ФЭБ продолжает серию материалов о предприятиях Оренбургской области, работавших в годы Великой Отечественной войны. В этом номере мы расскажем об оренбургском заводе «Радиатор», который все годы выпускал продукцию для фронта- мины, минные взрыватели, а также запасные части для сельскохозяйственной техники.
Завод имени С. М. Кирова и одесский завод «Автозапчасть» - два предприятия, после слияния которых был создан и успешно функционирует до сих пор завод «Оренбургский Радиатор». Перед каждым в годы войны стояли свои задачи, но их выполнение было направлено к единой цели – дать необходимую продукцию фронту.
Завод имени С. М. Кирова был создан в 30е годы XX века и выпускал детали к тракторам и сельскохозяйственным машинам. Однако уже с 1940 года завод приступил к производству деталей для танков: опорной подушки, серьги к детали 18-78, поводки включения тормоза, стопора, серьги направляющего стержня и др. (всего 88 наименований). В сентябре 1941 года приказом наркома среднего машиностроения заводу было поручено производить корпуса 82 мм мин. За четвертый квартал 1941 года было произведено 2140 изделий. Однако производственных мощностей было недостаточно, чтобы справиться с планом выпуска 250 тысяч штук с месяц. Необходимы были прутовая и листовая сталь, кокс, лак, олифа, огнеупорная глина и другие материалы, требовалось 182 единицы оборудования (токарные, сверлильные станки и прессы), в наличии имелось 73.
Несмотря на трудности, завод принял все меры к обеспечению фронта боеприпасами, используя внутренние ресурсы. Была организована круглосуточная работа. В конце 1942 года 60% рабочих составляли те, кто выполнял норму на 200%, были и «трехсотники». В августе 1941 года в Оренбург прибыл одесский завод «Автозапчасть». Период эвакуации был чрезвычайно сложным и героическим. Враг, едва сдерживаемый усилиями Одесского гарнизона, подступал к Одессе со всех сторон суши семимильными шагами. Шел интенсивный артиллерийский и минометный обстрел, а с воздуха бомбежка продолжалась не менее 40 дней. Эвакуация началась 22 июня 1941 года под руководством директора завода Александра Анатольевича Саблина.
Решено было отправить эшелоны морем с последующей перегрузкой в портах на железнодорожный транспорт. В пути шелоны постоянно подвергались бомбежке авиацией противника, особенно близ берегов Крыма, но по счастливой случайности корабли не пострадали и благополучно достигли портов перегрузки Мариуполя и Новороссийска. Оттуда оборудование шло по железной дороге. Первая партия прибыла в Оренбург 26 августа, вторая - 28 октября 1941 года. Каждый эшелон формировался по принципу замкнутого технологического процесса, чтобы перевезенное оборудование можно было использовать в самостоятельном цехе.
Так в Оренбург было доставлено 204 металлообрабатывающих станка, 7 прессов, 8 формовочных машин, тонны бронзы, чугуна, инструмента и другое имущество. В Оренбурге для размещения завода «Автозапчасть» готового помещения не было, заводу были предоставлены недостроенные помещения кондитерской фабрики. Это были коробки стен без перекрытий, полов, окон и дверей. Первые станки устанавливались прямо под открытым небом. Руководил подготовкой помещений директор Оренбургского завода им. С.М.Кирова Александр Матвеевич Пуговкин.
Монтаж оборудования шел дни и ночи, рабочие сутками не уходили домой. При ограниченном материально-техническом снабжении, нехватке квалифицированных кадров восстановление и налаживание сложного и трудоемкого производства шло с большим трудом. Люди проявляли умение быстро организовываться и действовать, не теряя ни минуты. В экстремальных условиях эвакуации не обошлось и без потерь. Так если перед войной завод насчитывал 396 единиц разного оборудования, то после эвакуации в октябре всего 277. И все же в сжатые сроки ключевая задача была решена: 1 ноября 1941 года завод начал производить первую продукцию. На вновь построенных производственных площадях были смонтированы инструментальный, механический со штамповочным отделением и ремонтный цеха. Гальванический цех работал на территории завода им. С.М. Кирова.
