Кризис 2008-2009 годов высветил ряд проблем, без решения которых невозможно экономическое развитие. Областная экономика носит ярковыраженный сырьевой характер, и создается впечатление, что местные власти целенаправленно не предпринимают попыток изменить ситуацию. Так сложилось, что подавляющее большинство руководителей муниципалитетов свою роль в развитии территорий видят только в успешности «выколачивания» бюджетных средств и решении текущих задач, далеко не связанных с экономикой и перспективами развития территорий. А в идеале должно быть совсем иначе: администрация муниципалитетов должна способствовать развитию предпринимательства, инвестиционной деятельности. Только так можно решать проблему создания новых рабочих мест, пополнять бюджет. Особого внимания требуют сельские территории, которые отличаются скрытой безработицей, наименьшей оплатой труда и самым низким уровнем жизни. В таких условиях проживает около 42% населения нашей области.
Что же должны изменить в своей работе муниципалитеты области? Об этом шел обстоятельный разговор на совместном заседании комитета по вопросам экономического развития и поддержке предпринимательства Общественной палаты и правления Торгово-промышленной палаты Оренбургской области.
20 апреля 2010 года принято постановление Правительства Оренбургской области № 273-п «О создании инвестиционного паспорта Оренбургской области». Отношение «спустя рукава» к экономическому развитию муниципальных образований красноречиво проявилось при составлении паспортов. Анализ полученных документов выявил общую проблему – непонимание руководителями муниципалитетов целей инвестиционного паспорта и в некоторых случаях незаинтересованность в развитии инвестиционных проектов. Вот некоторые итоги:
• в паспорте 16 районов нет проектов или он только один;
• в паспорте 18 районов от 2 до 7 проектов;
• в паспорте Красногвардейского и Сакмарского районов в основном финансируемые бюджетом проекты;
• в графе «Возможные льготы и преференции инвесторам со стороны региональной и муниципальной власти» стоит прочерк.
Отсутствие инвестиционных проектов или их малое количество говорит, скорее всего, не о низкой инициативности предпринимателей, а о слабом взаимодействии администрации муниципалитетов с представителями бизнеса, с теми, кто занимается развитием реального сектора.
К сожалению, многие руководители муниципалитетов под инвестициями понимают бесплатные бюджетные средства или вложения предприятий в капитальный ремонт и обновление основных фондов. Однако инвестиции - это, прежде всего, новые предприятия, выпуск новых продуктов и создание рабочих мест.
Из незаинтересованности администрации муниципалитетов в развитии экономики вытекает целый ряд проблем, которые, порой, делают невозможным осуществление инвестиционных проектов.
Проблема первая - земля. На территории любого района области большое количество необрабатываемых земель или пустующих полуразвалившихся ферм, определить собственников которых бывает сложно и порой невозможно. Часто земельные участки находятся в коллективном пользовании, немежеванные, отсутствуют правоустанавливающие документы. В апреле 2010-го состоялась презентация развития ОАО «Логистический распределительный центр Оренбуржье». Проект предусматривает создание 2,5 тысяч прямых рабочих мест и еще занятость производством мяса КРС на собственных подворьях около 12 тысяч селян. Казалось бы, проект должен бы быть поддержан на всех уровнях власти и уже к концу года показать первый коммерческий результат. Но в течение более четырех месяцев инициаторам не получалось найти подходящий земельный участок. Лишь после вмешательства Министерства сельского хозяйства Оренбургской области удалось арендовать землю в Красногвардейском и Александровском районах.
Вторая проблема - повышенный интерес власти к крупным предприятиям-монополистам. Часто муниципальные власти в желании поддержать крупные предприятия невольно перекрывают кислород среднему и малому предпринимательству. Например, ОАО «Илекцсоль» целиком была передана железнодорожная ветка, которой пользовались еще семь предприятий. Теперь доступ к этой транспортной артерии перекрыт. По этим причинам в 2010 году не получилось приступить к осуществлению инвестиционного проекта по переработке бахчевых культур на сумму свыше 155 миллионов рублей. Инвесторы просто не готовы вкладывать средства в территорию, где администрация может принимать решения в интересах только одного предприятия, игнорируя другие.
