Закончился 2009 год, ставший серьезным испытанием для всех без исключения кредитных организаций страны. Рост просроченной задолженности, увеличение кредитных рисков, резкое падение прибыли – далеко не полный перечень проблем, явившихся следствием экономического кризиса. Тем не менее многие банки благополучно справились с негативными внешними условиями. К таковым, без сомнения, можно отнести и Банк «ОРЕНБУРГ». В минувшем году он не только сохранил прежние показатели, но и продемонстрировал достойные темпы роста. Но самые главные среди неизменных позиций банка — доверие вкладчиков, надежность партнеров и взаимоуважение клиентов к банку и банка к клиентам. Об этом и многом другом нам рассказал во время встречи председатель правления ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ» Юрий Самойлов.
- Юрий Владимирович, насколько сложным был 2009 год для банковского сообщества в целом и для вашего банка в частности?
- Начиная с 1991 года, российская банковская система пережила немало потрясений: были и «черные» вторники, и «черные» четверги, дефолт 1998 года, банковский кризис 2004 года. Поэтому надо отметить, что кредитные организации, работающие на финансовом рынке более 10 лет, имеют серьезный опыт противостояния подобным явлениям. И наш банк, благодаря своевременно принятым эффективным мерам, в очередной раз доказал, что обладает стойким иммунитетом к воздействию негативных внешних факторов.
- Расскажите об итогах деятельности Банка «ОРЕНБУРГ» в 2009 году?
- Оценивая итоговые показатели банка за 2009 год, можно уверенно сказать, что никаких изменений в худшую сторону не произошло. У нас в 2007 году был сформирован трехлетний бизнес-план на среднесрочную перспективу. Практически все изначально заложенные и утвержденные Советом директоров плановые показатели банк выполнил. Это касается и роста кредитного портфеля, и работы с вкладчиками, и привлечения ресурсов, и выпуска пластиковых карт. Единственный показатель, который немного снизился, – это чистая прибыль. В 2009 году мы заработали 75 млн рублей. Незначительное снижение по сравнению с 2008 годом объясняется тем, что часть прибыли мы направили во внутренний резервный фонд, тем самым приняв меры по самострахованию рисков, а следовательно, обеспечению надежности и устойчивости банка.
Все остальные показатели нашей деятельности улучшились. Например, на конец года общее число клиентских счетов, открытых по области в Банке «Оренбург», составило 227 тысяч. Фактически это означает, что каждый десятый житель области имеет открытый счет в нашем банке. Существенно выросло количество эмитированных пластиковых карт и сейчас уже превышает 167 тыс. штук. Что касается кредитного портфеля, то в 2009 году мы удержали имевшиеся позиции и даже немного нарастили объёмы. А это, как мы считаем, на фоне общероссийской тенденции снижения кредитной активности, весьма достойный результат.
- Больной для всех банкиров вопрос: насколько в 2009 году увеличилась просроченная ссудная задолженность, и какую долю в общем кредитном портфеле банка составляют просроченные платежи?
- Если ранее доля просроченной задолженности в среднем по банковской системе составляла порядка 2,0-2,5%, то в 2009 году она достигла примерно 5,0-5,5 % , а к началу 2010 прогнозировалась даже выше 10%-го порога. Но прогнозы, к счастью, не оправдались.
Что касается конкретно нашего банка, в бизнес-план был заложен максимальный показатель по просрочке - 2,5 %. Фактически же на конец года он составил 1,7 %. Это уровень текущей просрочки банка в «нормальных» условиях. Хотя, конечно, прирост по сравнению с предыдущим годом все-таки произошел - примерно на 0,5%. Но опять же, повторюсь, это гораздо ниже, чем средние показатели в банковском секторе.
Разумеется, есть клиенты, которые серьёзно пострадали от кризиса. Но тем, кто старается цивилизованно решать проблемы, мы всегда идем навстречу. Во многих случаях были найдены компромиссные варианты по реструктуризации долгов. В то же время, есть и другая категория заемщиков – недобросовестные. Прикрываясь кризисом, они пытаются всеми способами уйти от уплаты долга. В подобных случаях мы всегда занимаем одинаково твёрдую позицию: следуя закону, обращаемся в суды и через судебных приставов взыскиваем залоговое обеспечение. Это - обычная честная практика. Мы рискуем не только собственными деньгами банка, а и привлечёнными средствами, которые мы обязаны и сохранить, и преумножить. Поэтому хочу подчеркнуть, что наш банк принимал и будет принимать жесткие меры в отношении недобросовестных заемщиков, мы не боимся ни шантажа, ни других нечистоплотных действий с их стороны.
