Капитализации банковского сектора можно добиться тремя основными способами: 1) консолидацией путем слияний и поглощений; 2) вливанием капитала со стороны акционеров; 3) выходом на IPO, т. е. размещением акций на бирже и пр.
Во всем мире активно идет процесс интеграции банковских систем развитых и развивающихся стран. Отказ от интернационализации российской банковской системы невозможен. При этом нужно помнить о том, что в ближайшие годы ожидается дальнейшая экспансия иностранных банков, а также вступление России в ВТО, что обостряет проблемы адаптации нашей банковской системы к уровню развития мировых финансовых институтов. Поэтому ряд экспертов полагает, что увеличение концентрации банковского капитала путем слияний и поглощений выступает необходимым условием дальнейшего развития банковской системы. При осуществлении слияний и поглощений стороны таких сделок руководствуются определенными принципами, следуя которым они рассчитывают качественно повысить эффективность работы объединенного банка.
С другой стороны, планомерный рост является наиболее распространенным способом развития любой кредитной организации на любом этапе ее развития. Несомненными плюсами данной стратегии являются меньшая степень риска при расширении и диверсификации бизнеса, опора на использование внутрифирменных ресурсов, отсутствие необходимости концентрировать значительные средства к определенному моменту времени. Существенным же минусом считается то, что при использовании стратегии органического роста для достижения результатов придется затратить больше времени. Происходит не только увеличение сроков достижения стратегических целей развития, но и удорожание мероприятий, необходимых для осуществления поставленных целей (например, создания банком собственной региональной сети).
Что ожидает оренбургскую банковскую систему, еще недавно взбудораженную слухами об объединении двух крупнейших банков региона? Сумеют (если есть такая необходимость) региональные банки объединиться или каждый самостоятельно выступит в борьбе за независимость? Мы попросили ведущих оренбургских банкиров оценить положение дел в этом сегменте экономики.
Александр Стахнюк, начальник Главного управления ЦБ РФ по Оренбургской области: "Для объединения банков должны быть экономические предпосылки"Сейчас в России главенствующую роль в определении общего тренда российского банковского сектора на консолидацию активов оказывает экономическая политика Центрального банка РФ. Его действия по увеличению капитала кредитных организаций и повышению финансовой устойчивости и прозрачности всей банковской системы в целом отражены в принятых в 2006 году поправках в Закон «О банках и банковской деятельности».
Речь идет об ужесточении требований к собственному капиталу банков. По инициативе Банка России к 2012 году минимальный порог капитала банка должен составлять 180 млн рублей. При этом те кредитные организации, капитал которых менее 90 млн рублей, должны были увеличить его до 90 млн рублей уже к 2010 году, а в течение последующих двух лет «добрать» оставшиеся 90. Этот процесс уже в ближайший год может значительно изменить «финансовую карту» страны. Как считает ряд экспертов, нововведение ЦБ в первую очередь ударит по региональным (локальным) и узкоспециализированным банкам.
- Александр Васильевич, действительно ли Центробанк пытается заставить банки укрупнится или его действия не направлены на уменьшение количества подконтрольных организаций?
- За 5 месяцев 2010 года процесс присоединения в России прошли 11 банков. Нас обвиняют в том, что мы стремимся к уменьшению количества кредитных организаций, поскольку ими будет легче управлять. Якобы на это и направлены меры ЦБ РФ по увеличению минимального размера собственного капитала. Между тем отмечу, что благодаря этому в банковскую систему были привлечены очень серьезные средства акционеров. А дополнительные средства – это повышение устойчивости системы и, в конечном итоге, оздоровление банков.
Поэтому для нас рост капитализации – насущная задача. А как она будет проходить: через привлечение средств старых или новых акционеров, либо путем присоединения малых банков к крупным – это уже вопрос стратегии собственников. Заставить выбрать тот или иной путь ЦБ РФ не может, но сегодня значительно упростил законодательную базу, регулирующую процессы слияния и присоединения. Мы должны оптимизировать процессы, сделать их легкими и прозрачными для банков, желающих слиться. В настоящее время эта процедура занимает 1 месяц в территориальном управлении и 1 месяц в центральном аппарате. Есть трудности слияния банков с различными формами собственности, например, ООО и ОАО.
