Пожалуй, инновации – самое модное и часто упоминаемое слово современности. Научный прорыв, инновационный продукт, модернизация, нанотехнологии – эти выражения потоком льются с телеэкранов, страниц газет и журналов, из уст руководителей всех уровней. Свое последнее послание Дмитрий Медведев также посвятил инновациям, обратив внимание общественности на необходимость «начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы». Эта идея была активно воспринята, поддержана, вот только с чего начать эту самую модернизацию и где найти для этого средства – вопрос пока открытый.
А смысл-то разный…Инновации были всегда, любое развитие (человека, организации, региона или страны в целом) подразумевает постоянное улучшение, поиск новых эффективных решений, при этом совершенно не обязательно менять все кардинально. Эволюция – хоть и длительный, но оправдывающий себя процесс. Хотя нельзя говорить, что эволюция хороша во всем: в некоторых отраслях действительно нужно кардинальное смелое преобразование, читай, революция. Таким образом, инноваций требует жизнь, а вот выбор - какие инновации использовать, каждый делает сам.
Существует множество определений понятия «инновации», но в основе любого из них обязательно лежит нечто новое. Обобщенно под инновацией (англ. «innovation» - нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Непременными признаками инновации являются новизна и производственная применимость, она обязательно должна отвечать запросам потребителей и быть экономически обоснованной.
По мнению наших экспертов, инновация как нечто совершенно новое и уникальное – не приоритет. Главное, чтобы инновация как усовершенствование чего-либо была направлена на повышение эффективности производственной деятельности, труда, технологии и пр. Как считает Дмитрий Сюсюра, проректор по инновационной работе Оренбургского государственного аграрного университета, как экономическая категория слово «инновации» дискредитировано, потому что количество его научных определений огромно, но в целом теория слабо адаптирована к практике, где эта категория используется повсеместно и часто необоснованно. «Я считаю, что в ближайшей перспективе нам предстоит отказаться от повсеместного использования данного термина в пользу какого-либо другого как при характеристике решений отдельных предприятий, так и при характеристике экономики в целом (м.б., «научные разработки», «рационализаторские решения» и др.). Возможно, именно поэтому на высшем уровне власти сегодня заговорили о модернизации. Очень весомым в практическом понимании инновации считаю сопровождающее (постоянно, но как бы «незаметно») её слово «создание», а ещё точнее, «созидание». Это производное от глагола слово – призыв к действию (оно фактически не требует определения, так как является интуитивно понятным каждому). Не буду вдаваться в подробности научного анализа, результатом которого является мой личный вывод о том, что инновационная экономика (в быту – «плохопонятнокакая и чтомнеконкретноделать») должна уступить место экономике созидания, основанной на научных достижениях», - говорит Дмитрий Александрович.
Как считает Александр Медведев, первый заместитель министра, начальник управления промышленности, энергетики и транспорта Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, повсеместное внедрение инноваций не должно быть самоцелью: «Цель деятельности нашего министерства и правительства в целом – повышение уровня жизни населения. Жить хорошо – относительное понятие, поэтому сейчас в министерстве идет процесс осмысления задач: мы разработали проект программы работы министерства на 2010-2012 годы. Провели анализ, опросы населения в регионе и пришли к выводу, что для наших людей «жить хорошо» означает: заработная плата 40 000 рублей, возможность решить жилищную проблему, продолжительность жизни (в среднем 75 лет) и создание условий среды обитания. Это четыре направления, в которых МЭРТ строит свою работу. Чтобы достичь этих целей, нам нужна конкурентоспособная экономика, а ее невозможно создать без инновационного развития. Львиная доля доходов бюджета – промышленность, поэтому развитие промышленности – один из наших приоритетов. И так по каждому направлению».
Как видите, у чиновников несколько иное понимание инновационных процессов. И такая ситуация наблюдается везде. Под инновациями различные социальные и общественные группы понимают совершенно различные понятия. Иногда на совещаниях или конференциях возникает парадокс: вроде произносят одинаковые слова, но совершенно в несовпадающем контексте. В свое время сотрудники ТПП области провели исследование, в результате которого было выявлено более десятка мало похожих определений «инноваций».
На бумаге все гладкоОренбургская область стремится развиваться инновационно. Больше 10 лет у нас действует закон «Об инновационной деятельности в Оренбургской области», определены стратегические ориентиры развития инновационной деятельности в Оренбургской области, реализуется областная целевая программа «Развитие научно-технической и инновационной деятельности в Оренбургской области на 2006 - 2010 годы» с общим объемом финансирования 70,92 млн руб., созданы бизнес-инкубаторы в Оренбурге и Орске, в Оренбурге идет процесс создания технопарка.