Рядовым сотрудникам администрации, монопольных и контролирующих служб, по большому счету, нет дела до того, насколько инвестиционно привлекателен имидж муниципалитета и насколько комфортны условия для развития предпринимательства.
Нужно начинать повышать инвестиционную привлекательность с заинтересованности местного предпринимательства. В области достаточное количество предпринимателей, готовых осуществлять самые различные проекты за счет собственных средств. Порой они даже не ждут помощи от администрации, они хотят лишь невмешательства в свои дела и равных возможностей как для крупных предприятий, так и для средних.
Татьяна Щавелева, руководитель Соль-Илецкого филиала Торгово-промышленной палаты, привела пример непродуманной деятельности властей: «Одобрено строительство «Сарматской обители», ожидаются значительные вложения, но ничего не говорится о том, какие инвестиционные площадки будут предоставлены малому бизнесу; где планируется строить кафе, гостиницы, объекты досуга; какие новые производства и услуги возможно будет развивать. Может, и не нужно ждать то счастливое время, когда придет большой инвестор и все построит? Тем более что это само собой не происходит: работа по привлечению инвесторов требует усилий и решительных действий, в первую очередь, администрации муниципалитетов».
До тех пор, пока власти не научатся учитывать интересы инвесторов и предпринимателей, создающих новые рабочие места, хорошие проекты будут реализовываться в других регионах.
Третья проблема – перекладывание решения инфраструктурных проблем на плечи предпринимателей. Им приходится за счет собственных средств строить пожарный гидрант, закупать трансформаторную подстанцию, строить линию электропередачи, платить за подключение мощности. Кроме того, много времени (в отдельных случаях до одного года) требуется на согласование отвода земельного участка, утверждение проекта подведения и подключения коммуникаций, получение согласований противопожарной службы и милиции.
Первый вице-губернатор Оренбургской области Валерий Рогожкин заявил, что до глав администрации муниципалитетов должно дойти понимание того, что нужно создавать максимально комфортные условия для инвесторов и предпринимателей, используя имеющиеся административные ресурсы для стимулирования комплексного развития территорий. Учиться и перенимать положительный опыт можно и в области. Примером может служить соглашение о комплексном развитии территории между Внешэкономбанком, муниципальным образованием город Бузулук и Министерством регионального развития РФ. В рамках проекта ожидается развитие и финансирование целого пакета инвестиционных проектов, разработка которых осуществлялась с привлечением профессиональных консультантов.
Проблема четвертая – отсутствие планов комплексного экономического развития муниципалитета. Нельзя не согласиться с мнением министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области Андрея Ефремова, что главы муниципальных образований и местного самоуправления либо плохо разбираются, что такое предпринимательство и благоприятный экономический климат, либо им просто почему-то не до этого.
Например, многие главы не понимают, зачем нужны комплексные планы развития территории на период до 2030 года. Можно привести целый ряд муниципалитетов, в администрации которых не желают заниматься развитием территорий, не стесняются заявить о том, что у них нет идей. Сложившееся положение дел устраивает: они продолжают ждать бюджетных трансфертов и субсидий. Как от таких глав администрации можно ожидать положительных результатов экономического развития?
Курс на решение всех этих проблем обозначен Правительством Оренбургской области. Торгово-промышленная палата и заинтересованные предпринимательские круги области готовы содействовать развитию инвестиционной деятельности в муниципальных образованиях.
Только что состоялись выборы в органы местного самоуправления, во власть пришло много новых людей. Будем надеяться, что вновь избранные главы администраций по-новому отнесутся к решению экономических проблем территорий. Было бы полезно организовать их обучение, в том числе и по проблеме развития экономики и привлечения инвестиций.
В 2011 году планируется провести инвестиционной форум, на котором предполагается проведение конкурса инвестиционных возможностей муниципальных образований области. Думаем, что по результатам конкурса станет понятно, насколько муниципальные власти озаботились решением проблем предпринимательства и инвестиционной привлекательности и что сделано в этом направлении.