- В Оренбургской области эта тема актуальна или наши банки не нуждаются в укрупнении?
- Мы такой же регион, как и многие остальные. Структура нашего банковского сектора представлена 9 региональными банками, 25 филиалами инорегиональных банков, 15 филиалами Сбербанка, а также 2 небанковскими кредитными организациями. Всего в области 828 точек обслуживания, с наибольшей концентрацией в Оренбурге, Орске и Бузулуке. Ровно год назад их было 845.
Теперь по ресурсной базе. На 1 июля она составила более 122 млрд руб., а год назад было около 105 млрд Из них вклады населения составили 55,3 и 41,9 млрд руб. соответственно. Как видите, достаточно уверенный рост. Собственный капитал региональных банков за год вырос почти на 500 млн рублей. Т.е. банки ищут и находят деньги. Это видно и по нормативу достаточности капитала, который сегодня варьирует в системе от 12,8 до 27,8% (при нормативе 10-11%).
Соответственно, идет и рост объемов кредитования. За год они выросли на 12 млрд рублей до 92,8 млрд рублей. И, несмотря на то, что проблем остается еще много, видно, что банки начинают искать и находят своих заемщиков.
- А есть ли проблема, о которой говорят сторонники объединения банков: мол, сегодня ни один из региональных банков не может выдать достаточно серьезный кредит крупному заемщику?
- Есть много «за» и «против» укрупнения. Мелкий банк действительно ограничен в своих ресурсах при кредитовании. Поэтому ряд регионов, например, Татарстан, пошли на то, чтобы укрупнить банки для решения региональных проблем. Я был бы рад, если бы в регионе такой крупный банк появился.
С другой стороны, банк – это структура, производная от экономики. Какой смысл иметь крупный банк, если основная часть заемщиков – это мелкие и средние предприятия. Крупные предприятия уже обслуживаются или в кредитных учреждениях тех холдингов, куда входят, или в крупнейших российских и иностранных банках.
Кроме того, укрупнение банков должно происходить в соответствии с ростом экономики, внедрением новых инвестиционных проектов, увеличением спроса на кредиты. Пока такой тенденции я не наблюдаю. Именно поэтому в области неплохо себя могут чувствовать и «Бузулукбанк» с собственным капиталом в 119 млн руб., и банки «Форштадт» и «Оренбург», у которых он в десятки раз больше.
В нашем регионе еще никто не доказал, что крупный банк сможет решать новые задачи. Мы, в Главном управлении, проводим так называемое стресс-тестирование, когда банк ставится в различные нестандартные ситуации, и оцениваем его реакцию на них. Так вот, даже по результатам этих тестов нет предпосылок для объединений. А искусственно «разгонять» и «укрупнять» банки – это не рационально. Хотя тенденция к росту капитализации объективно есть.
А вот в 2008 году, когда ситуация в секторе была тяжелой, были реальные предпосылки для объединений. От них было много плюсов: от получения субординированных кредитов до повышения уровня выживаемости. И у банкиров было желание обсудить эту тему. Сейчас, при стабилизации ситуации, вопрос об укрупнении уже не актуален.
- Кто потенциально может выступить претендентом на наши банки: иностранцы (особенно с учетом грядущего вступления в ВТО), крупнейшие российские холдинги или местные банки?
- С точки зрения текущей ситуации наши банки самодостаточны. Тем более что сегодня у банков отсутствует желание объединяться. Но уже появляются мнения, которые указывают на необходимость консолидации активов, особенно с учетом тех внешних угроз, о которых вы сказали. Дополнительным аргументом сторонников объединений является и то обстоятельство, что расширение бизнеса за счет объемов возможно лишь до определенных пределов. Дальше начинается серьезная конкуренция, требующая значительных затрат. Поэтому нужно или снижать издержки, или увеличивать объемы за счет объединения бизнесов.
