В Оренбуржье начался сезон, окрашенный в цвет выборов. Такого напряженного для всех политических сил области года не было очень давно. Судите сами: июнь - назначение нового (или сохранение старого) губернатора; октябрь – выборы в муниципалитеты области, главной жемчужиной которых станут выборы в Оренбургский городской Совет; следом за ними – выборы главы Оренбурга и назначение сити-менеджера; март следующего года – выборы в Законодательное собрание Оренбургской области. И все это должно произойти в течение года.
Естественно, что политические элиты области напряжены. Партии судорожно ищут варианты, как закрепить завоеванные позиции или, наоборот, воспользовавшись слабостью конкурентов, отвоевать дополнительное место под солнцем. Масла в огонь добавил кем-то грамотно организованный вброс «аналитической» информации под названием «Политические ресурсы кандидатов на должность губернатора Оренбургской области». Многостраничный опус был подготовлен организацией под названием «Межрегиональная служба общественного надзора» и, по оценке экспертов, призван был окончательно поссорить и так находящиеся не в «интимных» отношениях региональные элиты. Надо отдать должное последним: пообсуждали, поохали, повыясняли отношения и… забыли. Вернее, быстро выяснилось, что весомые 300 с лишним страниц текста (правда, профессиональные полиграфисты уместили бы все и в сто) не более чем набор слов, лишь отдаленно напоминающий социологическое исследование. Особо осведомленные называли даже заказчика и финансиста данного проекта: одного высокопоставленного чиновника и руководителя крупного промышленного предприятия. Впрочем, даже холостой выстрел сыграл свою роль – элита стала готовиться к выборам.
Нашему журналу, естественно, стало весьма интересно: как и на каких принципах сегодня функционирует партийная система Оренбургской области, насколько тесно взаимодействие (или, наоборот, сильны антагонизмы) между главными политическими партиями региона, что жду самые активные участники политического процесса от предстоящих предвыборных баталий. Тем более, что пробные бои уже прошли во время внесения изменений в Устав города Оренбурга. Оппозиция показала, что она в городе есть, и что сил у нее пока явно недостаточно.
Чтобы понять все это, мы предложили лидерам основных, на наш взгляд, партийных ячеек региона ответить на ряд вопросов. Ответы приведены практически без купюр (лишь в случаях выходящего за рамки, по мнению редакции, шельмования политических противников или рассуждений вне темы мы изымали фразы или выражения из текста). Таким образом, региональные лидеры «Единой России», КПРФ, «Патриотов России», «Справедливой Россиии» сегодня дают свою оценку раскладу политических сил в нашем регионе. К них мнению мы добавили оценки одного из ведущих политологов области Татьяны Денисовой и главного регионального социолога Галины Шешуковой. Естественно, редакция с удовольствием опубликовала мнения ЛДПР и областных чиновников. Но и те, и другие как воды в рот набрали. Как, впрочем, и авторы упомянутого выше исследования. Последние хотя бы честно признались, что подобные вещи делают на коммерческой основе.
Наши эксперты:
- Татьяна Денисова, политолог;
- Владимир Фролов, председатель комитета Оренбургского регионального отделения политической партии «Патриоты России»;
- Андрей Шевченко, секретарь Регионального политического совета Оренбургского регионального отделения партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ»;
- Владимир Новиков, первый секретарь ОК КПРФ;
- Галина Шешукова, профессор, доктор политических наук;
- Александр Митин, председатель Совета регионального отделения партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ».
Вопросы, на наш взгляд, достаточно острые, и мы благодарны всем ответившим, что они не попытались избежать какого-то из них.
Какие политические силы сегодня обладают влиянием на территории области? На какой электорат они опираются?
Денисова: Первое. «Единая Россия» не является монолитной. Именно ее части и дроби пытаются делать политику и делить влияние на территории области. К сожалению, все они меньше всего рассчитывают на электорат. Делить будут административный ресурс. А уж как ресурс справляется с электоратом, следует проанализировать итоги мартовских выборов в регионах России.
Подрастает электорат у КПРФ. Почему? Весь протестный электорат, а это 5-6 процентов, который предпочитал раньше графу «Против всех», сегодня со спокойной совестью мстит «обидчикам», лишившим их права выбора. Городское население начало поддерживать КПРФ.
Фролов: Во-первых, это партия власти «Единая Россия». Ее электорат- симбиоз чиновничества регионального и муниципального уровней; средний и крупный бизнес, в том числе и бизнес из других территорий России, крупный бизнес в лице компаний- монополистов в энергетике, добывающих отраслях промышленности. Ее электорат - чиновники, менеджеры и собственники предприятий малого и среднего бизнеса, весь руководящий состав компаний-монополистов, руководство высших учебных заведений (деканаты), небольшая часть (прикормленного) студенчества из состоятельных семей и, часто, преподавателей.
Во- вторых, это симбиоз коммунистических и национально-патриотических организаций. И самая влиятельная из них - партия КПРФ. Ее электорат – это люди старшего поколения, наемные работники предприятий и организаций, низкооплачиваемые слои населения, пенсионеры, в том числе и военные пенсионеры, инвалиды. Сюда стоит отнести и партию «Патриоты России». Этот симбиоз неоднороден по составу и противоречив по своей идеологии. Многие оппозиционные силы напрямую не примыкают к КПРФ и занимают самостоятельные позиции («Движение в поддержку армии», ветеранские организации Вооруженных сил и правоохранительных органов, национально ориентированные граждане, бывшие лимоновцы и им сочувствующие).
