Государство сокращает список своих услуг, которые предприниматели обязаны оплачивать при открытии и ведении собственного дела. Их перечень утвержден постановлением правительства, которое опубликовала “Российская газета”. И навязывать бизнесу что-либо еще чиновники теперь не имеют права.
“По сравнению с действующим режимом количество платных госуслуг уменьшилось больше чем в два раза”, - рассказал “РГ” директор департамента развития малого и среднего предпринимательства минэкономразвития Андрей Шаров. “Но по факту количество платных услуг может сократиться в несколько раз”, - прогнозирует Шаров.
Дело в том, поясняет он, что сейчас ситуация с платными услугами выглядит следующим образом: часть из них установлена постановлениями правительства, часть - подзаконными актами министерств и государственных агентств, а некоторые - госучреждениями, их территориальными подразделениями. Но в документе заложен четкий принцип: органы госвласти не могут требовать от граждан и организаций обращения за оказанием платных услуг, не включенных в список. В нем остались только те услуги, под которыми есть правовая основа, то есть постановление правительства или решение федерального ведомства.
Следующий важный момент постановления касается собственно размера платы за предоставление госуслуг. Не секрет, что подчас она просто запредельна. “Так, скажем, обследование хлебопекарного предприятия на взрывопротивопожарную безопасность обходится бизнесменам в 600 тысяч рублей, при том что сама по себе лицензия на открытие такого дела стоит всего 1300 рублей”, - приводит пример Шаров. Откуда берутся такие “ценники” - непонятно. Но скоро они уйдут в прошлое. Минэкономразвития должно утвердить основные положения по расчету платы за услуги, а министерства - в двухмесячный срок утвердить методики расчета. При этом цена на госуслугу не может превышать экономически обоснованные расходы на ее оказание.
“Оказание госуслуг не может быть бизнесом ни для государства, ни для государственных учреждений”, - поясняет Шаров. В экономически обоснованные затраты войдут лишь необходимые расходы - например, на бумагу, работу оргтехники. Утверждать “ценники” по каждому ведомству будут министры.
Сбить цены на госуслуги поможет и то, что от их оказания отсекаются коммерческие структуры. В документе четко указано, что право предоставлять госуслуги имеют только федеральные органы исполнительной власти, федеральные госучреждения, федеральные государственные унитарные предприятия. Всевозможные посреднические фирмы, нередко аффилированные с госучреждениями и процветавшие до сих пор на такой близости, больше на этом зарабатывать не смогут. Опасений, что сами госучреждения не справятся с выдачей справок (именно этим они часто объясняли привлечение к работе коммерсантов) и в них возникнут очереди, в Минэкономразвития нет. “Документ согласован со всеми ведомствами”, - поясняет собеседник “РГ”.
“Кстати, ряд госуслуг сейчас являются бесплатными”, - напоминает Шаров. К ним, например, относятся услуги на проведение экспертиз и исследований по инициативе государственных контролеров. Если, скажем, в фирму пришел проверяющий и, усомнившись в качестве товара, решил отправить продукт на экспертизу, предприниматель должен оплачивать подобные пробы из своего кармана.
Перечень платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг.
1. Государственная экологическая экспертиза.
2. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза, расследования, обследования, исследования, испытания, токсикологические, гигиенические и другие виды оценок.
3. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр.
4. Государственная экспертиза проектной документации.
5. Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий.
6. Экспертиза при осуществлении лицензирования образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций.
7. Экспертиза соответствия содержания и качества подготовки выпускников образовательного учреждения или научной организации федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения или научной организации.
8. Экспертиза соответствия реализуемых образовательным учреждением образовательных программ различных уровней и направленности федеральным государственным требованиям в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.
9. Экспертиза показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида или категории, в целях государственной аккредитации образовательного учреждения.
10. Экспертиза в целях подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
11. Экспертиза в целях признания и установления в Российской Федерации эквивалентности документов иностранных государств об образовании, об ученых степенях и ученых званиях.
12. Экспертиза качества, эффективности и безопасности лекарственных средств в целях государственной регистрации лекарственных средств.
13. Экспертиза качества, эффективности и безопасности изделий медицинского назначения в целях государственной регистрации изделий медицинского назначения.
14. Анализ и экспертиза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) в целях выдачи фитосанитарного сертификата или карантинного сертификата.
15. Ветеринарно-санитарная экспертиза.
16. Экспертиза возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами.
17. Экспертиза проектов геологического изучения недр.
18. Испытание вывозимых с территории Российской Федерации специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в целях принятия решения о возможности вывоза из Российской Федерации данных специальных технических средств.
19. Предоставление информации (копий документов) из государственных информационных систем в целях предоставления государственных услуг (в случае, если такая информация (копия документа) является в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимой и обязательной для предоставления соответствующей государственной услуги).