- А должен ли существовать в регионе единственный банк, который будет обслуживать бюджетные потоки? Или они должны распределяться на конкурсой основе?
- Что волнует хозяина любых денег. Первое – это надежность. Я думаю, что когда деньги идут через банк, который ты полностью контролируешь, то уверенность в их сохранности высокая. Второе, что волнует, - это эффективность их использования. И если найдется кредитное учреждение, которое сможет обеспечить для бюджета лучшие условия, например, процентную ставку, то почему бюджет должен терять эти деньги? Поэтому, на мой взгляд, каждый раз необходимо искать паритет между надежностью и эффективностью, и в зависимости от этого выбирать банк. В России используются разные модели. Но резко ломать уже сложившуюся в регионе модель я бы поостерегся, слишком негативными могут быть последствия.
- А слухи вокруг банков сильно дестабилизируют банковскую систему?
- Влияет любой слух. Информацией можно «свалить» любой банк. К сожалению, банки очень чувствительны к информационным атакам.
- Какой будет банковская система региона лет через пять?
- Мне кажется, при сохранении существующих тенденций количество региональных банков может сократиться. Но если банки попытаются сохранить свою функцию, выполнять все нормативы Банка России, то вполне допускаю, что работать будут все. Правда, ряду банков сделать это будет сложновато. Скорее всего, некоторые собственники начнут искать иные пути развития: привлекать новых акционеров или входить в состав крупных ФПГ. Но пока все собственники настроены на поддержание своих банков.
Владимир Киданов, президент банка "Русь"- Владимир Николаевич, насколько самодостаточна сегодня банковская система региона? Отвечает ли она интересам региональной экономики?
- Банковская система региона сегодня состоит из банков разного уровня – региональных, филиалов банков других регионов России, представительств иностранных банков. Есть отраслевые банки, которые изначально создавались под определенную отрасль экономики, такие как Россельхозбанк, Газпромбанк, Связь-банк, ТрансКредитБанк и др. Каждый банк имеет свою определенную специфику, нацелен на определенный круг клиентов, и услуги банков заточены под этих клиентов. Структуры региональной экономики имеют достаточно широкий выбор банковских услуг и банков, с которыми выгодно сотрудничать. У каждого банка и предприятия региональной экономики Оренбуржья уже определена своя ниша сотрудничества. И банки, и предприятия, исходя из поставленных задач, совместно вырабатывают определенную взаимовыгодную программу сотрудничества. Банковская система региона отвечает интересам региональной экономики в рамках установленных ЦБ России законов.
- Насколько региональные банки, на Ваш взгляд, отвечают современным требованиям по достаточности капитала, объему ресурсов, способности кредитовать предприятия Оренбуржья и т. д.?
- Прежде всего, деятельность каждого регионального банка определяется его конечным финансовым результатом – полученной прибылью. Если его результаты положительны, значит его услуги востребованы, есть свои клиенты. Ни для кого не секрет, что крупные московские банки работают только с большими предприятиями, у них есть ограничения по минимальной сумме кредита, финансовым потокам, жесткие стандарты кредитования. Поэтому значительная часть предприятий не может получить кредит и обслуживаться в этих банках. Региональные банки более гибки в своей политике и могут предоставить услуги самым разным предприятиям.- Насколько сложен процесс объединения банков? Как долго он может длиться? Какие последствия он несет для клиентов и вкладчиков?
- Процесс объединения очень сложный и длительный, который может длиться не один год, т. к. сначала надо разработать технологическую документацию, а затем начать процесс объединения.
Плюсы объединения - увеличение капитализации и расширение мест присутствия, сокращение управленческих издержек.