Шевченко: Определенным влиянием в области обладают практически все действующие в стране партии. Сегодня их 7: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко», ЛДПР. Безусловно, каждая из них имеет свой электорат. Но следует отметить, что общая численность членов оренбургских региональных отделений партий составляет на сегодняшний день лишь 1,6 процента от числа избирателей региона.
Новиков: КПРФ: невзирая на всевозможную грязь и антипропаганду в СМИ, запугивание граждан историческими параллелями - гражданской войной, ГУЛАГом и т. д., остается по-настоящему серьезной, оппозиционной партией. Опирается на здравомыслящее население, людей имеющих хорошее образование, средний достаток, определенную трудовую занятость. С годами все больше пополняется думающей молодежью, которая увязывает свое будущее с будущим России. Остается в КПРФ определенная часть честных и принципиальных ветеранов. Единственная из партий, которая никогда не сойдет с политической арены.
ЛДПР: имеет поддержку радикальных, неуравновешенных, политически безответственных граждан. Такой контингент всегда существует в обществе на уровне 8-12%.
«Справедливая Россия»: имеет малочисленный электорат. Опирается на людей, в том числе молодых, которые привержены идеалам социализма, но напуганы «страшилками» о коммунистах. Перспектива достаточно призрачная из-за политической беспринципности, непоследовательности высшего руководства партии, а главное, из-за обманно используемых социалистических лозунгов.
«Патриоты России»: имеет определенную поддержку в г. Оренбурге, основанную на симпатии к личности В. И.Фролова. Перспектив никаких. Поэтому ожидается ее слияние с партией «Справедливая Россия».
«Единая Россия»: влияние достаточно большое, основанное на использовании административного давления на все общественные структуры, беспредельном использовании СМИ, падении морали и нравственности основной части общества, запугивании населения, особенно людей старшего поколения: без «Единой России» им будет хуже. Перспектива одна – дальнейшее использование в полной мере имеющихся административного и финансового ресурсов, затем, в случае полного краха, «модернизироваться» в партию под другим названием.
Шешукова: Традиционно в преддверии выборов наш социологический центр (СЦОМ) проверяет рейтинги политиков и органов власти. Однако опрос по области уже давно не проводился нашим социологическим центром. Поэтому я буду использовать данные 2 опросов : по Оренбургу (октябрь 2009 г., 500 человек ) и в Бузулукском районе ( январь 2010 г., 500 человек).
В нашей области рейтинг исполнительной власти, также как и по РФ, в целом выше, чем законодательной. Так, оценки органов власти жителями Оренбурга выглядят так. По активным избирателям одобряют деятельность институтов законодательной и исполнительной власти:
- правительства области – 41 %
- Законодательного собрания – 29 %
- администрации г. Оренбурга – 45 %
- Городского совета – 27 %
Авторитет представителей исполнительной власти будет использован партией «Единая Россия» на выборах в октябре 2010г.
В органах законодательной и исполнительной власти лидируют представители партии «Единая Россия». Несмотря на то, что в парламенте области представлены 4 партийные фракции, – общая численность оппозиционных сил не позволяет ей проводить законодательно большинство своих предложений. Однако решение партии «Единая Россия» , а затем и Городского совета о смене модели по выборам главы города было «подарком» для оппозиции. В результате оппозиция впервые выступила сплоченно: провела альтернативные слушания, по этой проблеме выступила единым фронтом и в Тюльганском районе на выборах главы района и депутатов районного Совета. Добиться успеха оппозиции не удалось. С большим отрывом победила партия «Единая Россия».
Однако опыт избирательной кампании в Тюльганском районе наверняка будет использован на октябрьских выборах в муниципалитетах Оренбургской области и далее в остальных избирательных кампаниях. Это произойдет, несмотря на идейные разногласия между оппозиционными партиями.
Митин: В районах и городах с учетом предложений президента Российской Федерации Д. А. Медведева возможны выборы по смешанной системе. Для этого нужно предусмотреть такую норму в уставах данных муниципалитетов. Только пока я не слышал, чтобы такие поправки вносились в уставы. Складывается впечатление, что то, о чем говорит наш президент, на местах делается с точностью до наоборот. Те же выборы главы города Оренбурга из состава депутатов. Извините за слово, совершенно наплевать городским депутатам от партии «Единая Россия» на мнение народа и других партий, исполняют команду своих высших партийцев себе в угоду для сохранения власти исходя из личностных интересов, а не интересов общества.
Скрывать нечего: правящая партия власти, имея реальный процент электората 27-35%, за счет административного ресурса нагоняет процент до 60. Люди стонут от безработицы и нищенской зарплаты, на встречах клянут на чем свет стоит своих работодателей и действующих во власти чиновников, а потом за сто рублей или пару килограммов муки голосуют так, как им приказывают. Эти люди не заслуживают такого к ним отношения, но пока в них будет это рабское существо, ждать улучшения в социально-экономической, общественной жизни страны просто глупо.
Вы можете сказать мне, что какой-то пессимистичный настрой. Нет, я говорю то, что есть на самом деле сегодня. Мы, партия «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», не сидим сложа руки, идем в народ и объясняем, что если не мы, то кто тогда изменит сегодняшний строй? Не скрою, тяжело, но все-таки удается с каждым разом все больше и больше привлекать на свою сторону население, сторонников и единомышленников, готовых в любую минуту встать на защиту собственного Я уверен, что и те, кто сегодня у власти, начинают понимать, что так долго не протянется, люди выйдут на улицы и спросят с тех, кто сегодня обязан, придя во власть, решать вопросы основной массы простых россиян. И спросят по нашему, российскому. Мужик долго запрягает, да быстро едет, мало не покажется никому.
