Близится к завершению год, настало время подведения итогов. Подводят их и две новые структуры, созданные в 2009 году в системе государственной поддержки малого предпринимательства Оренбургской области, Фонд содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства для реализации инвестиционных проектов на территории региона и Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области. Мы побеседовали с теми, кто стали первопроходцами во внедрении этих новых инструментов, кто шаг за шагом ведет эти фонды от идеи к воплощению.
Об инвестициях
Идея создания Фонда содействия развитию инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в Оренбургской области давно витала в коридорах правительства области, а конкретнее Министерства экономического развития. И вот Минэкономики, уже России, в конце 2008 года объявляет конкурс на создание подобных фондов в регионах, по итогам которого и были отобраны всего три субъекта РФ: Оренбургская область, Ханты-Мансийский автономный округ и Мордовия. Фонд имеет три источника формирования: 25% - средства федерального бюджета, 25% - регионального и 50% - средства частных инвесторов. В общей сложности – это 400 млн рублей. Механизм частно-государственного партнерства, лежащий в основе фонда, имеет свои положительные моменты. С одной стороны, выбор отраслей, сделанный властью, выделяет приоритеты экономики области, а с другой стороны, с привлечением средств частного бизнеса в проект грамотно разделяются риски. С точки зрения управления подобная форма вполне прозрачна. Здесь не требуется выпуска акций, участвуют бездокументарные инвестиционные паи. Уникальность фонда заключается в том, что здесь не стоит необходимость возврата заемных средств за короткий период времени. Деньги пайщиков направляются на поддержку наиболее перспективных предприятий, которые способны отвечать достаточно жестким критериям рынка, идти в одной струе с общей стратегией развития области и быть некими локомотивами, «точками роста». Срок предоставления средств – 6 лет, по истечении которых приобретенные ценные бумаги опять должны быть превращены в деньги, которые потом будут возвращены пайщикам. Несомненно, предприятия, претендующие на софинансирование, должны быть финансово стабильны и работать в тех отраслях, которые определены властью: переработка, производство, инновации. То есть для малых и средних предприятий, работающих, например, в страховой, торговой, строительной сферах, ресурсы фонда закрыты.
Несмотря на наличие больших формальных элементов, фонд относительно прост в создании и достаточно гибок в управлении. Для выбора компании, которая будет распоряжаться средствами фонда, был проведен открытый конкурс. Победителем стало ООО «АктивФинансМенеджмент» (ООО «АФМ»). Теперь уже управляющая компания самостоятельно выбирает предприятия по ряду критериев. Почему не инвестировать напрямую? Зачем вообще нужна управляющая компания, спросите вы? «Управляющая компания является более самостоятельным субъектом рынка, нежели государство, - ответил на этот вопрос заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрей Медведев. - В силу значительной активности управляющая компания гораздо больше знает о ситуации на рынке и имеет больше возможностей для объективного выбора и более детального мониторинга рынка».
Но это не значит, что после размещения средств управляющая компания полностью возьмет в свои руки реализацию инвестиционного проекта того или иного предприятия. Некоторые моменты взаимоотношений нам разъяснил Владимир Жуков, директор ООО «АФМ»: «Управляющая компания несет полную ответственность перед пайщиками по выбору и анализу тех активов, куда мы предполагаем вкладывать деньги. Далее мы будем осуществлять только финансовый мониторинг за расходованием средств. Мы работаем в тесном сотрудничестве с аудиторами, оценщиками. Кроме того, мы предлагаем претендентам на финансирование приходить и со своими аудиторами, со своими оценщиками».
Чего же ждет область от работы фонда смешанных инвестиций?
«Мы ждем того мультипликативного эффекта, который может дать каждый отдельно взятый реализованный проект, – рассказывает нам заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрей Медведев. - Ведь если по истечении срока реализации совместно с фондом проект будет по-прежнему востребован, он разрастется и, несомненно, сможет заинтересовать и других частных инвесторов. И как следствие, такой проект способен стать неким «локомотивом» экономики Оренбуржья.