«Реорганизация банков выгодна для клиентов», - твердили руководители почти всех 25 объединившихся за последние три года российских кредитных организаций. Но при этом присоединения до сих пор происходили в первую очередь ради увеличения капитализации и расширения филиальной сети. «Задача сохранения клиентской базы была в лучшем случае второстепенной. Клиентские потери до сих пор многими банками просто не учитываются», - считает первый зампред банка «Восточный экспресс» Владислав Першин, наблюдавший изнутри за рядом объединений российских финучреждений.
Объединение банков заканчивается для клиентов не только сменой вывесок, но и изменением ставок, отказом в возобновлении кредитной линии и даже появлением просрочки двухлетней давности. Изменение технологий обслуживания для части клиентов может стать неприемлемым, и они могут просто сменить банк. Объединенный банк - более громоздкая структура в управлении, принятии решений.
В первую очередь объединению подлежат проблемные банки, подвергшиеся санации.
- Должен ли в регионе быть основной банк, обслуживающий бюджетные потоки? В чьей собственности он должен быть?
- Большая часть бюджетных потоков проходит через ГРКЦ г. Оренбурга.
- Может ли Ваш банк в ближайшее время поглощен другим банком? Почему?
- Процесс поглощения - это в основном процесс слияния в форме поглощения. Такие процессы происходят на добровольной основе по договоренности между двумя или более банками. У нашего банка в стратегических планах нет таких задач.
- Слухи о преобразованиях в банковской системе дестабилизируют сообщество или не влияют на его работу?
- Именно слухи, конечно, вносят сумятицу, и в первую очередь для клиентов банка, поэтому задача прессы как можно меньше печатать слухи, а обладать проверенной и достоверной информацией.
Юрий Самойлов, председатель правления ОАО «БАНК ОРЕНБУРГ»- Тема слияний и поглощений постоянно поднимается в банковской системе? Почему?
- Сегодня по этому вопросу существует два прямо противоположных мнения. Ряд банкиров выступает за существенное сокращение (в том числе и в принудительном порядке) количества кредитных учреждений, в основном это представители крупных федеральных банков. А вот Ассоциация российских банков, куда я вхожу в качестве члена Совета, считает, что банки всякие важны, банки всякие нужны. Ведь крупные финансовые организации до населения в маленьких поселках и райцентрах просто не доходят. Да и Сбербанк постепенно оптимизирует свою структуру и сокращает присутствие на селе.
Почему в этой ситуации не дать работать мелким кредитным учреждениям, которые выполняют все требования ЦБ, предоставляют рабочие места и обеспечивают банковскими услугами население, малый и средний бизнес в самых отдаленных уголках страны? Есть государства (например, США), где количество средних и малых банков на душу населения значительно выше, чем у нас. И в кризис именно эти кредитные учреждения продемонстрировали устойчивость.
Процесс объединений должен происходить естественным путем с учетом экономической целесообразности. Перед глазами объединение МДМ Банка и УРСА Банка. Хотя там идет непростой процесс, видно, что у нового учреждения будет хорошее будущее именно потому, что объединились крупный региональный банк с развитой сетью и банк, занимающий серьезные позиции в Москве.
Оправдан и поиск новых инвесторов или головной структуры в период, когда кредитное учреждение испытывает проблемы.
Мне кажется, когда два банка имеют приблизительно одинаковые показатели и структуру баланса, а также филиальную сеть, то обычное слияние никакого эффекта не даст.
- Процесс слияния сложен? Сколько он занимает времени?
- Процедура очень трудоемкая. Просто арифметически все сложить нельзя. Должна быть соответствующая программа, выполнение которой занимает не менее года. Тут и вопросы высвобождения персонала, и перераспределение ресурсной базы, и защита клиентов. А еще и интересы собственников должны быть соблюдены, необходимо определить объективную рыночную стоимость акций с той и с другой стороны.
- Если оценивать региональные банки, они справляются с потребностями экономики?
- Судя по экономическим показателям – да. Каждый занимает свою нишу, в которой неплохо работает.