Сегодня специально кукловоды создали множество партий, чтобы удобно было управлять по принципу «разделяй и властвуй». И народ делят на электорат синих и красных, левых и правых. Эти люди понимают, что нельзя допустить объединения левых партий – коммунистов, патриотов, справедливороссов, иначе получится мощная оппозиция, способная в одночасье сменить строй в стране. И тогда повторится вариант: «кто был ничем, тот станет всем», а это не входит в их планы. Поэтому мы сами здесь на местах должны создать коалицию из всех оппозиционных партий и оттеснить партию власти на второй план, это реально при условии, что население не будет отсиживаться дома и ждать, что кто-то за них придет и решит все наболевшие вопросы.
Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны каждой из них.
Денисова: Есть у нас политические силы, есть у сил политическая воля, а вот силы воли нет ни у кого. Оренбуржье - по-прежнему территория, на которой доминирует единоличное решение. До последнего времени судьба любого политика зависела от благосклонности губернатора. Те, кто забывался, не успевали опомниться, как оказывались в хвосте партийной очереди.
Слабость в зависимости. Нет представителей самодостаточного бизнеса общероссийского уровня, нет представителей с серьезной федеральной поддержкой, нет, в конце концов, даже народных героев.
Фролов: Первая политическая сила имеет административный ресурс, начиная снизу доверху (губернатор, правительство области), серьезный финансовый резерв на выборах за счет помощи компаний- монополистов и представителей среднего бизнеса. В связи с выстроенной «вертикально» партией власти имеется довольно организованное сообщество чиновников, руководителей бюджетных организаций и коммерческих структур. Главная цель данного «сообщества» - удержание власти на местном и региональном уровне путем прямого влияния на выборах глав и депутатов представительных органов власти, областного парламента. Их представители беспрепятственно могут встречаться с избирателями в любых коллективах и в любое (даже рабочее) время.
Вторая политическая сила менее организована и более разобщена по своим политическим и партийным целям, у нее нет административного ресурса и слишком мал финансовый резерв для проведения предстоящих выборов. В органах власти достаточно мало представителей КПРФ, «Патриотов России», других политических партий, поэтому заведомо известно, что вторая сторона может лишь «отчасти» претендовать на получение малого количества мандатов на предстоящих выборах в органы самоуправления.
Шевченко: В первую очередь отмечу: чтобы сохранить или утвердить свои лидирующие позиции, любые партии должны упорно работать, быть открытыми для перемен, расширять диалог с избирателями. При этом все политические партии обязаны сознавать огромную ответственность за будущее России, единство нации, стабильность развития нашей страны.
На мой взгляд, какими бы острыми не были политические баталии, какими бы неразрешимыми не казались межпартийные противоречия, они никогда не стоят того, чтобы ставить страну на грань хаоса. Безответственная демагогия, попытки расколоть общество, использовать иностранную помощь, вмешательство в ходе внутриполитической борьбы, которыми нередко грешат наши оппоненты, зачастую не только безнравственны, но и незаконны. Они унижают достоинство нашего народа и ослабляют наше демократическое государство. Считаю, что наша политическая система должна развиваться вместе с политической культурой. Тогда она будет одновременно и гибкой, и стабильной.
Новиков: КПРФ:
а) положительное:
- это ее базовая идеология со 107–летней историей развития коммунистического общества;- 70-летняя практика социалистического развития страны, превратившая СССР в супердержаву, с высоким уровнем социальной защиты граждан, избавляющая человечество от многих пороков, сопровождающих человечество с начала его развития;
- богатый опыт политической борьбы, создания союзов из организаций различного направления;
- наличие конкретной программы выхода России из экономического кризиса, поэтапного экономического и социального вывода страны на передовые позиции в мире;
- наличие команды профессионалов-управленцев всех отраслей экономики и социальной сферы.
б) отрицательное:
- отсутствие реальных финансовых ресурсов, собственных электронных СМИ;ЛДПР:а) положительное:
- харизматичный лидер партии;
- наличие приверженцев среди определенной части молодежи.
б) отрицательное:
- широкое использование безответственной демагогии.
«Справедливая Россия»:
а) положительное:
- привлечение (в некоторых случаях) авторитетных лиц.
б) отрицательное:
- беспринципность и использование социалистической риторики в достижении буржуазных целей;
- откровенный обман своих избирателей.
«Единая Россия»:
б) отрицательное:
- использование административного и финансового ресурсов в своих целях;
- нежелание брать на себя ответственность за провалы в экономике и развал Советского Союза;
- нежелание признать себя партией крупного чиновничье-олигархического криминала.
Шешукова: Заслугой партии «Единая Россия» является организационный охват всех территорий Оренбургской области. У оппозиции нет сил и ресурсов сделать то же самое. Ее заслугой является попытка объединения в начале 2010г.
Митин: Мне трудно сказать, что может быть положительного у партии власти или «ядроссов». Все, что было плохое в КПСС, они вобрали в себя. Вывешивают свои ярлыки на мероприятия, к которым практически не имеют никакого отношения, заявляя, что это построено или достигнуто при поддержке партии власти. Административный ресурс никуда не спишешь и не спрячешь, да они и не пытаются его прятать. Наоборот, чтобы всем было понятно: против власти, что против ветра - себе дороже.
Что касается нашей партии. Конечно, и у нас есть проблемы. Отрицательная сторона заключается в том, что нас пока мало, и мы не можем реально повлиять на политические моменты, и как результат - на социально-экономические. Несмотря на это наша фракция в Государственной думе по числу законопроектов на одного депутата опережает партию власти, и некоторые наши законопроекты «единороссы» представляют как свои. Ну и ладно, лишь бы на благо людей. Положительные моменты нашей партии состоят в том, что она народная и для народа.