Производство новой продукции также приходилось налаживать в предельно сжатые сроки. Уже в сентябре 1941 года завод получил задание на выпуск 82 мм мин, корпуса для них изготавливал завод имени С.М. Кирова. В апреле 1942-го объемы производства достигли 270 тысяч минных взрывателей или более двух миллионов в год. Изготовленные мины проходили испытание на полигоне в Донгузе, откуда отправлялись на фронт. Жизнь рабочих полностью подчинилась законам военного времени. Выходные дни давали не чаще чем два раза в месяц. Отпусков не было. Работали в две смены. Были введены обязательные сверхурочные, разрешено применение труда подростков и женщин. Запрещался самовольный уход рабочих с предприятия. Понимая всю тяжесть опасности, нависшей над страной, люди отдавали свои силы интересам фронта. В 1942 году на заводе насчитывалось 1072 человека, из них 588 женщин, 241 работник - несовершеннолетние. «Пополнение завода кадрами проходило, главным образом, за счет привлечения женского труда и подростков, использования трудовых резервов», — указывалось в одном из документов 1942 года. Кроме того, на заводе работали и военнопленные итальянцы. Женщинам и 15-16-летним подросткам приходилось трудиться наравне с мужчинами.
В цехах не было отопления, у рабочих постоянно мерзли руки. Для обогрева использовали времянки из пустых железных бочек. Горячую воду для технологических нужд подавал старый паровоз, который стоял на заводских путях. Тяжелее всего приходилось подросткам. Н. И. Крумгант-Новикова, руководитель одной из фронтовых бригад, так рассказывает об одном из эпизодов своей трудовой деятельности: «...и вот в одну из первых ночных смен напряжение меня подвело. Не замечая, как глаза сами собой закрывались, я спокойно задремала. Почти уже смотрела сон, как почувствовала, что кто-то трогает меня за нос. Открываю глаза и вижу: передо мной имеющий «нетактичность» появляться в цехах в любое время суток директор завода А. А. Саблин. Он скорчил страшную мину» и спросил: «Ты что, артистка, дремлешь?» А я вижу, что глаза смотрят по-доброму, жалостливо. Да и что можно было потребовать с нас, голодных, неумело работающих по двенадцать часов, а то и по двое суток находившихся на казарменном положении. Но работать старались изо всех сил».
В начале 1942 года завод получил задание изготовить запасные части для тракторного парка МТС совхозов. Новый цех был смонтирован и дан в эксплуатацию за шестнадцать дней. Он занимал небольшую площадь. Ни соответствующего оборудования, ни достаточной технологической документации не было. В цехе стояли три автомата для изготовления трубки, два сборочных станка и ванна для испытания сердцевин. Один трубозакатный автомат прибыл с Горьковского автомобильного завода, часть технической документации поступила со Сталинградского тракторного завода. Тем не менее 20 апреля 1942 года были выпущены первые пять сердцевин радиаторов. В новый цех приходили и новые кадры. Движение по созданию комсомольско-молодежных фронтовых бригад охватило широкие слои рабочей молодежи. Если в январе-апреле 1942 года на заводе насчитывалось восемь фронтовых бригад, то в мае-июне их стало четырнадцать, в которых работало 387 человек. В тоже время в Оренбургской области всего существовало 138 таких бригад, то есть десятая их часть трудилась на заводе «Автозапчасть». Фронтовые бригады отличались от других комсомольско-молодежных бригад тем, что они трудились на самых трудных участках, где решалась судьба выполнения плана. По примеру передовых московских фронтовых бригад, комсомольско-молодежные бригады завода в четвертом квартале 1943 года высвободили за счет уплотнений рабочего дня свыше двадцати человек для перевода на другие участки. Признанием отличной работы коллектива является тот факт, что за годы войны оренбургскому заводу «Автозапчасть» 14 раз присуждалось переходящее Красное знамя министерства и один раз знамя ЦК ВКП (б), которое после войны оставлено коллективу на вечное хранение. После окончания войны завод полностью перешел на производство запасных частей к тракторам и комбайнам. Росло производство радиаторной продукции. Часть рабочих-одесситов уехала в свой город, многие остались на ставшим родным заводе, который со временем был преобразован в ООО «Оренбургский Радиатор».