Для государства как в лице федеральной власти, так и в лице Правительства Оренбургской области, бюджетная эффективность в прямом ее понимании (как принесение доходов в виде налогов в консолидированный бюджет на каждый вложенный бюджетный рубль) не является главной целью. В результате реализации проекта мы, прежде всего, ждем, чтобы он был социально эффективен, чтобы он смог привести к созданию новых рабочих мест, повышению валового регионального продукта, и, как следствие, уровня и качества жизни населения».
Управляющая компания ООО «АФМ», представляющая интересы и частных инвесторов, видит главной целью своей работы инвестиционный эффект. «Нами изначально выбрана стратегия вкладывания средств в действующие предприятия, – комментирует директор ООО «АФМ» Владимир Жуков. – Очень много приходит заявителей со start-ap проектами. Но раз мы говорим о создании предприятий–«точек роста», то нам нужно сократить временной разрыв на создание, становление, раскрутку. Нам важно, чтобы наши вливания дали эффект в короткий срок».
Что получат предприятия?
«Для МСП получение средств – это реальная возможность реализовать те идеи, проекты, на которые раньше не хватало средств, - отвечает Андрей Медведев. – Это, несомненно, выгоднее банковского кредитования. Во-первых, потому что период софинансирования проекта из фонда гораздо длиннее банковских кредитов для МСП, во-вторых, процентная ставка банков на сегодняшний день просто неподъемна. А в фонде по истечении 6 лет у предпринимателя будет возможность на основании подписанного соглашения приоритетного выкупа пая. Но, главное, не требуется большой скорости возврата вложенного капитала. 6 лет – достаточно длительный период для окупаемости проекта.
И еще один бесспорный плюс, - добавляет Андрей Михайлович, - действие фонда как нового финансового инструмента требует не только технологического обновления предприятий, тут требуется обновление знаний их руководителей в части организации управления фирмой. А это выливается в новые требования к отчетности, ведению международного бухгалтерского учета, созданию открытого реестра владельцев. А это уже выход из тени! Организация должна соответствовать не только требованиям, предъявляемым фондом, она должна соответствовать критериям мировой конкурентоспособности в части управленческого учета. Это главное! Это «перевод мозгов» на новый уровень не только видения рынка, но и видения собственного бизнеса. И предприятия, работающие с фондом, будут со временем определять общий уровень развитости территории именно в этом направлении. Новация фонда не только в том, что благодаря ему будут реализовываться инвестиционные проекты, а в том, что предприятия–участники – это те предприятия, руководители которых мыслят правильно. И со временем, надеюсь, они потянут за собой другие, это станет общепринятым стандартом. Главное – в новаторстве мышления».
Ответ на вопрос, что же ожидают предприятия от софинансирования из фонда смешанных инвестиций, мы получили и от самих компаний, уже прошедших конкурсный отбор. «Наша фирма занимается выращиванием высокопродуктивных свиней мясных пород, - поделился с нами генеральный директор ООО «Гаймясопродукт» Игорь Шубаев. - И для правильного производства необходимо хорошее и естественно дорогостоящее оборудование, помещения, отвечающие всем нормативам. В условиях недостаточного финансирования в период кризиса фонд оказался настоящим прорывом, который дает нам большие возможности. И это гораздо выгоднее банковского кредита, прежде всего потому, что не нужно во время инвестиционного процесса «выдергивать» средства на погашение процентов по кредиту».
Другой отобранный претендент - ОАО «Оренбургский завод по ремонту технологического оборудования». «Наша компания приняла решение об привлечении инвестиций фонда в силу того, что это целевое финансирование под конкретный проект, – рассказывает руководитель финансово-экономической службы завода Гульмира Басырова. - Наш проект - это развитие производственной базы предприятия. Для этого необходимо приобрести современное, соответствующее мировым стандартам, оборудование. Инвестиции через ЗПИФ – долгосрочный финансовый инструмент. И мы ждем неплохого коммерческого эффекта от участия».