Есть ли различия в политических раскладах в городах и на селе, на востоке и на западе области?
Денисова: Нет различий. Даже город Орск, который всегда был «необщим выраженьем», потерял свою самобытность.
Фролов: Различия имеются, и очень значительные. В городах все больше растет поддержка оппозиционных сил (второй стороны) в связи с ухудшением реального уровня жизни, в том числе и бюджетников.
На селе, если раньше это была «вотчина» КПРФ, то сегодня - это уже не совсем так. В связи с тем, что личные подсобные хозяйства получали кредиты от государства на развитие животноводства, то сегодня они во многом «связаны» с обязательностью их возвращения. И если человек не может по условиям договора из-за засухи, низкой продажной цены зерна возвращать кредит, то граждане уже стали «заложниками» и зависимыми от местной власти. Поэтому они больше подвержены влиянию представителей партии власти (первой стороны), хотя и понимают, что все равно власть их перед банками не спасет.
Что касается востока или запада области, то восток, как и раньше, представляет больше интересы наемных работников в промышленности и более склонен к негативной оценке партии власти. Запад же больше связан с нефтяной, газовой отраслью и сельским хозяйством. И здесь настроения более благоприятные для партии власти. Кроме этого, в западных районах области люди больше ездят работать в близлежащие регионы (Татарстан, Самарская область), в которых более стабильная экономическая ситуация, чем в Оренбургской области.
Шевченко: Безусловно, есть. Но хочу напомнить, что еще не так давно Оренбургская область прочно входила в так называемый «красный пояс». Население сельских территорий и малых городов отдавало предпочтение коммунистическим силам, довольно сильные симпатии к левым испытывали и жители Оренбурга, Орска.
Но появление на политической сцене «Единой России» - сильной центристской партии с четкой и ясной программой в корне переломило положение дел. Если на первых для «Единой России» выборах 2003 года по области наш результат был 28,1%, то через четыре года - уже 60,3%. Уверен, что политические расклады на грядущих выборах будут зависеть, в первую очередь, от работы отделений и представителей конкретных партий, от реальных дел, от качества работы с электоратом, в конечном счете.
Новиков: КПРФ: наибольшее сосредоточение коммунистов в городах и райцентрах области. В сельской местности коммунисты распределены неравномерно из-за проблемы связи, транспорта, нехватки штатных партийных кадров из-за отсутствия финансовых ресурсов.
ЛДПР: судя по участию в выборах, в основном члены партии сосредоточены в г. Оренбурге. На период выборов за деньги нанимаются временные партийные приверженцы в крупных городах и райцентрах, исходя из возможностей финансовых ресурсов.
«Справедливая Россия»: партийные организации есть только в тех городах и районах, где есть партийные организаторы, работающие на платной основе.
У партии «Единая Россия»: число ее членов во всех городах и районах значительно. Отличительная черта: отсутствие первичных звеньев в сельской местности и рядовых граждан в ее рядах.
Шешукова: Если в 90-е годы, когда область устойчиво относилась к «красному поясу», основной электоральной базой КПРФ были жители сельской местности, то сейчас сельчане составляют электоральную базу, прежде всего, «Единой России». Электоральная поддержка КПРФ в городах и селах выравнивается.
Митин: Несомненно. Всегда были и есть. И это из истории известно: что пока у крестьянина есть хотя бы корова, он будет стараться оставаться в тени, не высовываться, «как бы чего не вышло». Это играет на руку властьдержащим чиновникам и их товарищам по бизнесу. А в городах, естественно, рабочему терять, кроме работы, нечего, поэтому он более активный в политическом вопросе и, как правило, ищет сторонников среди партий, защищающих его интересы. Оренбург более мещанский город, нежели, например, город Орск, где сильны позиции рабочего класса. Также и запад более лоялен к власти, нежели восток.
Можно ли говорить о гегемонии одной партии в нашем регионе? Чем можно объяснить такое положение дел?
Денисова: Если мы согласимся с тем, что у нас и в регионе, и в России гегемония одной партии, то, следовательно, Россия - страна тоталитарная. Однако институты и признаки демократического государства на данный момент присутствуют. Чем объяснить положение дел? Мы действительно страна не просто молодой демократии, а пока лишь детской. И народ все время просит «жесткой руки», и политики в целях самосохранения прибиваются к сильным. «Единая Россия» - классическая либеральная партия, защищающая интересы олигархата, вдруг объявила себя консервативной… Все правые, которые должны быть в ней, – с ней борются. Все левые выясняют, кто из них круче и левее… А в политике всегда правит «его величество – компромисс». Так что детская болезнь демократии еще не побеждена.
Фролов: Да, можно. Эта «гегемония» партии «Единая Россия» связана с одним - с безудержным произволом, который граничит часто с открытым хамством в действиях конкретных должностных лиц на местном уровне. Это показали и выборы в Тюльганском районе. Методы, которые используют чиновники (ложь, обман, лицемерие, подкуп, угрозы потери работы, бизнеса) свойственны большинству органов местной власти и напрямую связаны с бездействием (потворстом) региональной власти и правоохранительных органов. Люди все больше становятся бесправными и вынуждены скрывать свои взгляды, позиции в связи с боязнью потери работы. Поэтому «гегемония» партии власти держится сегодня за счет страха людей и это очень выгодно для власти, для ее удержания на местном и региональном уровне. Однако, при дальнейшем развитии негативной обстановки в области (несвоевременная выплата зарплат, их реальное сокращение, потеря работы из-за банкротства предприятий) негативно молчаливое отношение людей может выливаться в открытый протест, который никак не ожидают власти.
