В свое время в «Финансово-экономическом бюллетене» была очень популярная рубрика - «Смотрите, кто пришел». В ней мы знакомили оренбургский истеблишмент с новыми персоналиями, назначенными на тот или иной пост в правительстве области. Постепенно рубрика потеряла свою актуальность, поскольку новых назначений не было, команда губернатора варилась в собственному соку.
С приходом Берга на пост губернатора топ-менеджмент администрации области обновился более чем на 60%. Причем на ключевых постах появились совершенно новые, практически не знакомые большинству бизнесменов области люди. А это значит, что пришла пора нам возродить незаслуженно забытую рубрику.
Кому быть первым? Мы в редакции даже не сомневались, когда отвечали на этот вопрос. Наталья Левинсон – куратор финансового и экономического блока областного правительства. Кому, как не ей, отвечать на вопросы журнала, пишущего на протяжении десяти лет именно о финансах и экономике.
- Прежде, чем мы начнем разговор, хочу сказать, что это мое первое большое интервью в новом качестве. И мы решили, что первым СМИ, с кем я побеседую, должен быть именно ФЭБ. Давно и очень внимательно читаю ваш журнал, считаю его одним из самых полезных и профессиональных изданий об экономике в Оренбургской области. А теперь спрашивайте, - с улыбкой начала разговор Наталья Лазаревна.
Вот так одной фразой вице-губернатор сумела расположить меня к себе. Не скрою мне, как редактору журнала было приятно услышать подобные слова из уст человека, мнение которого во многом будет определять вектор развития региональной экономики в ближайшие годы. Но первое впечатление – это лишь начало знакомства. Передо мной задача посложнее – понять мировоззрение, жизненные принципы высокопоставленного чиновника. А значит, вопросов предстоит задать немало. Тем более что приглашение это сделать уже поступило.
Новые экономические реалии Оренбуржья
- Вы совершили серьезный карьерный скачок. Скажите, когда работали на муниципальном уровне, оценивали, что необходимо изменить в экономической политике региона, сменить какие-то вектора развития или направление усилий? Или начали об этом задумываться только сейчас?
- Честно могу признаться, что те представления об управлении областью, которые формируются на уровне муниципалитета, процентов на 50 не совпадают с реальной действительностью. Чем выше место, тем серьезнее оно расширяет обзор и масштаб задач, а также угол, под которым их рассматриваешь. Поэтому основное понимание и видение экономической политики, ее основных реперных точек появляется уже здесь, на этом месте.
В моем понимании основой успешной экономической политики должно стать проведение грамотной, самостоятельной финансовой политики. Мне кажется, что ранее инновационным инструментам финансовой политики, которых сегодня разработано немало, внимания уделялось недостаточно. Система бюджетного планирования, бюджетирование, ориентированное на результат, оценка эффективности бюджетных расходов – сегодня это не просто методики, это руководство к действию для регионов. Главная их цель – каждый вложенный бюджетный рубль должен обернуться максимальным результатом. Не прибылью, подчеркиваю, а именно результатом. Более высоким уровнем образования, спортивными достижениями воспитанников ДЮСШ, качеством медицинского обслуживания и т. п.
Или другой пример. Одна из первых моих встреч в должности вице-губернатора прошла с Ассоциацией коммерческих банков Оренбуржья. После встречи с банкирами стало понятно, что банкиры лишь в общих чертах знают о реализуемых в регионе инвестиционных проектах, программах. И, как следствие, почти не участвуют в них.
Я спросила у руководителя одного из ведущих банков региона: «Почему Вы не принимаете участие в реализации интересного, актуального, важного для области проекта строительства перинатального центра? Чехи, американцы готовы вкладывать в него средства, а Вам что мешает?». А он мне рассказывает, что у головного офиса тоже есть возможность войти в федеральные программы, привлечь дешевые ресурсы. В таком случае совершенно не понятно, почему деньги, которые приходят в область, стоят так дорого – 13-15% годовых?! Банки занимаются только примитивным прямым кредитованием. Ну нет сегодня у экономики региона возможности переварить такие проценты!
По итогам встречи пришли к выводу, что просто не было реальных попыток идти на встречных курсах, мало встречались, мало обсуждали. Мне кажется, после этого разговора блеск в глазах у собеседников, определенный здоровый азарт появился.
- А может здесь проблема еще и в том, что раньше власть не особо искала советов и помощи на стороне? Власть была самодостаточна: сама находила проблемы, сама их обсуждала, разрабатывала программы, финансировала их и сама себе отчитывалась за результат. Экономические властные институты будут общаться с внешними экспертами?
- Сто процентов! Мы приглашаем всех для обсуждения самых актуальных тем и вопросов в сфере экономики и финансов. Например, на минувшей неделе районы вели защиту своих прогнозов социально-экономического развития на будущий год. И мы пригласили на эти обсуждения депутатов Законодательного собрания, представителей СМИ, поскольку этот этап очень важен – мы обсуждаем параметры развития региона, его будущие доходы. Чтобы завтра правильно расходовать, нужно посчитать сколько мы заработаем. К сожалению, кроме представителей бюджетного комитета к нам так никто и не пришел.
