11 ноября 2010 года в Оренбурге Торгово-промышленная палата и Правительство Оренбургской области в четвертый раз провели областную конференцию «Практические инструменты повышения конкурентоспособности малого и среднего бизнеса». Помогли организовать это мероприятие спонсоры: Банк ВТБ24 (ЗАО), ОАО «Промсвязьбанк», ЗАО АКБ «Форштадт», Открытое акционерное общество «АВТОВАЗБАНК», АКБ «Банк Москвы» (ОАО), ФКБ «ЮНИАСТРУМ БАНК» (ООО) в г. Оренбурге, Оренбургский филиал ОАО «ВолгаТелеком». Вот некоторые его результаты.
Дружба как инструментОсновной вывод, который сделали участники пленарного заседания, - власти и бизнесу дружить взаимовыгодно, особенно в муниципальных образованиях. Практически во всех выступлениях красной нитью шла мысль: бизнес нужно развивать в каждом районе и городе области, создавать условия для размещения в них инвестиционных проектов, помогать предпринимателям не тратить впустую деньги на строительство очередного кирпичного и сыродельного завода, а развивать те отрасли, в которых и люди будут обеспечены работой, и налоги будут расти, и рынок сбыта понятен. Регулятором этого процесса, естественно, выступает власть, которая в состоянии и административные барьеры снизить, и поддержку оказывать (как финансовую, так и инфраструктурную).
Что касается финансовой поддержки, то многое уже сделано. Как рассказал министр экономического развития, промышленной политики и торговли Андрей Ефремов, в области реализуется шестая целевая программа развития МБ, более десятка механизмов поддержки входит в перечень основных (это субсидирование процентной ставки по кредитам, договорам лизинга, гарантии областного бюджета, гранты и др.). Если в 2001 году расходы областного бюджета на эти мероприятия составили 1,7 млн рублей, то в текущем году - уже 187 млн рублей.
Своей статистикой поделился и президент ТПП области Виктор Сытежев: из 557 предприятий - членов палаты 83 организации (т.е. практически каждая седьмая) за 2009-2010 годы перестали быть таковыми. Причина кроется в одной фразе – не выдержали конкуренцию:
- Если же подробно описывать эту причину, - говорил Виктор Андреевич, - то закрылись предприятия, работающие на перенасыщенном рынке и производившие невостребованный товар. Свой вклад внес дефицит финансовых ресурсов (предприятия, работающие на свои, а не кредитные, деньги, живут), рост тарифов естественных монополий, а также кадры, которые разбежались из-за низкой зарплаты.
Что же касается инфраструктурной поддержки, то предприниматели по-прежнему сталкиваются с множеством проблем, а на согласование отдельных проектов, например, решений о строительстве, оформление земельных участков, уходят долгие месяцы, если не годы.
Сегодня все районы и города области обязали подготовить инвестиционные паспорта, и уже можно подвести итоги их формирования. Например, в паспортах указано мало реализуемых или планируемых к реализации инвестиционных проектов, направленных на создание рабочих мест. Это говорит о том, что, с одной стороны, муниципалитеты проявляют незначительный интерес к предпринимательской активности и, с другой стороны, чиновники местных администраций зачастую недостаточно знают бизнес на территории своего муниципалитета и плохо взаимодействуют с ним. Следствие этого - множество сложностей в осуществлении инвестиционных проектов. Глубокий анализ возможностей каждого муниципалитета с учетом природных, кадровых и других ресурсов еще не проведен. А ведь это может стать одним из путей решения экономических проблем региона. Например, в своих программах многие районные аналитики умудряются умалчивать о площадках, на которых может быть реально построено производство, развит бизнес. Или потому что не хотят отдавать их «непонятным чужакам», или - просто не видят перспектив. Выход – в привлечении грамотных маркетологов, экономистов и экспертов по инвестиционной деятельности к разработке инвестпаспортов для каждого муниципалитета.
Для развития нужна корпорацияКорпорация развития Оренбургской области – проект, который муссируется в коридорах власти с весны текущего года. Поэтому проблема создания и развития организации, которая будет отвечать за решение проблем привлечения инвестиций в область, сегодня стоит как никогда актуально. Эти и другие проблемы развития предпринимательства и привлечения инвестиций обсудили на семинаре-совещании «Развитие экономики муниципальных образований через развитие предпринимательства и привлечение инвестиций», на котором собрались представители муниципалитетов, начальники отделов местных администраций, предприниматели и другие заинтересованные в инвестициях лица.
Спикерами стола выступили Сергей Подкопаев, начальник отдела инвестиционной и инновационной политики Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области, и Валентин Филатов, заместитель генерального директора ООО «Фонд содействия инновациям «Паутинка».
- Идея корпорации развития сама по себе не нова. Подобные проекты уже были реализованы в Калужской и Ульяновской областях, где принесли свои плоды. Так, на инвестиционных площадках Калужской области успешно разместились производства автоконцернов «Фольксваген», «Вольво», «Мицубиши Моторз». В нашей области также есть все предпосылки для привлечения инвесторов: это и выгодное географическое положение, и природно-климатические условия, и близость растущих рынков Самары, Уфы, Казани, Казахстана. Тем не менее инвесторы в наши края не спешат.
По информации Валентина Филатова, для привлечения инвесторов власти некоторых регионов России отменили налог на имущество, взяли на себя часть обязательств по проведению коммуникаций.
– Только одним этим инвестора уже не удивишь, нужно предлагать преференции, которые реально будут привлекательны для инвесторов. Поэтому необходимо не только создавать новый институт, Корпорацию развития в форме ОАО с контрольным пакетом в руках государства, но и готовить качественные изменения в законодательной базе. Сама же корпорация будет заниматься решением всех юридических и инфраструктурных проблем.