Однако, несмотря на все усилия, доля инновационной продукции в экономике области мала. Как считают в Министерстве экономического развития и торговли, главная проблема, препятствующая динамичному развитию инноваций в Оренбуржье, - наша «однобокая» нефтегазовая и металлургическая ориентация. Несмотря на то, что предприятия этих отраслей активно внедряют новые технологии, их деятельность направлена, прежде всего, на добычу и традиционное производство. Инновационный же ресурс этих отраслей заложен в углубленной переработке сырья, внедрении новых способов и технологий добычи и транспортировки, производстве новых видов продукции. В машиностроении разумно развивать вертолетостроение, производство бытовой техники, электро- и металлургического оборудования, в строительной индустрии – производство высокотехнологичных строительных материалов. Перспективными в инновационном контексте также являются медицина и сельское хозяйство. Как считают чиновники, сложившаяся в области обширная научно-техническая база и высококвалифицированные кадры позволяют создать надежную основу для проведения широкой гаммы исследований и доведении полученных разработок до готового продукта.
Таким образом, двигаясь по инновационному сценарию развития, ВРП к 2030 году нашей области должен вырасти в 5,4 раза, доходы на душу населения – в 7 раз с достижением прогнозируемого среднеевропейского уровня (прогноз правительства области). В структуре экономики планируются следующие изменения:
- доля торговли и сферы услуг возрастет с 8,8% до 30-35 %, в основном за счет развития инновационной инфраструктуры, консалтингового, кредитно-финансового и научного обслуживания развития области;
- произойдет реструктуризация промышленного комплекса с ростом долей машиностроения, нефтехимии, производства строительных материалов более чем в 2 раза и снижением доли топливно-энергетического комплекса;
- относительная доля агропромышленного комплекса увеличится в 1,3-1,5 раза при значительном росте производительности труда.
Это, по мнению специалистов из правительства, и есть те самые стратегические ориентиры, благодаря которым экономика Оренбуржья осуществит переход на инновационный путь развития.
Учимся мыслить инновационноОднако «мечтать не вредно», как говорится, а в нашем случае нужно не мечтать, а делать. Как говорит Александр Медведев, всем руководителям предприятий области нужно учиться мыслить инновационно: «Просто образованный человек напичкан знаниями обо всем, но ничего глубокого и конкретного он не знает. В реальном производстве нужны практические знания - как грамотно организовать процесс работы предприятия так, чтобы он приносил деньги. У нас не хватает коммерциализации образования. В понимании инноваций должна преобладать широкая трактовка – все новое в продукции, технологии, производстве, в организации управления, в маркетинге – во всем , что способствует повышению производительности труда. Инновации нужны, чтобы оптимизировать процесс: сократить время производства, улучшить технологию и пр. Не каждому предприятию под силу купить новый дорогостоящий станок, значит нужно искать источник инноваций внутри на предприятии, разработать систему стимулирования и мотивации персонала - инновации польются, как из рога изобилия, люди начнут шевелить мозгами. Правильное управление и есть основа для создания инновационной экономики. К сожалению, наших руководителей пониманию этого нужно учить и учить».
Сергей Летута, проректор по научной работе и инновационной деятельности Оренбургского государственного университета, акцентирует внимание на идее: «Большинство людей, ответственных за внедрение инновационных технологий на предприятиях, почему-то забывают, что ключевым моментом инновации является идея. Когда это понимание придет к руководителям всех уровней, тогда на предприятиях начнут внедряться инновации. Сказать, что руководители не хотят видеть свои предприятия инновационными, нельзя. Однако немногие из них сделали сколько-нибудь значительный вклад в развитие науки, включая фундаментальную. Практически ни на одном предприятии мне не довелось твердо убедиться в том, что есть понимание - инновация начинается с идеи. Гораздо проще сегодня купить за рубежом готовую технологию, оборудование и начать производить продукт, чем вкладывать средства в ее создание на базе наших научных учреждений. Парадокс, но за рубежом значительная часть новых технологий производится специалистами - выходцами из бывшего СССР».