А вот цель получения средств фонда ООО «Агроком» - расширение рынков сбыта продукции компании в ряде регионов. Дмитрий Добрицкий, генеральный директор ООО «Агроком»: «Мы занимаемся переработкой круп по инновационным технологиям. Наша продукция в своем роде уникальна. Образовавшись в 2007 году, в 2008-м мы уже завоевали многочисленные награды, имели достаточно устойчивые позиции на рынке, работали на экспорт. Но кризис привел к тому, что мы оказались в условиях неплатежей со стороны дистрибьюторских сетей. Решили – нужен инвестор для сохранения достигнутых позиций, а может даже и дальнейшего развития. Поехали на венчурную выставку в Санкт-Петербург. А вернувшись с выставки, узнали о создании фонда смешанных инвестиций у нас в области. Надеюсь, что благодаря инвестициям из фонда, мы сможем реализовать свои идеи».
И, казалось бы, все гладко и красиво. Но в любом, даже самом светлом начинании есть трудности. Есть они и в работе фонда. И главная, определяющая трудность - сама система работы малых предприятий в нашей стране. «Многие предприятия сегодня привыкли работать на оптимизационных схемах налогообложения, на каких-то серых непонятных отношениях, многие до сих пор работают с наличными, – поясняет глава управляющей компании Владимир Жуков. - Это конечно всё усложняет, с точки зрения прозрачности бухгалтерского и налогового учета. Скажу сразу - подобные заявки нам не интересны. Еще раз хочется акцентировать внимание на том, что мы будем работать только с теми предприятиями, у которых есть внятная прозрачная составляющая бизнеса. Мы ждем от реализации проекта еще и повышения репутации малого и среднего бизнеса. Мы надеемся, что предприятия, благодаря тем возможностям, которые может дать им фонд, будут более привлекательны как клиенты и потенциальные заемщики для банковского сектора. Ведь по истечении шести лет предприятие, набрав обороты, будет выглядеть совершенно иначе».
Видя еще одну проблему в деятельности фонда, мы задали вопрос его капитанам: почему только акционерные общества могут стать получателями средств, почему не ООО? «Это вопрос технического характера, - отвечает на наш вопрос Владимир Жуков. - Несомненно, требуются определенные усилия и время для того, чтобы перейти от ООО к АО, но процедура отработана, и мы оказываем содействие в осуществлении смены организационно-правовой формы. Форма АО гораздо прозрачнее. Там есть целый институт управления в виде совета директоров, собрания акционеров. И соответственно более четко налажен финансовый мониторинг за деятельностью предприятия. Есть возможность разумной корректировки и влияния на реализацию бизнес-проекта. Ясно, что снизить риски потери капитала без финансового мониторинга невозможно. Вот в АО это уже изначально заложено законом.
Форма ЗАО при окончании софинансирования из фонда дает возможность участнику проекта преимущественного права выкупа акций. В таких условиях собственники, несомненно, будут себя более комфортно чувствовать. Технически на начальном этапе при вхождении фонда в проект либо проводится дополнительная эмиссия, либо осуществляется покупка акций в рамках уже имеющегося уставного капитала». Словно в унисон вторит руководителю управляющей компании Андрей Медведев: «ООО – это более закрытая структура. Инвестор, будь то частник или государство, должен быть уверен в правильности вложения тех денежных средств, которыми он в данном случае рискует. И, естественно, вкладывать в «тень» - опасно. В АО более открытая отчетность, более открытый и четкий менеджмент, это более высокий уровень развития предприятия. И организация, имеющая какой-либо производственный потенциал, будучи АО, имеет больше шансов этот потенциал реализовать. Мы далеко отстали от развитых стран в части открытости ведения бизнеса. У нас неприлично быть честными. Такой подход нужно менять в головах руководителей. И переход с ООО на АО – большой шаг в инвестиционном развитии области».
