По оценкам экспертов, рынок дальней связи в России неплохо развит, причем в докризисный период отмечался его рост. Это, безусловно, говорит о том, что и корпоративный сектор и частные лица продолжают пользоваться традиционными средствами связи для общения с коллегами, родственниками и друзьями из других регионов страны и зарубежья. Альтернативой традиционным междугородним и международным коммуникациям является сеть Интернет и различные услуги, позволяющие связываться с миром посредством компьютера, подключенного к всемирной паутине. Но охват населения сетью Интернет имеет недостаточный уровень. По данным Фонда общественного мнения, на середину 2009 года аудитория Интернета среди населения в возрасте 18 лет и старше составляет 33% россиян, или 37,5 миллиона человек. То есть возможность использовать альтернативные виды связи есть не у каждого, тем более, что во многих случаях они просто не удовлетворяют запросам абонентов. Поэтому рынок дальней связи в нашей стране и Оренбургской области ощущает свою необходимость и перспективы развития. А после снятия монополии, державшей рынок в неподвижности, появилась еще и привлекательность для новых игроков, что для простого абонента означает возможность выбора оператора и экономию средств на общении.
Ключевые показатели рынка междугородной и международной связи России (по данным агентства CNews Analytics) выглядят так:
- объемы рынка в 2008 году оцениваются от 65 до 92 миллиардов рублей. Итоговый рост по сравнению с 2007 годом достигает 14,2%;
- на услуги IP-телефонии (система связи, обеспечивающая передачу речевого сигнала по сети Интернет или по любым другим IP-сетям) на рынке дальней связи приходится до 15% рынка;
- 47% рынка дальней связи с учетом IP-телефонии в России занимает «Ростелеком» (в секторе массовой связи его доля достигает 84%), 23% рынка – у «ВымпелКома», 9% - у «Межрегионального ТранзитТелекома» (МТТ), «ТрансТелеКом» (ТТК) занимает долю рынка в 4%. Без учета IP-телефонии рынок международной и междугородней связи поделили между собой «Ростелеком» (67%), «ВымпелКом» (19%) и МТТ (11%), 3% остались на долю прочих операторов.
Всего в России работают восемь основных операторов, предоставляющих услуги дальней связи для корпоративных и частных клиентов. Крупнейший из них – «Ростелеком». Ближайшими конкурентами являются «Вымпелком» (в корпоративном секторе) и МТТ (в частном секторе). Меньшую долю рынка занимают ТТК, Orange Business Service, «Синтерра» и «Арктел». Кроме того, лицензии на предоставление услуг международной и междугородной связи выданы еще 30 операторам, в число которых в январе 2009 года вошел МТС. В настоящее время активную конкуренцию в сфере дальней связи составляют сотовые операторы: предложения мобильных сетей на звонки в другие регионы или по России стали сопоставимы с тарифами фиксированных операторов. Некоторые абоненты с распространением широкополосного доступа в Интернет применяют для осуществления междугородных и международных звонков так называемые интернет-телефоны Skype, SIP-телефоны. Однако, как говорилось выше, доля этих видов коммуникаций не превышает десятой части рынка.
Преимущественное положение на рынке занимает «Ростелеком». Во многом компания добилась этого результата не интенсивным путем (то есть качественными показателями деятельности), а экстенсивным способом – наращиванием количества абонентов в течение многих лет монопольного пребывания на рынке. Сегодня огромное количество пользователей услугами компании – это остаточное явление того единоличного положения, которое «Ростелеком» занимал вплоть до 1 января 2006 года, когда рынок дальней связи был демонополизирован постановлением Правительства РФ от 18 мая 2005 года №310 «Об утверждении правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи».