Серьёзным минусом инновационной системы региона является слабое развитие трансфера технологий из научного сектора в производственный. Положение вещей таково, что создать инновационную разработку в наше время гораздо проще, чем продать ее и тем более внедрить. «Отсутствие интереса предприятий-монополистов развивать технологии производственных процессов приводит к тому, что используются старые технологии советского времени, внедрение новых инновационных решений не происходит. Поэтому я считаю, что инновационный процесс в нашей стране – пока только теория, - говорит Евгений Левин, генеральный директор Научно-исследовательского и проектного института экологических проблем. - Нашим институтом предложено множество инновационных разработок для различных отраслей промышленности, готовых к внедрению, но наши предприятия в них не заинтересованы. Это методики контроля экологического состояния атмосферы, альтернативные технологии переработки попутных газов, реконструкции очистных сооружений, дорожного строительства и многие другие. Гораздо проще добывать сырье, продавать за рубеж, инвестируя чужую экономику, и получать свои деньги. Но долго так продолжаться не может».
Как считает Дмитрий Сюсюра, получение заказа на разработку инновационного продукта от предприятия все же реально, но масштабы заказов невелики. «Современные формы экономических отношений возлагают всю ответственность за принятие решений на руководителя. К сожалению, количество руководителей - приверженцев научно-обоснованного ведения производства, достижения лидерства за счёт научно-технологических нововведений, несмотря на рыночные отношения и конкуренцию, не становится больше. Часто причины скрываются в значительном влиянии других способов достижения конкурентного лидерства, в том числе обычной оптимизации управленческих и производственных процессов, административного разрешения/ограничения доступа к ресурсам и др.».
Вывод напрашивается сам собой: инновации нужно вводить сначала в головах. Можно сколько угодно восхищаться успехами активного инновационного развития зарубежных стран, но понять одно: у них инновации идут лучше не потому, что мозги лучше работают или денег больше, а просто потому, что они ясно оценивают долгосрочные перспективы технологического обновления и экономию будущих периодов. А у нас основные задачи предприятий – здесь и сейчас…
Бензин ваш – идеи нашиВ основе любой инновации лежит идея, которая становится локомотивом инновационного процесса. Источниками новых идей, прежде всего, являются научные учреждения: научно-исследовательские, проектные институты, высшие учебные заведения, инновационные предприятия. Однако идея не возникает из ничего, для ее появления необходимы средства, оборудование, соответствующая профессиональная подготовка и другие условия. Поэтому количество и качество инновационных решений напрямую зависит от их финансирования.
Научный потенциал Оренбургской области представлен достаточным количеством научных учреждений, научно-исследовательскими работами в области занимаются 19 учреждений, из них 10 научно-исследовательских организаций и 5 вузов, в которых трудятся свыше 300 докторов наук и около 3000 кандидатов наук. «По научной насыщенности наша область стоит далеко не на последнем месте в России, а на одном из первых мест, - считает Григорий Гендель, директор ООО «ВолгоУралНИПИгаз». - У нас много университетов, исследовательских организаций, я полагаю, что все они работают достаточно эффективно. Когда наш институт участвует в различных тендерах, нам приходится конкурировать и с Москвой, и с другими городами, в том числе и с оренбургскими организациями».
Каждое научно-исследовательское учреждение ищет свои способы для существования и развития. Наиболее оптимальный путь получения реальной прибыли – выполнение научно-исследовательских и проектных работ по договорам. Одним из учредителей Волго-Уральского научно-исследовательского и проектного института нефти и газа является общество «Газпром добыча Оренбург», которое является основным и первоочередным заказчиком. Институт выполняет полный цикл работ: от геологических исследований до готовых проектов бурения, разработки, обустройства нефтегазоконденсатных сероводородсодержащих месторождений. «Когда у нас остается свободный потенциал и ресурсы, мы берем заказы и других организаций, так как мы заинтересованы в постоянном развитии, - рассказывает Григорий Генрихович. - На нашем рынке очень большая конкуренция и со стороны оренбургских организаций, и представителей других регионов, и даже зарубежных. Политика заказчиков такова, что они стараются найти организацию, которая выполнит им работу качественно, в сжатые сроки, за минимальные средства, поэтому проводятся тендеры, в которых мы участвуем. А чтобы в них участвовать, мы должны показать, что обладаем необходимыми интеллектуальными ресурсами, оборудованием, программными средствами, что у нас есть опыт, который позволяет нам выполнить работу в сжатые сроки и с хорошим качеством».
Инновационный процесс в институте реализуется с двух сторон: вопросы, которые ставит сама жизнь (для нас их ставят заказчики), решаются с помощью новых решений и технологий. Последние позволяют вовлекать в разработку новые месторождения или более эффективно работать на месторождениях, уже введенных в эксплуатацию. Вторая сторона - инновации, которые предлагаются в инициативном порядке. Заказчик рассматривает предложения, оценивает их эффективность и принимает решение.
