Таможенный союз: в ожидании экономического чуда

1 января 2010 года официально начал действовать единый Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Решение об этом подписали 27 ноября 2009 года Дмитрий Медведев, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев на заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС в Минске. Теоретически создание таможенного союза означает, что отныне территории стран-участниц союза считаются единым таможенным пространством, союзные товары не подвергаются таможенному оформлению на внутренних границах трех государств, а правила оформления товаров из третьих стран унифицированы. Однако с наступлением официальной даты начала работы Таможенного союза у большинства участников внешнеэкономической деятельности (как предпринимателей, так и самих таможенников) больше вопросов, чем ответов.

Прогнозировать не беремся

Создание Таможенного союза запланировано в несколько этапов. С 1 января 2010 года утвержден единый таможенный тариф согласно единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, сформирована единая система мер нетарифного регулирования. С 1 июля 2010 года официально откроются границы стран-участниц: таможенное оформление внутри союза будет отменено, вступит в силу новый Таможенный кодекс, который унифицирует правила внешней торговли трех стран, а также будет отменено таможенное оформление товаров третьих стран между Россией и Белоруссией (товары третьих стран будут оформляться на белорусской границе и свободно пересекать границы России). Перенос всех видов контроля с российско-казахстанского рубежа на внешние границы союза планируется с 1 июля 2011 года. Таким образом, товары российского, белорусского и казахстанского происхождения будут свободно перемещаться по территории Таможенного союза, что, в идеале, должно способствовать укреплению торговых связей наших стран и увеличению товарооборота. Для товаров из третьих стран создание Таможенного союза также должно принести благо: товар, растаможенный однажды, уже не будет подвергаться таможенным процедурам в пределах ТС. Однако не все так идеально и благоприятно, как это кажется на первый взгляд.

Большинство экспертов не спешит прогнозировать, какими будут реальные последствия вступления России в Таможенный союз для всех заинтересованных сторон, а тем более, какими будут конкретные изменения законодательства. Таможенные брокеры, перевозчики, сами участники ВЭД и таможенники в один голос твердят: «Давайте подождем официальных заявлений». Обещанная то в середине марта, то в апреле информация так и не появляется в доступных источниках. Хотя на том же сайте Федеральной таможенной службы РФ можно прочитать об уже принятых решениях Комиссии таможенного союза (главного органа союза) и ознакомиться с проектом нового Таможенного кодекса. Однако конкретных инструкций по новым правилам оформления товаров никто в глаза не видел, несмотря на то, что свободное перемещение товара между Россией, Белоруссией и Казахстаном начнется менее чем через три месяца. Лишь некоторые наши эксперты взяли на себя смелость спрогнозировать возможные плюсы и минусы Таможенного союза.

Как считает Оксана Солдатова, директор ЗАО «РОСТЭК-Оренбург», создание Таможенного союза предусматривает упрощение порядка таможенного оформления в отношении участников ВЭД: «Ведь в чем суть такого союза? Очень упрощенно - в отсутствии таможенных барьеров внутри стран - членов союза и одинаковый «таможенный подход» к любому внешнему товару, откуда бы и в какую бы страну союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу. Пока, на наш взгляд, ситуация складывается таким образом, при которой участник ВЭД только выигрывает. Ведь посудите сами, сроки таможенного оформления сократились, что соответственно приведёт к снижению затрат на услуги таможенного терминала. Как следствие этого, возможно, подешевеет импортный товар, так как в себестоимости одна статья расходов существенно сократится».

Одним из аргументов в пользу Таможенного союза Алексей Кошелев, директор ООО «ТрансЕвро-Азия», называет отмену двойного налогообложения: «Таможенный союз позволит упростить внешнеторговые отношения между странами-участницами и исключить формирование такого негативного момента, как двойное налогообложение. При формировании цены внешнеэкономической сделки в стоимость включается НДС, при получении товара в Казахстане товар также облагается налогом. В Таможенном союзе это будет исключено, что позволит снизить стоимость товара для производителя». Кроме того, как считает эксперт, упростятся процедуры перемещения товара через границу. Не надо будет простаивать в ожидании оформления, снизятся сроки доставки. Товар будет доходить до потребителя несколько быстрее, улучшится сохранность груза, качества перевозимого товара и т. д.

Считалка на троих

Важным нюансом создания Таможенного союза является распределение между странами - участницами таможенных пошлин. Напомним, что 1 января этого года был утвержден единый таможенный тариф. Ставки таможенных пошлин были унифицированы для трех стран, при этом российские ставки подверглись изменениям в меньшей степени по сравнению со ставками Белоруссии и Казахстана (там они ниже по многим позициям). Как говорит Оксана Солдатова, существенных изменений в российских ставках не произошло: больше 80% действующих пошлин остались неизменными. Среди них ставки на новые и поддержанные иностранные автомобили, большинство продуктов питания и сырьевых товаров, алкоголь и табачные изделия. Бытовая техника подешевеет, кроме холодильников, стиральных машин и телевизоров, среди продуктов питания значительнее всего подорожает мясная продукция. «Определив ставки на импорт, остается один вопрос: «Как будут зачисляться и распределяться таможенные платежи и разнообразные сборы?» Как справедливо поделиться доходом, чтобы не получилось, как в русской народной сказке: одному - вершки, другому - корешки? Практика показывает: пока обсуждаются совместные доходы в теоретическом будущем, они легко распределяются, опыт раздела «живого», конкретного дохода - материя деликатная, чреватая конфликтами», - делится своими соображениями Оксана Владимировна.