«Ростелеком» и в настоящее время состоит в реестре субъектов естественных монополий в области связи, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Аналитики CNews Analytics объясняют сегодняшнее преимущественное положение компании тем, что, во-первых, в ряде регионов до сих пор не представлены прямые конкуренты предприятия в силу разнообразных внутренних ограничений. Однако в Оренбургской области конкуренция со стороны других операторов довольно высока. Во-вторых, даже несмотря на наличие в ряде регионов возможности предварительного выбора оператора (pre-select) или режима выбора оператора при каждом вызове (hot-choice) многие абоненты по незнанию своих возможностей или по привычке продолжают звонить через «Ростелеком». Но это уже проблема оповещения и информирования абонентов, ее скорейшее решение на руку только новым игрокам. Оренбургские представители фиксированных операторов дальней связи утверждают, что в регионе данная трудность преодолена: на сегодняшний день местные пользователи в большей своей части хорошо просвещены в вопросах выбора и экономии собственных средств, и даже местами «разбалованы» - меняют операторов, как перчатки (честно говоря, такое утверждение наших экспертов нам показалось, как минимум, странным. Редакция ФЭБ провела опрос среди сотрудников и знакомых с целью выяснить, насколько жители Оренбурга осведомлены об альтернативных вариантах междугородной связи. Лишь несколько опрошенных сумели назвать хотя бы еще одну (кроме «Ростелекома») компанию, которая предоставляет подобные услуги. Но при этом никто не озвучил конкретной информации по отличию тарифа монополиста от своих конкурентов. Таким образом, тезис о высокой информированности оренбужцев об альтернативах на рынке дальней связи на практике – не более чем миф. И именно в повышении уровня знаний клиентов о конкурентных предложениях на этом рынке мы и видим главный потенциал развития дальней связи).
Конкуренция не стихает
На региональном рынке междугородной и международной связи работают филиалы и представительства федеральных компаний. Собственно самостоятельных региональных организаций нет, так как специфика бизнеса такова, что линии связи пролегают по всей России и за ее границами. Задача многих региональных представительств не в том, чтобы обеспечить соединение абонентов друг с другом, а в расширении клиентской базы в данном конкретном регионе. Эту цель на территории Оренбургской области воплощают филиалы ЗАО «Компания ТрансТелеКом», ОАО «КомстарОТС», ЗАО «Синтерра», ООО «Эквант», ОАО «Арктел», ОАО «Межрегиональный Транзит Телеком», ООО «СЦС СОВИНТЕЛ», ОАО «Ростелеком».
Как и по всей России, новые участники появились в области после процесса демонополизации рынка междугородной и международной связи. До 2006 года оренбуржцы общались на расстоянии посредством услуг «Ростелекома». После в регионе началась активная борьба новичков с доминирующим гигантом. Законы рыночной экономики дали абонентам возможность выбора: при желании сделать звонок по межгороду человек набирает не привычную «восьмерку», а префикс оператора, с которым у физического или юридического лица подписан договор на осуществление дальней связи. В свою очередь операторы местной связи обязаны переключить звонок именно на того оператора междугородной и международной связи, которого абонент выбрал. Таким образом, демонополизация рынка дала возможность телекоммуникационным компаниям развивать новый для них сегмент бизнеса в регионах, наращивать свои обороты и клиентскую базу. Абонентам же этот процесс принес возможность экономии затрат на телефонные переговоры за счет выбора более приемлемых тарифов из ряда конкурентных предложений. Постепенно активная конкуренция привела к общему снижению тарифов на осуществление дальней связи и переходу почти четвертой доли рынка от «Ростелекома» к новичкам.
По оценкам специалистов, конкурентная ситуация на оренбургском региональном рынке междугородной и международной связи такова: из восьми участников реально конкурируют между собой пять – это «Совинтел» (структура «ВымпелКома», представленная в Оренбургской области агентом «Злато Телеком - Оренбуржье»), ТТК (в регионе работает представительство компании «ТТКЮжный Урал» в Оренбурге), представительства МТТ, «Экванта» и «Ростелекома». В секторе частного бизнеса борьбу этих компаний за клиента ощущает на себе почти каждый житель области: часто агенты представительств, специализирующихся на привлечении физических лиц, стучатся в двери оренбуржцев с предложением подписать договор на обслуживание именно с ними, рассказывая при этом о своих тарифах и иных преимуществах. Нередки и маркетинговые акции, как говорится, «с раздачей слонов». Получается, что на рынке дальней связи региона установились настоящие рыночные отношения: кто сделал более выгодное предложение и вовремя пошевелился, тот и получил заветного клиента.