Шевченко: Начнем с того, что каждая партия по определению стремится стать наиболее влиятельной. Это абсолютно нормальная практика, это естественно. Собственно для этого партии и существуют. Сложившаяся у нас в области политическая, партийная система определена выбором граждан и их стремлением к единению, социальной стабильности и желанием жить в сильной, процветающей стране. Мировая политическая история знает немало примеров, когда в демократических государствах при развитой многопартийности на протяжении десятков лет доминировала одна партия. Это и Швеция, и Япония, Итальянская Республика и т. д. Да что там говорить, даже «колыбель демократии», США, в течение почти 70 лет имели такую систему.
«Единая Россия», как показывают последние региональные и местные выборы, например в Тюльганском районе, сохранила доминирующее положение, несмотря на естественные издержки, связанные с экономическим кризисом. Последние местные выборы характеризовались возрастанием политической конкуренции и, несмотря на наши успехи, нам не стоит расслабляться. Мы не должны страдать головокружением от успехов.
Уверен, что развитие российской многопартийной системы обязательно продолжится. А сколько и какие из партий будут доминировать, зависит от самих партий, от их конкретных дел. Еще раз подчеркну - в конечном итоге партийную систему формируют избиратели.
Новиков: Можно говорить о гегемонии чиновников, состоящих в рядах «партии власти». Объясняется это низменными побуждениями людей: карьеризмом, корыстью, а также страхом за себя, свою судьбу и семью.
Шешукова: «Единая Россия», безусловно, является ведущей политической силой. Однако гегемоном «Единая Россия» по типу КПСС не является. Об этом свидетельствует убедительная победа «Справедливой России» и ее руководителя А.Н. Митина на выборах в Черноречье Оренбургского района в октябре прошлого года.
Митин: Говорить о гегемонии партии власти, наверное, неправильно, и оказывать тем самым ей преференции нет необходимости. Я бы сказал о большой беспардонности по отношению к простым оренбуржцам, другим политическим партиям и общественным организациям.
Доминирующее положение ЕР означает окончание политической борьбы в нашей области?
Денисова: Дело не в доминанте «ЕР». Нельзя говорить об окончании, если не было как такового начала. КПРФ всегда была в Оренбуржье на привилегированном положении (Смею напомнить: А. А. Чернышев добровольно-принудительно оказался в «Единой России» в 2004 году; А. Г. Зелепухин, в недалеком прошлом первый замгубернатора, член КПРФ; Трофимов Ю. В. вступил в «ЕР» года четыре назад…), и не было необходимости в борьбе. «Справедливая Россия» по своему персональному составу достаточно слаба. Однако молодежь, которая сегодня довлеет к Фролову (Патриоты России), к Пузию (КПРФ) вряд ли будет придерживаться сложившейся традиции. Она значительно отличается от молодежи, которая есть в партии власти. Не стоит расслабляться. Борцы растут, причем идейные и бескомпромиссные.
Фролов: Доминирующее положение партии «Единая Россия» все больше сокращает возможности ведения политической борьбы со стороны оппозиционных сил, их раздробленности и снижения активности. По существу «сошли на нет» активность партии «Яблоко» и «Правое дело». Снижается активность борьбы со стороны КПРФ и «Патриотов России». Партия «Справедливая Россия» обозначена «флажками», за которые она не в состоянии переступить без согласования с Центром. Остаются «свободными» в выборе средств борьбы только КПРФ и «Патриоты России». Власть добивается подавления политической активности сил в области, в городе Оренбурге. Это для них спасение на определенный период времени.
Шевченко: Нет. Политическая борьба, как и любой другой политический процесс, в той или иной форме присутствует всегда и будет существовать до тех пор, пока существует сама политика, общество, интересы социальных групп, сами группы и люди, человечество, в конце концов. Ведь человек – существо политическое, как говорили древние мыслители. «Единая Россия» не стремится к монополизму, но за избирателя мы будем бороться. Бороться политическими методами.
Новиков: Дальнейшее доминирующее положение «Единой России» в жизни страны ведет к обострению политической борьбы, стремлению оппозиционных партий объединить свои усилия, чтобы пробить мощный барьер административных препонов, использующихся для удержания власти, попирая все нормы Конституции и избирательного законодательства.
Шешукова: Доминирующее положение «ЕР» в настоящее время отнюдь не гарантирует победу во всех муниципалитетах области. Борьба в ходе избирательной кампании осенью этого года между оппозицией и «Единой Россией» продолжится. Причем с привлечением политиков федерального уровня.
Митин: Конечно, нет. И вы в этом убедитесь в ближайшее время. Накал борьбы будет только нарастать, и на нашей стороне будет время и события в стране, связанные с ухудшением экономики и социальной обстановки, с ростом тарифов и цен, увеличением безработицы и сокращением зарплаты. Это неизбежно при таком подходе и отношении к человеку труда, пенсионеру и студенту, детям и подросткам. У нас послушаешь – «все красиво на бумаге, но забыли про овраги».
Достаточна ли политическая ответственность партий и их представителей в выборных и исполнительных органах власти? Если нет, то как ее ужесточить?
Денисова: Она, политическая ответственность партий, не только недостаточна, она отсутствует. Все, за исключением партии власти, озабочены расширением своего сегмента на политическом пространстве. Правда, не совсем понятно в последнее время за счет чего они это собираются делать. Территориальные верхушки не столько работают со своим электоратом, сколько договариваются о своей личной судьбе. Отсюда постизбирательные истерики на фоне полного бездействия.
«Единая Россия» действительно является партией власти, в том смысле, что иногда это больше напоминает политический инструмент, нежели политический институт.