По официальным заявлениям создателей Таможенного союза, механизм зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин будет введен с 1 июля этого года, с апреля начнется его «использование в тестовом режиме». Базовый принцип этого механизма таков: весь объем импорта из дальнего зарубежья учитывать по единому таможенному тарифу и определять долю каждого государства пропорционально объемам его импорта за 2007—2008 годы. Заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов пояснил, что Россия и Казахстан предлагали распределять таможенные платежи в следующей пропорции: 86,5% - Российской Федерации, 8,5% - Казахстану и 5% - Белоруссии. Однако белорусская сторона предлагает увеличить свою долю. Так что переговоры продолжаются. Снова ждем.

Экономическое чудо

Перспектива расширения потенциальных рынков сбыта – одна из главных причин создания Таможенного союза. Географически самое большое в мире единое экономическое пространство трех стран с более чем 160 млн потребителей, взаимная торговля без таможенных границ, по оценкам ученых-экспертов, должны способствовать экономическому росту ВВП стран-участниц к 2015 году на 15-18%. Экономический эффект от создания Таможенного союза для России оценивается в 400 миллиардов долларов, для Белоруссии и Казахстана – более чем в 16 миллиардов долларов. Совокупный ВВП России, Белоруссии и Казахстана составляет 2 триллиона долларов, а совокупный товарооборот трех стран – 900 миллиардов долларов.

Самые смелые федеральные эксперты даже назвали его «экономическим чудом»: «Можно только представить, как в этом случае вырастет благосостояние граждан России и других стран Таможенного союза. 15% роста ВВП - это российское экономическое чудо. Это наше общее экономическое чудо, и это можно только приветствовать», - говорил Василий Хрол, заместитель госсекретаря Союзного государства России и Белоруссии в декабре 2009 года.

Как считают специалисты Управления внешних связей и приграничного взаимодействия Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области, отмена таможенного контроля на внутренних границах будет способствовать расширению рынков сбыта Казахстана и Белоруссии для оренбургских предприятий. Наиболее мощные и перспективные отрасли Оренбургской области: газохимическая, черная металлургия, производство бытовой техники, продовольственной продукции. «Конечно, казахстанское минеральное, углеводородное сырье, нефтепродукты, зерно, а также белорусская сельскохозяйственная, автомобильная, дорожная, коммунальная техника, полиэфирные и нитроновые волокна могут конкурировать с продукцией нашего региона, но Таможенный союз и единое экономическое пространство создают совершенно новый уровень правил. Они дадут возможность жить без «торговых войн». К примеру, это будет происходить за счет того, что по окончании достаточно быстрого переходного периода у нас больше не будет отдельного рынка молока России и Белоруссии, а будет общий рынок молока и молочных продуктов, объединенный общим пониманием того, что молоко, произведенное в России и Белоруссии, лучше, чем молоко, произведенное в третьих странах. То же самое относится и ко всем остальным категориям товаров», - говорит Александр Калинин, заместитель министра, начальник Управления внешних связей и приграничного взаимодействия Министерства культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области.

Уравнение со множеством неизвестных

Однако теория нередко расходится с практикой. Как будет выглядеть на деле отмена таможенного оформления между странами союза, оренбургские специалисты предсказать не могут. Говорят, это компетенция высших инстанций. Главы правительств, договорившиеся на высоком уровне, не предусмотрели сложный этап пересмотра, а в некоторых направлениях и «переделки» законодательства трех стран, а установленные сроки (1 июля 2010 года) заставляют вносить изменения стремительными темпами, в которых нетрудно «дров наломать».

Об этом говорилось и на заседании Консультативного совета по работе с участниками ВЭД при Оренбургской таможне, состоявшемся 10 марта в режиме видеоконференции с Приволжским таможенным управлением. По мнению начальника Приволжского таможенного управления Вячеслава Голоскокова, такое быстрое принятие решений требует от всех заинтересованных сторон максимальной мобилизации: «Нам всем – и таможенникам, и участникам ВЭД - необходимо активно поработать сейчас, чтобы не возникла ситуация «гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Большая часть Федерального закона «О таможенном регулировании в РФ» (который с 1 июля заменит ныне действующий Таможенный кодекс РФ - прим. ред.) уже готова к представлению в Государственную думу. Положения этого закона окажут существенное влияние на работу всех таможенных органов. Поэтому пока у нас есть возможность, мы должны активно участвовать в обсуждении этого и всех других документов, формулировать, описывать, обобщать и представлять свои предложения с целью воздействовать на органы государственной власти, чтобы не повторить прежних ошибок в законодательстве».

Созданием Таможенного союза обеспокоены таможенные брокеры, специализирующиеся на оформлении внешнеторговых сделок России и Казахстана: при отмене таможенного оформления их услуги могут оказаться невостребованными. Однако утверждать это наверняка тоже нельзя, так как четких инструкций нет. При этом скептики говорят, что ожидать упрощения не приходится.

Таким образом, пока в кабинетах высоких начальников унифицируются правила внешней торговли трех стран, участники ВЭД и таможенники на местах продолжают пользоваться действующим  законодательством и ждут инструкций свыше. При этом вступившие с 1 января 2010 года изменения уже коснулись некоторых предпринимателей (например, в правилах лицензирования, в перечне товаров, ограниченных и запрещенных к перемещению через границу таможенного союза и др.). С ними таможенники рекомендуют знакомиться на деле, обращаясь в каждом конкретном случае за консультацией в Оренбургскую таможню. Мы же вынуждены ждать официальных заявлений.

Комментарии orinfo.ru

Здесь вы можете оставить комментарий, если вы являетесь зарегистрированным пользователем orinfo.ru или анонимно.

Добавить комментарий