Говорят, что местные банки не могут выдать крупного кредита. Смотрите, согласно требованиям ЦБ, максимальный кредит, который может предоставить Банк «ОРЕНБУРГ», - 350 млн рублей. Так, у нас просто нет клиентов, нуждающихся в такой сумме. Все крупные предприятия давно входят в различные холдинги и обслуживаются в собственных или федеральных банках. Нам же остался малый и средний бизнес, с которым мы успешно работаем. Ему такой объем кредитов не нужен. Поэтому для нас выход - именно эта специализация. А если вдруг в области появится крупный надёжный заёмщик, которому необходимо получить, например, 1 миллиард рублей, то 3-4 региональных банка могут выдать совместный так называемый синдицированный кредит на заявленную сумму, и с выгодой для каждого.
- А должен ли существовать в регионе единственный банк, который будет обслуживать бюджетные потоки? Или они должны распределяться на конкурсной основе?
- Ни в одной области нет банка, через который идут абсолютно все без исключения бюджетные средства. Скорее, можно говорить о кредитной организации, через которую региональные власти проводят свою социальную политику, реализуют значимые для области проекты. Другим банкам, ориентированным на прибыль, такие проекты в силу малорентабельности могут быть малоинтересны. В этом смысле органам власти целесообразно иметь свой банк.
Александр Соколов, председатель совета директоров банка «Форштадт»- Александр Павлович, Вы являетесь сторонником укрупнения региональной банковской системы? Какие Ваши аргументы?
- Давайте сразу отбросим все эти рассуждения о том, кто и кого спасет, если банки объединятся. Речь совершенно об ином. Мы полагаем, что сегодня области нужен тот банк, который, с одной стороны, мог бы решать задачи, стоящие перед ней, а с другой, достойно противостоять в той конкурентной борьбе, которая навязана крупными федеральными банками. Ведь сегодня получается так, что региональные банки борются за клиента между собой, а не с иногородними филиалами. Мы открываем филиалы, дополнительные офисы в одних и тех же местах. В результате конкуренция и затраты растут, а эффективность падает.
Ещё один довод в пользу объединения можно привести и такой, что наш, самый крупный банк Оренбургской области, можем выдать кредит не более 500 миллионов рублей исходя из тех требований, которые предъявляют нормативные документы Центробанка. Можно ли при этом говорить о полноценном кредитовании экономики нашего региона?
- То есть региональные банки не могут выполнить всех задач, которые ставит перед ними экономика области?
- С моей точки зрения, да. У нас у всех красивые цифры по нормативам, прибыли. Количество участников банковского рынка перевалило за 800. А крупной кредитной организации, перед которой можно было бы ставить масштабные задачи, – нет. Кого и с кем объединять – это вопрос третий. Главное, чтобы в соответствующих головах появилось понимание объективной необходимости данного процесса. И тогда собственниками должны быть начаты переговоры, достигнуты соответствующие договоренности. А дальше - технический процесс.
Смотрите, в Самаре объединяются местные банки, новый банк входит в сотню крупнейших в стране, получает высокие рейтинги от агентства Moody‘s. Мы считаем, что в случае создания в Оренбурге объединенного банка, он должен входить в первые 50.
У нас сегодня ведется работа по накоплению пенсионных средств. Для того, чтобы их размещать и управлять в родном городе, нужно иметь банк с собственным капиталом в 5 млрд руб. Мы не хотим за счет этих средств развивать другие регионы, мы хотим чтобы эти деньги работали здесь. Так что процесс укрупнения банков – это процесс объективный и нормальный.
- А по времени и затратам процесс насколько трудоемкий? Будет ли эффект синергии?
- Безусловно, это непростая работа. Но нам известно и понятно, как её вести. Она займет от семи до девяти месяцев. Главное здесь - не навредить ни вкладчикам, ни клиентам, ни персоналу. Но нам представляется, что в интересах области осуществлять эту деятельность необходимо.
- Что более вероятно: объединение оренбургских банков или поглощение региональных банков кем-то из московско-иностранных кредитных учреждений?