За более чем 30-летнюю историю существования института внедрено множество разработок, которые принесли свой эффект. «Существует разный уровень новизны: мировой и местный, - рассказывает Григорий Генрихович. - Мы пытаемся найти такую новацию или разработку, которая, с одной стороны, обладает элементом новизны, а с другой - для данного объекта была бы наиболее эффективной. Внедрение инновационной разработки обходится дорого, поэтому иногда с учетом экономической ситуации, особенностей того или иного месторождения разработка, обладающая признаками местной, а не мировой новизны, оказывается более эффективной». Институт обладает и разработками мирового уровня, о чем свидетельствует ежегодное получение патентных документов. «У нас достаточно высокий интеллектуальный потенциал, в институте работают свыше 600 специалистов, в основном, это творческие люди, у которых постоянно появляются новые идеи. Некоторые патенты по тем или иным соображениям не будут внедрены вообще. Когда создается какая-то новация, эффективность ее внедрения оценивают экономисты, которые руководствуются целым рядом соображений. Разработка может быть очень хорошей, но она требует больших первоначальных вложений либо кто-то из наших конкурентов в данном случае сработал лучше нас, предложив нечто более совершенное. Может получиться так, что данная новинка создана, но для нее не пришло время. Мы такие разработки держим в своем интеллектуальном портфеле и при необходимости внедряем».
Однако, если в газовой и нефтяной отрасли пресловутый сырьевой комплекс помогает развитию инноваций, то в других отраслях складывается несколько иная ситуация. Сельское хозяйство – приоритетное направление экономики области и главное ее конкурентное преимущество – нуждается в полном реформировании и модернизации, однако чаще всего экономика диктует свои правила, вынуждая сельхозтоваропроизводителей заниматься решением проблем сбыта продукции в ущерб технологическому обновлению. Как считает Сергей Мирошников, директор Всероссийского НИИ мясного скотоводства, главная беда нашей экономики в том, что всем сказали «переходите на рыночные отношения», но государство для этого ничего не сделало. «Сельскохозяйственные товаропроизводители на фоне неурожая, с одной стороны, и отсутствия цены, с другой, не могут стать инвесторами и использовать разработки, которые предлагаются различными научными учреждениями, в том числе и нашим институтом. В отдельных отраслях сельского хозяйства, исключая птицеводство, свиноводство и некоторые другие, мы «откатили» назад, используя технологии 20-30-летней давности, хотя есть более передовые, на которые нужно обращать внимание. Наши селяне сегодня не могут противостоять конкуренции с развитыми западными производителями. Это главная проблема современности, безусловно, является государственной задачей».
По мнению Сергея Александровича, наша область выгодно отличается от многих регионов тем, что нам удалось сохранить поголовье скота (область занимает пятое место в РФ по численности скота). «Мы очень привлекательны для инвесторов для развития переработки сельхозпродукции. Условия для этого созрели, постепенно у нас все должно сложиться. Необходимо уделять особое внимание именно мясному скотоводству, так как это важный способ выживания для сельского труженика. Хороший опыт можно позаимствовать в США и Канаде: там частники заключают договоры, выращивают телят до 8 месяцев, затем отдают этот скот на предприятия, получают заработанные деньги. Это самая необходимая инновация, которую трудно сопоставить с чем-то другим. Конечно, внедрение передовых наукоемких технологий необходимо, но для сельчан, особенно тех, кто остался на территории обанкроченных предприятий, важнее возможность создания рабочих мест пусть даже с использованием традиционных подходов», - говорит эксперт.
Одним из ведущих научных учреждений области, которое может похвастаться используемыми инновационными разработками, является Оренбургский филиал ФГУ «МНТК «Микрохирургия глаза», за время работы филиалом получено 67 патентов. «Все наши разработки под руководством директора филиала, д.м.н., профессора В.Н. Канюкова нашли свое применение в то или иное время, - рассказывает заместитель директора по научной работе МНТК Ольга Трубина. – Это различные медицинские инструменты, которые снижают травматичность хирургического вмешательства и время операции, способы лечения заболеваний глаз, приборы, устройства и т. д. Один из выдающихся патентов - передвижной операционно-диагностический комплекс, который объехал многие регионы нашей страны. За время работы ПОДК было обследовано около 19 000 человек, проведено более 8700 операций. Эта инновация, которая уже доказала свою необходимость, в том числе для пациентов из отдаленных уголков страны, у которых нет возможности получить высокотехнологичную медицинскую помощь. Все наши инновации имеют прикладное значение, разработка новых технологий направлена на осуществление качественного, высококвалифицированного лечения. Дополнительного финансирования от государства на инновационную деятельность мы не получаем, все средства берутся из доходов филиала. Важнее то, что все наши инновации направлены на улучшение здоровья человека, а потому необходимы для развития медицины».