Фролов: Ответственность представителей партии власти «Единая Россия» отсутствует в принципе как в выборных, так и в исполнительных органах власти. В органах власти вопрос ответственности не ставится уже за последние пять лет. Виной тому - отсутствие спроса губернатора и председателя правительства области с тех, кто отвечает за конкретные участки работы. «Круговая порука» лиц партии власти достигла всех уровней по вертикали и горизонтали. Ответственности представителей партии «ЕР» добиться в нынешних условиях невозможно. Для того, чтобы это сделать, необходимо поменять кадры, начиная с руководителей областного уровня и вниз, до села и города. Необходимо реально начать борьбу с коррупцией в органах власти, в правоохранительных органах и судах, победить родственность. Однако этим никто в области не занимается.
Шевченко: Действительно, с развитием многопартийности позиции политических партий укрепляются и соответственно теперь государство и общество вправе требовать от партийных организаций повышенного внимания к работе, ответственного подхода к выбору приемов политической борьбы и ясности в позициях.
Но главное – конкурентная борьба, соперничество, межпартийные дискуссии, даже самые острые, должны иметь одну общую цель - благополучие населения страны, области, муниципальных образований. Об этом мы все должны помнить. И это - главный критерий ответственности политических партий.
Новиков: Можно говорить о безответственности правящей политической партии «Единая Россия» и лидера партии «Справедливая Россия», занимающего ответственный пост спикера высшей палаты Федерального Собрания РФ С. Миронова, раздававших обильные предвыборные обещания и принимающих антинародные законы, разваливая экономику страны, разрушая обороноспособность страны, живущих чисто за счет импорта сырьевых ресурсов.
Ужесточить можно несколькими способами:
- законодательно принять решение, что при снижении жизненного уровня населения и спада экономического развития страны руководителей страны и законодательных органов привлекать к ответственности;
- в период выборной кампании проведение обязательных теледебатов по предвыборным программам. При неучастии политической партии в дебатах, она снимается с выборов;
- проведение выборов только по пропорциональной системе, что даст возможность избирателям оценивать не финансовые возможности кандидатов в депутаты, а реальные программы экономического и социального развития, реализацию которых затем можно проконтролировать.
Шешукова: Призвать к ответственности депутатов могут только сами избиратели. Главный способ – это проголосовать на очередных выборах за других кандидатов, отказав в доверии тем, кто не выполнил свои обещания. Однако уровень политической активности., протестный потенциал, несмотря на экономический кризис, не повышается . Кроме того, падает доверие населения к институту выборов. Свою роль сыграли и СМИ, подробно осветив нарушения, имевшие место на выборах в ряде регионов РФ в октябре прошлого года.
Митин: О какой ответственности вы спрашиваете, когда сам премьер В. В. Путин открыто говорит о том, что хватит обещать, надо делать, только с кем и что. Вот в чем вопрос. Назовите хоть одного губернатора или министра, которого сняли за неисполнение своих полномочий. Не назовете. Вся наша беда в том, что пока от верха до низа дойдет какое-то постановление или закон, его несколько раз изменят, дополнят и вообще похоронят. Кто сегодня мешает спрашивать с руководителей всех уровней власти за исполнение, к примеру, 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? В лучшем случае стрелочниками выставят глав сельских поселений за неисполнение несвойственных им полномочий. Хотите пример? Пожалуйста. Полномочия по утилизации твердых бытовых отходов или содержание ямы «Беккари», то есть скотомогильников. Первое - полномочие районов, второе - региональных властей, а в Оренбургской области прокурорами наказаны почти 100% сельских глав. Где ответственность, в том числе партий и власти? Нужна не жестокость, а справедливый спрос за исполнение каждой властью и бизнесом своих полномочий.
Какие прогнозы вы можете дать на:
- назначение губернатора;
- выборы в Оренбургский городской Совет;
- выборы главы города Оренбурга?
Денисова: Назначение губернатора произойдет в 2010 году. Последним чужаком, руководившим Оренбуржьем, был А.В. Коваленко. Вероятно, настал черед. Надо полагать, что приход постороннего поможет области выйти не только из экономического застоя, но и политического. И чем дольше президент будет откладывать назначение, тем худшая ситуация будет складываться в области.
Выборы в Оренбургский горсовет будут достаточно сложными. Но эту сложность выбрал вначале политсовет ООРО «Единая Россия», а затем и Горсовет. Отчасти таким образом (попадание в партийный список) решают свою дальнейшую судьбу некоторые оренбургские единороссы-одномандатники. Смешанная система выборов может кардинально спутать планы. Именно она дает шанс коммунистам, «патриотам Фролова», ЛДПР в нынешних политических условиях, экономических лишить необходимого большинства единороссов
Принуждение силой, которое применено к областному центру для отмены прямых выборов мэра, еще раз подтвердило, что политическим элитам не хватило и года переноса выборов, чтобы определиться с кандидатом на мэра. И именно это принуждение может сыграть злую шутку с планами партии власти.
Фролов: Думаю, что губернатором области в июне месяце станет представитель финансово- промышленной группы, скорее всего, это будет Грачев С. И. или ставленник администрации президента из московского окружения. На выборах в Оренбургский городской Совет, скорее всего, победит большинство представителей от партии «Единая Россия», если не случится коллапс в экономике региона. Выборы главы города Оренбурга теперь напрямую увязаны с выборами депутатов Оренбургского городского Совета и при большинстве депутатов от партии «ЕР» главой города из числа депутатов будет избран Шевченко А. А. При условии победы на выборах депутатов в Горсовет от КПРФ, «Патриоты России», «Справедливая Россия» и ЛДПР и их совместных действиях главой города может стать их представитель. Этого опасается власть и будет делать все, чтобы никаких договоренностей между партиями не было.
