Сегодня, когда номер готовится к печати, предвыборная гонка достигла своего пика. Борьба идет нешуточная, не случайно в ход идут разные, порой сомнительные приемы. На один из них я обратил внимание…
Сначала факт. Владимир Фролов, срочно перед выборами поменявший партию-аутсайдера на заведомого середнячка, придумал, с точки зрения предвыборных технологий, просто-таки замечательную штуку. Он вызвал своих противников на открытые телевизионные теледебаты. В прямом эфире, без купюр. И не кого-нибудь, а самого губернатора Оренбургской области Юрия Берга. Воистину, «любить - так королеву, воровать - так миллион».
Казалось бы, что тут необычного. А теперь взгляните на ситуацию с точки зрения Берга и дальнейших действий Владимира Ивановича. Губернатор, если он, конечно, не склонен бросаться в драку по любому поводу, от вызова Фролова дистанцируется. Во-первых, это просто не солидно: не уровень главы области дискутировать с обычным, пусть и достаточно известным, региональным политиком. Во-вторых, если предложенные дебаты должны состояться в рамках предвыборных состязаний двух конкурирующих партий, то, как минимум, и участвовать в них должны люди, эти партии (или их списки) возглавляющие. В таком случае, от имени «Справедливой России» должен был выступить Александр Митин, а никак не Владимир Фролов. Но как полемист Митин на порядок уступает Фролову, что «справедливороссы» понимают лучше всех. Поэтому и выдвинули в авангард Владимира Ивановича, особенно учитывая его имидж говорить везде и по любому поводу. Но «справедливые» партийцы забыли про еще одну грань имиджа Фролова – честность, неподкупность, отсутствие в работе всяческих сомнительных приемов. И услужливо этот дурно пахнущий приемчик ему подсунули.
Расчет очень прост, а прием до обидного стар. Бросающий вызов прекрасно осознает, что его вызов летит в пустоту, не будет принят. С таким же успехом можно и мне бросить вызов Владимиру Кличко. Он ничего может и не узнать о нем (хотя есть у меня возможность сообщить ему лично) и, естественно, никак на него не отреагирует. Но это даст повод мне говорить, что Кличко меня испугался (ничего личного, Владимир). Так и здесь, никто и не рассчитывает на дуэль. Наоборот, лучше, если она не состоится. В таком случае на всех углах можно растиражировать информацию, что противник тебя боится, что ему нечего возразить против твоих убийственных аргументов, поэтому они на сто процентов верны и суть истина.
Не случайно, уже на следующий день после брошенного вызова на улицах Оренбурга появились плакаты, рассказывающие о неясной судьбе предстоящих теледебатов. Мол, вызов брошен, поднимут ли перчатку? Но любому грамотному человеку понятно, что макет плакатов нужно подготовить, их необходимо напечатать, развесить, а для этого необходимо время. То есть плакаты готовились если не раньше, то, как минимум, параллельно с обнародованием вызова. А это свидетельствует о том, что инициаторам не важен сам результат – будет принят вызов или нет, состоятся дебаты или нет, важен информационный повод, вокруг которого можно раздуть маленькую кампанию. Важен и тот факт, что теледебаты назначены на 7 марта с таким расчетом, чтобы осталась еще неделя на тиражирование и интерпретацию отказа противников в нужном ракурсе.
Чистой воды пиар, ни о какой заботе об избирателях, информировании их и тем более создании для них каких-то преференций речи никто не ведет. Просто разводят, как кроликов, примитивно и беззастенчиво.
Ну а чтобы эффект от акции был значительнее, через какое-то время на всех этих щитах появляются жирные кляксы. Честно признаюсь, не знаю, кто это сделал, но ряд экспертов предполагают, что сотворено это самими владельцами плакатов. Опять же согласно старой технологии: типа, пачкают, значит бояться.
Отличилась и «Единая Россия», правда по мелочи. Развесив по городу плакаты с программой развития региона на ближайшие годы, она не во всех случаях удосужилась их прочитать. Сообщаю уважаемым мною партийцам, что сокращение «млрд» (также как и «млн») пишутся без точек на конце. Понимаю, что сами небезгрешны и ошибки можно найти и в нашем издании, но сорок страниц текста – это не 10 предвыборных плакатов, можно было и повнимательнее. Партия власти, она ведь должна быть примером во всем, в том числе и в грамотности.
Радует, что большинство наших читателей получат этот номер тогда, когда весь предвыборный ажиотаж уже спадет. Поэтому только самый недалекий человек сможет обвинить меня в том, что я преследую интересы той или иной политической силы. Просто мне показалось, что если кто-то ратует за чистоту и выборы с открытым забралом, то, как минимум, сам должен этому соответствовать.