Резюмируя, отметим: на сегодняшний день фонд зарегистрирован, денежные средства собраны. Управляющая компания приступила к набору активов. Уже подано заявок примерно на 200 млн рублей, что составляет 50% средств фонда. По мнению инициаторов создания фонда, наши субъекты МСБ пока не очень активны в подаче заявок. Это связано со многими вещами. Во-первых, из-за того, что затянулась процедура регистрации самого фонда, и у многих предприятий отпала на конец года необходимость в финансировании. Во-вторых, для многих прояснилось, что такое фонд. Изначально предприниматели, услышав слово «государство», думали, что инвестирование предполагается на безвозмездной основе. И, в-третьих, часть заявок отсеивается, когда предприниматели понимают, что средства фонда нельзя будет использовать на погашение кредитов, на пополнение оборотных активов. Есть и такие, которые видят в фонде попытку захвата. Управляющая компания уже сейчас продумывает те шаги, которые необходимо будет совершить по истечении 6 лет, чтобы безболезненно «разойтись» с клиентами. Это и институт опционов, и совместный поиск стратегического инвестора, который в дальнейшем заменит фонд. И, конечно же, банковское кредитование, потому как капитализированное, прозрачное предприятие станет более привлекательным для любого кредитного учреждения.
О гарантиях
Еще один институт, призванный поддержать малые и средние предприятия в наше столь нелегкое время, - Гарантийный фонд для субъектов малого и среднего предпринимательства Оренбургской области. Что же скрывается за длинным и туманным названием?
Идея поручительства за третье лицо стара, как мир. Первые поручители были уже в римском праве во времена императора Юстиниана. И, соответственно, потом эти положения распространились на все страны Европы (и на Россию в том числе). В Советском Союзе тоже действовал институт поручительства. Все это благополучно перекочевало в Гражданский кодекс Российской Федерации.
Что касается создания непосредственно гарантийных фондов, то в Европе они существуют относительно недавно - 20-30 лет. Там даже создана европейская ассоциация гарантийных фондов – «Порука» (в пер. на русский). В Россию подобная идея пришла где-то в конце 90-х – начале 2000-х годов. И даже начали создаваться гарантийные фонды при фондах поддержки малого предпринимательства… Но система не получила должного развития из-за дефолта 1998 года, потом кризиса ликвидности 2001 года. К созданным гарантийным фондам не было доверия со стороны банков. В эти годы заемщики массово начали банкротиться, и фонды не смогли отвечать по своим обязательствам. Итог: банки отвергли фонды, как негодный инструмент.
Сейчас к идее создания гарантийных фондов вновь вернулись. Только сегодня всю основную нагрузку на себя взяло государство. На федеральном уровне было принято решение о выделении бюджетных средств на эти цели порядка 7 млрд рублей. После чего Минэкономики России объявило конкурс на создание фондов в субъектах РФ, в котором приняла участие Оренбургская область и, стараниями правительства области, выиграла его в декабре прошлого года. О первом годе работы фонда нам рассказала его исполнительный директор Татьяна Еременко.
- Татьяна Мануиловна, что проделано за этот год, можно ли наш регион назвать новатором в сфере создания подобных фондов?
- Опыт деятельности гарантийных фондов в России не очень длителен. Даже в регионах-передовиках фонды начали создаваться лишь 2-3 года назад. Но этот временной лаг позволил нам перенять их самый успешный опыт, не изобретая велосипед и не набивая шишек. До недавнего времени капитализация нашего фонда составляла 120 млн рублей (по 60 млн федеральных и региональных средств), но благодаря успешной политике Минэкономики области совершенно недавно было принято решение о дополнительном выделении федеральных денег еще в размере 142 млн рублей и средств из областного бюджета в размере 10 млн рублей. Таким образом, средства фонда составят 272 млн рублей.
Некие трудности в работе фонда создает отсутствие на сегодняшний день нормативно-правовой базы, регламентирующей подобную деятельность на территории РФ. То есть, несмотря на то, что сам по себе институт поручительства очень стар, в настоящее время основными документами для работы фонда остается Гражданский кодекс РФ и Закон о некоммерческих организациях. А более детализирующих нормативноправовых актов пока, к сожалению, не создано.
- Насколько важно для экономики области создание подобных проектов? Какой эффект ожидается от работы фонда?