Смогут ли малые формы хозяйствования поднять наше сельское хозяйство?Об этом говорили участники ещё одного круглого стола. Эдуард Берлин, генеральный директор ОАО «Логистический распределительный центр «Оренбуржье», убежден, что смогут. Конечно, не без помощи государства и бизнеса:
- Вопрос заключается, прежде всего, в том, что такое малые формы хозяйствования – цель или средство? Сегодня наше сельское хозяйство ориентировано в большей степени на растениеводство. В то время как мясное животноводство развивается побочно от молочного скотоводства, нет системного подхода в выращивании скота мясных пород. Именно поэтому наша экономика так зависит от погодных условий.
Перспективы Оренбургской области в мясном скотоводстве, по мнению эксперта, очень хорошие: сегодня в России более 40% мяса завозится из-за границы, это один из немногих растущих рынков продуктов питания, который пока не заполнен отечественным производителем. Для того чтобы развивать «мясной» кластер, нужно строить откормплощадки, в которых содержать до 5 – 10 тысяч и выше голов скота. Поставщиками телят в возрасте 8-9 месяцев для таких площадок будут крестьянскофермерские хозяйства.
- Если одно хозяйство будет держать 25-50 голов скота, то, представьте, сколько человек на селе мы сможем обеспечить работой, - предсказывает Эдуард Берлин. – Они будут выращивать скот особой, мясной породы (постепенное обновление породы уже идет во многих хозяйствах), поставлять на откормплощадку, где они будут доводиться до определенного веса.
Однако такая система организации мясного скотоводства пока не находит понимания и, прежде всего, на местах, в муниципальных образованиях. К счастью, Берлин уже заручился поддержкой министерства своего проекта, и первые его «ростки» уже взошли в Александровском районе.
Прошедшая конференция в очередной раз показала необходимость подобных встреч, прежде всего, как площадок для активного живого диалога властии бизнеса и, во-вторых, как инструмента для аккумулирования прогрессивных идей и инициатив бизнеса и продвижения их во властных структурах. Участники конференции выработали резолюцию и проголосовали за то, чтобы направить ее в органы власти всех уровней
Статистика
Областная конференция в этом году объединила около 370 участников, среди которых тон задавали предприниматели, представители властных структур, контролирующих органов. В рамках конференции прошло пленарное заседание и пять круглых столов на актуальные для предпринимателей темы,выставка «Услуги и бизнес», представившая сферу услуг.
Банки, страховые, телекоммуникационные, рекламные компании, консалтинговые, юридические и аудиторские фирмы, образовательные учреждения, средства массовой информации и другие участники наперебой предлагали свои новые продукты в секторе В2В.
Виталий Михайлов, заместитель министра экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области:
- Судить о том, что кризис закончился, пока рано, нет единого мнения о том, что символизирует его окончание. Но некоторые «весенние» мотивы уже видны, почки уже набухают. Банки начали более активно работать на рынке кредитования. Кроме того, видна активность государства на всех уровнях в виде инструментов, которые оно использует для поддержки предприятий малого бизнеса.Нынешняя конференция является одним из таких инструментов для объединения предпринимателей, обмена опытом и совместного решения проблем. А выставка «Услуги и бизнес», которая проходит в рамках конференции, в очередной раз показывает, что оренбургский бизнес живет, несмотря ни на какие кризисы. Поддержка малого бизнеса работает, только ее эффективность зависит от того, насколько инструменты поддержки известны предпринимателям и востребованы ими, – подчеркнул В. Михайлов. - Не согласен с мнением, что формы поддержки придуманы специально для отдельных структур, приближенных к правительству. На самом деле, эти услуги доступны для абсолютно всех предпринимателей. Вся информация предоставлена на сайте министерства экономического развития области, нужно только выйти на этот сайт и прочитать её.
Надежда Карисалова, вице-президент банка ВТБ 24 (ЗАО), модератор круглого стола «Взаимодействие банков и гарантийных фондов по расширению доступа к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса»:
- По сравнению с кризисными явлениями в экономике в 2008-2009 годах, сегодня мы можем говорить о тенденции к улучшению: увеличивается кредитный портфель банков, снижаются процентные ставки по кредитам, упрощаются требования к залоговому обеспечению кредитов. К примеру, наш банк уже выпустил новые банковские продукты, ориентированные на малый бизнес. Не менее важно и сотрудничество банков и региональных администраций.
Нужно отметить, что объёмы государственных средств на программы поддержки малого и среднего бизнеса, также имеют тенденцию к увеличению. Создаются специальные региональные объекты инфраструктуры поддержки, например, в Оренбургской области – это Гарантийный фонд. Не так давно наш банк подписал соглашение с Гарантийным фондом, и мы надеемся, что это позволит совместными усилиями увеличить объемы кредитования малого бизнеса.
Александр Хижняк, глава КФХ «Мария», модератор круглого стола «Малые и средние формы хозяйствования на селе»:
- Сегодня в каждом районе должна быть проведена паспортизация субъектов малого предпринимательства. При этом руководство муниципальных образований должно рассчитывать не только на бюджет, но и на собственные ресурсы, одним из которых является развитие малого предпринимательства. Как председатель Ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств и сельхозкооперативов я вижу, что предстоит очень большая работа. В условиях засушливого лета мы должны развивать системы капельного орошения.
Очень много нужно сделать для стабилизации зернового производства: улучшить работу по подготовке семян, построить калибровочные линии, семяочистительные комплексы, чтобы разделить семеноводство на первичное и вторичное, обеспечивая сельхозтоваропроизводителей семенами хороших репродукций.