития и будущих поколений не хватит на помощь прорве под названием «российская экономика», а социальные платежи были, есть и будут всегда (если, конечно, не надоело править), оно озаботилось поиском стабильного, и главное легкого источника пополнения бюджета. Не придумав ничего лучше, как завести старую пластинку о несправедливости получения рядом регионов доходов от добычи нефти на их же территории. Мол, не всем же повезло с нефтью и газом. Под эту музыку нефтегазовые регионы лишили 5%-ой доли в налоге НДПИ, которая, к слову, для нашей области составляла от 2 до 4 млрд рублей (по разным оценкам). Самое неприятное, что за этот законопроект активно выступала «Единая Россия» и оренбургские депутаты Государственной Думы. Т.е., по факту они лоббировали решение, ухудшающее в будущем жизнь их избирателей. Странная логика, не правда ли? И никакими интересами России это не оправдать, если конкретный дядя Вася и тетя Маша в Оренбургской области станут после этого жить хуже. Это они – Россия, а не Минфин.
Понятно, что федеральный бюджет 2010 года будут с огромной дырой (еще бы, столько денег бездарно раздать на поддержку существующей «олигархии» - прим. ред.). Понятно, что эту дыру надо латать. Но почему нужно это делать за счет создания еще больших дыр в региональных бюджетах? Депутаты не приняли решения забрать у регионов часть налога на прибыль. Нет прибыли, и налог этот собирается плохо. А вот НДПИ соберет даже школьник. Вернее нефтяные компании сами его принесут на блюдечке. Вот и взяли, что полегче.
Кстати, последние годы развития экономики России базировались на тезисе, что регионы должны максимально использовать свои природные, производственные, интеллектуальные, технологические и иные преимущества при составлении и реализации программ своего развития. Закрепление существенных по своим размерам нормативов отчислений от НДПИ в бюджеты субъектов Российской Федерации создавало прямую заинтересованность региональных администраций в привлечении инвестиций в развитие добывающих отраслей промышленности, наиболее полном освоении месторождений полезных ископаемых, в упразднении административных барьеров, препятствующих доступу потенциальных недропользователей к месторождениям полезных ископаемых. Теперь такой стимул у региональной власти украли…
Компенсация? А как же без нее. И трансферты обещаны, и субвенции. Вот только их еще надо получить. Ромашка такая: дадут – не дадут. Да, еще автомобильный налог будет повышен и акцизы на водку-пиво-табак. Правда, нефтегазовых доходов лишился десяток регионов, а новые налоги буду повышены во всех. Можно ли это назвать компенсацией? Вряд ли, скорее изменением федеральной налоговой политики. Такая вот подмена понятий. И вот такая «отличная» работа.
Дайте кредит и мы сэкономим
Быстро сориентировались и менеджеры АвтоВАЗа. Пробили повышение пошлин на иномарки, выбили 115 миллиардов кредитов на модернизацию производства и расшивку долгов: 25 миллиардов пришлось на госзайм и 90 предоставили банки в виде долгосрочных кредитов. Из государственного займа у предприятия на данный момент осталось всего 680 миллионов рублей. Финансовая помощь позволила предприятию в два раза сократить кредитную задолженность по операционной деятельности, а также в семь раз снизить размер суммы, которую автогигант задолжал своим поставщикам. С помощью этой суммы АвтоВАЗу удалось заплатить налоги и погасить краткосрочные кредиты, полученные в апреле у ВТБ и Сбербанка.
А вот с модернизацией вышла накладка. Качество машин, выходящих с конвейера, давно не выдерживает никакой критики. Что и подтвердил потребитель, даже в условиях существенного роста цен на иномарки проигнорировавший отечественные авто. При этом мненеджмент умудрился еще и повысить цены на выпускаемую продукцию, что заставило потребителя окончательно отвернуться от «тазов». В результате падение объемов продаж на 50%, остановки конвейера и, как квинтэссенция происходящего, перспектива увольнения 25 тыс. человек. Ради недопущения которого затевалась вся комбинация с пошлинами и кредитами. При этом управленцы требуют еще 70 миллиардов на проведение сокращений. Цена эксперимента под названием «Мы умеем строить автомобили» - около 200 миллиардов рублей, или 4 годовых бюджета Оренбургской области. «Отличная» работа.