Инновационный процесс в вузах заключается, прежде всего, во внедрении современных образовательных программ, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных специалистов. «Опасно подменять инновационную деятельность университета предпринимательской деятельностью. Инновационная деятельность университета – это внедрение инновационных образовательных программ, гарантирующих выпуск высококвалифицированных специалистов и разработка новых идей, являющихся неотъемлемой составляющей инновационного цикла. Именно в этом суть инновационной деятельности университета, - говорит Сергей Летута. – Научные разработки, те самые идеи, которые становятся неотъемлемой частью всего инновационного цикла, создаются при определенных условиях. Финансирование на проведение научных исследований в вузе можно получить в виде грантов научных и научно-технических программ, научных фондов, основной из которых Российский фонд фундаментальных исследований, а также путем выполнения работ по договорам с предприятиями. Разумеется, полученные результаты и новые технологии, согласно договорам, передаются заказчикам работ. В ряде случаев мы не имеем права передать их другим предприятиям или организациям. Так выстроены договорные отношения. Реализация инициативных разработок требует огромных усилий и времени. Для создания полноценной разработки в виде какого-то конечного продукта необходимы средства, без них ученый не может довести до логического завершения свою идею. При этом следует иметь в виду что, вкладывая средства в фундаментальную науку, не стоит ждать сиюминутного эффекта. С точки зрения науки отрицательных результатов не бывает, но с точки зрения ожидаемого результата (продукта) он может быть совсем другим, и средства инвестора могут «не сработать». Получается, что при нынешней ставке рефинансирования вкладывать деньги, например, в банк гораздо надежнее и выгоднее, чем в науку. Поэтому, я считаю, что в ближайшее время частных инвестиций в науку в нашей стране ожидать не приходится. Никакого инновационного прорыва в нашей области в ближайшее время без соответствующей государственной поддержки научных исследований я также не ожидаю».
Таким образом, и хотели бы научные учреждения делиться своими идеями, да только не всегда имеют право это делать...
Однако поголовно обвинять предпринимателей в инновационной недальновидности, думаю, не стоит. И хотя ученый по определению не может и не должен быть менеджером, определенные навыки управленческой работы ему не помешают. Как гласит народная мудрость, «хочешь жить – умей вертеться». Посредником в этих сложных отношениях может выступить государство.
Смена акцентовГосударственная политика поддержки инноваций ориентирована на поддержку предложения. Главная задача нового этапа — сместить акцент в пользу спроса, т. е. создать для бизнеса систему стимулов, заставляющих инновации внедрять.
С предложением вроде все ясно: потенциал оренбургских научных учреждений достаточен для создания уникальных технологий и разработок. Свидетельством этого является множество патентов, научных работ, медалей различных достоинств, получаемых нашими учеными на престижных инновационных конкурсах и др. Причины того, что большинство имеющихся инноваций пылятся на полках НИИ и вузов, понятны – отсутствие интереса у предприятий, которые могут их внедрять, и отсутствие у государства рычагов воздействия на эти самые предприятия.
Несмотря на все сложности, в нашей области есть примеры инновационных предприятий, которые развиваются, в том числе не без помощи областного правительства. Так, в ОАО «Уральская Сталь» продолжается освоение технологии массового производства штрипса, отвечающей всем требованиям производителей труб, строителей нефтегазопроводов, судов и морских платформ, мостов и различных сооружений; на «Орском заводе строительных машин» проходит реконструкция литейного цеха под производство высококачественных отливок в формах из холодно-твердеющих смесей; в ООО «Базальт» развивается производство экологически чистого утеплителя на основе базальтового волокна. К числу перспективных инновационных проектов, намеченных к реализации, относится проект строительства установки по производству серного асфальта, серного полимербетона и изделий из него на базе сырья ООО «Газпром добыча Оренбург». Расположившееся на территории Оренбургского бизнес-инкубатора малое инновационное предприятие ООО «Уралрентген» за короткие сроки освоило выпуск широкого спектра современного медицинского рентгеновского оборудования: от стационарного цифрового флюорографического аппарата до передвижного рентгенографического комплекса. Продукция предприятия пользуется спросом как в России, так и странах ближнего зарубежья.