- Мы не ждем прямого бюджетного эффекта в смысле возврата денежных средств. Другое дело, возврат в виде налогов от малых предприятий. Но самое основное – это получение субъектами малых и средних предприятий доступа к финансовым ресурсам. Сейчас в условиях кризиса банки очень настороженно относятся к заемщикам, тем более к таким, как малые предприятия. Соответственно требования к залогу значительно возросли, а в условиях «проседания» рынка и высоких транзакционных издержек оценочная стоимость залога гораздо меньше, чем раньше. В этих условиях нужен поручитель. Коим, собственно, мы и выступаем. Очень важный момент, который некоторые наши оппоненты не понимают: мы не гарантируем предприятиям, что они получат банковский кредит, мы гарантируем банкам, что в случае возникновения ситуации, когда заемщик станет неплатежеспособен по своим обязательствам, часть сможем покрыть мы. Тем самым мы мотивируем банки к выдаче кредитов. И нам это удается. По состоянию на 7 декабря 2009 года мы выдали 46 поручительств на сумму 91 млн, а предприниматели получили кредитов на 270 млн рублей. Вынося риски за пределы банков, мы облегчаем работу заемщиков.
- Каковы итоги в области микрофинансирования из средств Гарантийного фонда?
- На развитие этой программы было выделено 10 млн рублей и сейчас добавилось еще 11 млн рублей. Т.е. в совокупности 21 млн рублей, которые направлены на прямую финансовую поддержку микро- и малых предприятий. В этом секторе работы фонда тоже существуют пока некие трудности: во-первых, это отсутствие законодательства о микрофинансовой деятельности, а, во-вторых, до недавнего времени плохая информированность предпринимателей о тех возможностях в плане господдержки, которые у них есть. Сейчас после активной PR-компании, количество микрокредитов у нас увеличилось. На сегодняшний день основные рамки для микрокредитов – это сумма в 100-600 тыс. рублей и срок погашения не более года. Ставка платы за кредит минимальна – она установлена в рамках ставки рефинансирования ЦБ. Единственная проблема заключается в том, что займы пока краткосрочные. Мы здесь ничего не можем пока поменять, это требование МЭРТ РФ. Этот срок неудобен предприятию, особенно микропредприятию.
- Расскажите, пожалуйста, о критериях отбора для поручительства фонда и выдачи микрокредита.
- Мы стараемся не выдвигать слишком жестких условий: заемщик должен отвечать требованиям закона о малых предприятиях; если мы говорим о гарантиях, необходимо согласие банка на выдачу кредита. Остальные критерии в принципе стандартны для любого вида господдержки: отсутствие долгов перед бюджетом, опыт работы – более 6 месяцев, кроме того, предприятие не должно заниматься ломбардной деятельностью, игорным бизнесом и производством подакцизной продукции. Ну, а в остальном - это требования самих банков к заемщику. Мы в обязательном порядке подписываем соглашение с банком-партнером, в котором прописано, что всю финансовую проверку платежеспособности предприятия проводит банк. Для упрощения документарного оборота сам заемщик может к нам даже не приходить. Заявку он оформляет в банке, а банк уже отправляет ее нам. Т.е., если заемщик соответствует общим требованиям банка, мы даем поручительство. Касаемо микрофинасирования: мы не требуем предоставления бизнес-плана. Иногда может быть достаточно ТЭО. У нас берут займы также и на пополнение оборотных средств. Наши основные клиенты в основном даже не малые, а микропредприятия. Это тот сегмент, который не нужен банкам в силу небольших сумм кредитов. Выдача займа в 100 тыс рублей банку не интересна, т.к. операционные затраты такие же, как на выдачу 100 млн рублей, а маржа банка в данном случае мизерная.
- Каким образом отбираются банки для участия в программе?
- Отбор осуществляется по конкурсу. Мы публикуем извещения в крупнейших изданиях области. Банки подают заявки. Попечительский совет их рассматривает, подводит итоги и подписывает соглашение с банками. Сегодня пять банков участвуют в программе. Но активность возрастает. И если в этом году наша основная задача состояла в организации работы фонда, то главная задача на следующий год – работа с банками, увеличение их количества. Сегодня то, что мы пока не нашли общего языка с рядом банков области, сильно затрудняет работу. Каждый предприниматель привык работать со своим банком. И когда он, заинтересовавшись программой фонда, звонит нам, мы иногда вынуждены ему отказывать по причине того, что мы не работаем с банком, в котором он обслуживается. И поэтому увеличение количества банков поможет расширить нашу клиентскую базу и помочь гораздо большему числу малых предприятий.