2 и 3 марта в Оренбурге побывал министр транспорта РФ Игорь Левитин. Сразу после прибытия в Оренбург Игорь Левитин вместе с губернатором Алексеем Чернышевым ознакомился с ходом реконструкции аэропорта «Центральный». В интервью областным СМИ Игорь Левитин заявил, что одна из целей его визита – обсудить будущее компании «Оренбургские авиалинии» и технологию разделения авиакомпании и аэропорта с участием представителей госкорпорации «Ростехнологии» и «Аэрофлота».
По словам Игоря Левитина, это разделение позволит создать более прозрачную систему стоимости обслуживания пассажиров. «Монопольное владение аэропортом одной авиакомпанией не позволяет достигать достаточной конкуренции», – заявил министр. Кроме того, согласно распоряжению Правительства РФ, по новой схеме должны работать и топливозаправочные компании. Авиаторы будут оплачивать их услуги по хранению, транспортировке и отгрузке топлива, но горючее приобретать непосредственно у производителя. Игорь Левитин отметил, что в тех аэропортах, где разделение уже произошло, появилась конкуренция за пассажиров. Это должно привести к снижению стоимости и повышению качества услуг авиаперевозчиков и владельцев аэропортовых комплексов.
Губернатор области Алексей Чернышев пояснил, что аэропорт «Центральный» после разделения будет передан в собственность нашего региона. В 2009 году непосредственно из бюджета области на его реконструкцию было направлено 50 млн рублей, а также была дана гарантия на получение кредита в коммерческом банке. «Мы надеемся, что аэропорт, топливозаправочная компания и самолеты малой авиации станут областной собственностью», – сказал губернатор. Он также заверил, что название авиакомпании «Оренбургские авиалинии» сохранится, по крайней мере, в ближайшие три года.
3 марта министр транспорта РФ провел совещание по развитию транспортной инфраструктуры Оренбургской области с участием губернатора Алексея Чернышева, членов правительства области и руководителей транспортной отрасли региона.
Открывая совещание, Игорь Левитин отметил, что в Оренбургской области успешно реализуется план мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, подписанный с Министерством транспорта РФ несколько лет назад. По территории региона пройдет один из приоритетных транспортных маршрутов главного проекта – международного транспортного коридора.
Губернатор в ответ подробно остановился на состоянии дел в дорожной отрасли. Он проинформировал, что общая протяженность сети автомобильных дорог региона составляет 13,6 тыс. км, в том числе федеральные автодороги – 0,8 тыс. км, региональные – 12,9 тыс. км (седьмое место по России).
Сеть автодорог области сформирована в 60-80 годы прошлого столетия на основании действующих в то время стандартов. В результате технический уровень существующих автодорог не отвечает современным, а тем более перспективным требованиям, их средний износ составляет более 73 %.
В области утверждена целевая программа «Развитие сети автомобильных дорог Оренбургской области на 2010-2015 годы» с общим объемом финансирования 11,6 млрд рублей. Программа позволит соединить отдаленные села области, крупные сельхозпредприятия с районными центрами по дорогам с усовершенствованным типом покрытия. А для обеспечения всех населенных пунктов региона (201 населенный пункт) дорогами с твердым покрытием необходимы капитальные вложения 10,2 млрд рублей.
Губернатор отметил тенденцию снижения динамики финансирования дорожной отрасли. В 2009 году по сравнению с предыдущим периодом оно было снижено на 44%. В текущем году, исходя из возможностей областного бюджета, расходы на дорожное хозяйство определены в объеме 2,2 млрд рублей. По предварительным расчетным данным, предельная сумма кредитов для Оренбургской области возможна в объеме 400 млн рублей. Алексей Чернышев подчеркнул, что эти средства не отвечают неотложным потребностям региона, которые составляют около 700 млн рублей.
Глава области высказал предложение по передаче автомобильных дорог региона в федеральную собственность. Правительство области просит еще раз рассмотреть вопрос по передаче автомобильных дорог общего пользования в федеральную собственность. Это касается автомобильных дорог «Оренбург – Орск – Шильда – граница Челябинской области» протяженностью 404 км; и «Оренбург - Соль-Илецк – Акбулак - граница Республики Казахстан», протяженностью 153 км.
Алексей Чернышев также затронул тему строительства международного транспортного коридора «Европа - Западный Китай». В настоящее время финансирование разработки проектно-сметной документации и объектов строительства этого автомобильного маршрута включено в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)». В соответствии с ФЦП начало строительства оренбургского участка приходится на 2014 год.
Министр РФ также рассказал о ходе подготовки к реализации проекта по созданию международного транспортного коридора «Западный Китай – Западная Европа». Финансовый кризис не позволяет начать его масштабное строительство, поэтому министерство транспорта планирует привлечь частные инвестиции и кредитные средства. «Те участки дорог, которые будут строиться вновь или реконструироваться под новые нагрузки на ось, будут платными», – сказал он.
Игорь Левитин подтвердил, что принято положительное решение о дополнительном выделении Оренбургской области 300 миллионов рублей на финансирование строительства и содержания дорог. По договоренности с областными властями, в федеральную собственность передана дорога Оренбург-Уфа, после решения вопроса о финансировании планируется также принять трассу Оренбург - Акбулак - граница с Казахстаном протяженностью 156 км.