АО «Завод бурового оборудования» было основано в 1957 году на базе Центральных ремонтных мастерских города Оренбурга. На протяжении первых десятилетий предприятие занималось капитальным ремонтом бурового оборудования, выпуском запасных частей к тяжелому нефтяному оборудованию. Завод бурового оборудования сегодня - это 138 видов продукции и более чем 5000 клиентов по всей России и в странах СНГ, а также «Лучшее предприятие отрасли» и «Лучший экспортер» по итогам 2009 года. Об этих и других успехах предприятия мы беседуем с председателем Совета директоров ОАО «Завод бурового оборудования» Александром Медведевым.
- На протяжении последних шести лет Завод бурового оборудования остается лидером машиностроительной отрасли Оренбуржья. Это значит, что у вас нет конкурентов?
- Конкуренты были и есть всегда. Без них даже не интересно. Прежде всего, это крупные заводы по производству бурильных труб таких металлургических городов, как Екатеринбург, Челябинск и др. Они отгружают готовую продукцию вагонами и миллионами тонн, а мы можем справиться с любыми объемами: от небольшой партии в 5-6 труб до крупной срочной поставки авиаперелетом, и в этом наше конкурентное преимущество.
- А Вы хотели бы выйти на объемы продаж ваших конкурентов?
- Я считаю, что это не нужно. У нас четко определен сегмент рынка, в котором мы работаем: геологоразведка, бурение скважин на воду, бурение скважин для дегазации пластов в угольных шахтах, горизонтальное направленное бурение, гражданское строительство, добыча урана. Благодаря своей оперативности, мы можем быстро реагировать на нужды клиентов, выполняя все их требования. При этом мы постоянно совершенствуемся: повышаем уровень квалификации персонала, расширяем ассортимент продукции, приобретаем новое оборудование.
- Взяли курс на модернизацию?
- Этот курс мы взяли еще задолго до того, как об этом заговорили на всех уровнях. В своем первом плане стратегического развития мы рассматривали перспективы до 2017 года. В нем предусмотрено: приобретение оборудования, расширение ассортимента продукции, реконструкция производственных и административных помещений и многое другое. Значительная часть из намеченного уже выполнена. Например, мы приобрели современное технологическое оборудование для процесса сварки трением «Thompson-60» производства Великобритании, которое обеспечивает точную соосность деталей и повышает качество сварного шва, установили программу «Оперативное календарное планирование производства и диспетчерского контроля» английской фирмы «Preactor Inc», которая позволяет планировать и контролировать работу каждого сотрудника. Работник знает, что и в какой момент времени он должен делать, задания на станки передаются автоматически, снижаются потери времени на оформление всевозможных документов и др. Поэтому, когда к нам приезжают зарубежные клиенты, мы разговариваем с ними на одном языке: наше производство им понятно. Сегодня мы разрабатываем стратегию развития на очередные десять лет, в которой основным направлением остается модернизация производства. Мы изучили рынок, наиболее востребованный ассортимент продукции и на основе этого разрабатываем инвестиционный план по приобретению оборудования, реально оценивая наши финансовые и инвестиционные возможности.
- Стратегию развития предприятия в период кризиса пришлось корректировать?
- Да, конечно. Мы совершенно точно просчитали падение рынка на 30%, поэтому и свои расходы пришлось уменьшить. В этих условиях оптимизация численности персонала была неизбежна: из 254 человек оставили 176. В большей мере это коснулось административного и обслуживающего персонала. Надо отдать должное Правительству Оренбургской области, которое в этот сложный период пошло навстречу и предоставило финансирование на организацию общественных работ для работающих в режиме неполного времени. Даже в этих сложившихся условиях своевременно выплачивали заработную плату, налоги, платежи за энергоресурсы, кредитные взносы.
- Посткризисный период уже чувствуется?
- В августе-сентябре этого года мы уже вышли на свои докризисные объемы. Тем не менее промышленники – очень осторожные люди, как говорится, обжегшись на молоке, дуем на воду. Кризис нас многому научил, с одной стороны, нам пришлось увольнять людей, сокращать производство, но, с другой стороны, наши сотрудники прошли тяжелый период, набрались опыта, профессионализма.
- По итогам областного конкурса «Лучшая организация Оренбуржья в области охраны труда» ваше предприятие стало победителем в номинации «Лучший работодатель Оренбуржья по обеспечению безопасных условий и охраны труда». Какая работа стала основой для такого признания?
- Я считаю, что основа успешной работы предприятия – это забота о людях. Если человек чувствует себя комфортно на рабочем месте, ему созданы хорошие бытовые, психологические условия, он работает эффективнее. Поэтому мы выполняем все социальные обязательства перед своими сотрудниками, создаем хорошие бытовые условия для рабочего персонала и административных работников. На заводе современно оборудованы медицинский кабинет, комнаты приема пищи, бытовые помещения, душевые и т.д. Наш производственный корпус - 12 000 кв. метров, но многое в нем еще предстоит сделать: заменить окна, полы и т.д. А вообще, нормальные условия труда должны быть на всех предприятиях и победителями этого конкурса должны быть все!
- Как оцениваете конкурс «Лидер экономики»?
- «Лидер экономики» - единственная награда, которую нельзя купить за деньги. Есть множество конкурсов, особенно федерального уровня, победителем которого можно стать с помощью своего кошелька. Но это смешно - все равно, что вручил награду сам себе. «Лидер экономики» - один из немногих конкурсов, который оценивает участников объективно. Я являюсь членом правления ОСПП и лично участвовал в разработке системы оценки и премирования предприятий. Уверяю Вас, что «схитрить» и «схимичить» здесь невозможно.