По своей сути такая же ситуация сложилась и в процессе борьбы за корпоративного клиента, с той лишь разницей, что некоторые операторы в своей работе нацелены именно на бизнес-структуры, и их рост зависит от корпоративного сегмента. Соответственно, они имеют более серьезные стимулы для успешного привлечение бизнеса в качестве новых клиентов. А так как новые предприятия в Оренбургской области создаются относительно редко, то остается только переманивать клиента друг у друга, уповая на его разумность, стремление к качеству связи и экономии по статьям расходов, связанных с коммуникациями. И здесь часто дело доходит до «некрасивых» технологий, из которых демпинг – один из мягких способов. Схема достаточна распространена в тех сферах, где речь идет о предоставлении услуг (телекоммуникации, банки, IT-технологии): юридическому лицу делается коммерческое предложение от стороннего поставщика, действующий поставщик известными способами об этом узнает и для удержания клиента предлагает меньший тариф, клиент сообщает об этом стороннему поставщику, изъявившему желание сотрудничать, тот снова снижает цены, либо отходит в сторону. Таким образом, сам клиент во многом провоцирует поставщиков на демпинг. И это признают сами операторы, которым снижение тарифов выгодно лишь в относительном смысле. Во избежание таких ситуаций у игроков были попытки договориться и поделить рынок. Однако для многих операторов ведение бизнеса в определенных зонах обернулось бы упущенными возможностями изза серьезной дифференциации районов области по востребованности услуг. Договориться не получилось, поэтому довольно активная конкурентная борьба на рынке продолжается.
Кризис повлиял
Возможность выбора оператора стала особенно актуальной, а главное, используемой клиентами, в период нестабильной экономической ситуации.
«Безусловно, финансово-экономический кризис оказал влияние на все сектора экономики страны, в том числе и на сегмент дальней связи. Однако мы можем выделить и положительные моменты для развития бизнеса. Корпоративный клиент вынужден активно заниматься снижением статей расходов, в том числе, и на телефонные переговоры. Это сказалось на увеличении спроса на более выгодные тарифные предложения. Таким образом, в настоящее время наблюдается активный рост продаж услуг дальней связи компаний с лояльными тарифами», - говорит руководитель регионального представительства «ТТК» Андрей Архипов.
Елена Сердюк, директор «Злато Телеком - Оренбуржье» комментирует ситуацию, вызванную кризисом, следующим образом: «Ряд аналитиков предполагает, что крупные компании, напротив, увеличат количество звонков вместо предоставления командировок своим сотрудникам, а частные пользователи, экономя на более затратных развлечениях, не станут уменьшать затраты на общение. Насколько правы те или другие, покажут итоги текущего года».
В настоящее время доли регионального рынка дальней связи распределены среди игроков почти также как на федеральном уровне, плюс-минус пара процентов. «Ростелеком» оценивает свою долю примерно как 85% в секторе массовой связи и 60% - в корпоративном секторе. Однако в условиях кризиса даже «Ростелеком» прогнозирует снижение своей доли присутствия на рынке на 2025% в ближайшие три-пять лет (CNews Analytics). В целом же в ближайшее время аналитики предсказывают снижение темпов роста рынка в результате влияния кризиса на 7-8%. Все-таки говорить и не думать о деньгах, как в рекламных роликах призывают нас операторы, мы уже не можем: кризис знаете ли.
Тем не менее, перспективы рынка дальней связи выглядят достаточно оптимистично. Недаром в ближайшее время ожидается активизация деятельности недавно вышедших на региональный оренбургский рынок новых игроков – представителей "Комстар" и "Арктел".