Тем не менее и все последующие свои шаги мы намерены широко обсуждать, готовы выслушать мнение специалистов и пожелания общества в целом.
- Вопрос о стратегии развития Оренбургской области. Документ многострадальный. Каждый глава экономического направления, приходя в областное правительство, начинал с того, что переписывал стратегию, разработанную предшественником. Вы пойдете по этому же пути?
- Дело в том, что я принимала непосредственное участие в разработке существующей стратегии. Мало того, первым муниципальным образованием, который разработал и принял самостоятельную стратегию, был город Орск. И наш документ стал значимой составной частью областного. Я считаю, что существующая Стратегия-2030 достаточно актуальна и нам пора уже заканчивать разговоры, надо начинать по ней работать. Правительство стратегию утвердило, дело за Законодательным собранием. Цели мы менять не будем, изменения в процессе ее реализации будут только в сторону более высоких ориентиров. Теперь наша задача - разработать программы, механизмы, инструменты достижения заявленных целей.
- Стратегия – это развитие, движение вперед. Зачастую правительство области подвергалось критике за то, что ежегодный бюджет был сугубо социально направленным, в нем не было места для программ развития. И хотя такой подход вынужденный, тем не менее становится печально от отсутствия в главном финансовом плане области инвестиционных и инновационных расходов. Скажите, Вы сохраните старый подход или будете доказывать депутатам необходимость расходов на развитие?
- Давайте для начала определимся с тем, что мы вкладываем в понятие «развитие». На Ваш взгляд, программы строительства жилья для молодых семей и ипотека – это социальные программы?
- Конечно.
- Но это лишь с одной стороны. С другой – там заложен и серьезный элемент развития. И таких программ в бюджете немало. На мой взгляд, одна из важнейших задач сегодня – сохранить тот потенциал, который набрали строители, не дать отрасли вновь уйти в стагнацию. Вместе с ней потянутся и смежные направления: изготовление стройматериалов, производство проката, дорожное строительство и многое другое. Наша задача - завести сюда ресурсы: федеральные, областные, партийные, частных инвесторов. И так – по каждому направлению.
Технопарк и бизнес-инкубатор – тоже хорошие задумки. Здесь и инвестиции, и инновации. Да, к их реализации есть серьезные вопросы у губернатора. Но вектор на развитие выбран правильный. Будем думать над тем, как сделать его еще и эффективным…
Другой пример. При формировании бюджета во главу угла сегодня поставлено бюджетирование, ориентированное на результат. А в нем, какую социальную функцию ни возьми, финансирование идет только в рамках целевой программы. А в основу каждой программы положена цель. Ее достижение – это, безусловно, развитие. Вот такая логика.
Причем других подходов к формированию бюджета не будет. К сожалению, еще не все представители муниципалитетов (особенно сельских) это поняли, но выбора нет. Закон нас ставит перед фактом. К слову сказать, есть одно любопытное наблюдение. В некоторых территориях руководители бюджетных учреждений готовы работать по новой форме, а вот главы отдельных городов и районов саботируют процесс перехода. Мне кажется, в первую очередь от недопонимания. Будем исправлять…
- Нелегкое время Вам предстоит. Год неурожая, год выборов, когда депутаты в погоне за симпатиями избирателей будут кроить бюджет, исходя из политических предпочтений, - все это больше похоже на аврал и не способствует планомерной работе. Может начаться конфликт интересов при утверждении финансовых перспектив области.
- Да не будет, я думаю, никаких конфликтов. Социальные приоритеты бюджета в любом случае будут сохранены. Это тем более необходимо в свете того, что по прогнозам экспертов последствия кризиса для области станут наиболее болезненными именно в 2011 году, когда начнутся значительные возвраты налогов из бюджетов. Поэтому мы решили сохранить социальные программы на уровне 2010 года. Но у нас есть другие механизмы, позволяющие двигаться вперед. Те же инвестиционные кредиты, например.
Одно могу сказать точно: финансово-экономический блок вне политики, мы работаем в рамках экономики. Кстати, эту позицию разделяет губернатор: за пять лет работы на уровне муниципалитета он ни разу не пожертвовал экономическим решением в угоду политическому. Более того, при формировании структуры правительства счел необходимым исключить имевшую место разобщенность финансового и экономического блоков. Эти два направления должны жить и мыслить в одном ключе. Иначе если нет общей позиции, то как можно отстаивать свою правоту перед третьей стороной?
- Вы успели познакомиться с топ-менеджерами главных налогоплательщиков области?
- Познакомились, но говорить о тесном контакте пока рано. С ТНК-ВР, например, мы уже обсуждаем инвестиционное соглашение на следующий год – текущее они выполняют даже с превышением.
- А металлурги, тем более что их работу Вы знает лучше всего? В последнее время их обвиняли, что они серьезно сократили бюджетные платежи… Ваше знакомство с «Уральской Сталью» позволит вернуть их в круг влиятельнейших предприятий региона?