- Многое будет зависеть от собственников. Если они решат самостоятельно развивать принадлежащие им банки, то в конечном итоге всё придёт к тому, что все наши кредитные организации со временем будут поглощены сторонними инвесторами. Мы предлагаем иной вариант. Конечно, здесь всё надо серьёзно обсудить и взвесить. Со своей стороны мы готовы к конструктивному диалогу по этой проблеме. Не стоит исключать при этом и активно обсуждаемую уже давно тему о выходе государства из капитала коммерческих банков. Если подобное решение будет принято, что делать тогда? Лучше заранее подготовиться, а не потом впопыхах искать какого-нибудь инвестора.
- А должен ли существовать в регионе единственный банк, который будет обслуживать бюджетные потоки? Или они должны распределяться на конкурсной основе?
- Вопрос непростой. По законодательству они должны распределяться на конкурсной основе. И хотя областные власти ранее объясняли, что такого не происходит по причине наличия собственного банка, но ведь есть закон: кто предложит лучшие условия, тому и доверять работать с бюджетными ресурсами. Независимо от формы собственности, тем более что практика не раз доказала эффективность частного бизнеса. От этого выиграет и бюджет, и банки. Для примера. В банке «Ак Барс» из Татарстана доля правительства всего 24% (еще около 8% набирается за счет аффилированных лиц). Но это не мешает ему эффективно выполнять функции уполномоченного.
- В ближайшее время возможны ли слияния или поглощения в Оренбургской области?
- Общие тенденции не могут пройти мимо нас. Поэтому такой процесс неизбежен. Надеемся, что у нас он будет происходить в позитивном для экономики Оренбуржья направлении.
Светлана Сивелькина, председатель правления ОАО «НИКО-Банк»- Банковская система – важное звено в экономике региона. Привлеченные денежные средства клиентов банки размещают в кредиты, обеспечивая эффективное перераспределение средств из одного сектора экономики в другой, тем самым стимулируя ее развитие. Насколько активно работает наша банковская система и обеспечивает ли она все потребности региона?
- Важным звеном банковского сектора области являются региональные банки. Доля их активов в совокупных банковских активах самая большая и составляет 23%, наиболее близок по этому показателю Сбербанк (21%), далее следует Россельхозбанк (9 %). Всего региональных банков 9, все имеют сеть подразделений. Значение их для области в целом и для отдельных районов велико и измеряется и величиной их активов, вложенных в экономику региона, и активностью проводимых операций, которые более интегрированы к потребностям экономических субъектов и жителей области, и другими параметрами.
Для обеспечения потребности региона в кредитных ресурсах сейчас есть все предпосылки. Статистика показывает, что у банков накоплена избыточная ликвидность, то есть ресурсов привлечено больше, чем банки способны выдать кредитов. При этом основная проблема заключается не в низком спросе со стороны клиентов и отсутствии заявок, а в их качестве или, иными словами, в способности клиента получить кредит. Это связанно с ухудшением финансового состояния заемщиков из-за недавнего кризиса. Предприятия, с одной стороны, нуждаются в деньгах, но в тоже время часто не соответствуют требованиям, предъявляемым при оценке их деятельности.
Поэтому, нужны какие-то срочные меры именно областного масштаба – это и гарантии правительства, и упорядочение действий по возврату долгов.
- Верно ли убеждение, что в области должен быть банк, обслуживающий основные бюджетные потоки?
- У нас в области таких банков два, и данная ситуация имеет место во многих регионах страны. Я считаю, что экономика области сильнее и стабильнее тогда, когда банковская система находится под особым контролем властей. Банки призваны обеспечивать реализацию той кредитно-денежной политики, которую и проводят региональные власти. Как в отношении бизнеса, так и в отношении населения. Пусть порой даже и в ущерб коммерческому результату. Но я не вижу большого различия между банками, подконтрольными областным властям, и остальными региональными банками. Мы отличаемся только составом акционеров, а философия и миссия у нас одна: способствовать развитию региональной экономики и реализации приоритетных областных программ.