12 февраля состоялось очередное 36-е заседание Оренбургского городского Совета. На нем присутствовало 36 из 39 депутатов (трое отсутствовали по уважительным причинам), мэр города Юрий Мищеряков, его первый заместитель Виктор Тонких, представители городской администрации, а также прокуратуры, федеральной налоговой службы, депутаты Законодательного собрания Оренбургской области, СМИ и др. Председательствовал, как водится, Андрей Шевченко. Повестка дня состояла из 18 вопросов, которые депутаты должны были рассмотреть в рабочем порядке. И вроде все, как обычно, только первым в повестке заседания значился очень важный и ответственный вопрос – внесение изменений и дополнений в Устав Оренбурга, которые в корне меняют систему выборов главы города.
Однако с этим вопросом депутаты справились, можно сказать, шутя. Основным докладчиком выступил Виктор Камнев, в очередной раз рассказавший о преимуществах новой системы избрания главы города представительным органом из своего состава. Говорилось снова о повышающейся степени зависимости и отчетности главы местной администрации от городского Совета, об опыте других регионов и о PR-технологиях, благодаря которым на прямых выборах нередко побеждает команда, оказывающаяся наиболее опытной и финансово обеспеченной. В заключение Виктор Андреевич выразил надежду, что в случае принятия решения у депутатов появятся более эффективные рычаги управления городом, которые докажут свою состоятельность, и призвал депутатов поддержать изменения.
Несмотря на значимость принимаемого решения, депутаты в основной своей массе оказались равнодушными к докладу и лишних вопросов не задавали. Самыми интересующимися оказались Борис Савицкий и Рафкат Юсупов. Борис Владимирович задал вопрос о легитимности публичных слушаний, прошедших 14 января в администрации города. «Как известно, проект изменений в Устав города должен пройти публичные слушания. Как Вы считаете, имеют ли юридическую силу слушания, которые у нас прошли, с учетом того, что достаточно большое количество жителей города не было на них допущено, чему я был свидетелем. И достаточно большое количество людей, сумевших все-таки пройти в зал, не получили слова, хотя заранее записывались на выступление?», - спросил он. На что Виктор Андреевич рассказал о том, какой сложный путь прошел проект данного решения во многих инстанциях, в том числе и публичные слушания: «Данный проект был рассмотрен органами прокуратуры, юстиции, регистрационной палатой, которые не выявили незаконности или каких-то других подводных камней. Несмотря на то, что некоторые желающие не попали на публичные слушания, представители всех общественных движений были на них, что подтверждает их легитимность. Кроме того, 36 общественных организаций города письменно уведомили нас о том, что поддерживают данное решение. Так что сомнений ни у кого не возникло». Однако на этом вопросы от Савицкого не закончились: «Статья 36 Федерального закона № 131 предполагает вариант управления города сити-менеджером в двух случаях: в первом глава города выбирается представительным органом из своего состава, что предлагается в данном проекте, во втором - глава города избирается прямым голосованием, он становится председателем городского Совета с правом решающего голоса, и точно также нанимается сити-менеджер. Почему не был выбран второй вариант?» «Закон предполагает несколько вариантов, мы рассмотрели оба, но выбрали этот», - парировал Виктор Андреевич. «Значит, главенствовал не принцип сити-менеджера, а то, что городу не нужен всенародно избранный глава?» - не унимался Савицкий. «Мы считаем так», - подытожил Андрей Шевченко.
Вопрос Рафката Юсупова был прост: «Вы упомянули о том, что благодаря PR-технологиям на должность главы могут прийти не те люди. А есть ли гарантия, что за счет тех же PR-технологий не придут депутаты, которые выберут не того главу?» Однако этот вопрос потонул в общей массе звуков, кто-то из депутатов даже начал брякать ручкой о стеклянный стакан с водой. Внятно расслышать можно было только фразу Виктора Андреевича о принятии данного решения с целью исключить подобные варианты развития событий. Видимо, задело за живое.
Более вопросов не последовало, и слово было предоставлено Олегу Димову, председателю комиссии по правовым вопросам и территориальному общественному самоуправлению. Он рассказал о заседании депутатской комиссии, которая рассмотрела все обращения, поступившие по проекту, и пришла к выводу, что принимаемое решение никоим образом не ущемляет конституционные права жителей города, напротив, оно должно подстегнуть политическую активность и ответственность горожан за принимаемое ими решение на выборах депутатов городского Совета.
Вопросов к докладчику не последовало. Процедура голосования началась. Большинством голосов депутаты приняли за основу проект решения с некоторыми поправками, в частности, касающимися возраста гражданина РФ, который может быть избран депутатом Оренбургского горсовета (18 лет вместо 21 года). Депутат Савицкий предложил поставить вопрос на поименное голосование. Председатель отклонил предложение, объяснив, что открытое голосование и есть поименное.
Далее был поставлен на голосование проект решения в целом: 34 руки – «за» и 2 – «против». Решение принято. Попытка Рафката Юсупова выступить по поводу принимаемого решения не увенчалась успехом. Регламентная комиссия дала заключение, что процедура была соблюдена полностью, нарушений не было, решение принято, следовательно, изменить ничего нельзя.
Таким образом, процедура голосования, длившаяся не более минуты, подвела итог долгих обсуждений и споров в различных общественных кругах: отныне глава города избирается депутатами городского Совета из своего состава, а местной администрацией управляет сити-менеджер, нанимаемый по контракту. Говорить наверняка о том, какие последствия возникнут после этих изменений, нельзя. Принесут они пользу или вред городу - покажет время. Остается только надеяться на разум и ответственность депутатов городского Совета и нашу с вами избирательную активность и дальновидность на предстоящих в октябре 2010 года выборах депутатов.