- Они и сегодня играют огромную роль, но работать с ними непросто. Отрасль я знаю досконально, процессы формирования себестоимости для меня не секрет. И если я Вам скажу, что завтра мы запросто проверим и увеличим прибыль на «Уральской Стали», то не верьте мне. Слишком много объективных факторов, влияющих на себестоимость. Только один раз на комбинате по итогам года сформировалась сверхприбыль, когда пришел новый собственник и принял решение перевести весь комбинат на «белую» бухгалтерию. В тот год на Новотроицк свалились сумасшедшие деньги, позволившие много чего реализовать. Сегодня я уверена, что вместе с ростом рынка будет расти и прибыль на комбинате, а значит и налоги.
Главный принцип Левинсон
- Вы долго присматривались к сотрудникам министерства. Команда, которая работала здесь ранее, насколько Вас удовлетворяла? Или требуется свежая кровь?
- Ефремову сегодня нужны замы, идет процесс поиска и подбора кадров. Министра финансов Мошкову замы устраивают, новые задачи и функции им понятны. В Министерстве имущества ситуация такая же.
К сожалению, график пока настолько плотный, что уровень начальников отделов и управлений я пока не оценивала. Но, безусловно, встречаться и беседовать со всеми буду. Причем многое будет понятно в рамках обсуждений конкретных проектов. Тем более что я никогда не посчитаю зазорным пригласить специалиста, чтобы он объяснил мне какие-то нюансы, которых я не знаю.
- Один специалист может быть профессионалом, но неудобным или неорганизованным человеком. Второй педантом, но недалеким. Третьему главное получить одобрение начальства. Кому Вы отдадите предпочтение в работе?
- Безусловно, компетентность для меня является превалирующим качеством. Если специалист незаменим, но иногда опаздывает на работу, то я это пойму. Ведь причиной для опоздания может быть и проблема дома, и заболевший ребенок, и накладки с транспортом. Мало того, если пойму, что человеку нужна моя помощь – никогда не откажу.
- А как Вы относитесь к тому, чтобы задержать коллектив после окончания рабочего дня?
- Я принципиальный противник этого. Но если есть горящая задача, не терпящая отлагательства, то тогда можно и остаться, пообсуждать, поработать над решением внеурочно.- Вы лично себе определили критерии успешности на новом посту?
- Расскажу вам историю. Примерно через год после того, как к руководству Орском пришел Берг и сформировалась новая команда, на одном из аппаратных совещаний заместитель Юрия Александровича рассказал, что в предпринимательской среде главным открытием стал тот факт, что «эти» (то есть – мы, новая команда) взяток не берут! Поэтому надеюсь, что наряду с профессионализмом будут также оценены и чисто человеческие качества членов новой команды.
- А легко ли к Вам попасть с улицы с какой-нибудь идеей, проектом? Или бастион секретарей будет работать на полную?
- А давайте секретаря позовем и спросим? На самом деле пока удается принять людей не далее чем через день (все-таки пытаюсь планировать свое расписание) после того, как просьба о встрече поступила. Считаю, что это вполне приемлемо.
- А вообще легко чужие идеи принимаете? Вы кто больше: аналитик, который идею будет обдумывать со всех сторон, или энтузиаст «с шашкой наголо»?
- Мне больше нравится другая постановка вопроса: бухгалтер я в большей степени или финансист? Бухгалтерия для меня – это основа всего, она позволяет видеть все составляющие и их взаимосвязи, а также управлять ими. Я считаю, что бухгалтеру намного проще стать профессиональным финансистом.
В силу этого, когда ко мне приходят с каким-то бизнес-проектом, идеей, то я сразу предупреждаю: «Хочешь разувериться в проекте, расскажи мне о нем!». Мои вопросы всегда касаются самых жизненных нюансов, которые при последующей реализации проекта становятся конкретными барьерами. Но если сумел отстоять, ответить – значит, перспектива есть.
Что же касается проектов в моей сфере, то, на мой взгляд, участие Орска в программе реформирования финансов показало, насколько я готова к новациям, их внедрению.
Просто Наталья Левинсон
-Тяжело дался переезд?
- Да он еще не завершен. Пока вижу только работу и дом. Что успела отметить – в Оренбурге значительно больше ночных магазинов. Для меня это очень удобно. Потому что заезжаю туда уже поздно вечером. А переезд задержался из-за каникул: дочь пойдет в третий класс, мы уже определились со школой.
- Но если есть свободная минутка, то как ее используете?
- Для меня семья, дом всегда были на первом месте. Я очень люблю и, надеюсь, умею принимать гостей.
- А уроки с дочерью получается учить?
- Она у меня такая умница и у нее такие разносторонние увлечения: английский, художественная школа, танцы. А вот вечер – мой.
- И еще один нескромный вопрос: кто в доме главный – Вы или супруг? Все-таки Ваш статус…
- Не объясняйте. Я поняла вопрос. И для меня нет проблем на него ответить. Дом и работа – это разные вещи. На работе я руководитель. И это не обсуждается. Дома – я жена и мама. Это тоже не обсуждается. Роль главы семьи у мужа я никогда не оспаривала.
- Спасибо за интервью!