Однако принадлежность авторов данных технологий к Оренбургской области чаще всего географическая, тогда как наши научные учреждения вынуждены искать заказчиков на свои инновационные разработки в других регионах. Такое вот несовпадение, выход из которого видится только один – повернуться друг к другу лицом. В идеале предприниматели должны «гоняться» за разработчиками и интересными идеями и вкладывать средства в перспективные проекты, а научные учреждения вкладывать все свои возможности и ресурсы для выполнения заказов предприятий. Посредником в установлении этих отношений является государство, которое стимулирует спрос и предложение.
Основным стимулом предложения является финансовая поддержка инновационных предприятий и формирование льготного режима для их развития. Говорить об абсолютной эффективности прямой раздачи бюджетных денег многие аналитики не спешат, по оценкам экономистов эффект наблюдается лишь на одном проценте предприятий. Большую отдачу могли бы принести налоговые преференции инновационным компаниям, разумеется, при условии, что будет принят закон, содержащий узкое определение инновационной деятельности.
Примером стимулирования спроса является федеральная программа «Новый свет» — отказ государственных органов от покупки лампочек накаливания вкупе с инвестициями в создание замещающей технологии производства светодиодов. Рынку задан долгосрочный ориентир: поэтапный отказ от закупок ламп накаливания и создание российской технологии, подкрепленное финансовым ресурсом Роснано.
Однако реальность для компаний, пытающихся внедрить инновации, совсем иная. Наиболее характерен пример свердловского фармхолдинга «Юнона», запустившего производство инсулина. Здесь все вводные совпадали: был сертифицированный препарат собственной разработки и огромный рынок, на 98% занятый иностранными поставщиками. Но именно проблемы со стороны спроса едва не погубили проект. Импортеры инсулина освобождены от пошлин, а «Юнона» платит 5-процентную пошлину на ввозимое сырье. Лекарства иностранных производителей регистрируются в течение трех месяцев, а свердловская компания ждала разрешения год, причем все это время завод стоял.
Принципиальных препятствий для внедрения новых технологий дорожного строительства, очистки воды, теплоизоляции помещений, энергосбережения в России нет. Главный тормоз — отсутствие стимулов к их внедрению у компаний, формирующих основной спрос. Как говорит Евгений Левин, существующая система финансирования подобных работ предполагает затратный механизм. «Чем больше платят подрядчикам, тем лучше, они заинтересованы в освоении как можно большей суммы. И неважно, что работы будут выполнены бестолково, все равно выберут дорогую методику, тогда как давно существуют более экономичные и эффективные. В системе ЖКХ нет рычага, с помощью которого примут командирское решение, категорически запрещающее работать старыми методами».
Замещение существенной доли частного спроса государственным, произошедшее за период кризиса, лишь усугубило проблему. Закупки по госзаказу, которые по идее могли бы стимулировать внедрение подрядчиками многочисленных инноваций, пресловутым федеральным законом ориентированы лишь на максимальное снижение цены.
Конечно, все это вовсе не значит, что нужно полностью ломать сложившуюся систему межбюджетных отношений. Но можно попытаться сформулировать методы, которые могли бы задать инновациям на региональном и муниципальном уровне правильный вектор. Без жесткой государственной руки не обойтись – необходима строгая привязка госфинансирования к соблюдению бизнесом заданных государством технологических регламентов и поэтапно ужесточающихся требований эффективности деятельности.
Во-вторых, отказ от многомиллионных вложений в разработку новых супертехнологий в пользу инновационных разработок, уже имеющихся в базах данных научно-исследовательских учреждений.
И напоследок, переориентация государственных инвестиций в проекты с выраженной инновационной компонентой. Здесь важным моментом является разработка критериев для точного определения инноваций и отнесения предприятий к инновационным.
В целом, любое решение, принимаемое на уровне предприятия, муниципального образования, страны должно быть эффективным и экономически выгодным, что вовсе не означает, что оно обязательно должно быть новым и уникальным. Однако двигаться в ногу со временем, искать новые способы повышения эффективности деятельности необходимо постоянно. При этом инновационные разработки научных учреждений должны быть адаптированы к реальности и требованиям организаций, которые их внедряют. Только в этом случае возможен тот самый переход экономики на современный уровень и долгожданные «инновационные рельсы».