- А изменились ли в этом году требования к потенциальным заемщикам? Какие виды залогов банк рассматривает как наиболее ликвидные?
- В 2009 году все банки повысили требования к заемщикам, чтобы не допустить к кредитным ресурсам недобросовестных клиентов. Мы, в частности, тщательнее стали рассматривать кредитные истории заемщиков (если таковые имеются), их финансовое состояние, отчетность, налоговые отчисления и, естественно, залоговую базу. Учитывая снижение рыночной стоимости недвижимости, дисконты по залоговому имуществу тоже изменились.
Процентные ставки по кредитам в 2009 году выросли. Этому есть логическое объяснение - удорожание ресурсов. Сегодня ситуация несколько стабилизировалась, и мы вышли с инициативой к кредитным организациям о снижении процентной ставки по кредитам для поддержания региональной экономики. Я считаю, что необходимо сделать кредиты более доступными как для бизнеса, так и для населения (за послед-ние пять месяцев мы уже дважды снижали ставки). Соответственно, будут падать и ставки по вкладным операциям. Поэтому, если наши вкладчики хотят получить бОльшие проценты, нужно поторопиться, так как в ближайшей перспективе тенденция к снижению депозитных ставок сохранится.
- Какие программы по кредитованию малого и среднего бизнеса реализовывал банк в 2009 году?
- Малому и среднему бизнесу мы уделяем очень большое внимание, поскольку видим, что его доля в структуре экономики и бюджетном наполнении постоянно растет и во многих городах уже достигает 50%. В нашем кредитном портфеле, который составляет свыше 4,3 млрд рублей, доля кредитов, приходящихся на малый и средний бизнес, составляет 1,765 млрд, то есть более 40%. В 2009 году, когда некоторые банки отвернулись от этого сегмента, посчитав его высокорискованным, мы повели обратную политику. Считаем, что это очень перспективный сектор экономики: во-первых, быстроадаптирующийся к любым условиям, во-вторых, от малых предприятий большая отдача, в-третьих, они стали более прозрачны во взаимоотношениях с банками и налоговыми органами, и, наконец, это – один из основных источников формирования регионального и местных бюджетов. И потому у нас действуют самые разные программы для малых и средних предприятий, в том числе с использованием средств созданного правительством области специального Гарантийного фонда. Под его гарантии только за последние два месяца мы уже выдали кредитов более чем на 60 млн рублей.
Кроме того, успешно работает наша программа для сельхозпред-приятий. В минувшем году мы увеличили кредитный портфель по АПК с 700 до 800 млн рублей.
- Какие банковские продукты оказались наиболее востребованными в условиях 2009 года?
- В первую очередь, это – продукты для работников бюджетной сферы. Все большим спросом пользуются наши зарплатные проекты. Заметно растёт популярность «пластика», люди привыкают к «электронным кошелькам», тем более, что на остаток средств на карте начисляются проценты, а у нас они самые высокие по сравнению с другими банками. Кроме того, мы активно развиваем сервисы для удаленного доступа к банковским счетам. Системы «Банк – Клиент» и «Интернет – Банкинг Faktura.ru», позволяющие управлять своим расчетным счетом через Интернет, с большим успехом используются нашими клиентами. Увеличилось число эмитированных нами карт международной платёжной системы «MasterCard».
- Удовлетворены ли Вы в целом работой банка за 2009 год?
- Я вполне удовлетворен работой всего коллектива, который мужественно перенёс все издержки кризисного периода. Мы приняли очень серьезные меры по оптимизации наших расходов, за счет чего смогли получить дополнительную прибыль по итогам года. Доля сметных расходов к активам банка в 2008 году составляла 4,5%, а в 2009-м мы ее снизили до 4%.
Несомненно, 2009 год был сложным, но кризис нас подтолкнул к переоценке текущей ситуации и дал понять, что мы всегда должны быть в тонусе и развиваться, не останавливаясь. В период с сентября 2008-го и до конца 2009 года мы смогли нарастить уставный капитал на 62 % и сегодня он составляет 1,1 млрд рублей, собственный капитал с учетом нераспределенной прибыли - 1,3 млрд рублей. По итогам января 2010 года мы уже получили прибыль 20 млн рублей, что является очень хорошим показателем для первого месяца года.
На юбилейный год (в сентябре нашему банку исполнится 15 лет) мы имеем серьезные планы в части наращивания и клиентской базы, и кредитного портфеля. Но основная задача банка – по-прежнему быть надежным финансовым инструментом в экономическом развитии области. И мы в дальнейшем будем делать все, чтобы эту задачу с честью выполнить.