Шевченко: Прогнозы - дело неблагодарное, а политические по своей эффективности вообще сродни гаданию на кофейной гуще. Гадать на губернатора не будем, будем констатировать факты. В последние годы в нашей стране губернаторскими полномочиями наделяют людей, не занимавших посты во властных структурах своего региона (во всяком случае, непосредственно перед назначением), но зато имеющих крепкие связи с федеральными (либо иногда московскими) элитами. Исключения из этого правила есть (к примеру, утвержденный на посту президента Татарстана Рустам Минниханов), но они лишь подтверждают правило. Практически не назначают губернаторами мэров областных центров (исключение - новый губернатор Еврейской автономной области Александр Винников и недавно представленный президентом на должность губернатора Челябинской области мэр Челябинска Михаил Юревич). Надо признать, что в последнее время руководство регионами доверяют людям с большим опытом управления именно в экономической сфере. Позиция очень верная, ведь будущий губернатор должен сочетать в себе качества и политика, и хозяйственника. Кстати, на мой взгляд, наш действующий губернатор Алексей Андреевич Чернышев – очень хороший пример именно такого руководителя.
Что касается выборов в Оренбургский городской Совет, то в соответствии с Уставом города в этом году они будут проходить на основе смешанной избирательной системы - 19 депутатов будут избраны по одномандатным избирательным округам, а 20 депутатов - по единому избирательному округу по партийным спискам. При такой системе все политические силы в равных условиях и каждая имеет возможность продемонстрировать свою состоятельность и меру доверия избирателя. Как решат горожане, так и будет.
Ответственность оренбуржцев на предстоящих выборах возрастает вдвойне, ведь от их решения будет зависеть, какие депутаты будут избирать главу города. Эта модель управления выгодно отличается от ныне действующей тем, что глава города станет больше подотчетен населению, так как будет вынужден согласовывать решение большинства важных вопросов с народными избранниками.
Новиков: Считаю бесперспективным фантазировать по поводу кандидатур на должность губернатора и главы г. Оренбурга, так как это не зависит ни от людей, ни от общественности, ни от политических партий. Все это решается в высоких чиновничьих кабинетах.
По выборам в Оренбургский горсовет: у партии «Единая Россия» сложное положение. Во-первых, из-за ухудшения экономического и социального состояния населения города, что снижает имидж «ЕР». Во-вторых, с принятием решения о выборах по смешанному принципу снижаются возможности подкупа избирателей по одномандатным округам. Поэтому результат выборов будет зависеть от возможного объединения усилий всех оппозиционных партий, от активности в предвыборной агитационной работе. Шансы оппозиционных сил значительно выросли.
Шешукова: Если бы состоялись прямые выборы губернатора области, то можно было бы достаточно точно прогнозировать и то, кто будет губернатором. Но в настоящее время решение за «двумя избирателями», которые решают эти вопросы внутри тандема под влиянием лоббирования со стороны противоборствующих групп федеральной и региональной элит. Учитывая высокий рейтинг действующего губернатора А. А. Чернышева как у населения, так и у региональной элиты, скорее всего, его кандидатура будет в списке, который будет предложен «Единой Россией» президенту РФ. Скорее всего, в списке может оказаться и председатель правительства области С. И. Грачев. За третье место борьба будет идти между депутатами Государственной думы от Оренбургской области и председателем Законодательного собрания Д. В. Кулагиным, как известно включенным в кадровый резерв президента РФ. Однако перегруппировка сил внутри фракции «Единая Россия» в региональном парламенте ослабляет его перспективы. Высоким рейтингом обладает депутат Государственной думы Б. Коган, однако значительная часть региональной элиты вряд ли поддержит эту кандидатуру. Окончательное решение – за тандемом.
Впервые выборы в городской Совет пройдут по смешанной избирательной системе. Это создает более благоприятные условия для оппозиционных партий. Им, скорее всего, удастся увеличить число депутатов в новом Горсовете. Однако ведущие позиции партии «Единая Россия» сохранятся.
Борьба за место главы города председателя Городского совета пойдет внутри региональной организации партии «Единая Россия». Претендовать на это место могут действующий председатель городского Совета А. А. Шевченко и действующий глава города Ю. Мищеряков. Но окончательное решение будет принято на федеральном уровне.
Митин: Они неутешительны для Оренбуржья. Из-за низкой политической культуры и активности наших оренбуржцев губернатор будет от единороссов, более молодой, из варягов, потому что местные перегрызлись и так искупали в грязи сами себя, что, я думаю, президент не рискнет выбирать губернатора из тех, что есть. Что касается городского Совета. Левые партии совместно потеснят «ЕР», но административный ресурс сработает по старой схеме, не удивлюсь, если будут фальсификации. Но мы настроены решительно.
Выборы главы города Оренбурга уже состоялись задолго до принятия поправки в устав. Из числа депутатов главой станет Шевченко А. А., которого выбрали в Москве. Остальное - бутафория. На эту тему анекдот. Идут выборы президента. Доклад, плохая новость и хорошая. - Начните с плохой. – За вас никто не проголосовал. – А хорошая? – Вы в очередной раз стали президентом.
В каких территориях у партий, находящихся на вторых-третьих ролях, есть шансы потеснить ЕР? За счет чего это может произойти?