Банкиры вне конкурса
Очень странная история приключилась во время церемонии вручения премии «Лидер экономики». За долгие годы существования конкурса мы привыкли к тому, что в числе достойных из достойнейших неизменно оказываются один-два-три банка. Вот и на этот раз знакомые лица банкиров мелькали среди заседавших. Но, что весьма удивительно, ни один из них не был приглашен пред очи высокого областного начальства для получения заслуженной награды. Допускаем, что банки на фоне остальной цветущей экономики выглядят достаточно бледно, и никак не могли попасть на большой пьедестал. Но ведь не было даже выдано награды «Лучший в отрасли». Мысли у собравшихся были самые черные: кризис настолько «прибил» банкиров, что они даже бояться номинироваться в лучшие? Или нас ждет вторая волна, после которой эта награда станет насмешкой?
Движимые любопытством и желанием развеять слухи о тяжелом положении в банковском секторе (а что оно не такое, ФЭБ постоянно и достаточно аргументировано доносит до своих читателей – прим. ред.), мы решили напрямую поинтересоваться у ведущих банкиров: с чем связано их игнорирование конкурса? Ответ несколько обескуражил: в этом году принято решение банкиров до конкурса не допускать. Мол, положение в банковском секторе серьезное, куда уж тут задумываться о социальной эффективности бизнеса. Вот только ни один из наших собеседников так и не смог ответить на вопрос: кто, когда и на основании чего принял такое решение? Все лишь недоуменно разводили руками. Даже председатель Ассоциации коммерческих банков Оренбуржья Юрий Самойлов (у этой организации, к слову, заключено специальное соглашение с организаторами конкурса «Лидер экономики» на выставление экспертных оценок именно в банковской сфере) сумел нам лишь сообщить, что с ним никто по данному вопросу не консультировался, и ассоциация никаких подобных рекомендаций не давала. В связи с чем этот вопрос будет обсужден на собрании представителей оренбургских банков, многие из которых были готовы принять участие в конкурсе.
Недоумение возросло еще больше тогда, когда нам удалось проанализировать результаты деятельности оренбургских банков и филиалов, работающих в области, на предмет эффективности работы. Что такое эффективность для банка, объяснять, думаем, не нужно: это, в первую очередь наличие прибыли и рост активов. Так вот, по данным АКБО (которые не являются секретом) практически все оренбургские финансово-кредитные учреждения закончили 2008 год и первое полугодие 2009 года с прибылью и ростом активов. О каком плачевном положение банковской системы области говорилось, когда принималось решение о недопущении банков до конкурса? Мало того, большинство предприятий, ставшие лауреатами (или того пуще – победителями конкурса), продемонстрировали гораздо более скромные показатели, чем ведущие банки региона.
Правда, есть среди банков региона пару таких, которым похвастаться нечем (название по этическим соображением удалено – прим. ред.). Их успехи – дела минувших дней. И, как утверждают злые языки, именно в их интересах было недопущение публичного сравнения работы банков. Ибо сравнение это было явно не в пользу «заговорщиков». Вот и продавили (интересно, как это возможно одновременно в общественной организации и правительстве области?) сокращение номинаций за счет банкиров.
Получается, вместо того, чтобы успокоить общество, ожидающее, будет или не будет вторая волна банковского кризиса, и продемонстрировать хотя бы внешнее благополучие в финансовой сфере, наши власти своим необдуманным решением сумели только подогреть самые нелепые слухи о предстоящих банковских проблемах. «Отличная» работа!
Поле битвы - ЖКХ
Судя по резко возросшему количеству информационных и скандальных материалов вокруг ситуации в ЖКХ муниципалитетов, эта отрасль в ближайшее время станет ареной битвы за собственность. Такой, какими раньше были промышленные предприятия, полезные ископаемые, земля. Эти активы сегодня уже на 90% приобрели своих хозяев (ну, разве что вокруг земли идет еще возня, но и она стихла в период кризиса). И сегодня тем, кто стремиться как можно быстрее адаптироваться в условиях «кризисного» периода, необходимо срочно найти новую точку приложения усилий, средств, технологий передела собственности.
Выяснилось, что сфера ЖКХ сегодня достаточно слабо защищена законом, в ней господствует правовая неграмотность как менеджеров, так и потребителей, и, самое главное, она не только переполнена деньгами, но и практически непрозрачна. Все это порождает условия для «отличной» работы рейдеров, аферистов, юристов, «арбитражников» и т.д. Готово ли ЖКХ к подобной работе - вопрос?