Денисова: За исключением Оренбурга и Орска, где возможна консолидация данных партийных сил, ни в одной из территорий сценарий выборов не изменится. «Единая Россия» в сельских районах получит возможный максимум. За исключением одного момента. Есть главы, которые способны удержаться лишь при поддержке сил оппонирующих партий. Но в этом случае работает механизм: ничего партийного – только бизнес. Приблизительно так развивается ситуация в Кваркено, где, по большому счету, главой–единороссом рулят предприниматели-справароссы.
Фролов: Потеснить «Единую Россию» можно в городах. Это может произойти в условиях невыплаты заработной платы бюджетникам, обмана пенсионеров по вопросу «монетизации» их льгот в оплате жилья и коммунальных услуг, сокращения работников в реальном секторе экономики. Возможно, потеснить «ЕР» в городе Оренбурге с первого на второе место по голосам избирателей. Малые и средние города во многом будут подвержены общей ситуации в области по занятости населения.
Шевченко: Повторюсь, что успех той или иной партии напрямую будет зависеть от качества работы, от уровня взаимодействия с избирателями. Естественно, оппоненты активизируются, ищут наши «слабые места». Конечно, и «Единая Россия» будет мобилизоваться. Мы трезво оцениваем свои слабые и сильные стороны и после каждых выборов мы делаем «работу над ошибками».
Новиков: Шансы потеснить «ЕР» есть практически везде. Вопрос: в какой степени? Пример прошедших выборов в Тюльганском районе показал, что у населения высокий уровень опасений «как бы не стало хуже!». Чувство гражданского достоинства у населения подавлено, но сдвиги к нарастанию протеста налицо.
Шешукова: Пока об этом говорить сложно. Нужно провести социологический мониторинг по территориям области, и тогда можно будет ответить на этот вопрос
Митин: Этот вопрос оставлю без комментария. Поживем, увидим.
По каким причинам сегодня люди идут в политику (карьерный рост, личные взгляды, рост бизнеса, попытка изменить ситуацию, что-то еще)?
Денисова: И сегодня, и вчера в политику идут две категории: личности и лица. Пока в России много лиц, но очень мало личностей.
Фролов: Люди идут в политику по разным причинам. В основном, это рост бизнеса, карьерный рост, сохранение своего должностного положения, личная выгода, неприкосновенность, желание быть успешным во власти и в бизнесе, сидя в одном кресле. Все меньше остается людей, способных защищать интересы простых людей, отстаивать свои принципы и добиваться справедливости в обществе, пытаться изменить ситуацию к лучшему в интересах большинства людей. В связи с падением моральных принципов в нашем обществе в целом это же проявляется наглядно и во власти. Деградация и внутреннее опустошение людей ведет к потере государственности и независимости России.
Шевченко: Безусловно, в политику люди идут по разным причинам: это и карьерный рост, и удовлетворение своих здоровых амбиций. Но общее, что объединяет членов нашей партии, – это желание быть нужным, полезным для своей страны, области, для земляков, желание быть сопричастным к тем переменам, к той политике, которую проводят сегодня в жизнь президент страны, председатель Правительства России, губернатор нашей области, партия «Единая Россия».
Новиков: Действительно, люди идут в политику по различным причинам. Однако, если в КПРФ вступают в основном по убеждению и желанию изменить ситуацию в стране и обществе к лучшему, то трудно найти среди членов партии «Единая Россия», которые не руководствовались бы корыстными и сугубо личными интересами. Многообразие взглядов о формах и путях политического государственного устройства приводят людей к желанию участвовать в достаточно широком спектре политических партий. Здесь и искренне политические пристрастия, естественно, у руководящей части - корыстные интересы. Однако надо отметить, что политическая культура нашего общества на достаточно низком уровне.
Шешукова: Я думаю, что все названные причины в разном сочетании для разных политиков мотивируют участие граждан в профессиональной политике.
Митин: Статистикой доказано, что из 100% только 5 интересуются и могут стать руководителями, политиками, с активной жизненной позицией. В «ЕР» идут сохранить и увеличить бизнес, прикрыться билетом, получить карьерный рост. Если ты не в «ЕР», в государственных структурах не быть, есть исключения для разнообразия, не более того.
Что касается меня. Со школьной скамьи у меня было обостренное чувство стремления к справедливости, об этом говорит и моя классная руководительница Жигулина В. Г. В советское время вступал в КПСС, потому что без партбилета не стать специалистом и руководителем. Сейчас понимаю, что в оппозиционной партии о карьерном росте говорить нет смысла. Работаю, и в политику пришел из желания изменить ситуацию. Пусть даже в отдельном селе, как Черноречье, людям живется получше, значит, я не зря живу на этой земле.
Выводов из данного обмена мнениями можно сделать множество. Обозначим лишь те, которые лежат на поверхности. Оппозиция делает основную ставку на выискивание недостатков партии власти, при этом заранее готовя себе оправдание в виде невозможности преодолеть административный ресурс. Оппозиция разрознена, объединяющих процессов пока не видно, каждый тянет одеяло на себя. Насколько нам известно, меморандум о коалиции партий левого толка подписан лишь двумя из трех основных фигурантов. Хотя на словах все «за». «Единая Россия», несмотря на очевидное превосходство, не уверена в безоговорочной победе на выборах. Эту неуверенность подогревают и результаты последних выборов по стране, где ЕР потеряла часть электората. Очевидно, что партия власти пожинает плоды своего «ответственны за все».
Прогнозы на выборы таковы (исходя из ответов):
- губернатором области останется Чернышев или его сменит варяг из Госдумы;
- главой города Оренбурга станет Шевченко;
- ЕР в Оренбургском городском Совете не наберет 50%.
Отметим, что позиция редакции по данным вопросам далеко не всегда совпадает с позицией экспертов.